Урок-путешествие "Как учились наши бабушки"
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)

Бедушвиль Светлана Николаевна

Урок-путешествие "Как учились наши бабушки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как учились наши бабушки

2-4 класс

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: ручки с пером, чернила, тетради в клеточку и линеечку, простой карандаш, костюмы Мальвины и Буратино.

Цель:

  • показать, что можно сделать сегодня в современной школе в рамках конституции по вопросам нравственного воспитания через  комплексный краеведческий музей «Сохранение традиций, воспитание гражданина, патриота».
  • показать готовность детей к восприятию музейной информации (эмоциональной реакции, выявления главной идеи экспозиции, эстетического наслаждения и т.д.),
  • формировать музейную культуру (умение выявлять предметы музейного значения в окружающей действительности и оценивать их с общественно-исторической позиции, как частицу истории),
  • способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям.

Ход урока:

Ребята! Совсем недавно мы отмечали 1сентября – день знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Нет в России такого уголка, где бы дети не учились.

Человек появившись на свет, с первого мига начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч, пролетевшая бабочка, стихи, сказки, смешная картинка, весёлая игра.

Но вот наступает день - и маленький человек приходит в школу. Здесь его ждут науки. Первые упоминание  об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Тогда же и появились первые школы.

Как были устроены школы, кто в них обучался?

Создавались школы, как и в Европе, при монастырях и церквях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались 1 декабря. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать-закончил школу. Всё зависело от способностей.

Писали школьники гусиным  перьями на очень дешёвой и рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала надо было вызубрить название букв. «А»-»АЗ», «Б»-»Буки», «В»-»Веди», «Г»-»Глаголь», «Д»-»Добро»......

За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченные в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Шалуна могли отправить в карцер, роль которого исполнял школьный чулан.

Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Федоров - выдающийся мастер печатного дела и высокообразованный человек. Иван Федоров (настоящее имя Иван Федорович Московитин  1510-1583 г.р.), основатель книгопечатания в России и на Украине.

В Азбуке Ивана Федорова были не только буквы, слоги, слова, тексты для чтения, но и православные молитвы.

Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так как было удобно учителю и ученикам.

Сегодня, ребята, мы с Вами совершим небольшое путешествие во времени. Давайте представим,  что мы с Вами находимся не в 2018 году, а, допустим, в 1908. А помогут нам в этом герои сказки

Алексея Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино»

Вопрос к залу: Помните такую сказку? каких сказочных персонажей вы помните из этой сказки?

Ответы детей: Пьеро, Артемон, Карабас Барабас,  Буратино, Мальвина…

К нам в гости сегодня пришли  Буратино и Мальвина.

Сценка

- займемся диктантом – сказала девочка Мальвина

она подняла к потолку хорошенькие глаза:

-Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

А нам известно, что Буратино никогда не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: «Пишите», и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее из даже брызнули слезы.

- вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Вопрос к залу: Итак, ребята, легко ли было писать пером и чернилами?

Ответы детей:

В старой школе проводили урок чистописания.

Вопрос к залу: Как вы думаете, чему учили на этом уроке?

Ответы:

Письмо перьевой ручкой требовало определенной сноровки, так как перо нужно было постоянно обмакивать в чернила, которые мажут, капают и растекаются, появляются кляксы как у Буратино. Поэтому детей сначала учили писать карандашом и только тогда, когда буквы были ровными и идеальными, труды вознаграждались перьевой ручкой.

  Обучение письму    в те времена было длительным и трудоемким. Все  прописи требовали полного выполнения всех   линий. Уже 100 лет назад было обращено внимание на то, что правильность написания, красота почерка во многом зависят от правильного положения ученика при письме.

Вопрос к залу: хотели бы вы сами попробовать писать перьевой ручкой?

Ребята по очереди пробуют писать перьевой ручкой.

Сценка.

-Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала Мальвина и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой…у вас в кармане два яблока.

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного…

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

-Два

- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился – так здорово  подумал.

- Два.

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка.

Сейчас мы с Вами  были на уроке арифметики. Как вы считаете, что такое арифметика?

У вас на парте лежат карточки с задачами того времени. Прочитайте и скажите, чем они отличаются от сегодняшних задач. ( карточки выдаются зрителям Мальвиной )

Изъ куска парчи въ 26 аршин продано 5 аршин. Сколько аршинъ осталось?

Итак, ребята, мы с вами побывали на 2 фрагментах урока в старой школе. В то время, кроме чистописания и арифметики в школе проходил урок История православной культуры или как его еще называли Закон божий.

На уроках Закона Божего детей учили не только молитвам ( с молитвы день начинался и заканчивался), но и   правилам поведения в домашней церкви, часовне, храме,  знакомили с православной культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши бабушки

Презентация...

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки!"

Тематический праздничный классный час «наши дедушки, наши бабушки!»   Цели: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, ...

Проект на тему:"Какими предметами пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки в быту"

Интерес ребят , пришедших в новую классную комнату, где размещались экспонаты старины, побудил кновой для них работе. Они стали собирать информацию о старинных предметах, их историю, назначение. Наход...

Дискуссия на тему: «ОРВИ. Народные средства при простудных заболеваниях. Как лечились наши бабушки?»

    Простудные заболевания — это многочисленные острые респираторные инфекционные заболевания (ОРВИ)  и разнообразные обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей...

Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки", посвященный Дню пожилого человека

Классный час в 5 классе "Наши дедушки, наши бабушки",  посвященный Дню пожилого человека...

Классный час "Наши дедушки, наши бабушки"

Классный час проводится с целью формирования у детей уважительного отношения к пожилым людям; привития желания заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость,...

Вечер старинных игр «Во что играли наши бабушки»

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они выбрали в себя лучшие национальные традиц...