Х.К. Андерсен - великий сказочник (игра-викторина)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

 

Данный урок целесообразно проводить после изучения творчества Х.К.Андерсена, урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.rar35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русской словесности 5 класс.

Х.К. Андерсен – великий сказочник

( игра – викторина).

Желтенко Лилия Валерьевна,

учитель русского языка и литературы и МХК

первой категории

КГУ «Уба-Форпостовская  средняя  школа»
Бородулихинского  района Восточно-Казахстанской области Казахстан

Цель: закрепление полученных знаний о сказках писателя.

 Задачи:

  1. Прививать интерес к чтению сказок.
  2. Расширять знания детей о творчестве детского сказочника Х.К.Андерсена.
  3. Развивать умение работать в группе.
  4. Продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

Предварительная подготовка:

1.Проинформировать детей о проведении игры-викторины.

2.Объявить домашнее задание (подготовка костюма сказочного персонажа).

3.Составить перечень вопросов для конкурса.

4.Подготовить информацию о судьбе писателя (учитель, ученик).

5.Подготовить карточки для конкурса.

6.Подготовить фрагменты из сказок для ребят в качестве небольших лирических отступлений.

7.Подготовить оборудование.

Оборудование: портрет Х.К. Андерсена; карта Европы, сказки Х.К. Андерсена, рисунки учащихся, костюмы сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам Х.К.Андерсена.

Тип урока: урок – викторина.

Технология: ЛОО, работа в малых группах

Ход урока:

I.Организационный момент.

Звучит мелодия Э. Грига.

Представление сказочных персонажей ( инсценировка сказки « Принцесса на горошине»).

II.Слово учителя.

Найдем на карте Европы небольшой полуостров, очертания которого немного напоминают человеческую ладонь. Это Ютландия. К востоку мы видим группу больших и маленьких островов: вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия, вот похожий на кошачью лапу остров Фюн… Это Дания. Столица Дании – Копенгаген. Здесь в Королевском саду стоит памятник великому датчанину- сказочнику и поэту Х.К.  Андерсену. Из порта морем добираемся до острова Фюн. Там в городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился Андерсен.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мне песни мать певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна.

                                               Люблю тебя, отцов моих страна!

 Когда в семье бедного сапожника родился мальчик, которого назвали Ханс Кристиан, никто и не предполагал, что этот сапожников сын прославит когда- нибудь себя и всю Данию на весь мир. И так, кто же такой Ханс Кристиан Андерсен?

Конечно же – великий сказочник. Вот, что он говорил о себе: « Моя жизнь- это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная….»

Сегодня мы будем говорить о сказках этого замечательного писателя. Учащиеся 5 класса будут игроками, а учащиеся 6 класса будут моими помощниками-консультантами.

Конкурс 1

« Найди лишнее».

Все ли названые сказки принадлежат Х.К. Андерсену. Вычеркните лишнюю сказку.

  1. «Принцесса на горошине», « Свинопас», «Ослиная шкура» (Ш.Перро), « Соловей».
  2. « Новое платье короля», « Горшок каши» (Братья Гримм), «Снежная королева», « Гадкий утенок».
  3. «Рассказы солнечного луча», « Красные башмачки», « Дюймовочка», «Царевна- лягушка» ( русс. народная).
  4. « Синяя птица» ( Метерлинк), « Стойкий оловянный солдатик», «Дни недели», «Русалочка», « Райский сад».
  5. « Огниво»,« Девочка наступившая на хлеб»,« Золушка»( Ш. Перро),« Дикие лебеди»,

« Сундук- самолет»

6. « Малахитовая шкатулка»( Бажов), «Оле – Лукойе», «Пастушка и трубочист», «Дочь болотного царя».

Конкурс 2

 «Кто и кому так говорит?»

1. «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да         рассказывай мне сказки – я до них большая охотница».

                                                                                 (Мышь – Дюймовочке.)

2. «Я не возьму с тебя ни полушки: - Только принеси мне скорее огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась тута последний раз!»

                                                                                  (Ведьма – солдату.)

3. «Терпеть не могу, когда хнычут! Теперь тебе надо смотреть весело! Вот тебе еще 2 хлеба и окорок. Что? Небось не будешь голодать?».

                                                                                           (Разбойница – Герде.)

4. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого каша и свиные котлеты! Как интересно!»

                                                                                              (Фрейлины – принцессе.)

Конкурс 3

 « Черный ящик».

 Угадай сказку по 3 словам:

  1. Свечка, солдат, крупа. (« Огниво»)
  2. Молния, тюфяк, ночь. (« Принцесса на горошине»)
  3. Ласточка, колосок, скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)
  4. Море, хвост, голос. (« Русалочка»)
  5. Ткань, платье, народ. (« Новое платье короля»)
  6. Лодочка, рыба, печка. (« Стойкий оловянный солдатик»)
  7. Перья, крапива, рубашка. (« Дикие лебеди»)
  8. Спички, тарелки, свадьба. (« Сундук- Самолет»)
  9. Зонтик, кафтан, дни недели. (« Оле- Лукойе»)
  10. Роза, горшочек, поцелуй. (« Свинопас»)

Конкурс 4

«Блиц- опрос».

Команда №1

  1. Где раскинут летний шатер Снежной Королевы?

                                                                         (В Лапландии.)

  1. Героиня сказки «Дикие лебеди» Элиза сидела на скамеечке из…

                                                                                                 ( зеркального стекла).

  1. По какому признаку догадалась высидеть странное яйцо утка из сказки «Гадкий утенок», что ее непохожий на утят сын все – таки не индюшонок…

                                     (не боится воды, хорошо гребет лапками и при этом прямо держится ).

  1. Сказочник упоминает, какого роста  была Дюймовочка? Какого же?

                                                                                                                   (С дюйм.)

Команда№ 2

  1. Сколько принцесс было в подворном царстве, которое описывает Андерсен в сказке «Русалочка»?

                                 (6.)

  1. Какие два замечательных предмета смастерил переодевшийся свинопасом принц?

                (Чудесный горшочек с бубенчиками и трещотку, наигрывающую вальс и польку.)

  1. Любимые цветы Х.К.Андерсена?

                                                            (Розы.)

  1. Какие зонтики носит с собой Оле – Лукойе?

                                                            (Два, один с картинками, другой простой и гладкий.)

Конкурс 5

 «Из какой сказки эти слова?»

  1. «Карен не удержалась и сделала несколько па,  и тут ноги ее пошли плясать сами собой, точно башмаки имели какую-то волшебную силу. Карен неслась дальше и дальше, обогнула церковь и все не могла остановиться.

                                                                               («Красные башмачки»)

  1. « Вот была радость! Целый вечер и весь следующий день горшочек не сходил с очага, и в городе не осталось ни одной кухни, от камергерской до сапожниковой, о которой бы они не знали, что в ней стряпалось.»

                                                                       ( « Свинопас»)

3. « А зима стояла холодная- прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха. Чтобы           не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью свободное ото льда пространство становилось все меньше и меньше.»

                                                                               («Гадкий утенок»)

4. «Было раннее утро, когда они пролетали мимо избы, где спала еще крепким сном их сестрица. Они принялись летать над крышей, вытягивая свои гибкие шеи и хлопая крыльями. Но никто не слышал и не видел их, так им и пришлось улететь ни с чем»

                                                                                                           (« Дикие лебеди»)

5. «Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, - им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос. Что за чудное было лето, и как хорошо было под кустами благоухающих роз, которые, казалось, должны были цвести вечно!»

(«Снежная королева»)

6. «Те поставили два ткацких станка и стали делать вид, будто усердно работают, а у самих на станках ровно ничего не было. Нимало не стесняясь, они требовали для работы тончайшего шелку и чистейшего золота, все это припрятывали в карманы и просиживали за пустыми станками с утра до поздней ночи».

                                                                                                                  («Новое платье короля»)

Конкурс  6

« Перепутавшиеся сказки»

Представьте себе, что названия сказок Андерсена перепутались.

Попробуйте сочинить и рассказать сказку, у которой теперь такое название:

«Дюймовочка на горошине»;

«Гадкий солдатик»;

«Стойкий оловянный утенок»;

«Снежный куст»;

«Улитка и королева».

Конкурс 7  

Тестирование. 

  1. Почему король из сказки «Огниво» прятал свою дочь в замке от людских глаз?
  1. Она была очень некрасивая
  2. Он боялся, что дочь сглазят
  3. Ему нагадали, что его дочь выйдет замуж за простого солдата
  1. Каким был замок у принцессы в сказке «Огниво»?
  1. Деревянным
  2. Хрустальным
  3. Медным
  1. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
  1. в 15 лет
  2. 18 лет
  3. 21 год
  1. Сколько перин положила королева на горошину, чтобы проверить, настоящая ли принцесса?
  1. 20
  2. 50
  3. 100
  1. Каким пухом были набиты эти перины?
  1. Лебяжьим
  2. Гагачьим
  3. Куриным
  1. Где раскинут летний шатер Снежной королевы?
  1. На Северном полюсе
  2. В холодильнике
  3. В Лапландии
  1. На чем писала письмо старая лапландка своей знакомой финке?
  1. На бумаге
  2. На сушеной треске
  3. На руке
  1. Из чего был сделан дворец морского короля в сказке «Русалочка»?
  1. Из водорослей
  2. Из кораллов
  3. Из камней
  1. В кого превратился гадкий утенок?
  1. В гуся
  2. В лебедя
  3. В петуха
  1. Кто помог Дюймовочке сбежать от крота?
  1. Гусенница
  2. Мышь
  3. Ласточка

Подведение итогов

Заключительное слово учителя:

Х.К.Андерсен действительно был сказочником, был волшебником. Все знают его сказки и никогда не забудут. Самые знаменитые люди того времени мечтали пожать ему руку. Ему и даже героям его сказок – поставлены прекрасные памятники. А Дания с тех пор стала замечательной страной  - в ней много красивых домов, кораблей, книг, игрушек, конфет – на всех хватает! И совсем мало преступников и хулиганов.

Подумайте – может быть это из-за того, что первая книжка у всех датчан – сказки Х.К.Андерсена?

Домашнее задание: чтение сказок Х.К.Андерсена.

Литература:

  1. Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.-      С. 40-47.     .
  2. Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.
  3. Браудс Л.Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., 1987.- С.5 - 6.
  4. Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.
  5. Зюзюкин И. Сказка его жизни // Смена. – 2000. - 9. – С.240-251.
  6. Кривцов Н. Старое лебединое гнездо // Вокруг света. – 1990. - 8. –С.8-14.
  7. Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» //  Уроки лит-ры. – 2001. - 8. – С.1—12.
  8. Сивоконь С. Ханс Кристиан Андерсен «Сказка моей жизни» // Дет. лит. – 2001. - 4. – С.38-39.
  9. Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. – Вып.1. – С.109-114.
  10. Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. – М., 1987. – С.5-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Г. Х. Андерсен: великий и одинокий" (урок - викторина по творчеству писателя)

Данный тип урока проводится в качестве обобщающего после изучения сказки Г.Х.Андерсена "Соловей" и по времени совпадает с датой рождения великого сказочника....

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе (ДЦП) по теме: Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Методическая разработка данного урока литературы составлена по учебнику Литературы для 5 класса, 1 часть, М.А. Снежневской  из раздела "Писатели- сказочники" знакомит учащихся 5 класс...

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен...

Урок 1. «Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Первый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". знакомство с Г.Х. Андерсеном и первыми главами сказки "Снежная королева"...

"Великий сказочник Андерсен"

Презентация для урока литературы в  5 классе в разделе "Устное народное творчество". Содержит информационный материал о писателе и его творчестве, викторину по сказкам Андерсена....

" Добрый сказочник" Литературная игра - викторина по произведениям Э.Н.Успенского

Библиотечный урок для  4 класса.Тема: "Добрый сказочник» (литературная игра-викторина по произведениям Эдуарда Николаевича Успенского).Цель: расширить знания учащихся о творчестве и пр...