Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»
план-конспект урока

Дряева Дарья Александровна

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе

Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого

«Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе

Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого

«Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Цель деятельности учителя

Сформировать знание о понятии «очерк», научить создавать портретное описание персонажа в тексте

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Изучить совокупность приемов и речевых средств, используемых публицистами для создания портрета героя, анализ портрета как важнейшего структурного элемента публицистического текста;

 Изучить особенности очерка, его структурное и речевое своеобразие.

Метапредметиые 

Формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать умение сравнивать и находить различия и сходства;

Развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;

Развивать умение обобщать и синтезировать знания;

Развивать речь обучающихся;

Обогащать словарный запас.

Личностные

Воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самодеятельности; Формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их;

 Учить работать в группах, чувствовать свой вклад в работу.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный (формы: упражнение, беседа, практическая работа, анализ схемы);

Частично-поисковый (формы: эвристическая беседа с последующим выводом);

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Компьютер; проектор; мультимедийный экран.

Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал

Электронная презентация, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест.

Основные понятия

Очерк, портретный очерк, путевой очерк.

Основные этапы урока и отведённое на них время

Самоанализ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный момент

Мотивация

(целеполагание,

актуализация

знаний, проверка

остаточных

знаний, проверка

д/з)

Мотивация к аудированию

(К)

Обратная связь с учениками

Актуализация знаний

Беседа

Наблюдение за работой

Здравствуйте, ребята. Прошу вас занять свои рабочие места и приготовиться к уроку (на столе у каждого ребёнка лежат стикер и фломастер). Напишите своему соседу, какой, на ваш взгляд, самой лучшей чертой характера он обладает.

Поприветствуем друг друга. Передайте стикер с вашей записью своему соседу со словами приветствия (здесь учитель создаёт условия для хорошего эмоционального настроя каждого ученика)

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим развивать способность к анализу литературного произведения, коммуникативно-речевую компетентность, важнейшей составляющей которой является умение создавать собственные высказывания в разных художественных и литературно-критических жанрах.

- С чем мы знакомились на предыдущих уроках?

Что же такое жанр?

Какие жанры существует?

Поиграем в игру «Верю» «Не верю». В таблице записаны определения и их расшифровка. Ваша задача – согласиться с этими  ответами или нет. Да – плюс, нет – минус, ошибки прокомментируем. Кто справляется с работой, поднимает руку.

У вас на столах лежат

- мобилизуют свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»;

- участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества;

-оказываются в ситуации затруднения из-за недостатка теоретических знаний.

- С основными жанрами журналистики

Жанр- род журналистских произведений, характеризующийся определёнными признаками. Жанр- форма произведения, влияющая на его содержание

Информационные (несут информацию, новость), аналитические (дают анализ, оценку), художественно-публицистические (сочетают художественность (описание, размышление, оценку) и публицистику (обращение к читателю) жанры

Выполняют задание

Познавательные УУД:

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать  причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять  самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь  формулировать собственное мнение и  позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

Основной этап (повторение ранее изученного, проверка д/з, объяснение нового материала, первичное закрепление, физкультминутка)

Контроль за выполнением задания

Проблемная ситуация

Запись в тетрадь

Целеполагание

Беседа

Физминутка

Биография Б.Н. Полевого

Вторичное закрепление

Всем ли утверждениям вы поверили?

Какие утверждения неверны? Почему?

Портрет – это описание внешности (лица, фигуры, одежды), поведение человека, его внутренней сущности, склада характера, речевых характеристик, черт характера

Ошибки мы нашли, оцените свою работу. ЛИСТ ОЦЕНКИ!

Какое определение вызвало затруднение?

Что мы знаем об очерке?

Главным объектом очерка всегда был и остается человек. Соответственно одной из наиболее существенных составляющих мастерства публициста является умение раскрыть характер героя, создать его запоминающийся образ

-Совершенно верно! Ребята, какая тема нашего урока? Запишите тему в тетрадь

Три глагола нам помогут сформулировать цель и задачи урока

УЗНАТЬ

Что такое очерк?

Какие особенности у очерка?

Каким виды очерка бывают?

НАХОДИТЬ

Очерк среди других жанров

УМЕТЬ

Создавать портретный очерк

Ребята, у вас на столах лежат 2 текста, прочитайте их и подумайте, какими особенностями они обладают.

Особенности:

Малый объем текста

Актуальные проблемы

В 1 тексте описание дороги, наблюдение, в 2 – рассуждение над проблемой.

Свободная композиция текста

Исходя из данных текстов, ребята, какие виды очерков выделяют?

На столах у вас лежит теоретическая часть по теме нашего урока, прочитайте и в листах оценки выполните задание 2. ЛИСТ ОЦЕНКИ!!

Используя  ваш опорный конспект ответьте,

- в чём заключается особенность очерка как  литературного жанра?

- о каких видах очерков вы узнали?

- какой из них появился раньше других, с  именами каких писателей он связан?

- каково назначение проблемного очерка?

Замечательно! Ребята, теперь вам предстоит собрать фразу об очерке в правильном порядке, все слова находятся в кабинете. Можете вставать и искать их.

Алексей Максимович Горький: «Очерк документален. Он должен быть насыщен фактами, убедительными и легко понятными».

Сейчас, мы приступим к работе с очерком Бориса Николаевича Полевого «Полководец Конев».

Кто же такой Борис Полевой?

(Видеоролик)

В 1941 году писатель из Твери переехал в Москву. Оттуда он был направлен на фронт в качестве полевого корреспондента газеты «Правда».

После окончания военных действий в 1946 году Полевым было написано самое известное его произведение — «Повесть о настоящем человеке», за которое автор получил Сталинскую премию. В последующие годы свет увидели такие книги, как «Мы — советские люди» (1948), и «Золото» (1950), а также военные мемуары под названием «Эти четыре года».

С 1961 года вплоть до самой смерти Полевой работал главным редактором в журнале «Юность». В это же время он также являлся членом Союза писателей

- Ребята, сейчас я раздам вам текст о полководца Конева.

Наша задача - исследовать, из каких содержательных компонентов складывается образ маршала, какие художественные средства использует автор при создании образа исторической личности.

В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ обратите внимание на задание 3. На выполнение задание 7 минут.

Какой вид очерка перед нами?

Каковы его особенности?

Замечательно!

В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ задание 4. Достаточно будет несколько предложений. Время выполнения задания – 5 минут.

Зачитываем работы.

Ребята, давайте, составим портретный очерк своего одноклассника! 3 минуты

- Нет!

Аргументируют свою работу

Очерк

Он относится к художественно-публицистическому жанру

Очерк

Читают текст

(1 текст – путевой очерк, 2- проблемный очерк)

Путевой и проблемный

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Ищут слова и словосочетания в кабинете

Составляют фразу

Знакомятся  с биографией Полевого Б.Н.

Наблюдают видеоролик

Выполняют задание

Портретный очерк

Изображение человека, личности, характера

В очерке описываются события из реальной жизни.

Выполняют задание

Личностные: самоопределение

Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Организация в парах сменного состава,

обучение детей приёмам работы в группах, сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: самоопределение

Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Организация в парах сменного состава,

обучение детей приёмам работы в группах, сотрудничество в поиске и выборе информации.

Подведение итогов (выводы по впервые изученному и закреплённому, проверка д/з, выдача и объяснение нового д/з)

Метод

 «Пяти пальцев»

Рефлексия

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока!

У вас на столах лежат ладошки, на каждом пальце вам необходимо отметить:

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Принимают участие в рефлексии

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Оценивание

Домашнее задание

-Ребята, сегодня активно отвечали на уроке: ФИ

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

Я им ставлю __, у остальных проверю задания, которые выполняли на уроке.

Домашнее задание записано на доске, записываем в дневник.

Создать портретный очерк нашего современника.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений  по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс

Технологическая карта урока  по русскому языку «Виды придаточных предложений в СПП. Союзы и союзные слова» 9 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ...

Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме: "Диалектизмы

Тема урока:Диалектизмы и их особенности.Цели: Образовательная: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в...

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе "Доказательство и его структура. Виды доказательств"

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе по теме: "Доказательство и его структура. Виды доказательств" Тип урока: урок открытия новых знанийТехнологии:  ...