«Калининский район – район, в котором я живу»
методическая разработка по краеведению (5, 6 класс)

Медведева Ирина Анатольевна

Методические рекомендации

      Данная методическая разработка игры «Калининский район – район, в котором я живу» может быть использована при проведения внеклассных мероприятий для учащихся 5 – 6 классов. В ней представлен фильм с гимном Калининского района, иллюстративный материал памятников Калининского района и карты района, кроссворд, ребусы.  Тема игры актуальна, в 2016 году исполнилось 80 лет со дня основания района, но игра будет интересна и в любое другое время.

     Занятие проходит в форме соревнования между команд учащихся 5 – 6 классов. Занимательные  вопросы способствуют активизации познавательных процессов у ребят. Учат быть внимательными,  быстро ориентироваться по карте, уметь разгадывать кроссворд при помощи ребусов.

    Разработка данной игры имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает чувство патриотизма у школьников. Краеведческий материал развивает интерес к истории своего района, способствует формированию  гражданской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средеяя общеобразовательная школа № 96

Калининского района Санкт-Петербурга

        

Методическая разработка внеурочного мероприятия

Игра

«Калининский район – район, в котором я живу»

Медведева Ирина Анатольевна

                                                                   руководитель ДОО «Журавлик»,

учитель истории и культуры

Санкт-Петербурга, социальный педагог

                                                                              ГБОУ СОШ №96

Калининского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2021

Методические рекомендации

      Данная методическая разработка игры «Калининский район – район, в котором я живу» может быть использована при проведения внеклассных мероприятий для учащихся 5 – 6 классов. В ней представлен фильм с гимном Калининского района, иллюстративный материал памятников Калининского района и карты района, кроссворд, ребусы.  Тема игры актуальна, в 2016 году исполнилось 80 лет со дня основания района, но игра будет интересна и в любое другое время.

     Занятие проходит в форме соревнования между команд учащихся 5 – 6 классов. Занимательные  вопросы способствуют активизации познавательных процессов у ребят. Учат быть внимательными,  быстро ориентироваться по карте, уметь разгадывать кроссворд при помощи ребусов.

    Разработка данной игры имеет большое воспитательное значение, так как воспитывает чувство патриотизма у школьников. Краеведческий материал развивает интерес к истории своего района, способствует формированию  гражданской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

Подготовительный этап        5

Основной этап: проведение мероприятия        5

Заключение        7

 Список использованной литературы и  Интернет-ресурсов        7

Приложения.        8

ВВЕДЕНИЕ

       Наша школа находится в Калининском районе Санкт-Петербурга на улице Черкасова. Когда-то эта территория принадлежала Выборгскому району, названному так, потому что он находился на Выборгской стороне.

      Выборгская сторона, это территория правого берега Невы и Большой Невки, была известна еще с допетровского времени, т.к. по ней проходил древний тракт, соединяющий две шведские крепости – Выборг и Ниеншанц.  

     В ХVIII веке начинается освоение Приневских земель. По указанию Петра I будет возведена крепость Санкт-Питер-бурх,  которая дала  рождение нашему городу. Вдоль Выборгского тракта располагались небольшие поселения. Жители этих мест обладали самобытной культурой, которая оказала свое влияние  на новый, быстро растущий город.  Его границы постепенно расширяются,  и территория Выборгской стороны будет выделена в один из районов города - Выборгский.  Впоследствии из Выборгского района будет выделена территория Калининского района - назван в 1946 в честь М. И. Калинина, в современных границах с 1973, сегодня наш район  административно-территориальная единица Санкт-Петербурга.

      Таким образом, история Выборгской стороны неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга и это дает возможность убедить учащихся, что история начинается от «подъезда каждого дома», и поэтому каждый дом заслуживает и изучения, и заботы, и сбережения. Город живет своей неповторимой  и своеобразной жизнью, которую можно увидеть, пощупать и воспринять в лучших ее проявлениях.

  Погружаясь во временное пространство Санкт-Петербурга, изучая страницы истории и культуры города, в котором живут, учащиеся приобщаются к его многовековой культуре, становясь при этом и первооткрывателями, и исследователями. Следовательно - стать петербуржцами «не по паспорту, а по духу»,   неравнодушными, сопереживающими, носителями петербургской культуры и быть наследниками Великого города.

Цель: развивать интерес учащихся к истории малой Родины

Задачи:

- создать условия для познавательного интереса учащихся; расширения их кругозора;

- формировать навыки и умения учащихся самостоятельно работать с картой района, коммуникативные компетенции;

- воспитание духовно-нравственных ценностей юного петербуржца.

Оборудование: столы расстевленные для работы в группах, карта Санкт-Петербурга, раздаточный материал (карты района, иллюстрации памятников района), карточки с заданием, мультимедийная установка для презентации, видеофильм с гимном Калининского района.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

     Участникам команд дается задание:

- выбор команды от классов по 5 человек;

- придумать девиз и название команды;

- каждая команда готовит домашнее задание (поздравительная открытка ко дню рождения района).

     Руководитель и волонтеры производят отбор материалов для игры, составляют сценарий и презентацию; игра проходила в актовом зале школы.

     Ведущие, выступающие и помощники: волонтеры ДОО «Журавлик», жюри в составе  трех человек – представители ученического самоуправления.

Время реализации: 1 час.

ОСНОВНОЙ ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Игра «Калининский район – район, в котором я живу»

Ход сценария.

Ведущий:

    Здравствуйте, ребята! Мы начинаем игру для учащихся пятых и шестых  классов «Калининский район – район, в котором я живу», которая посвящена 80-летию нашего района. Игра состоит из:

- домашенего задания;

- разминки;

- задания № 1;

- задания № 2;

- задания № 3.

     Рядом с каждой командой сидит помощник, который в ходе игры будет выдавать вам раздаточный материал и затем передовать в жюри для проверки и подсчета количества баллов.

    Каждая команда, а их у нас 4, подготовила домашнее задание – надо было сделать поздравительную открытку – «С днем рождения, Калининский район!».

    Представителю команды сдать открытку в жюри.

    Сегодня в составе жюри:

президент школы ……

министр кльтуры школы…….

педагог организатор….

     В конце игры жюри подсчитает, сколько баллов набрала каждая команда, и объявят победителя.

     Пока жюри оценивает домашнее задание по 5-ти балоной системе, прозвучит гимн Калининского района в исполнении учащихся ДОО «Журавлик»  с одновременным показом видеофильма.

Командам внимательно слушать, смотреть, узнавать и запоминать, а вдруг да пригодится!

ЗВУЧИТ ГИМН Калининскому району.

Спасибо!

***

Ведущий.

    Команды внимание! Первый конкурс «РАЗМИНКА»

    Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения первого конкурса «Разминка».

    Ребята, вы прослушали гимн Калининскому району, просмотрели видеофильм о нашем районе. Сейчас вам предстоит в течение 5 минут вспомнить и записать архитектурные сооружения, памятники, название заводов и других архитектурных пейзажных объектов,  которые вы узнали из видеофильма или услышали, когда звучал Гимн. И еще 5 минут для того чтобы ответить на другие вопросы конкурса  «Разминка».

     Сдать листочки.  

Внимание на слайд, если вы записали следующие объекты (перечислить), вы молодцы. За каждый написанный объект команда получает по 1 баллу. На следуещем слайде правильные ответы к оставшимся вопросам. За каждый правильный ответ команда получает тоже по одному баллу.

***

Ведущий.

      Команды  внимание! Задание № 1

Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения  задания №1.

     Вам предстоит         заполнить кроссворд и из выделенных букв и  «+» еще одной буквы составить слово

На выполнение  - 5 минут.

Сдать работы.

    Внимание на экран. Именно так должен выглядеть, заполненый кроссворд

За каждое правильное название  команда получает по 1 баллу.

***

Ведущий.

Следующее задание № 2

     Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения  задания №2.

Вам выданы  иллюстрации памятников, конечно, некоторые вы видели и знаете. Каждому памятнику надо найти его место на карте. Для выполнения этого задания у вас есть подсказки  и  10 минут.

Сдать работы.

     Внимание на экран. Вы видите, где  установлены памятники на карте Калининского района. За каждый правильный ответ  команда получает по 1 баллу.

***

Ведущий.

    Последнее наше задание это Задание № 3 

    Помощникам команд выдать ребятам подготовленные листы, для выполения  задания №3.

Перед вами карта района, в которой исчесли некоторые названия улиц и проспектов. Вам надо восстановить карту, то есть написать недостающие названия. На выполнение – 7 минут.

Сдать работы.

За каждый правильный ответ  команда получает по 1 баллу

***

Ведущий.

    Это было последнее задание. Пока жюри подсчитывает баллы, определяет победителей и призеров,  девочки 5 б класса исполнят веселую песню  «Ходит песенка по кругу».

Ведущий.

   Внимание, команды! Жюри проверило все ваши работы, подсчитало количество баллов и готово объявить победителя. Для вручения грамот на сцену приглашается президент школы….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В результате беседы с участниками игры, ребятами было высказано предложение о создании серии игр, связанных с изучением района и Санкт-Петербурга. Игра ребятам понравилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.

К. Горбачевич, Е. Хабло Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов  Санкт – Петербурга  Издат: Норинт, 2002

http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki 

http://muzofon.com/ (песня «Ходит песенка по кругу»)

https://www.youtube.com/watch?v=xlZArzuBEBQ     (Гимн Калининскому району)

Кроссворд создан cовместно с Кроссгеном на сайте http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

Ребусы созданы припомощи Генератора ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

Фотографии автора

Приложения.

Первый конкурс «РАЗМИНКА»

1. Сейчас вам предстоит в течение 5 минут вспомнить и записать архитектурные сооружения, памятники, название заводов и других архитектурных пейзажных объектов, о которых вы слышали, когда звучал гимн Калининского района

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В этом году Калининскому району исполнилось 80 лет. Вопрос, в каком году был основан наш район?

__________________________________________

3. Перечислите станции метрополитена Калининского района

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________

4. Напишите главную площадь района ___________________________________________

5. Гражданский проспект является одним из главных проспектов города. Вспомните и напишите назвния других объектов района, в котором прослеживается слово «гражданский»

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(до 22 баллов)

ЗАДАНИЕ № 1.  КРОССВОРД

По вертикали:

По горизонтали

1. Название этой площади имеет название станции метрополитена

5. Улица…

C:\Users\Ирина\Desktop\игра для начальной\1.jpg

2. Имя улицы было дано со следующим обоснованием: «Улица расположена севернее территории Пискаревского кладбища.  Названа в честь верности Родине, городу, воинскому долгу, дружбе и т. д.».

6. Проспект…

3. В названии этого проспекта отражен коллективный подвиг жителей Ленинграда и воинов Ленинградского фронта в годы Великой Отечественной войны.

7. 27 июля 1970 года на карте города появилась новая улица -  названа по городу  Ленинградской области.

4. Улица…

8. Улица  названа в честь   выдающегося  советского артиста театра и кино.           

Из выделенных букв и добавленной буквы, составьте слово

(9 баллов)

ЗАДАНИЕ № 2.  РАЗМЕСТИТЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ

C:\Users\Ирина\Desktop\leningrad-8.jpg

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1429200931_ploschad-lenina.jpg

1. Пискаревское мемориальное кладбище

2. памятник Ленину

I:\DCIM\111___11\IMG_1770.JPG

http://p1.citywalls.ru/photo_73-75073.jpg?mt=1296410191

3. знак «Аэродром «Гражданка»

4. храм Сретенья Господня

DSC_0540

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\51d85eaa8c366.jpg

5. «Прометей»

6. памятник «Дети войны»

http://photo.gradpetra.net/photo_spb/pamyatnik/1/web/42978.jpg

http://www.etovidel.net/appended_files/big/4e30614ae0ac3.jpg

7. памятник Учителю 

8. памятник жертвам радиационных

аварий и катастроф

D:\загрузки\Колокол_Мира_в_парке_им._Сахарова.jpg

C:\Users\Ирина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Площадь-Калинина.jpg

9. памятник «Колокол Мира»

10. памятник М. И. Калинину

РАЗМЕСТИТЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ

F:\для классосв игра для начальной\карта калининского района.jpg

1. пр.Непокоренных

2. Площадь Ленина

3. Проспект Науки

4. пересечение Гражданского и Луначарского пр.

5.  Сквер на пр. Просвещения

6. Пересечение пр.Непокоренных  и Меншиковского пр.

7. Пересечение ул.Ушинского и Учительской ул.

8. Парк Сахарова

9. Парк Сахарова

10. площадь Калинина

(10 баллов)

ЗАДАНИЕ № 3.  ПОДПИШИТЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦ И ПРОСПЕКТОВ

C:\Users\Ирина\Desktop\игра для начальной\карта калининского района — копия.jpg

(10 баллов)

ОТВЕТЫ.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»

1. Вы прослушали гимн Калининскому району. Сейчас вам предстоит в течение 5 минут вспомнить и записать архитектурные сооружения, памятники, название заводов и других архитектурных пейзажных объектов, которые вы видели или о которых звучало в песне.

  • 1. Завод «Арсенал»
  • 2. Финляндский вокзал
  • 3.Фонтаны на пл.Ленина
  • 4. Башня НИИ «Робототехники»
  • 5. Литейный мост
  • 6. Пискаревское мемориальное кладбище
  • 7. Муринский парк
  • 8. НПО «Импульс»
  • 9. Церковь Сретенья Господня
  • 10. Завод «Силовые машины»
  • 11. Дача Кушелево-Безбородко
  • 12.Львы и сфинксы около дачи Кушелево Безбородко
  • 13. Памятник «Всем влюбленным»
  • 14.Паравоз на Финляндском вокзале

2. В этом году Калининскому району исполнилось 80 лет. Вопрос, в каком году был основан наш район?

  • Образован в апреле 1936г.

3. Перечислите станции метрополитена Калининского района

  • 1-я линия –  «Гражданский проспект», «Академическая», «Политехническая», «Площадь Мужества», «Площадь Ленина».

4. Напишите главную площадь района

  • Площадь Ленина

5. Гражданский проспект является одним из главных проспектов города. Вспомните и напишите назвния других объектов района, в котором прослеживается слово «гражданский»

  • Метро «Гражданский проспект», рынок «Гражданский», МО «Гражданка»

ЗАДАНИЕ № 1.  КРОССВОРД

ЗАДАНИЕ № 2.  РАЗМЕСТИТЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ

F:\для классосв игра для начальной\карта калининского района6.jpg

ЗАДАНИЕ № 3.  ПОДПИШИТЕ НАЗВАНИЯ УЛИЦ И ПРОСПЕКТОВ

F:\для классосв игра для начальной\карта калининского район2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронного информационно-методического ресурса ЦВР Калининского района «Академический»

Одним из основных вопросов методической службы ЦВР «Академический» является построение, реализация и функционирование модели единого информационно-методического образовательного пространства учреждени...

Создание электронного информационно-методического ресурса ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Одним из основных вопросов методической службы ЦВР «Академический» является построение, реализация и функционирование модели единого информационно-методического образовательного пространства учр...

Открытый урок по математике "Район, в котором я живу"

На уроках математики, я стараюсь привлечь внимание учащихся к теме благоустройства нашей среды обитания. Мною был разработан и проведен  открытый урок «Район, в котором я живу», в котором ма...

Урок природоведения. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).

Урок природоведения 5 класс в школе  VIII вида. Раздел I Окружающий нас мир. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де¬ревня (село, город)...

Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".

Урок  по природоведению     в 5 классе коррекционной школы  VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....