Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе "Доказательство и его структура. Виды доказательств"
план-конспект урока (8 класс)

Кожанова Наталья Владимировна

 

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе по теме: "Доказательство и его структура. Виды доказательств"

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологии:   проблемное   обучение,  здоровьесберегающее обучение, личностно-ориентированное  обучение, информационно- коммуникационная технология, развивающее обучение, технология сотрудничества,  интегральная технология, частично- поисковая работа.

Цели:

Образовательные:

1) повторить имеющиеся знания о типах речи;

2) дать понятие о доказательстве, структуре доказательства, видов

    доказательства;

3) формировать умение составлять тип текста-рассуждение;

4) совершенствовать навык учащихся доказывать свою точку зрения в

     рассуждении, последовательно излагать свои мысли;

5) познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-

    рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в  

     рассуждение специальные слова.

Развивающие: 

  1. развивать организационные навыки самостоятельной деятельности и деятельности в коллективе;
  2.    развивать логическое мышление (сравнивать, обобщать, анализировать);
  3. развивать умения и навыки в составлении предложений с обособленными обстоятельствами;
  4. развивать умения связного изложения текста с использованием орфографических, орфоэпических, толковых,

           фразеологических, биографических словарей, развивать умение находить, извлекать, обрабатывать,

      интерпретировать представленную в словарях информацию при решении учебных и познавательных задач.

Воспитатеьные: 

  1. воспитывать культуру умственного труда, познавательный интерес к лексикографии как к науке;
  2. воспитывать уважение к родному языку и литературе через образцы художественных произведений и словари,

       художественный вкус через выставку художественных работ учащихся.

 

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, привитие уважительного отношения к родному языку, выработка стремления к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: выработка способности извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Предметные: получение знаний о структуре рассуждения, роли доказательства в рассуждении, выработка умения анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, умения составлять текст-рассуждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru   

Исх.  от « 19  » сентября   г.   №  166

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 классе

   Ф.И. О. педагога Кожанова Наталья Владимировна

Предмет Родной русский язык

Класс 8

Тема: Доказательство и его структура. Виды доказательств.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологии:        проблемное        обучение,        здоровьесберегающее обучение, личностно-ориентированное  обучение,

                       информационно- коммуникационная технология, развивающее обучение, технология сотрудничества,

                        интегральная технология, частично- поисковая работа.

Цели:

Образовательные:

1) повторить имеющиеся знания о типах речи;

2) дать понятие о доказательстве, структуре доказательства, видов

    доказательства;

3) формировать умение составлять тип текста-рассуждение;

4) совершенствовать навык учащихся доказывать свою точку зрения в

     рассуждении, последовательно излагать свои мысли;

5) познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-

    рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в  

     рассуждение специальные слова.

Развивающие:

  1. развивать организационные навыки самостоятельной деятельности и деятельности в коллективе;
  2.    развивать логическое мышление (сравнивать, обобщать, анализировать);
  3. развивать умения и навыки в составлении предложений с обособленными обстоятельствами;
  4. развивать умения связного изложения текста с использованием орфографических, орфоэпических, толковых,

      фразеологических, биографических словарей, развивать умение находить, извлекать, обрабатывать,

      интерпретировать представленную в словарях информацию при решении учебных и познавательных задач.

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру умственного труда, познавательный интерес к лексикографии как к науке;
  2. воспитывать уважение к родному языку и литературе через образцы художественных произведений и словари,

       художественный вкус через выставку художественных работ учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, привитие уважительного отношения к родному языку, выработка стремления к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: выработка способности извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Предметные: получение знаний о структуре рассуждения, роли доказательства в рассуждении, выработка умения анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, умения составлять текст-рассуждение.

Основные понятия: рассуждение, доказательства, тезис, вывод.

Ресурсы: учебник, презентация.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная,   групповая работа

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых

результатов

УУД

1.Организационный момент (построение, учитель включает видео -отрезок с 45 по 60 секунды)

3 мин

Приветствие учителя:

-Ребята, что это вы слышите?

-Да, так бьется мое сердце для вас, оно живое. И каждый урок я дарю его вам и сегодняшний - не исключение, но очень бы хотелось, чтобы ваши сердца звучали с моим в унисон! Кто за - подарите мне  сердце (дети при помощи пальцев рук имитируют сердце) и улыбку, садитесь, приступим к работе.

(Стук сердца)

(дети при помощи пальцев рук имитируют сердце)

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

 Личностные:

  • смыслообразование (Я должен посмотреть...) Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Введение в тему урока- 3 мин.

Найдите соответствия между понятиями и определениями типов речи (слайд 1)

  1. Словесное изображение какого- либо предмета, явления или действия через представление характерных признаков (описание)
  2. Рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени (повествование)

Объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей (рассуждение)

Слайд №1. Соотнести понятия и определения

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

3.Актуализация знаний. Определение темы урока и цели.

5 мин

1.Определите тип речи текста:

1.На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой. (Н. Минх)(описание)

2. Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С.Т. Коненков)(рассуждение)

3. Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. (Г. Троепольский) (повествование)

2. Прочитайте высказывание. На слайде представлен портрет автора. Назовите этого известного русского писателя.

«Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И.С. Тургенев)

- Докажите, что это текст.

- Определите тему этого текста.

- Вы согласны с утверждением И.С. Тургенева? Докажите свое мнение.

- Какой тип текста вы использовали, чтобы объяснить высказывание? (рассуждение)

Сегодня в центре нашего внимания будет рассуждение и особенности его построения. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения. Какие цели вы поставите перед собой? (Повторить изученный материал и познакомиться с доказательствами в рассуждении).

- Сформулируйте тему урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. активно участвуют в      уроке.

Слайд 2 (высказывание И. С. Тургенева)

Слайд 3 (тема урока, цели)

Определяют тип речи; приводят доказательства, как отличать  один тип речи от другого.

Приводят доказательства, что перед ними текст (все предложения подчинены раскрытию основной мысли, единство темы, стиля)

Определяют цели и тему урока.

        

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Изучение нового материала.

8 мин.

1.Доказательство — это логическое действие, которое с помощью совокупности логических операций над понятиями, суждениями, умозаключениями показывает истинное значение тех или иных высказываний.

2.Структура доказательства:

 • 1. Тезис – положение, которое нужно доказать.

• 2. Аргументы – утверждение, из которых тезис выводится по правилам логики.

 • 3. Демонстрация – само рассуждение, которое показывает связь между аргументами и тезисом.

3.Виды доказательств:

 • 1. Прямые и косвенные.

• 2. Косвенные доказательства – разделительные и доказательства от противного (апагогические)

4.Прямое доказательство:

Тезис: «Полученный в лаборатории металл не является натрием»

Аргументы: «Все щелочные металлы разлагают воду при комнатной температуре.

Натрий – щелочной металл. Следовательно, натрий разлагает воду при комнатной температуре.  Натрий разлагает воду при комнатной температуре.  Полученный в лаборатории металл не разлагает воду при комнатной температуре. Следовательно, полученный в лаборатории металл не является натрием. Демонстрация: Все выше написанное.

5.Косвенное доказательство (апагогическое) :

 Тезис: Квадрат не является окружностью.

Антитезис: Квадрат является окружностью.

Аргументы:  Если бы квадрат был окружностью, у него не было бы углов.

 Но у квадрата есть углы.  Значит, квадрат не окружность.

6.Косвенное доказательство (разделительное):

 Тезис:  А больше, чем Б. Аргументы: А может быть или больше, или меньше, или равно Б.  Но А не меньше, чем Б, и не равно Б.

 Значит, А больше Б.

7. Правила по отношению к тезису:

1. Тезис должен формулироваться точно и однозначно.

 2. Тезис на протяжении всего доказательства должен оставаться одним и тем же.

8. Правила по отношению к аргументам:

 — аргументы должны быть суждениями, истинное значение которых доказано, и они не должны противоречить друг к другу;

 — истинность аргументов должна быть обоснована автономно от тезиса;

 — аргументы должны быть достаточными для доказательства.

Работа с презентацией, на столах у учащихся опорный конспект

(Слайд 4)

Делают записи в тетради

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10)

(Слайд 11)

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

Практическая работа- 5 мин

Определите структурные элементы текста-рассуждения, назовите языковые средства рассуждения:

«Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать «Ночь перед рождеством» энциклопедией народной жизни? (Тезис)

Да, потому что в произведении Н.В. Гоголя мы находим сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, получаем представление о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества, с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями.(Аргументы)

 Это поэтический очерк Малороссии, очерк, полный жизни и очарования(Вывод)».

(Языковые средства рассуждения: преобладает абстрактная лексика, вводные слова, используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки; сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, уступки)

Работа с текстом (на столе учащихся). Учащиеся определяют структурные элементы текста.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного

действия).

Закрепление материала. Работа с видеофрагментом.

16 мин.

Посмотрите видеофрагмент, выполните интерактивное задание.

Расположите последовательно структурные части сочинения-рассуждения:

  1. Слово «человечность» обозначает одно из важнейших  качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.(Тезис)
  2. В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты.(Пример)
  3. Таким образом, проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком. (Заключение)

Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. (Комментарий)

Выполняют интерактивное задание, распределяя:

  1. Тезис;
  2. Комментарий;
  3. Пример;
  4. Заключение.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания

Контроль знаний.

Тест. 3 мин

Вопрос 1

Что заключено в тексте-рассуждении?

Укажите правильный вариант ответа:

последовательность действий

рассказ о событиях

последовательно изложенные мысли

Вопрос 2

Что из себя представляет центральная часть сочинения-рассуждения?

Укажите правильный вариант ответа:

утверждение или отрицание тезиса, ответ на поставленный вопрос

постановка вопроса

описание произошедших действий

Вопрос 3

Как называются аргументы, обоснования?

Укажите правильный вариант ответа:

доказательства

описания

тезисы

Вопрос 4

Что относится к основным признакам текста?

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:

цельность

завершенность

наличие антонимов

Вопрос 5

Что обычно используют для связи аргументов?

Укажите правильный вариант ответа:

доказательства

тезисы

вводные слова

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: осознают недостаточность своих знаний.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 мин

-Ну что ж, урок подходит к завершению, подведем итоги.

-Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке мы расширили и углубили знания по  теме…

-Сегодня на уроке определили и отработали на практике….

-Я ухожу с урока с…. настроением

Определяют свое эмоциональное состояние.

и. о. директора ______________________________ И.М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

Технологическая карта урока родного русского языка в 6 классе по теме: "Диалектизмы

Тема урока:Диалектизмы и их особенности.Цели: Образовательная: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в...