Интересно.Познавательно.Смешно. урок- исследование по повести Л.А.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
методическая разработка по краеведению (7 класс)

Петрова Лилия Викторовна

Урок по повести Л.А.Кассиля содержит краеведческий материал, карты для работы с текстом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_issledovanie_po_kassilyu.docx25.79 КБ
Office presentation icon urok-issledovanie.ppt2.75 МБ
Файл tekst_1.docx23.23 КБ
Файл tekst_2.docx19.88 КБ
Файл tekst_3.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Интересно. Познавательно. Смешно».

Урок-исследование по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

Цель

Задачи.

Оборудование.

Ход урока.

  1. Ролик «Приглашаем в город Л.Кассиля». (Руденко И., Клочкова А.)
  2. Слово учителя.
  3. Исследовательская работа с текстом №1,2,3

-Гончарова В., Абдуллаев Г., Апарин М., Руденко И., Комленкова С. - о гимназии, порядках в ней;

- Егорова А., Шевченко А., Григорян К. , Клочкова А., Канцева Э. - о родителях,

-Рябикина А, Петрова В., Трошина Е., Бурмистрова К., Морозов Д. – о городе

  1. Литературный квест по Кассилевским местам (Бурмистрова К., Трошина Е)
  2. Картины - Кассилевские места в Энгельсе - созданные учениками 7 классов.
  3. Проверка исследовательских работ.
  4. Отзыв о научно-популярной книге – «От двух до пяти» - статьи К.Чуковского «Как дети слагают стихи», «Заповеди детских писателей». Апарин М., Трошина Е.
  5. Язык произведения.  Канцева Э.
  6. Работа со стикерами и картой Швамбрании – записать географические топонимы – каламбуры  - наклеить на карту.
  7. Ролик «Приглашаем в Энгельс», стихотворение
  8. Выводы урока.

I.Начало урока

II.Просмотр ролика «Приглашаем в город Л.Кассиля». (Руденко И., Клочкова А.)

Успеть бы …

Не печаль, а ностальгия сердце гложет:

И дома не те, и улицы не те!

Город  детства, где ты, где ты, сказка Божья,

Нам подаренный в неброской красоте?

Предстаешь из давних лет с протокой смирной,

С пылью- грязью и булыжной мостовой,

С площадью и парком, где кумиры

Тех времен играли в кости и лаптой

Забавлялись, и базаром душу грели…

Где Покровска дух вовсю горел,

Где за городом костры в ночи звенели

И арбуз в шаловских далях спел…

Между будущим и прошлым это счастье!

И оно ушло совсем и не ушло,

И к нему любой из нас причастен,

И любой хранит его тепло.

Нам город сохранить сегодняшний и бывший,

 Нам бы здесь не припоздниться и успеть,

Город нам родной и милый , слышишь,

Песни лучшие тебе, тебе пропеть.

 

Александр Кобылинский

III.  Исследовательская работа с текстом №1,2,3

Группа№1 -Гончарова В., Абдуллаев Г., Апарин М., Руденко И., Комленкова С. - о гимназии, порядках в ней.

Исследовательская работа №1  по тексту Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Как вы понимаете значение слова   «кондуит»? Запишите его толкование.

_________________________________________________________

  1. Что по уставу не разрешалось учащимся Покровской гимназии?
  2. Выпишите (подчеркните ) слова, которые служат характеристикой  отношения автора к гимназии. Подумайте, с каким чувством описывает Л.Кассиль годы обучения в гимназии?
  3. Хотели бы вы учиться в гимназии, где учился Лев Кассиль? Найдите плюсы и минусы  обучения в Покровской гимназии и в нашем лицее.

Группа №2 - Егорова А., Шевченко А., Григорян К. , Клочкова А., Канцева Э. - о родителях.

Исследовательская работа №2  по тексту Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Как вы понимаете значение фразеологизма  «по первое число»? Запишите его толкование. Какие синонимичные

фразеологизмы встретились вам в тексте?_________________________________________________________

  1. В чем проявляется  невероятная работоспособность отца? Что вы знаете о его врачебной деятельности?
  2. Выпишите (подчеркните ) слова, которые служат характеристикой  Абрама Григорьевича Кассиля. Вспомните , как наказывали детей  в семье Кассилей за провинность, обобщите материал.
  3. Осталась ли  Анна Иосифовна Кассиль  «изнеженной барышней»? Докажите свою точку зрения примерами из текста.
  4. Подумайте, с каким чувством описывает Л.Кассиль отца и мать?

Группа №3-Рябикина А, Петрова В., Трошина Е., Бурмистрова К., Морозов Д. – о городе Покровске.

Исследовательская работа №3  (по тексту  повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

1.Прочитайте текст. 2.Как вы понимаете значение слов «Брешка или Брехаловка»? Запишите лексическое значение слов.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Назовите здание, о котором говорится в тексте. Что в нем находится сейчас? Как сейчас называется Базарная площадь?

4.«- А ну не замай... Який скорый! - отвечала неприступная. - Ну, хай тоби бис... чипляйся.» Язык какого народа звучит в повести? Надписи на скольких языках были в городе?

5.Работа с текстом

Выпишите сравнения. Какова из роль

в тексте?

Выпишите имена существительные, по которым можно определить время действия повести?

6.Где находится город Драндзонск? Что вам известно об этой стране? Как и  кем она была открыта?

7.В каких произведениях  русской литературы описаны выдуманные страны?

VI. Литературный квест по Кассилевским местам (Бурмистрова К., Трошина Е) (презентация)

V.Обсуждение исследований.

VI. Отзыв о научно-популярной книге – «От двух до пяти» - статьи К.Чуковского «Как дети слагают стихи», «Заповеди детских писателей». Апарин М., Трошина Е.

VII. Язык произведения.  Канцева Э.

VIII. Работа со стикерами и картой Швамбрании – записать географические топонимы – каламбуры  - наклеить на карту.

IX.Слово учителя. Вернемся к тексту повести.

 Учитель читает последние строки повести: «Утром отец повез меня за город похвастаться новой больницей. Город  был неузнаваем. На месте, где земля закруглялась,  простирался  прекрасный  Парк культуры и отдыха. Пустырь, оставшийся после разрушения швамбранского дворца Угря, застраивался домами Мясокомбината.  Пробегал  автобус.  Торопились  на лекции  студенты  трех  вузов.  На  бывшей  Брешке  выросли  большие  дома. Аэропланы реяли, рокотали над городом, но я не видел задранных к небу голов. Строились новый театр, клиника, библиотека. На горе красовался  великолепный стадион.

     Я вспомнил, что слышали швамбраны в Чека:

     "И у нас будут мускулы, мостовые и кино  каждый  день..."  Пока  сказка

сказывалась, дело делалось. Больница  ослепила  меня  блеском  окон,  полов,

инструментов.

     - Ну что, - говорил папа, наслаждаясь моим восторгом, -  было  в  вашей

Швамбрании что-либо подобное?

     - Нет, - признавался я, - ничего подобного не было.

     Папа торжествовал».

X.  Просмотр ролика «Приглашаем в Энгельс», чтение стихотворения Владимира Карабанова «Город моей надежды».

Среди ярких огней новомодных дворцов

Разве сердце порой не скучало

О родном уголке, где родительский кров,

Где земные предел и начало?

Пусть зовет за собою манящий простор,

Городов повидал я немало,

Но приземистых улиц знакомый узор…

Как его мне порой не хватало.

Всё, что есть у меня в этом мире большом,

Умещается  в имени славном.

Только здесь мой причал, мои корни, мой дом,

Здесь живу я с надеждой о главном.

Предрассветной порой иль  вечерней зарей,

Как бы ни был обратный путь долог,

Я всегда возвращаюсь в свой город родной,

Он навек мне и близок и дорог.

Текст к ролику «Приглашаем в Энгельс»

XI. Выводы урока.

Отзывы из Интернета.

Слабая память иногда становится не проклятьем, а благословением. Например, когда садишься перечитывать (или, точнее, дочитывать когда-то недочтённую) книжку "Кондуит и Швамбрания" и фыркаешь от восторга. Хотя у меня книжка называется ни разу не Швамбрания, а просто "Кондуит", и от этого как-то немножко жутко, потому что социальный кондуит-то и так прёт изо всех щелей, а Швамбранию попробуй найди нынче.

Кассиля люблю нежно, всегда, но самое-самое у него так и не выбрала. Что последнее прочитала, то и самое-самое. Не знаю, как можно не влюбиться в это полное погружение на всех парах в семантически размытый мир ребёнка, где смешались в кучу кони, люди, но при этом всё удивительно чётко. Первая часть "Кондуита", где главный герой (и, конечно, его брат Оська, мой любимчик) ещё мал прекрасна особенно. Против пафосных революционных вещей я тоже никогда ничего против не имела, но и "за" тоже случалось редко, а вот первая треть книги — настоящая находка. Хочется цитировать и цитировать, хотя, казалось бы, что там, обычные детские перлы, случаи и путанички.

Вторая треть книги про школу показалась мне вечной и неизменной (как таракан в цепи эволюции). Мелкие различия, конечно, всегда есть, но школа почему-то упорно отказывается меняться, как система. Как были унылые скучные учителя, изматывающие уроки, страдания и правила, так и остались. Как заталкивали редких педагогов с искрой в глазах, так это всё и есть. Редкие исключения только подтверждают правило. В школе мир резко делится напополам: тёмное "взрослое" с обязаловкой, нотациями и скукой; светлое "товарищеское" и неважно, чем стала основа дружбы или другого рода общения.

К концу книги мне стало остро не хватать Швамбрании. Конечно, это символ, воплощение детской наивности: чего стоят швамбранские войны на фоне настоящей вдруг пришедшей войны. И всё же хочу ещё, больше пилигвинов, больше островов, больше карт и приключений, пусть даже только на волнах фантазии. Но дальше уже — фантастические повести. А в реалистичных, как у Кассиля, рано или поздно Швамбранию придётся похоронить и хранительницу швамбранского секрета тоже.

Жаль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интересно. Познавательно. Смешно. Урок по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор Жанлис Ф.

Слайд 2

Кассиль Абрам Григорьевич ( 1885 – 1951) Абрам Григорьевич Кассиль — российский и советский врач-акушер и гинеколог, учёный-медик. Заслуженный врач. Родился в г. Поневеже Ковенской губернии (ныне г. Паневежис, Литва). Окончил медицинский факультет Казанского университета. В 1904 году переехал в Покровскую слободу, где спустя два года построил и возглавил первый родильный приют. Покровский роддом, здесь работал А.Г.Кассиль

Слайд 3

Анна Иосифовна Кассиль В 1940-1990гг. в этом здании располагалась школа искусств №1.

Слайд 4

Город Покровск

Слайд 5

Покровская гимназия Здание гимназии 1960 г. Группа гимназистов (овалом обозначен Лев Кассиль). Начало ХХ века.



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа №1  по тексту Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Как вы понимаете значение слов «вандалы» и «варвары»? Запишите лексическое значение слов._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Расскажите об  увлечениях семьи Кассиль.
  4. Воспитание в семье. Заполните таблицу «Пропажа шахматной  королевы».

Как отнеслись к пропаже шахматной королевы в семье Кассиль? Заполните таблицу цитатами из текста.

Цитаты из текста

Ваше мнение: Согласны или нет

Отец Абрам Григорьевич Кассиль

Мать Анна  Иосифовна

Кухарка Аннушка

Оська и Леля

  1. Выпишите самую важную, на ваш взгляд, фразу из этой главы. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Расскажите об игрушках Лёли и Оськи. В каком произведении, прочитанном вами в 6 классе, рассказывается примерно  таких же развлечениях детей?

ПРОПАВШАЯ КОРОЛЕВА, ИЛИ ТАЙНА РАКУШЕЧНОГО ГРОТА

     Все началось с того, что пропала королева. Она исчезла среди бела  дня, и день померк.  Самое  ужасное  заключалось  в  том,  что  это  была  папина королева.  Папа  увлекался  шахматами,  а  королева,  как  вестно,  весьма полномочная фигура на шахматной доске. Исчезнувшая королева входила в новенький набор,  только  что  сделанный токарем  по  специальному  папиному  заказу.  Папа  очень   дорожил   новыми шахматами.

     Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было  чрезвычайно трудно. Точеные лакированные фигурки предоставляли  неограниченные  возможности  использования их для самых разнообразных и заманчивых.  Пешки ,  например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая  походка полотеров: к их круглым  подошвам  были  приклеены  суконочки.  Туры могли сойти за рюмки, король - за  самовар  или  генерала.  Шишаки  офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару  белых  коней  можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу возчиков или  карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая  королева могла работать за елку, возчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок  на подставке и за архиерея... Нет,  никак  нельзя  было  удержаться,  чтобы  не трогать шахмат!

     В тот исторический день белая королева-возчик  подрядилась  везти  на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел пешкам натереть клетчатый  паркет  и  зажегэлектрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.

     Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры  и  уже хотели их уложить на место, как вдруг - о ужас! - мы  заметили  исчезновение черной королевы...

     Мы едва не протерли коленки, ползая по  полу,  заглядывая  под  стулья, столы, шкафы. Все было напрасно. Королева, дрянь точеная, исчезла бесследно!

Пришлось сообщить маме. Она подняла на ноги весь дом. Однако и общие  поиски ни к чему не привели. На  наши  стриженые  головы  надвигалась  неотвратимая гроза. И вот приехал папа.

     Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон,  самум, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал.  Он  назвал  нас  варварами  и вандалами. Он сказал, что даже медведя можно научить ценить вещи  и  бережно обращаться с ними.  Он  кричал,  что  в  нас  заложен  разбойничий  инстинктразрушения и он не потерпит этого инстинкта и вандализма.

     - Марш оба в "аптечку" - в угол! - закричал в довершение всего отец.  - Вандалы!!!

     Мы поглядели друг на друга и дружно заревели.

     - Если бы я знал, что у меня такой папа будет, - ревел Оська, -  ни  за что бы в жни не родился!

     Мама тоже часто заморгала глазами и готова была "капнуть".  Но  это  не смягчило папу. И мы побрели в "аптечку".   "Аптечкой" у нас  почему-то  называлась  полутемная  проходная  комната  около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку.

     В одном  углов "аптечки"  была  маленькая  скамеечка,  известная  под названием "скамьи подсудимых". Дело в том, что  папа-доктор  считал  стояние  детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал.

     Мы сидели на позорной скамье.  В  "аптечке"  синели  тюремные  сумерки. Оська сказал:

     - Это он про цирк ругался... что там ведмедь с вещами обращается? Да?

     - Да.

     - А вандалы тоже в цирке?

     - Вандалы - это разбойники, - мрачно пояснил я.

     - Я так и догадался, - обрадовался Оська, - на них набуты кандалы.

     В кухонной двери показалась голова кухарки Аннушки.

     - Что ж это такое? -  негодующе  всплеснула  руками  Аннушка.  -  Из-за бариновой бирюльки дитев в угол содят... Ах вы, грешники мои! Принести,  что ль, кошку поиграться?

     - А ну ее, твою кошку! - буркнул я, и уже погасшая  обида  вспыхнула  с новой силой.

     Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к  нам  самой  обидной  стороной.  Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нем не было уделено.  Всеми  пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали  верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли  в  шахматы...  А  дети  стояли  в  углах. Взрослые  забыли,  наверно,  свои  детские  игры  и  книжки,  которыми   они зачитывались, когда были маленькими.  Должно  быть,  забыли!  Иначе  они  бы позволяли нам дружить со всеми на улице, лазить  по  крышам,  бултыхаться  в

лужах и видеть кипяток в шахматном короле...

     Так думали мы оба, сидя в углу.

     - Убегем! - предложил Оська. - Как припустимся!

     - Беги, пожалуйста, кто тебя держит?.. Только куда? - резонно  возразил  я.

     - Все равно всюду большие, а ты маленький.

     И вдруг ослепительная идея ударила мне в голову. Она  пронала  сумрак "аптечки", как молния, и я не удивился, услышав  последовавший  вскоре  гром (потом оказалось, что это Аннушка на кухне уронила противень).

     Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю.  Она была здесь, около нас. Ее надо было  только  выдумать.  Я  уже  видел  ее  в темноте. Вон там, где дверь в уборную, - пальмы, корабли, дворцы, горы...

     - Оська, земля! - воскликнул я задыхаясь. - Земля! Новая  игра  на  всю жизнь!

     Оська прежде всего обеспечил себе будущее.

     - Чур, я буду дудеть... и машинистом!  -  сказал  Оська.  -  А  во  что играть?

     - В страну!.. Мы теперь каждый день будем жить не только  дома,  а  еще как  будто  в  такой  стране...  в  нашем  государстве.  Левое  вперед!  Даю подходный.

     - Есть левое вперед! - отвечал Оська. - Ду-у-у-у-у!!

     - Тихай! - командовал я. - Трави носовую! Выпускай пары!

     - Ш-ш-ш... - шипел Оська, давая тихий ход,  травя  носовую  и  выпуская

пары.

     И мы сошли со скамейки на берег новой страны.

     - А как она будет называться?

     Любимой книгой нашей была в то время "Греческие мифы" Шваба. Мы  решили назвать свою страну "Швабранией". Но это  напоминало  швабру,  которой  моют полы. Тогда мы вставили для благозвучия  букву  "м",  и  страна  наша  стала называться Швамбрания, а мы - швамбранами. Все это должно было сохраняться в строжайшей тайне.

     Мама скоро освободила нас  заточения. Она и не подозревала, что имеет дело с двумя подданными великой страны Швамбрании.

     А через неделю нашлась королева. Кошка закатила ее в щель под сундуком. Токарь к этому времени выточил  для  папы  нового  ферзя,  поэтому  королева досталась нам  в  полное  владение.  Мы  решили  сделать  её хранительницей  швамбранской тайны.

     У мамы в спальне, на столе, за зеркалом, стоял красивый, всеми  забытый  грот, сделанный  ракушек. Маленькие  решетчатые  медные  дверцы  закрывали  вход в уютную пещерочку. Она пустовала. Туда мы решили замуровать  королеву. На бумажке мы выписали три буквы: "В. Т.  Ш."  (Великая  Тайна  Швамбрании). Слегка отодрав суконку от королевской подставки, мы засунули  туда  бумажку, посадили королеву  в  грот  и  сургучом  запечатали  дверцы.  Королева  была обречена на вечное заточение. О ее дальнейшей судьбе я расскажу потом.



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа №2  (по тексту  повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

  1. Прочитайте текст.
  2. Как вы понимаете значение слов «Брешка или Брехаловка»? Запишите лексическое значение слов.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Назовите здание, о котором говорится в тексте. Что в нем находится сейчас? Как сейчас называется Базарная площадь?
  4. «- А ну не замай... Який скорый! - отвечала неприступная. - Ну, хай тоби бис... чипляйся.» Язык какого народа звучит в повести? Надписи на скольких языках были в городе?
  5. Работа с текстом

Выпишите сравнения. Какова из роль

в тексте?

Выпишите имена существительные, по которым можно определить время действия повести?

  1. Где находится город Драндзонск? Что вам известно об этой стране? Как и  кем она была открыта?
  2. В каких произведениях  русской литературы описаны выдуманные страны?

ОТ ПОКРОВСКА ДО ДРАНДЗОНСКА

     В  Швамбрании  мы  обитали  на  главной  улице  города  Драндзонска,  в бриллиантовом доме, на 1001-м этаже. В России мы жили в  слободе  Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на  Базарной  площади,  в первом этаже.

     В открытые окна рвалась визгливая булга торговок. Пряная ветошь  базара громоздилась  на  площади.  Хрумкая  жвачка  сотрясала  торбы   распряженных лошаденок... Возы молитвенно простирали  к  небу  оглобли.  Снедь,  рухлядь, бакалея, зелень, галантерея, рукоделье, обжорка... Тонкокорые арбузы  лежали

в пирамидках, как ядра на бастионах в картине "Севастопольская оборона".    Картина  эта  шла  за   углом   в   синематографическом   электротеатре "Эльдорадо". Кинематограф - всегда окружали козы.  У  афиш,  расклеенных  на мучном клейстере, паслись целые стада.

    От "Эльдорадо"  до  нашей  квартиры  шла  так  называемая  Брешка,  или Брехаловка. Вечерами на Брехаловке происходило гулянье.  Вся  Брешка  -  два квартала. Гуляющие часами толкались туда и  назад,  от  угла  до  угла,  как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов двигались  посередине.

Они  плыли  медленно,  колыхаясь.  Так  плывут  арбузные  корки  у  волжских пристаней. Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над  толпой.

Вся Брешка  была  черна  от  шелухи  подсолнухов.  Семечки  называли  у  нас "покровский разговор".

    Вдоль Брешки рядом  стояли  парни  в  резиновых  ботах,  напяленных  на сапоги. Парни шикарно согнутым минцем  снимали  с  губ  гирлянды  налипшей скорлупы. Парни изысканно обращались к девчатам:

     - Спозвольте причепиться. Як вас по имени кличут... Маруся чи Катя?

     - А ну не замай... Який скорый! - отвечала неприступная. - Ну, хай тоби

бис... чипляйся.

     И целый вечер  грузно  толкалась  перед  окнами  грегочущая,  лузгающая хуторская Брехаловка.

     А мы сидели в темной гостиной на подоконнике. Мы глядели на  полутемную улицу. Мимо плыла Брешка. А на подоконнике  воздвигались  невидимые  дворцы, воздушные замки, распускались  пальмы,  неслышная  канонада  сотрясала  нас.

Разрушительные снаряды нашего воображения рвали ночь.  Мы  расстреливали  со своего подоконника Брешку. На подоконнике была Швамбрания.

     Нас доставали гудки волжских пароходов. Они тянулись  далекой глубины ночи,  будто  нити:   одни   тонюсенькие   и   дрожащие,   как   волосок   в электролампочке, другие толстые и тугие, словно басовая струна в рояле. И на конце каждой нити висел где-то в сыром надволжье пароход. Мы наизусть  знали

азбуку пароходных высказываний. Мы читали гудки, как книгу.  Вот  бархатный, торжественный, высоко забирающий  и  медленно  садящийся  "подходный"  гудок  парохода общества "Русь". Где-то выругал зазевавшуюся лодку  сиплый  буксир, запряженный  в  тяжелую  баржу.  Вот  два  кратких  учтивых   свистка:   это повстречались "Самолет" с "Кавказ-и-Меркурием". Мы даже знаем, что "Самолет"  идет вверх, в Нижний, а  "Кавказ  и  Меркурий"  -  в,  в  Астрахань,  ибо "Меркурий", соблюдая речной этикет, поздоровался первым.



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа №2  по тексту Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

Задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Как вы понимаете значение фразеологизма  «по первое число»? Запишите его толкование. Какие синонимичные

фразеологизмы встретились вам в тексте?_________________________________________________________

  1. В чем проявляется  невероятная работоспособность отца? Что вы знаете о его врачебной деятельности?
  2. Выпишите (подчеркните ) слова, которые служат характеристикой  Абрама Григорьевича Кассиля. Вспомните , как наказывали детей  в семье Кассилей за провинность, обобщите материал.
  3. Осталась ли  Анна Иосифовна Кассиль  «изнеженной барышней»? Докажите свою точку зрения примерами из текста.
  4. Подумайте, с каким чувством описывает Л.Кассиль отца и мать?

ДОМАШНИЙ КАПИТАН

     Отец   -   высоченный   пышно-курчавый    блондин.    Это    невероятно

работоспособный  человек.  Он  не  знает,   что   такое   усталость.   Зато,

наработавшись, он может выпить целый самовар. Движется он быстро  и  говорит

громко.  Когда  папа,  рассердившись,  кричит  иной   раз   на   бестолковых

пациентов-хуторян, то мы всегда боимся, как бы больные не умерли со  страху.

Мы бы на их месте обязательно умерли.

     Но, кроме того, папа очень веселый человек. И бывает так: придет к нему

больной, у которого "в грудях  як  огнем  пече",  а  через  несколько  минут

забудет про грудь и хватается за живот: заболел от  смеха...  А  когда  отец

начинает грохотать сам, то кошка стремглав бросается под буфет и в аквариуме

идет зыбь. К ужасу Аннушки, он выносит маму к обеду на руках. Он  ставит  ее

на пол и говорит: "Вот барыня приехала".

     Много веселых слов знает отец.

     -  Жри  да  рожу  пачкай,  -  говорит  он  нам  за  обедом.  -  Эй  вы,

братья-разбойники, кальдонцы, бальвонцы, подберите нюня! - И  ущемляет  наши

носы между указательным и средним пальцами.

     И это у него собезьянничал швамбранский царь  манеру  говорить  кучеру:

"Дуй их в хвост и в гриву".

     Иногда, упорно отстаивая новую  койку  для  общественной  больницы,  он

выступает на волостных сходках. А сход - богатеи-хуторяне - сыто бубнит: "Нэ

треба..." Потом в газете "Саратовский вестник" обязательно описывается,  как

господин старшина призывал господина доктора к порядку,  а  господин  доктор

требовал занесения в протокол слов господина Гутника, а господин  Гутник  на

это...

     Отец знаком со всей слободой. Нарядные свадебные кортежи  почти  всегда

считают долгом остановиться перед нашими окнами. Цветистая кутерьма окружает

тогда наш дом. Брешка засеяна конфетами: их швыряют пригоршнями  с  саней  в

толпу. Сотни бубенцов брякают на  перевитых  лентами  хомутах.  На  передних

санях рявкает среди ковров оркестр. И пляшут, пляшут прямо в широких  санях,

с лентами и бумажными цветами в руках багровые визжащие свахи.

     А еще вспоминали об отце и такое.

     В  слободе  прежде  шибко  хулиганили.  "Фулиганы",  как  называли   их

покровчане, были пожилыми семейными людьми... От хулиганов этих в слободе не

было житья. Полиция бездействовала.

     Жители решили действовать сами.  Был  составлен  список  самых  матерых

разбойников. По этому списку адресов толпа шла  улицы в улицу. Толпа шла и

убивала...

     Было это глухой ночью.

     Один  главарей хулиганской  банды  скрылся  у  папы  в  больнице.  Он

действительно был серьезно болен. Он умолял спасти его. Он валялся в ногах у

папы.

     - Бьют вас за дело. Только ваше счастье, что  вы  заболели  вовремя.  В

данную минуту вы для меня прежде всего пациент, больной. И больше  я  ничего

знать не хочу. Вставайте с пола, ложитесь на койку.

     Распаленная толпа осадила больницу. Она ярилась  и  гудела  у  закрытых

ворот. Отец вышел за ограду к толпе.

     - Чего надо? Не пущу, - сказал отец, - поворачивайте-ка оглобли! Вы мне

еще тут заразы нанесете в родильный. Дезинфицируй потом...

     - Ты, доктор, только бы Балбаша на руки выдал...  Под  расписку.  Мы  б

его... вылечили...

     - У больного Балбашенко, - строго и раздельно ответил папа,  -  высокая

температура. Я не могу его выписать. И никаких разговоров! И не шумите. А то

больные пугаются - это им вредно.

     Толпа тихо подвинулась ближе. Но тут   нее  вышел  старый  грузчик  и

сказал так:

     -  Доктор,  ребята,  правильно  излагает.  Им  ихняя  специальность  не

позволяет. Пошли, ребята. А только мы Балбаша и после закончим. Извиняйте за

беспокойство.

     Балбаша "закончили" через три месяца.

ЗЕМЛЯ ХАНОНСКАЯ

  Папа очень вспыльчив. В сердцах он оглушителен. Нам тогда влетает  "под

первое число" и под двадцатое. Нам всыпается  и  в  хвост  и  в  гриву,  нас

распекают во  всю  ивановскую,  нам  прописывают  ижицу...  Тогда  на  сцену

выступает мама.

     Мама у нас служит модератором (глушителем) в слишком бравурных  папиных

разговорах. Папа начинает звучать тише.

     Мама  -  пианистка,  учительница  музыки.  Целые  дни  у  нас  по  дому

разбегаются "расходящие гаммы", скачут,  пиликают  экзерсисы  -  упражнения.

Унылый голос насморочной ученицы сонно отсчитывает:

     - Раз-ын, два-ын, три-ын... Раз-ын, два-ын...

     И мама поет на мотив бессмертного "Ханона":

     - Первый, пятый, третий палец, снова первый и четвертый. Тише руку,  не

качайте. Пятый, первый...

     И все наше детство было положено на эту музыку. У меня до сих  пор  все

воспоминания поются на  мотив  "Ханона".  Только  дни,  утонувшие  в  липкой

микстуре жара, дни нашего дифтерита, кори, скарлатины,  крупа,  вспоминаются

без аккомпанемента. Мама сама выхаживала нас.

     Мама близорука. Она низко наклоняется к пюпитру, и к концу дня в глазах

у нее рябит от черненьких вибрионов, которые называются нотами.

     На папином столе в кабинете  есть  бумагодержатель  -  тонкая,  длинная

дамская рука из бронзы зажимает рецепты, почтовые квитанции,  счета.  Вот  у

матери точно такие руки. Изнеженной барышней  она  храбро  покинула  большой

город и уехала с папой в "земство", в деревню, к далекой и глухой Вятке. Там

ей суждено было просидеть много бессонных  ночей  у  черного,  разузоренного

стужей окна. Из окна дуло. Ночник плаксиво моргал. За  окном  была  страшная

морозная зга и метель. И где-то в этой студеной, воющей  тьме  плутал  папа,

скача на розвальнях в далекое - километров за двадцать - село. Сбоку мерцали

огоньки, но то были не  дома,  а  волки.  Замирал  далекий  колокол  -  маяк

метельных ночей. Папа ехал на колокол. Из сугробов вылезало черное село. При

зыбком свете лучины, в овчинной  духоте,  папа  делал  неотложную  операцию.

Потом он ехал обратно, вымыв руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Презентация к уроку - исследование по повести Н.Г. Гоголя Шинель....

Разработка урока. Урок – исследование по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Урок-исследование.Обобщение и систематизация знаний теории литературы и применение изученного материала в ходе работы с текстом....

Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...