Методическая разработка "Экскурсия в г. Зуевка"
методическая разработка по краеведению (5 класс)

Квакина Оксана Витальевна

Методическая разработка «Экскурсия по памятным местам г. Зуевка» разработана для сельских школьных групп среднего школьного возраста (5-7 класс), приезжающих в г. Зуевку.

 Цель: знакомство с памятными местами города, некоторыми сведениями об истории возникновения, воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому малой родины.

Содержание экскурсии может быть использовано в качестве путеводителя, маршрутного листа для руководителя группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_ekskursiya_v_g._zuevka.docx32.45 КБ
Файл prilozheniya_k_ekskursii_2.docx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский

Зуевского района Кировской области»

Методическая разработка

«Экскурсия по памятным местам г. Зуевка»

на районный конкурс

«Край навеки мой любимый»,

посвящённый 90-летию Зуевского района

Подготовила:

Квакина Оксана Витальевна,

учитель краеведения

 МКОУ СОШ п. Октябрьский

2019

п. Октябрьский

Пояснительная записка.

Методическая разработка «Экскурсия по памятным местам г. Зуевка» разработана для сельских школьных групп среднего школьного возраста (5-7 класс), приезжающих в г. Зуевку на рейсовом автобусе из своего населённого пункта с руководителем. Содержание экскурсии может быть использовано в качестве путеводителя, маршрутного листа для руководителя группы. Продолжительность и время экскурсии рассчитаны следующим образом:  в 14 ч. - приезд большинства рейсовых автобусов из сельских населённых пунктов, в 17 ч. – отъезд в населённые пункты.

Цель: знакомство с памятными местами города, некоторыми сведениями об истории возникновения, воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому малой родины.

Методы: рассказ с использованием печатных иллюстраций, рассказ у экскурсионных объектов, беседа, возложение цветов, картографический, фотографирование.

Ожидаемые результаты: повышение интереса к истории родного края, расширение краеведческих знаний, использование полученных сведений в проектной деятельности.

Оборудование и оформление: карта с маршрутом движения (иллюстрация №8), печатные иллюстрации, цветы, фотоаппарат.

Продолжительность: 2,5 часа

Использованные источники:

  • Огарков А.Г. Путь длиною в 100 лет. Исторические очерки о Зуевке. Киров, 1998
  • ЭЗВ, том 1 «Города»
  • Интернет-источники: http://zrko.ru/region/index.php (фото, картинки)

Экскурсия по памятным местам г. Зуевка.

(ориентировочно 2,5 часа)

1 остановка (5 минут) – привокзальная площадь со стороны подъезда рейсовых автобусов.

Мы приехали в г.Зуевку, районный центр Зуевского района. Сейчас находимся на привокзальной площади железнодорожной станции Зуевка. При строительстве в конце 19 века железной дороги из Центральной России на Урал, Сибирь долго выбирали удобное место для станции. В то время на реке Кордяга и Коса работали небольшие бумажные фабрики. Чтобы было одинаково выгодно обеим фабрикам, решили станцию устроить посередине между Косой и Кодягой. Посмотрите на карту (иллюстрация №1). Вот это место, где раньше были болота, леса, а неподалёку располагалась деревня Зуи. Кстати, название деревни, по мнению старожилов, произошло от названия массово здесь обитающей птицы зуёк. Изображение этой птицы размещено на гербе и флаге Зуевского района (иллюстрация №2). Отсюда и пошло название станции с 1898 года, затем Зуевка стала центром района с 1929 года, а во время войны, когда население увеличилось за счёт эвакуированных из Ленинградской области, с 1944 года – городом Зуевка.

Станция первоначально была маленькой, всего лишь 1 раз в неделю останавливался поезд. Двадцать лет назад станция выглядела по-другому (иллюстрация №3). Современное здание вокзала построено в 2010 году. Давайте сделаем коллективный снимок на память.

2 остановка (5 минут) – тамбур вокзала с тыльной стороны.

Зуевская земля дала стране много славных тружеников, отважных воинов. Здесь расположена памятная табличка, посвящённая Никулину Александру Семёновичу, вот его портрет (иллюстрация №4). Это участник Великой Отечественной войны. Он воевал в авиационном полку, летал на штурмовике ИЛ-2, лично подбил пять вражеских самолётов. Наш земляк воевал в эскадрильи известного героя-лётчика Кучина. После войны А.С. Никулин работал дежурным по станции Фалёнки, Коса, Зуевка. Однажды предотвратил крушение пассажирского поезда, заметив повреждение колёс, за что и получил звание «Почётный железнодорожник». Поэтому в здании нашего вокзала была установлена эта памятная табличка.

3 остановка (5 минут с переходом) – на площади, у паровоза.

Мы видим настоящий, когда-то действующий паровоз ФД, 1940 года выпуска в г. Луганске (Украина). Установлен как памятник славы зуевским железнодорожникам на этой площади в 1988 году. Эта марка паровозов названа в честь революционера Феликса Дзержинского. Паровоз передвигался со скоростью 30 км в час. Состоит из кабины машиниста и тендера – отсека для воды и угля. Уголь кочегар подкидывал в топку, уголь горел, нагревал воду до образования пара и приводил в движение механизм  (иллюстрация №5). Много грузов, пассажиров было перевезено такими паровозами во время и после войны зуевскими железнодорожниками.

4 остановка (5 минут с переходом) – памятник труженикам тыла.

Ещё одно памятное место находится на привокзальной площади. Это памятник труженикам тыла и детям войны, установленный в 2016 году на пожертвования и взносы предприятий и жителей района и города. Этот памятник  - единственный в своём образе в Кировской области, дань памяти тем, кто во время войны трудился для фронта, детям-сиротам, детям, которые голодали, работали, наравне с взрослыми испытывали тяготы военного времени. Обычно, находясь у таких памятных мест, принято вспоминать и своих родных с такими же судьбами. Кого вы можете вспомнить из своих родственников, расскажите. Давайте возложим цветы к памятнику.

Пеший переход по ул. 1-ой Советской через подземный переход к зданию краеведческого музея (10 минут).

Жизнь города тесно связана с железной дорогой. Говорящим элементом стал этот факт на гербе г. Зуевка (иллюстрация № 6). На автомобильной дороге, которая связывает две части города, пересечённые железнодорожной магистралью, во время движения поездов скапливалась пробка из машин. Со временем было принято решение разгрузить железнодорожный переезд, построив подземный переезд для машин и переход для пешеходов.

5 остановка (3 минуты) – у входа в здание музея.

На постаменте установлен колёсный трактор. На этих первых, примитивных тракторах обрабатывали землю, убирали урожай, перевозили грузы в довоенное время. А во время войны, когда мужчины ушли на фронт, обучались работать на «колёсниках» девушки. А эта грузовая машина называлась «полуторка». Использовались они более массово в нашем районе. Были машины грузоподъёмностью 3 тонны, а эти – по 1,5 тонны, поэтому так в народе назывались. Оказались здесь на постаменте в напоминание о первых машинах-помощниках в хозяйстве для человека. В Зуевке была крупная МТС – машинно-тракторная станция, где чинили технику.

6 остановка (1 час) – экскурсия в краеведческом музее.

Пеший переход по ул. Опалева до площади Свердлова (5 минут).

Мы идём по улице, названной в честь Героя Советского Союза, нашего земляка, погибшего во время Великой Отечественной войны, Опалева Алексея. Вот его портрет (иллюстрация №7). В 1942 году ушёл на фронт Алексей, ему было 17 лет. На фронте Опалев вдохновлял своим героизмом сослуживцев, им восхищались командиры. В одном из отчётов командира было сказано: «В одной из рукопашных схваток товарищ Опалев сам оказался в кольце врага. Патроны кончились. Но он не растерялся. Размахивая автоматом, он дрался с фашистами, но в эту минуту немец выбил из его рук автомат и ударил прикладом по плечу. Левая рука бойца отказалась действовать. Товарищ Опалев выхватил из чехла сапёрную лопатку и продолжал бороться. Два оставшихся в живых немца выскочили из траншеи и обратились в бегство. Но на этом борьба не окончилась. Немецкий офицер, подоспевший в этот момент, набросился на Опалева сзади. Пытаясь его повалить и взять в плен, товарищ Опалев сильным толчком перебросил через себя офицера и ранил. В неравной схватке Алексей был смертельно ранен». Ему было всего лишь 18 лет. За проявленное мужество он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

7 остановка (5 минут с переходами) – площадь Свердлова.

А сейчас мы находимся на главной площади города, названной в честь известного советского революционера, общественного деятеля Свердлова. В советский период истории нашей страны было принято переименовывать названия улиц в честь известных людей. Посмотрите справа, здесь находится здание администрации, руководства Зуевского района. Напротив здания посажены голубые ели, деревья благородные, не встречающиеся в природе нашего края, подчёркивают значимость места. Проходим по диагонали площадь, в центре её к Новому году устанавливают главную ёлку района и города. А вот здание Районного управления образования, здесь же размещается Детский центр. На площади установлена Доска почёта Зуевского района. Здесь размещаются фотографии достойных тружеников из разных сфер труда, в том числе учителя.  Давайте прочитаем имена почётных земляков. С площади открывается вид на стелу памяти воинам, павшим на фронтах ВОВ и умершим от ран в Зуевском госпитале. Тут ежегодно проходят митинги 9 мая и 22 июня. Недавно в этом памятном месте был установлен мемориал погибшим землякам в горячих точках. Давайте возложим цветы на этом памятном месте.

Пеший переход по ул. Свердлова до городского парка (10 минут).

8 остановка – памятник 1 МВДБр (5 минут).

Этот памятник в г.Зуевка появился недавно. Он был установлен в память о 1 маневренной воздушно-десантной бригаде, которая формировалась в октябре 1941 года на станции Зуевка. Юноши 18-19 лет из Кировской области, Удмуртии, Пермского края были в составе бригады. После обучения весной 1942 года, попав на фронт, участвовали в Демянской операции на северо-западном фронте. Эта операция не позволила немцам прорваться к Москве. Очень жестокие бои, сильный мороз, болота, голод, окружение пришлось перенести бойцам. Из 2600 человек выжило лишь 300. Давайте почтим память о героях.

9 остановка – памятник участникам ВОВ, землякам (3 минуты).

В г.Зуевка есть ещё один памятник, который увековечивает память о погибших земляках на фронтах ВОВ. Вот он. Каким вы его видите? Что это символизирует? Давайте возложим цветы к памятнику.

Пеший переход к аллее славы (10 минут).

Это аллея славы. Чьи портреты, как вы думаете, здесь расположены? Да, это люди, наши земляки, которые славят наш Зуевский район. Пройдите по аллее, прочитайте о заслуге каждого труженика. Наверняка, вы найдёте среди них тех людей, которые прославили наш населённый пункт. Расскажите, что вы узнали.

А сейчас мы возвращаемся к вокзалу и пройдём по железнодорожному мосту. С высоты моста открывается вид на станцию такой, какой её видел поэт Борис Марьев:

Я рос в краю мазута и угля,

Где люди прямы, а калитки шатки,

Где в паровозной саже тополя

И птичьих гнёзд взъерошенные шапки.

Наша экскурсия закончена.

Вопросы на повторение содержания экскурсии:

  1. Назовите год основания г. Зуевки
  2. Какие памятные места мы посетили? Чему они посвящены?
  3. Какие экспонаты в краеведческом музее вам особенно понравились?
  4. Имена каких земляков славят нашу зуевскую землю?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Презентация по краеведению "Есть такой город Зуевка".

В презентации обобщен материал об истории,  природе, населении и хозяйственной деятельности г.  Зуевка Кировской области. В работу включены фрагменты авторских работ учащихся 6 класса....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...