Урок - игра: "Сахалин - моя малая родина".
план-конспект занятия по краеведению (5, 6 класс)

Муратова Дарья Сергеевна

«Сахалин – моя малая Родина»

Интегрированный нестандартный урок-игра.

 

Интеграция предметов: география, биология, история, краеведение, экология, 

         ЦЕЛИ:

  • Повторение и закрепление знаний о географии своей области и экологии родного края;
  • Расширение кругозора учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сахалин – моя малая Родина»

Интегрированный нестандартный урок-игра.

Интеграция предметов: география, биология, история, краеведение, экология,  

        ЦЕЛИ:

  • Повторение и закрепление знаний о географии своей области и экологии родного края;
  • Расширение кругозора учащихся.

        ЗАДАЧИ.  

 1 – Образовательная

  • Формирование у учащихся целостного представления о географии своего края  через интеграцию предметных знаний, полученных на уроках географии, биологии, истории, природоведения,  уроков рисования, пения и музыки.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

2 – Развивающая

  • Развивать интерес к творческой, работе, самостоятельность к изучению природы своего края;
  • Раскрывать индивидуальные особенности учащихся через познание окружающего мира;
  • Обогащать словарный запас.

3 – Воспитательная

  • Воспитание любви к Родине (малой родине), бережного отношения к окружающей природе, правильного поведения  в природе, ответственности и самостоятельности через участие учащихся в игре и умение работать в группах (командах).

ХОД УРОКА

I Организационный момент

1. Вводное слово учителя: Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие гости, рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии по краеведению. И хотелось бы его начать с замечательного стихотворения Валентина Богданова «Наш остров».

На самом краешке России,
Где море бьётся в берега,
Лежит он в океане синем,
Как в песне звонкая строка…

Весна немного припоздает,
Промедлит осень взять права –
И к сенокосу вырастает
По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели
И так завеют белый свет,
Что в дальних селах по неделям
Ни писем нет и ни газет.

Но он живёт, живёт наш остров!
И сквозь циклонный ветробой
С неиссякаемым упорством
Идёт на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира
Порой едва означен он –
К нему протянуты пунктиры
Земных дорог со всех сторон.

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

 –Об острове Сахалин.(возможные ответы).

Ребята, а как вы поняли, что в этом стихотворении идет речь именно о Сахалине?

- Природные условия, подходящие для Сахалина, местоположение и т.д

Что значит для вас Сахалин?

– Здесь мы родились, здесь мы живём, учимся, будем трудиться, любить свою Родину.

А как можно назвать такое место, где человек родился, вырос…-Малая родина.

Какой вывод можно сделать?

- Сахалин и, в целом, вся наша Сахалинская область – это наша малая родина.

И тема сегодняшнего занятия «Сахалин – моя малая Родина».

Как вы думаете: Какова цель сегодняшнего занятия?

 - Повторение и закрепление знаний о географии своей области.

Верно! Мы с вами уже разбились на две команды и проведем сегодняшнее занятие в виде игры. (Рекомендуется заранее подготовить жеребьевку, чтобы при входе в класс, ученики вытягивали бумажку и садились за тот стол, название команды которой, он вытянул)

 - Команда 1 - «Бурый медведь»

 - Команда 2 – «Сахалинцы»

Предлагаем ученикам посовещаться и выбрать капитана.

2. Правила игры: 

Объясняем правила игры:

Команда за каждый правильный ответ получает жетон. В конце игры команда, которая получает наибольшее количество жетонов – становится победителем, (или побеждает «Дружба»). Обговариваем, что жетоны, сразу не считаются, а складываются в специальные коробки. В конце занятия будет подведен итог.

II. Основная часть.

1. Задание №1

    Викторина: «Знаешь ли ты свой край?». (За каждый правильный ответ выдается жетон)

Вопросы команде «Бурый медведь».

1). Год рождения Сахалинской области. (2 января 1947г.)

2). Что означает слово «Сахалин»? (С языка коренных народов –  «Чёрная речка»).

3). Столица нашего края. (г. Южно-Сахалинск).

4). Главная достопримечательность города. (Областной краеведческий музей).

5).Сахалин остров или полуостров? (остров).

6). Кто доказал, что Сахалин -  остров? (Геннадий. Невельской).

7). На сколько километров вытянулся о. Сахалин с севера на юг? (948 км).

8). Главное сокровище островного края. ( Нефть, газ, уголь, рыба, лес).

9). Самый опасный хищник наших лесов. (Бурый медведь).

10). Самая высокая трава из растений Сахалинской области. (Медвежья дудка).

11). Какое дерево наших лесов называют северным виноградом?( Рябина).

12). Где находится лежбище котиков на Сахалине? (о. Тюлений).

Вопросы команде «Сахалинцы».

1). Год рождения Охинского  района? (12 мая 1925 года..).

2). В честь чего город  Оха был так назван? (В честь реки Охинки.«Оха» в переводе с нивхского — плохая вода, грязная река.).

3). Самое большое и  холодное море островного края. (Охотское).

4). Назовите населённый пункт, названный в честь великого русского писателя. (Чехов).

5). Самая высокая гора острова Сахалин.  (гора Лопатина, 1609 м.).

6). На сколько километров вытянулись Курильские острова с с-в на ю-з? (1200км).

7). Часто на эмблемах Сахалина изображаются скалы. Что это за скалы, где они находятся? (Три брата, город Александровск-Сахалинский).

8). Что означает название острова Парамушир? (Большой остров).

9). Какое дерево даёт сладкий и ароматный сок? (берёза).

10). Назовите лекарственное растение от 99 болезней. (зверобой).

11). Самый ценный морской зверь, занесённый в Красную книгу Сахалинской обл. (калан).

12. Какой населённый пункт Сахалинской области летает? (посёлок Сокол).

2.Задание №2

Командиры получают конверты с заданиями, которые необходимо выполнить за 7 минут.

Конверт №1 

Задание № 1. Загадка:   Что на свете всего быстрее? (Мысль).                

● Задание № 2. Реши кроссворд «Сахалин».

1.

л

и

С

а

2.

л

А

н

д

ы

ш

3.

Х

о

л

м

с

к

4.

к

А

б

а

р

г

а

а

р

а

Л

и

я

6.

И

з

ю

б

р

7.

а

Н

и

в

а

1. Рыжая плутовка.  (Лиса).

2. Белые горошки на зелёной ножке.  (Ландыш).

3. Международный морской порт Сахалина с паромной переправой. (Холмск).

4. Клыкастый олень. (Кабарга).

5. Сахалинский женьшень. (Аралия).

6.  Копытное животное, взятое под охрану государства. (Изюбр).

7. Залив на юге Сахалина. (Анива).

Конверт № 2

 Задание № 1.  Загадки: На земле он всех умней, потому и всех сильней. (Человек).   Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть. (Ум).

Задание № 2. Реши чайнворд «Мой край».

К

К

В

А

Я

Е

Т

        1. Морской зверь острова Тюлений. (котик).

        2. Южный морской порт Сахалина. (город Корсаков).

        3. На осине в гуще кроны, вьёт гнездо своё…( ворона)

        4. В какой части света находится Сахалинская область? (Азия)

        5. Самое тёплое море островного края, (Японское)..

        6. Хищный зверь из семейства псовых, на зиму впадает в спячку. (енот. собака).

3.ФИЗМИНУТКА

Прежде чем приступить к проверке ответов, проведем небольшую разминку. Разминка называется «Верю – не верю». Если вы мне верите, то хлопаете в ладоши, если не верите – то качаете головой.

  1. Верите ли вы, что Сахалин, раньше считался полуостровом? –Верю
  2. Верите ли вы, что на Курильских островах находится богатейшее в мире месторождение алмазов? – Не верю
  3. Верите ли вы, что на Сахалине была выведена новая порода собак – сахалинский хаски. -Верю
  4. Верите ли вы, что горы жители Сахалина обычно называют сопками. -Верю
  5. Верите ли вы, что всего на Курилах существует 19 населённых пунктов, в которых проживает в общей сложности около 20 тысяч человек. -Верю
  6. Верите ли вы, что в свое время Александр Второй избрал Сахалин местом, куда ссылались самые опасные преступники. - Верю
  7. Верите ли вы, что Сахалин – это самый маленький остров в России? -Не верю
  8. Верите ли вы, что на Сахалине обитают волки? – Не верю.

 

Молодцы, а теперь давайте проверим ваши работы. (За каждый правильный ответ выдается жетон)

3.Заданию № 3.

Необходимо отгадать географические объекты по фотографиям на слайдах.

  1. Маяк Анива

  1. Горный воздух

  1. Вышка Зотова

 4.Водопад «Илья Муромец»

5.Останец «Лягушка»

6. Мыс «Столбчатый»

7.Остров Монерон

III. Заключительная часть

1.Подведение итогов. 

Ну, что же, у меня вопросы закончились, поэтому приглашаю капитанов команд для подведения итогов. Капитаны команд подсчитывают жетоны соперников.

Объявляю победителем сегодняшней игры команду……….

– Ребята, что нового вы сегодня узнали об острове Сахалин. Об Сахалинской области? Что вам запомнилось сегодня больше всего? Что понравилось? О чём расскажите дома, своим друзьям?

Ребята, Наша Сахалинская область -  это наша малая родина, самое родное место на Земле. Именно от нас зависит, какой будет наша область в будущем. Так давайте будем любить ее, заботиться о том, чтобы она становилась с каждым днем все лучше и лучше, бережно относиться к природе родного края и к друг другу. 

2. Рефлексия

Ребят, перед вами лежат стикеры, выберите, пожалуйста, тот стикер, который соответствует вашему настроению. Зеленый листочек – я удовлетворен сегодняшним занятием, это было полезно для меня.  Желтый – мне было интересно, мне было комфортно, Розовый - пользы от занятия было мало, я мало понимал о чем шла речь. Напишите на них, пожалуйста ваши имена. И приклейте их на наше дерево.

 – Всем спасибо за работу на нашем мероприятии. Я желаю вам надолго сохранить радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью и уважением к своим истокам и к своей Родине.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сахалин – моя малая Родина» Интегрированный нестандартный урок-игра. Интеграция предметов: география, биология, история, краеведение, экология, ЦЕЛИ: • Повторение и закрепление знаний о географии своей области и экологии родного края; • Расширение кругозора учащихся.

Слайд 2

На самом краешке России, Где море бьётся в берега, Лежит он в океане синем, Как в песне звонкая строка… Весна немного припоздает, Промедлит осень взять права – И к сенокосу вырастает По плечи самые трава. А то в апрель влетят метели И так завеют белый свет, Что в дальних селах по неделям Ни писем нет и ни газет. Но он живёт, живёт наш остров! И сквозь циклонный ветробой С неиссякаемым упорством Идёт на спор с самой судьбой… И пусть на тесной карте мира Порой едва означен он – К нему протянуты пунктиры Земных дорог со всех сторон. Валентин Богданов «Наш остров »

Слайд 3

«Сахалин – моя малая Родина ».

Слайд 4

Маяк «Анива»

Слайд 5

«Горный воздух»

Слайд 6

«Вышка Зотова»

Слайд 7

Водопад «Илья Муромец»

Слайд 8

Останец «Лягушка»

Слайд 9

Мыс «Столбчатый»

Слайд 10

Остров Монерон

Слайд 11

Рефлексия Зеленый - я удовлетворен занятием , это было полезно для меня, я хорошо работал. Желтый - занятие было интересным. Я принимал на нем активное участие, мне было комфортно. Розовый – пользы от занятия было мало, я плохо понимал о чем идет речь.



Предварительный просмотр:

Задание № 1.

 Загадка:    Что на свете всего быстрее?

__________________________________________________________________

                                

● Задание № 2.

Реши кроссворд «Сахалин».

1.

С

*

*

*

*

*

2.

А

*

*

*

3.

Х

*

4.

А

Л

*

*

*

*

*

6.

И

*

*

7.

Н

*

*

1. Рыжая плутовка.  

2. Белые горошки на зелёной ножке.  

3. Международный морской порт Сахалина с паромной переправой.

4. Клыкастый олень.

5. Сахалинский женьшень.

6.  Копытное животное, взятое под охрану государства.

7. Залив на юге Сахалина.



Предварительный просмотр:

 Задание № 1.

Загадки: 1) На земле он всех умней, потому и всех сильней.

                 2) Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть.

_______________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.

Реши чайнворд «Мой край».

К

К

В

А

Я

Е

Т

        1. Морской зверь острова Тюлений.

        2. Южный морской порт Сахалина.

        3. На осине в гуще кроны, вьёт гнездо своё…

        4. В какой части света находится Сахалинская область?

        5. Самое тёплое море островного края.

        6. Хищный зверь из семейства псовых, на зиму впадает в спячку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок гражданственности. Кубань - моя малая Родина

1. Привить любовь к Родине, малой Родине, воспитывать патриотическое отношение к символам государства и края. 2. Познакомить учащихся с символикой России, Краснодарского края, 3. Историей заселения ...

Урок Знаний 2014 "Моя малая Родина!"

Разработка Урока знаний по теме "Моя малая Рдина!"...

Урок по краеведению "Судьба малой родины в истории родной страны"

Форма урока: игра «Умники и умницы» Тема «Судьба малой родины в истории родной страны»Цель игры — сформировать у учащихся представления об истории  края как о части отечественной историиЗада...

урок окружающего мира "Моя малая родина", 2 класс

Конспект урока,посвящённый истории родного края, проведённый совместно с родителями....

Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.

«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...

Технологическая карта к уроку- презентации проекта "Моя малая Родина"

Технологическая карта разработана с учётом требоаоний ФГОС. Урок-презентация является итоговым прощдуктом исследовательской деятельности по краеведению учеников 5 класса....