Каждый человек рождается для какого-то дела (портретный очерк).
статья по краеведению (8 класс)

Инюшкина Валентина Ивановна

В этом портретном очерке раскрывается личность замечательного педагога, работавшего в нашем поселке Преображенский. Моя работа – это дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь студентам, обучению их наукам, а самое главное учил  любить родную землю. Жизненный путь его - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу. Этого человека зовут Александр Васильевич Сафонов. Педагог по призванию, в душе – удивительный ботаник, агроном, селекционер, просто интересный человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portretnyy_ocherk_wecompress.com_.docx886.39 КБ

Предварительный просмотр:

                    Каждый человек рождается для какого-то дела (портретный очерк).

        Есть люди, без которых трудно представить себе существование нашего общества. И не важно, что их имена не вписаны «золотыми буквами» в историю. Важно, что они жили, что вокруг них кипела общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их бескорыстном и честном труде. Важно, что они определяли собой свое время. Одним из таких людей был Сафонов Александр Васильевич.

 В апреле 41 ого молодой, красивый, в военной гимнастерке   с одним чемоданчиком в руках, прибыл он по направлению в наш поселок. И на всю жизнь влюбился в эти места, с ромашковыми лугами, стройными соснами, вечерними зорями, с пением соловьев в прибрежных ивах, со скромными водами реки Мокша, без которых уже и не мыслил своей жизни. Здесь же он встретил и свою любовь Тоню Беликову, с которой связал свою судьбу на долгие годы. О нем с гордостью и большим уважением рассказывают в поселке, передавая из поколения в поколение историю жизни этого поистине удивительного человека.

           Александр Васильевич Сафонов родился в 1913 году в деревне Пановы – Кусты Сампурского района Тамбовской области в многодетной семье. Детство его было похоже на детство всех крестьянских детей, познавших труд с малолетства. Он рос крепким парнем, резвым и жизнерадостным. Отец выбивался из сил, но мальчика в школу отдал. Саша учился хорошо, был любознательным и способным, одним из лучших учеников школы. Затем учеба в школе сельской молодежи, после ее окончания начал работать педагогом. Учить детей нравилось ему, но была еще с детства у Александра Васильевича мечта -  разводить сады. И в 1933 году он успешно сдает экзамены и поступает в Плодоовощной институт имени И.В. Мичурина. Годы учебы для талантливого и честного студента Сафонова были тяжелыми. Это годы гонений на генетиков вейсманистов – морганистов со стороны лжеученых, которые слабо ориентировались в научной литературе, получали противоречивые данные экспериментов, тем не менее, они продолжали находить поддержку у правительства. Особенно ярым противником менделизма – морганизма являлся Лысенков Т.Д. Он утверждал возможность наследования приобретенных признаков (перерождения из одного вида в другой). Своих научных оппонентов объявлял идеологическим противниками строя. В результате этой борьбы были разгромлены научные школы в генетике, затормозилось развитие биологии и сельского хозяйства.

  Настоящие ученые никогда не сдавались. Они продолжали работать в труднейших условиях. В стране, где существовала жестокая система контроля, за всем этим еще оставались люди, которые верили не знаменитым лозунгам, а своим наблюдениям, научным фактам. И думающая молодежь, из числа которой был Александр Сафонов, не случайно тянулась к таким людям, к преподавателям, которые могли научить их истине. Именно это и помогло Александру Васильевичу в 1938 году на отлично сдать экзамены и получить диплом первой степени.

  Почти сразу же после окончания института в 1939 году призывается в Красную Армию. И в этом же году молодой башенный стрелок 11-ой танковый бригады красноармеец Сафонов становится участником войны на реке Халхин-Гол в Монголии, в районе которой советско –монгольские войска 28 мая - 15 сентября 1939 года разгромили японских захватчиков. Соединения японских войск в июле 1939 года попытались прорваться в глубь монгольской территории и захватили плацдарм на восточном берегу Халин -Гола. Советское командование для отпора врагу создало армейскую группу, усиленную бронетанковыми частями и авиацией под командованием Г.К. Жукова. 20 августа после артиллерийской подготовки войска перешли в наступление, прорвали оборону противника на флангах и сходящимися ударами окружили основные силы японцев. К утру 31 августа окруженные войска сдались. Военная авантюра японского командования потерпела поражение.

  За время боевых действий красноармеец Сафонов поражал своих начальников и членов экипажа своей работоспособностью, энергией, порядочностью. Всегда сохранял самообладание в тяжелые моменты боевых действий. А для бойца Сафонова (как часто вспоминал он) самой большой сложностью было уместиться в танке при его росте 1м 90см. За самостоятельность, инициативу, а также за умение преодолевать любые трудности и просто за замечательные человеческие качества, проявленные в боях, боец Сафонов был награжден медалью «За Отвагу». После контузии Александр Васильевич демобилизовался и был направлен на работу в Мордовию.

В 1940 году перед Великой Отечественной войной Февральский Пленум ЦК КПСС с целью лучшего обеспечения колхозов и совхозов специалистами решил создать новый тип учебных заведений – двухгодичные школы среднего специального образования. В Мордовии такая школа была организована и начала свою работу с 1 октября 1940 года в городе Саранске на улице Володарской. 30 апреля 1941 года было подписано решение о переводе Республиканской двухгодичной школы в Краснослободский район. Едва закончился переезд школы, началась Великая Отечественная война. Мужественно с полной ответственностью и пониманием всей сложности, еще в необжитой обстановке, встретил коллектив школы известия о вероломном нападении на нашу Родину гитлеровской Германии, в их числе был и молодой специалист, только что прибывший на работу, Сафонов Александр Васильевич.

Война – это    горе, слезы.   Она постучалась в каждый дом, принесла беду. Сотрудники один за другим начали уходить на фронт. После контузии, полученной еще в японскую войну, у Александра Васильевича стало резко ухудшаться зрение. «Думаешь, будет легко с бабами да детьми, фронт кормить надо», - ответили ему на призывном пункте. И руководство школой было передано Александру Васильевичу. Население поселка, сотрудники школы (большая часть состояла из эвакуированных), под руководством Сафонова А.В. активно помогали фронту – собирали теплую одежду, обувь, участвовали в строительстве аэродрома в с. Кользиваново, в  оборонительном сооружении по реке Сура. Не прекращался и набор студентов, на первый курс было принято 120 человек.

    Несмотря на тяжелое военное время, вместе со своими студентами Александр Васильевич вначале 41-ого воплощает заветную мечту всей своей жизни, закладывает плодовый сад (яблоня, вишня, слива) и плантации ягодных культур (малина, смородина, крыжовник). Особенно хорошие урожаи на пойменных землях давали ягодные культуры. Весь собранный урожай ягод и фруктов отправлялся в госпитали для раненых солдат и детские дома.

День Победы Александр Васильевич вместе со своим коллективом и учащимися школы встретил в поле. Досевали пойменные поля. Потихоньку начала налаживаться мирная жизнь. В 1948 году Февральский пленум ЦК КПСС решил организовать в каждой области и автономной республике уже 3-х годичные агрономические школы с выдачей диплома. И 1 октября 1948 года в торжественной обстановке состоялось открытие агрошколы в моем поселке и начались нормальные учебные занятия. Александр Васильевич начал преподавать такие предметы, как «Овощеводство и плодоводство», «Сельскохозяйственная мелиорация и лесоводство», добиваясь глубоких знаний материала и получения практических навыков по своим предметам. Жажда познания Александру Васильевичу была присуща всегда. В процессе обучения вместе со студентами проводит опытническую работу: испытывает новые сорта овощных культур, выращивает сеянцы березы путем летнего посева свежесобранными семенами.

«Звездный час» Н.С. Хрущева в 50-е годы оказался весьма благоприятным для сельского хозяйства страны. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Показательно стало растениеводство и животноводство и в нашем поселке. Наводился полный порядок на земле. Удалялся кустарник и «божий лесок». Шла борьба с сорняками. Улучшались сенокосы, луга и пастбища. После выхода постановления о преобразовании природы развернулись лесопосадки по берегам реки Мокша и границам полей. Всего было посажено 16.0 га. лесозащитных полос. На песчаном бугре было посажено 70 тысяч саженцев сосны. И в этом большая заслуга агронома Сафонова А. В.  Особенно много уделял он внимания самому любимому делу - садоводству. Был расширен плодово - ягодный сад, заложенный еще в войну, до 32 гектаров, появились посадки черноплодной рябины, облепихи, орешника. Наконец, была заложена плантация виноградника мичуринских сортов на площади 2 га. Своими силами, почти без затрат средств построена односкатная теплица площадью 50 кв.м., в которой круглый год росли цитрусовые растения – лимоны, кипарисы, туя и пальмы. Далеко гремела слава об арбузах, площадь, которых доходила до 10 га. Со средней урожайностью в 200 центнеров крупных и очень сахаристых, созревающих в начале августа ягод. При этом доказывается возможность выращивания этой культуры в условиях Мордовии, да еще на большой площади. Разрабатывается агротехника этой культуры для условий Мордовии, которая впервые описывается в газетах «Знамя труда» («Красная Слобода») и «Советская Мордовия» (Известия Мордовии). Это ускоренный способ выращивания саженцев винограда в течение пяти месяцев (коротким черенками в одну почку с пикировкой в торфо-перегнойные горшочки).

 Несмотря на некоторые послабления в сельском хозяйстве, все-таки господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно - совхозной системе, находящейся под пристальной опекой партийно – государственных органов. На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремление аппаратных работников добиться значимых показателей любым путем, без осознания негативных последствий. Чиновники всех рангов зачастили в п. Учхоз (ныне Преображенский), которые не хотели признавать достижения коллектива учебного хозяйства. Критиковали хозяйство за то, что якобы арбузы были мелкими, несладкими и в мизерном количестве, а виноград «набивал оскомину». Под большим давлением местных чиновников, со временем пришлось отказаться от выращивания арбузов и винограда, и лишь благодаря настойчивости Александра Васильевича сохранилось выращивание овощей: помидоров, огурцов, моркови, капусты, свеклы. Они поставлялись в студенческую столовую и детский сад.

Александр Васильевич любил и уважал труд, для него наблюдать – значило работать, а работать - значило жить. На всех ответственных участках работы, которые ему поручались, показал себя принципиальным, глубоко знающим теоретический и практический материал, владеющим огромными организаторскими способностями и умениями пробуждать в учащихся интерес к творчеству, опытничеству, любви к природе и красоте окружающего мира. Воспитал не одно поколение агрономов, по - настоящему любящих свою профессию, природу, свою землю, свою Родину.

 А.В. Сафонов поддерживал постоянную связь с Всесоюзном НИИ селекции и семеноводства овощных культур. С 1972 года и до конца своей жизни был председателем Совета общества охраны природы, многие годы на общественных началах руководил озеленением территории совхоза- техникума

Мичуринец, селекционер, он вывел новый сорт серебристого тополя, естественный гибрид осины и тополя белого, который по его же инициативе был взят под охрану общества. Много труда заложено около дерева - гибрида. Очищена большая территория вокруг него кустарников и сухих деревьев. Выкорчеваны пни, посажена защитно-декоративная полоса (144 саженцев березы, 137 саженцев черемухи, 170 саженцев калины, 700 саженцев боярышника). Ежегодно Александр Васильевич ходил к своему любимцу, ухаживал за ним, вел записи и переписку с профессором Всесоюзного Ботанического института (к сожалению Ф.И.О. профессора осталось неизвестным, после смерти Александра Васильевича переписка и записи были утеряны). Это было последнее его увлечение. И еще много- много добрых дел оставил он после себя.

SDC11277

Провожая в последний путь Александра Васильевича, его воспитанница Климкина Ольга сказала: «Александр Васильевич оставил о себе добрую память. Он любил красоту, природу, цветы и страстную любовь отдавал нам, студентам. Все что положено в поселке, это дело его рук и его доброго сердца. В этот скорбный час склоняются в низком поклоне каждое деревце, каждый кустик Вам, так сильно любившему все живое на земле».

О таких людях, как Александр Васильевич Сафонов, М.М. Пришвин    сказал: «Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее от человека». Он всю жизнь стремился познать секреты и чудеса природы. И несмотря ни на что, жил Александр Васильевич на земле полноправным хозяином, потому что он сам – сын ее.

 Наверное, каждый из нас на определенном этапе свой жизни задается вопросами: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» И каждый отвечает на них по- своему. Вероятно, в этом и заключается смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портретный очерк

Данная презентаия поможет при подготовке к сочинению как учителю, так и учащимся....

Методическая разработка "Как писать портретный очерк" Урок в 8 классе

Как писать портретный очерк. Урок русского языка в 8 классе. ...

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

Цель урока: определить понятие очерка;дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.Задачи: повторить...

Сочинение - портретный очерк по картине П.А.Корина «Александр Невский»

Подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка Сочинение - портретный очерк по картине П.А.Корина «Александр Невский» Цели: Подготовить учащихся к написанию сочинения в жан...

Портретный очерк

Компетентностный подход в обучении на билингвальной основе. Урок развития речи. Обучение написанию сочинения в жанре портретного очерка...

«Сочинение в жанре портретного очерка» Судьба человека: к 110 - летию М. А. Шолохова

Оставаться человеком при любых обстоятельствах, оставаться самим собой, не изменять себе и своей Родине – эта тема красной линией проходит в произведениях великого писателя-романиста ХХ века Мих...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...