Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме: "Диалектизмы
план-конспект урока (6 класс)

Кожанова Наталья Владимировна

Тема урока:

Диалектизмы и их особенности.

Цели:

 

Образовательная: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в

                                   употреблении, видами диалектизмов, особенностями разных

                                   диалектов, формирование умения видеть диалектные слова в

                                   текстах, подбирать общеупотребительные синонимы,

                                   анализировать их роль в художественных текстах.

 

Развивающая: развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;

                            определять уместность-неуместность использования диалектных слов

                            в обиходной речи, в художественном произведении.

 

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, формировать

                               правильное отношение к слову. 

 

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом

учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества;

понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского

народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные результаты:  владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами

 отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный

по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли

в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной

жизни;  коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе

речевого общения.

предметные результаты: знать что такое лексика, какие слова называют общеупотребительными,

а какие необщеупотребительными; находить в тексте диалектные слова, знать их отличия, уметь

работать с текстом, вступать в различные виды речевой деятельности (говорение, письмо,

слушание, чтение), пользоваться алгоритмом рассуждения.

Основные понятия:

формы речи, монолог, диалог

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

Исх.  от « 19 » сентября   г.   № 167

Предмет

родной язык (русский)

Класс: 6

Тема урока:

Диалектизмы и их особенности.

Цели:

Образовательная: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в

                                   употреблении, видами диалектизмов, особенностями разных

                                   диалектов, формирование умения видеть диалектные слова в

                                   текстах, подбирать общеупотребительные синонимы,

                                   анализировать их роль в художественных текстах.

Развивающая: развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;

                            определять уместность-неуместность использования диалектных слов

                            в обиходной речи, в художественном произведении.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, формировать

                               правильное отношение к слову. 

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом

учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского

народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные результаты:  владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами

 отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный

поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли

в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной

жизни;  коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения.

предметные результаты: знать что такое лексика, какие слова называют общеупотребительными,

а какие необщеупотребительными; находить в тексте диалектные слова, знать их отличия, уметь

работать с текстом, вступать в различные виды речевой деятельности (говорение, письмо,

слушание, чтение), пользоваться алгоритмом рассуждения.

Основные понятия:

формы речи, монолог, диалог

Методы и формы обучения:

наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная,

индивидуальная, групповая, фронтальная работа;  творческая работа и др.

Ресурсы:

http://uroki.net/,    http://www.zavuch.ru/,  http://festival.1september.ru/; учебник, тетрадь , презентация

Автор УМК:

О.М.Александрова, О.В.Загоровская  и др.

Организационная структура (сценарий) урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Задание: продолжите фразу «Чтобы хорошо учиться, нужно …»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные  материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной. деятельности;

Познавательные:

осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия

2.Этап актуализации и целеполагания.

Многие из вас знакомы с творчеством Павла Петровича Бажова, русского писателя, фольклориста. Вспомните его сказ «Медной горы хозяйка». Сейчас я прочитаю предложения из его произведений. Смысл каких слов нужно объяснить, чтобы понять весь текст?  

«Вахоня - мужик тяжёлый, борода до пупа, плечи ровно с подставышем, кулак - глядеть страшно, нога медвежья, и разговор буторовый» (П. П. Бажов, «Солнечный камень»). Буторовый- невнятно говорящий, бормочущий.

 «Когда с полчаса долдонит, а сам головой, мотает, руками размахивает» (П. П. Бажов, «Тараканье мыло»). Долдонить- твердить, повторять одно и то же, бубнить.

 «Колтовчиха схватила его рукой за плечо, похлопывает потихоньку, лотошит с господишками, а о чём, - не разберёшь» (П. П. Бажов, «Марков камень»). Лотошить- бормотать, непонятно для других говорить, болтать.

«Горное начальство, может, половину того немецкого пустоговорья не понимало, а только про себя смекало: раз этот немец от вышнего начальства присланный, не прекословить же ему» (П. П. Бажов, «Тараканье мыло»). Пустоговорье - пустые слова.

Мы с вами объяснили непонятные слова, теперь смысл предложений ясен. Давайте вспомним, как называются слова, которые не являются общеупотребительными (то есть понятными всем), но используются жителями определенной местности (Диалектизмы).

Проблемный вопрос: Зачем на ваш взгляд, знать диалекты?

Давайте сформулируем тему урока и цели. Учащиеся с помощью учителя формулируют цели:

  1. Вспомнить что такое лексика, какие слова называют общеупотребительными, а какие необщеупотребительными;
  2. Узнать что такое диалектные слова;
  3. Выяснить, какими диалектизмы бывают и что они могут обозначать.

Выполняют задания, анализируют.

Познавательные:

формирование предметных понятий;

Регулятивные: планируют действия;

Коммуникативные:

составляют высказывания.

3.Повторение изученного

1.Вспомните, что такое диалектизмы. (Это слова, употребляемые жителями только определенной местности). Приведите примеры. Буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить), кушак (пояс), баской (красивый), голицы (рукавицы), кочет (петух), балка (овраг).

2.Где можно узнать значение диалектизмов? (в словарям диалектные слова помечаются «обл».-областное).Пример: Понёва – шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом (обл., юж.). 

Значение диалектных слов толкуется в словаре русских народных говоров, в Толклвом словаре Владимира Ивановича Даля.

  1. Какова роль диалектизмов в художественной литературе? (Диалектизмы широко используются в произведениях художественной литературы, театра или кино для создания колорита эпохи)

Уч-ся выполняют задания

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.Работа с текстом

Из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Ключ:

(1) Всяк – по-всякому (по-разному).

(2) (Не) серчай – (не) сердись.

(3) Примерно – например.

(4) (После) молчка – (после) молчания.

(5) Эвтак – этак, примерно.

(6) Не станет – не будет.

(7) Знатный – представительный.

(8) Об лето – летом.

(9) Вишь – видишь.

(10) По околотку – по округе.

(11) Пробавлялись – зарабатывали.

(12) (В) осенину – осенью.

(13) Дичину – дичь.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Познавательные:

формирование предметных понятий

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные:

составляют высказывания

5.Практическая работа .

Спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

Ключ:

1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай5). Теперь наседка уведет с собой весь детник6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Выполняют задание, под руководством педагога, заполняют шаблон.

Задают вопросы для уточнения

информации.

Работают с материалом.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Личностные: проявление интереса к учению

6.Задание в формате НИКО

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления.

Перед вами фрагмент статьи филолога Лилии Валентиновны Чернец, прочитайте ее и выполните задания:

  1. Сформулируйте основную мысль текста и запишите ее в виде одного предложения.
  2. Выделите основные мысли автора, запишите их в виде тезисов.

Слова и устойчивые словосочетания, употребляемые в определенной местности, принято называть диалектизмами. Своеобразие диалекта проявляется не только в лексике, но и в фонетике, грамматике.. Так, на юге России говорят буряк, а не свекла, на севере - голицы, а не рукавицы. Наряду с диалектами в диалектологии выделяют наречия (группы диалектов) и говоры (разновидности диалектов, бытующие на небольшой территории, например, в одной деревне). Диалектизмы относятся к лексике ограниченной сферы употребления, как и жаргонизмы, профессионализмы, поскольку все эти пласты лексики "характеризуют лишь какой-либо определенный говорящий коллектив.  Диалектизмы не входят в лексическую систему литературного языка, будучи в то же время одним из источников ее пополнения, обогащения. Кроме того, есть толковые словари-тезаурусы (от гр. thesauros - запас), "сокровищницы", наиболее полно представляющие русскую (и общеупотребительную, и областную) лексику. Таким тезаурусом является "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля (1863 - 1866), в нем есть толкования многих диалектизмов с указанием региона. Например: "БАСА ж. ярс. (т.е. женский род, ярославское. - Л. Ч.) - краса, красота, хорошество, пригожество, нарядность, изящество; украшение, наряд, украса, прикраса. То и баса, что руса коса"; "ЗАМОРА м. арх. ( мужской род, архангельское) - моряк, бывший за морем, в Норвегии, Англии. По используемым в речи диалектизмам можно узнать уроженца, жителя той или иной местности. В очерке В. И. Даля "Говор" (1848) рассказчик (в нем узнается сам автор) по двум-трем характерным словечкам определяет настоящую родину молодого человека в монашеской рясе, сказавшегося вологжанином.

Выполняют задание, под руководством педагога, записывают тезисы.

Задают вопросы для уточнения

информации

Работают с материалом.

Личностные: участвуют в творческом процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Физкультминутка. Организует физические упражнения для снятия локального утомления

Выполняют физические упражнения

Личностные: снятие утомления и напряжения мышц спины, пальцев рук. шеи

8. Исследовательская работа по группам.

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Ваша задача найти диалектизмы, выписать их.

- Вместе с русским поэтом Сергеем Есениным приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату (текст на парте).

В хате

1.Пахнет рыхлыми драченами*;
У порога в дежке* квас,
Над печурками* точёными
Тараканы лезут в паз*.

2.Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц*,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

3.Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке* крадется
На парное молоко.

4.Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

5.А в окне на сени скатые*
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые*
Заползают в хомуты*.

- Понятно ли стихотворение Есенина? ( Без помощи словаря мы не сможем понять некоторые слова).

Драчёна – кушанье из пшена и яиц.
Дежка – деревянная кадка для кваса
Печурка – углубления в боковой части русской печи.
Паз – щель, дыра
Попелица – пепел
Махотка – глиняная кринка для молока.
Скатый - пологий
Кудлатый – лохматый, мохнатый
Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.

-Какая пометка дается в словарях? А что значит областное?

Для вас эти слова незнакомые, а для жителей рязанских и других деревень, областей  понятные и близкие.

Каждая группа (одно четверостишье) работает со словарями, записывает толкование диалектных слов.

Личностные: участвуют в творческом процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Включение в систему знаний и повторение

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или севернорусское наречие), южнорусские диалекты (или южнорусское наречие), среднерусские диалекты (или среднерусские говоры). Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное.

1).Исследование видов диалектизмов «Слепая схема»: рассмотреть таблицу, изменения и сделать выводы.

Таблица «Виды диалектов»

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

Дом

Слабый

 Свекла

Говорить

Красивый

Изба

Слабый

Свекла

Баить

Баской

Туес

Кулига

Хата

Кволый

Бурак

Гутарить

Личманистый

2) Работа в парах: «Четвертый  лишний»

У вас  есть 3 ряда слов. Из ряда слов необходимо выявить лишнее (диалектное слово), выписать его, определить его значение по словарю.

«Четвертый  лишний» (1 пара)

  1. 1.Дом, здание, хата, строение
  2. 2.Суп, щерба, уха, похлёбка
  3. 3.Кузнечики, турчелка, богомол, саранча

 «Четвертый лишний» (2 пара)

  1. 1.Молоко, хлеб, спички, бурсак
  2. 2.Воробей, синица, ветютень, птица
  3. 3.Приятель, товарищ, брат, друзёк

«Четвертый лишний» (3пара)

  1. 1.Лодка, река, кормило, гребля
  2. 2.Бусы, серьги, кольца, манисты
  3. 3.Ведро, корчик, ковш, кувшин

Рассматривают таблицу, делают выводы

Предметные:

распознавать и правильно объяснять значения изученных слов, правильно употреблять их в речи;

Познавательные:

выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в таблицах;

Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, культуре своего края; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Дополните начало предложений :

Я узнал ….

Я понял ….

Я хочу узнать ….

Мне понравилось ….

Меня удивило ….

2) Заключительное слово  учителя о важности сохранения диалектных слов.

- Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению в речи диалектных слов, к их сохранению?

Подводя итог урока, мне хочется сказать, что многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Исследователь живого народного слова Г.Мельниченко сказал: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»

Подобно тому, как хранятся в музеях памятники старины (одежда, орудия труда, домашняя утварь), так мы должны беречь и слова. Это часть истории, культуры. Наш долг – сохранить эти сокровища живой речи.

Самооценка: как я работал на уроке?

Самоанализ: как я понял тему?

Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях.

11. Домашнее задание

Задание на выбор:

1) Сочинение – миниатюра. Прислушайтесь к роднику, звучащему вокруг вас, позвоните сегодня бабушкам, дедушкам, прабабушкам, поговорите с ними. Запишите услышанные диалектизмы.

1.Самое доброе слово.

2.Загадка слова (например, шаньга)или про любое слово-диалектизм вашего села, района

2) Составить кроссворд по теме урока.

Регулятивные: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях.

и. о. директора _______________________________ И.М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе "Доказательство и его структура. Виды доказательств"

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе по теме: "Доказательство и его структура. Виды доказательств" Тип урока: урок открытия новых знанийТехнологии:  ...