"Г. Х. Андерсен: великий и одинокий" (урок - викторина по творчеству писателя)
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Желтухина Наталья Викторовна
Данный тип урока проводится в качестве обобщающего после изучения сказки Г.Х.Андерсена "Соловей" и по времени совпадает с датой рождения великого сказочника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biogafiya.doc27 КБ
Office presentation icon biogafiya.ppt496 КБ
Microsoft Office document icon Viktorina_po_skazkam.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ганс Христиан Андерсен роился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь книгам: по вечерам читал Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. А своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню. После смерти мужа мать стала работать прачкой.

Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям. Разумеется, никто не верил.

Первым произведением стала пьеса «Карась и Эльвира», написанная под влиянием Шекспира. Доступ к этим книгам Андерсен получил в семье соседей.1815 год – первые литературные работы. Результатом чаще всего становились насмешки ровесников, от которых впечатлительный автор только страдал. Мать едва не отдала сына в ученики к портному, чтобы прекратить издевательства и занять его настоящим делом. К счастью, Ганс Христиан упросил отправить его учиться в Копенгаген.

1819 год – Андерсен уезжает в Копенгаген, намереваясь стать актером. В столице он устраивается в королевский балет учеником – танцовщиком. Актера из Андерсена не вышло, но в театре заинтересовались его драматургическими и стихотворными опытами. Гансу позволили остаться, обучаться в латинской школе и получать стипендию.

1826 год – выходят несколько стихотворений.

1828 год – поступает в университет. В этом же году публикуется первая книга «Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера». Отношение к новоявленному писателю неоднозначно. Андерсен становится известным, но над ним смеются за орфографические ошибки. Его уже читают за границей, но с трудом переваривают особый стиль писателя, считая его тщеславным.

1829 год – живет в нищете, его кормят только гонорары от книг.

1830 год – состоялась премьера пьесы «Любовь на Николаевской башне» на сцене королевского театра в Копенгагене.

1833 год – получает королевскую стипендию и отправляется в путешествие по Европе. Пишет роман «Импровизатор», который приносит ему всемирную известность.

1835 год – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Книга вызвала нападки критики: сказки объявлены недостаточно поучительными для воспитания детей и слишком легкомысленными для взрослых (за всю жизнь было издано 24 сборника сказок). По поводу критики Андерсен писал своему другу Чарльзу Диккенсу: «Дания – такая же гниль, как гнилые острова, на которых она выросла».

Особенность сказок Андерсена в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов. Принцев, троллей, королев… Что касается традиционного и обязательного для жанра сказки счастливого финала, с ним Андерсен распростился еще в «Русалочке». В своих сказках, по утверждению автора, он к детям не обращался.

1824 год – путешествие по Италии.

1846-1875 годы – пишет автобиографическую повесть «Сказка моей жизни», которая стала единственным источником сведений о детстве писателя

О личной жизни известно немного. За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей. Зато был влюблен в «недосягаемых красавиц», причем эти романы были достоянием общественности. Одной из таких красавиц была певица и актриса Иена Линд. Их роман был красивым, но закончился разрывом – кто-то из влюбленных посчитал свое дело более важным, чем семья.

1872 год – переживает первый приступ болезни, от которой ему не суждено было вылечиться. 1875 год – умирает в Копенгагене, в своей вилле «Ролигхед».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Ханс Кристиан Андерсен2 апреля 1805 год – 1875 год
1826 год – выходят несколько стихотворений 1828 год – поступает в университет 1829 год – живет в нищете, 1833 год – получает королевскую стипендию и отправляется в путешествие по Европе 1835 год – изданы «Сказки, рассказанные для детей». 1824 год – путешествие по Италии.1846-1875 годы – пишет автобиографическую повесть «Сказка моей жизни» 1872 год – переживает первый приступ болезни, от которой ему не суждено было вылечиться 1875 год – умирает в Копенгагене, в своей вилле «Ролигхед».
могилавсемирно-известногописателяв Дании
памятник великому сказочнику
Гадкий утенок
Огниво
Снежная королева
Дюймовочка
Стойкий оловянный солдатик
Оле-Лукойе
Принцесса на горошине
Гадкий утенок
Принцесса на горошине
Дюймовочка
Новое платье короля
Русалочка
Соловей


Предварительный просмотр:

Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена.

1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? / Снежная королева /.

2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / Гадкий утёнок /.

3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан?

/ Дюймовочка /.

4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? / Русалочка /.

5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух  

6. А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. / Огниво /.

7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос /.

8. А из какой сказки эти строчки? Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье? / Новое платье короля /.

9. Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней? / Принц – свинопас /.

10. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /.

11. Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? / Горшочек с бубенчиком – когда в нём что-то варилось, можно было узнать у кого в какой кухне, что готовится и ещё он названивал старинную мелодию:
Ах мой милый Августин
Всё прошло. прошло, прошло…
Трещотку – когда ею вертели в воздухе то раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на свете /.

12. Какая сказка Андерсена начинается словами: «Жил был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую»? "Принцесса на горошине".
13. Для чего была использована сушеная треска одной из героинь из сказки "снежная королева"? (для письма).

14. Кто родители стойкого оловянного солдатика? (Оловянная ложка).

15.. Какого роста была Дюймовочка? (Дюйм).

16. Сколько принцесс было в подводном царстве в сказке "Русалочка"? (шесть).

17. Кто так говорил: "Я слишком тонка, я не создана для этого мира"?(штопольная игла, героиня одноименной сказки).

18. Кому принадлежит эта реплика: “Самая же трудная работа ещё впереди: надо снять с неба и пересчитать все звёздочки. Я собираю их в свой передник, но приходится ведь нумеровать каждую звёздочку и каждую дырочку, где она сидела, чтобы потом разместить их все по местам, иначе они плохо будут держаться и посыпятся с неба одна за другой!”. (Оле-Лукойе)

19.  “Он стоял в полном освещении; ему было ужасно жарко – от огня или от любви – он и сам не знал”. Кто этот герой? (Оловянный солдатик)

20.  О чём говорит герой: “Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!” (Кай говорит о снежинках)

21. Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы?
“А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля».)
“Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)
“Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)
“Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)
“Я слишком тонка, я не создана для этого мира!” (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки.)
22. Эти вещи нужно отдать:

  • • Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
    • Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)
    • Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)
    • Горошина. («Принцесса на горошине»)
  • • Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
    • Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)
    • Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
    • Бусы из ракушек («Русалочка»)

23. Этот герой:

а) имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;
б) получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер;
в) владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя.
(Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

24. Эти герои:

а) “были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки”;
б) считали звёзды, сидя на краю печной трубы, “очень устали, и было от чего!”
в) “оба из фарфора”, “любили друг друга, пока не разбились”.
(Пастушка и трубочист, главные герои одноимённой сказки.)

Этот герой:

а) инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;
б) совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы;
в) во всех жизненных испытаниях “держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”.
(Стойкий оловянный солдатик, герой одноимённой сказки.)

25. Эти герои:

а) затеяли грандиозное мошенничество, сделав ставку на то, что ни один человек на свете не захочет выглядеть глупым перед другими людьми;
б) блефовали перед главой государства и кабинетом министров, едва не одурачили целый город;
в) не учли того, что устами младенца глаголет истина, и были разоблачены.
(Мошенники; «Новое платье короля».)

26. Эта героиня:

а) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;
б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;
в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.
(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)

27. Эти герои:

а) вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней;
б) колдовскими чарами были лишены человеческого облика;
в) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.
(Братья Элизы; «Дикие лебеди».) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Х.К. Андерсен - великий сказочник (игра-викторина)

Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества Х.К.Андерсена, урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и групповая работа....

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Литературная викторина по творчеству писателей 19-го века (5 класс)

Данная презентация может быть использована в дни проведения предметной Недели русской словесности....

Викторина по творчеству башкирских писателей

В данной работе даны вопросы по творчеству башкирских писателей (Хакима Гиляжева, Тимира Юсупова,Даута Юлтыя, Назара Наджми, Фарита Исангулова,Гульфии Юнусовой)...

Викторина по творчеству башкирских писателей

В данной работе даны вопросы по творчеству башкирских писателей (Хакима Гиляжева, Тимира Юсупова,Даута Юлтыя, Назара Наджми, Фарита Исангулова,Гульфии Юнусовой)...

Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»

Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....

Викторина по творчеству русских писателей XIX века

Викторина составлена для закрепления изученного на уроках литературы в 10 классе...