Литературная игра-путешествие "Вниз по волшебной реке"
методическая разработка по литературе по теме

Юрченкова Светлана Борисовна

 

Правила игры:

Класс разбивается на 2 команды – 2 корабля. Каждая команда заранее придумывает себе название, девиз, выбирает капитана корабля.

Задача команд: первой добраться до острова Роберта Стивенсона (чаще называемого просто островом Сокровищ). Под веселую музыку "корабли" по типу игры "Веселый экспресс" двигаются между "островами". Но

«Пушки с пристани палят,

Кораблям пристать велят…»

На островах путешественников ожидают задания, выполняя которые они набирают баллы. Чем больше баллов – тем больше скорость корабля и тем быстрее, соответственно, он доплывет до острова Сокровищ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra-puteshestvie._4_klass.doc69 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc67 КБ
Office presentation icon vniz_po_volshebnoy_reke.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра-путешествие.

Цель:

1. Воспитывать интерес к литературе, развивать положительные мотивации к чтению на основе игровой деятельности.

2. Закрепить  изученные темы по предмету «Литературное чтение», расширять кругозор ребят, познакомить с автором «Острова сокровищ» Робертом Стивенсоном.

3. Развивать умение творчески применять знания в новой ситуации,  мышление, речь, эрудицию, внимание.

4. Формировать дружеские отношения, способствовать сплочению коллектива группы.

План игры:

1. Организационный момент: за сокровищами к острову Р.Стивенсона!

2. Остров Алана Милна.

3. Остров Литературных Сказок.

4. Остров Буян.

5. Остров Буримэ.

6. Остров Всезнайки.

7. Остров Роберта Стивенсона. Подведение итогов и получение «сокровищ».

Правила игры:

Класс разбивается на 2 команды – 2 корабля. Каждая команда заранее придумывает себе название, девиз, выбирает капитана корабля.

Задача команд: первой добраться до острова Роберта Стивенсона (чаще называемого просто островом Сокровищ). На пути к цели – другие острова: 

«Пушки с пристани палят,

Кораблям пристать велят…»

На островах путешественников ожидают задания, выполняя которые они набирают баллы. Чем больше баллов – тем больше скорость корабля и тем быстрее, соответственно, он доплывет до острова Сокровищ.

  • Примечание: в классной комнате может быть всего 2«острова» : сдвинутые парты. Во время «плавания» дети под веселую музыку движутся между «островами» по типу Веселого экспресса. Во время остановки называется следующий остров, и дети группируются вокруг столов («островов»), выполняя очередное задание.

На доске:

Ход игры:

Ведущий:

Уважаемые путешественники! Прошу занять свои места на палубах кораблей!

Я приглашаю вас в игру. Начнём мы её с очень мудрых слов, сказанных о книге. Посмотрите на экран, прочитайте вслух:

«День, прожитый без книги, - потерянный день».

- Молодцы! Надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие не только по реке Вообразили, но и по страницам любимых книг.

Кто из вас читал «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона?(…)

А знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? (…)

Проплывая от острова к острову вы будете не только выполнять задания и набирать баллы, тем самым увеличивая  скорость вашего корабля, но и получать какую-то информацию об авторе острова Сокровищ.

  • (Информация о Р. Стивенсоне, которую ребята получают на островах, - по частям:

1 команда:

1.Роберт Льюис Стивенсон - шотландский писатель и поэт, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей.

2. Роберт Стивенсон жил в 19 веке. Он родился в Эдинбурге, в семье потомственного инженера.

3.Учился сперва в Эдинбургской академии, затем — на юридическом факультете Эдинбургского университета.

4. Много путешествовал, хотя с детства страдал тяжёлой формой туберкулёза.

5. С 30 лет  жил на островах Самоа. Мировую славу писателю принёс роман «Остров сокровищ».

2 команда:

1-а.Кроме «Острова сокровищ» Стивенсон написал историко-приключенческие романы- «Принц Отто», «Похищенный» и другие.

Все эти романы отличаются  увлекательными авантюрными сюжетами!

2-а. Стивенсон выступал также как поэт (в России пользуется большой популярностью баллада «Вересковый мёд» в переводе С. Маршака).

3-а. На русский язык произведения Стивенсона также переводили К. Бальмонт, В. Брюсов, К. Чуковский.

4-а. Последний роман Стивенсона, обещавший стать  шедевром, остался неоконченным.

5-а. Стивенсон умер в 44 года от инсульта на островах Самоа.)

 До сокровищ доберется только та команда, которая, собрав воедино всю полученную информацию, сможет нам рассказать что-либо интересное об этом писателе.

Итак, ребята, в добрый путь! (Сигнал).

Под музыку ребята «плывут» на кораблях по реке Вообразилии

1 остров – о. Алана Милна.

  • В 1960 г. “Винни-Пух” А.А. Милна был издан в СССР. Кто перевел эту книгу на русский язык? (Заходер)
  • Что потерял ИА? (хвост)
  • Что находится в голове Винни? (опилки)

  • Узнайте по зачитанному мною описанию, что это за герой.

“Он очень любит прыгать, ест все, кроме желудей, меда, моркови... Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги”. Кто это? (Тигра)

“Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают.

Очень любит желуди и друга Винни”. Кто это?

  • Какого цвета был воздушный шар, когда Винни летел за медом? (Синий)
  • Как звали маму крошки Ру? (Кенга)
  • Продолжите фразу: “Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не...” (Медведь)
  • Фамилия актера, который озвучивал Винни-Пуха? (Леонов)
  • Имя хозяина пушистого мишки. (Кристофер)

2 остров – о. Литературных сказок.

1. По фрагменту определите название произведения, автора и персонаж, которому принадлежат слова:

  Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

 Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

                     (В.Катаев. «Цветик-семицветик». Девочка Женя)

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у вокзая

 трамвал остановить?

                      (С.Маршак. «Вот какой рассеянный». Человек рассеянный)

2. Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?

(Ведро.)

3. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

(«Чёрная курица, или Подземные жители».)

 

4. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

(Н. Носов.)

5. Какая финская писательница придумала сказочных  муми-троллей?

(Туве Янсон.)

6.  Какой английский писатель придумал хоббитов?

(Джон Толкиен, или Толкин. Волшебная сказка «Хоббит, или Туда и обратно».)

3 остров – о. Буян.

Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился...

1. в Москве (+)

2. в Михайловском

3. в Петербурге

4. в Болдино

2. Скoлькo бoгaтырей былo в "Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe"?

1. 3

2. 7 (+)

3. 12

4. 33

3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?

1. в глаз

2. в лоб

3. в нос (+)

4. в ухо

4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

1. на острове сокровищ

2. на острове Буяне (+)

3. на острове невезения

4. на острове погибших кораблей

5. Истoчником для "Пeсни o вeщeм Oлеге" послужили...

1. былины

2. исторические песни

3. русские народные сказки

4. древнерусские летописи (+)

6. Людмилa, герoиня пoэмы "Руслaн и Людмилa", былa дoчeрью...

1. Владимира Мономаха

2. Ярослава Мудрого

3. Всеволода Большое Гнездо

4. Владимира Красное Солнышко (+)

7. Цaрь Дадoн - пeрсoнaж кaкoй скaзки?

1. "Сказки о царе Салтане"

2. "Сказки о золотом петушке" (+)

3. "Сказки о попе и работнике его Балде"

4. "Сказки о рыбаке и рыбке"

8. Сколько раз в сказке Пушкина старуха посылала старика к морю? (5)

4 остров – о.БУРИМЭ

Придумать стихотворение на заданную рифму:

………..кот

………….живот

……..компот

……..забот

………..кити-кэт

………..обед

……….жилет

………привет!

5 остров – о. Всезнайки

Догадайся, что пропущено в следующих перечнях.

  • В багаж дама сдавала картонку, корзину, картину, собачонку, саквояж, чемодан. А что ещё? (С.Маршак "Багаж).- Диван.

  • . В зоопарке воробей обедал у лисицы, журавля, моржа, крокодила, слона, медведя, носорога, льва. А у кого ещё? (С.Маршак "Где обедал, воробей?")- Кенгуру

  • По приказу Мойдодыра грязнулю стали тереть и чистить мыло и щётки. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр")- Мочалка

  • В басне И.Крылова «Квартет» упоминаются такие музыканты, осел, медведь,      мартышка, козел и … (соловей)

  • . По телефону звонили газели, цапли, мартышки, зайчатки, крокодил, медведь, носорог, кенгуру, слон, свинья, тюлень… А кто ещё? (К.Чуковский "Телефон")- Олень

  • Мышонка баюкали лошадь, курица, жаба, свинка, щука, кошка, мышка-мать. А кто ещё? (С.Маршак "Сказка о глупом мышонке")- Утка

  • Ускакали, улетели, убежали от грязнули башмаки, чулки, брюки, сапоги, утюги, пироги, одеяло, подушка, самовар, кушак, кочерга, книжка, свечка. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр")- Простыня

6. Прибытие на остров Роберта Стивенсона.

 Составление по отрывкам биографии писателя.

 Подведение итогов и получение сокровищ.



Предварительный просмотр:

1.Роберт Льюис Стивенсон - шотландский писатель и поэт, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей.

2. Роберт Стивенсон жил в 19 веке. Он родился в Эдинбурге, в семье потомственного инженера.

3.Учился сперва в Эдинбургской академии, затем — на юридическом факультете Эдинбургского университета.

4. Много путешествовал, хотя с детства страдал тяжёлой формой туберкулёза.

5. С 30 лет  жил на островах Самоа. Мировую славу писателю принёс роман «Остров сокровищ».

1-а.Кроме «Острова сокровищ» Стивенсон написал историко-приключенческие романы- «Принц Отто», «Похищенный» и другие.

Все эти романы отличаются  увлекательными авантюрными сюжетами!

2-а. Стивенсон выступал также как поэт (в России пользуется большой популярностью баллада «Вересковый мёд» в переводе С. Маршака).

3-а. На русский язык произведения Стивенсона также переводили К. Бальмонт, В. Брюсов,

 К. Чуковский.

4-а. Последний роман Стивенсона, обещавший стать  шедевром, остался неоконченным.

5-а. Стивенсон умер в 44 года от инсульта на островах Самоа.

1 остров – о. Алана Милна.

  • В 1960 г. “Винни-Пух” А.А. Милна был издан в СССР. Кто перевел эту книгу на русский язык?
  • Что потерял ИА?
  • Что находится в голове Винни?

  • Узнайте по зачитанному мною описанию, что это за герой.

“Он очень любит прыгать, ест все, кроме желудей, меда, моркови... Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги”. Кто это?

“Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают.

Очень любит желуди и друга Винни”. Кто это?

  • Какого цвета был воздушный шар, когда Винни летел за медом?
  • Как звали маму крошки Ру?
  • Продолжите фразу: “Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не...”
  • Фамилия актера, который озвучивал Винни-Пуха?
  • Имя хозяина пушистого мишки.

1 остров – о. Алана Милна.

  • В 1960 г. “Винни-Пух” А.А. Милна был издан в СССР. Кто перевел эту книгу на русский язык?
  • Что потерял ИА?
  • Что находится в голове Винни?

  • Узнайте по зачитанному мною описанию, что это за герой.

“Он очень любит прыгать, ест все, кроме желудей, меда, моркови... Очень любит рыбий жир. Поселился в доме Кенги”. Кто это?

“Это очень маленькое существо, не любит, когда на него напрыгивают.

Очень любит желуди и друга Винни”. Кто это?

  • Какого цвета был воздушный шар, когда Винни летел за медом?
  • Как звали маму крошки Ру?
  • Продолжите фразу: “Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не...”
  • Фамилия актера, который озвучивал Винни-Пуха?
  • Имя хозяина пушистого мишки.

2 остров – о. Литературных сказок.

1. По фрагменту определите название произведения, автора и персонаж, которому принадлежат слова:

  Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

 Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

                     

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у вокзая

 трамвал остановить?

                   

2. Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?

3. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

 

4. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

5. Какая финская писательница придумала сказочных  муми-троллей?

6.  Какой английский писатель придумал хоббитов?

2 остров – о. Литературных сказок.

1. По фрагменту определите название произведения, автора и персонаж, которому принадлежат слова:

  Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

 Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

                     

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у вокзая

 трамвал остановить?

                   

2. Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?

3. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

 

4. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

5. Какая финская писательница придумала сказочных  муми-троллей?

6.  Какой английский писатель придумал хоббитов?

3 остров – о. Буян.

Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился...

1. в Москве  

2. в Михайловском

3. в Петербурге

4. в Болдино

2. Скoлькo бoгaтырей былo в "Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe"?

1. 3

2. 7

3. 12

4. 33

3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?

1. в глаз

2. в лоб

3. в нос

4. в ухо

4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

1. на острове сокровищ

2. на острове Буяне

3. на острове невезения

4. на острове погибших кораблей

5. Истoчником для "Пeсни o вeщeм Oлеге" послужили...

1. былины

2. исторические песни

3. русские народные сказки

4. древнерусские летописи  

6. Людмилa, герoиня пoэмы "Руслaн и Людмилa", былa дoчeрью...

1. Владимира Мономаха

2. Ярослава Мудрого

3. Всеволода Большое Гнездо

4. Владимира Красное Солнышко

7. Цaрь Дадoн - пeрсoнaж кaкoй скaзки?

1. "Сказки о царе Салтане"

2. "Сказки о золотом петушке"

3. "Сказки о попе и работнике его Балде"

4. "Сказки о рыбаке и рыбке"

8. Сколько раз в сказке Пушкина старуха посылала старика к морю?

3 остров – о. Буян.

Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился...

1. в Москве  

2. в Михайловском

3. в Петербурге

4. в Болдино

2. Скoлькo бoгaтырей былo в "Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe"?

1. 3

2. 7

3. 12

4. 33

3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?

1. в глаз

2. в лоб

3. в нос

4. в ухо

4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

1. на острове сокровищ

2. на острове Буяне

3. на острове невезения

4. на острове погибших кораблей

5. Истoчником для "Пeсни o вeщeм Oлеге" послужили...

1. былины

2. исторические песни

3. русские народные сказки

4. древнерусские летописи  

6. Людмилa, герoиня пoэмы "Руслaн и Людмилa", былa дoчeрью...

1. Владимира Мономаха

2. Ярослава Мудрого

3. Всеволода Большое Гнездо

4. Владимира Красное Солнышко

7. Цaрь Дадoн - пeрсoнaж кaкoй скaзки?

1. "Сказки о царе Салтане"

2. "Сказки о золотом петушке"

3. "Сказки о попе и работнике его Балде"

4. "Сказки о рыбаке и рыбке"

8. Сколько раз в сказке Пушкина старуха посылала старика к морю?

 

4 остров – о.БУРИМЭ

Придумать стихотворение на заданную рифму:

………………………………………………………………..кот

……………………………………………………………..живот

…………………………………………………………….компот

……………………………………………………………..забот

……………………………………………………………кити-кэт

……………………………………………………………….обед

……………………………………………………………..жилет

……………………………………………………………привет!

4 остров – о.БУРИМЭ

Придумать стихотворение на заданную рифму:

………………………………………………………………..кот

……………………………………………………………..живот

…………………………………………………………….компот

……………………………………………………………..забот

……………………………………………………………кити-кэт

……………………………………………………………….обед

……………………………………………………………..жилет

……………………………………………………………привет!

5 остров – о. Всезнайки

Догадайся, что пропущено в следующих перечнях.

  • В багаж дама сдавала картонку, корзину, картину, собачонку, саквояж, чемодан. А что ещё? (С.Маршак "Багаж)

  • . В зоопарке воробей обедал у лисицы, журавля, моржа, крокодила, слона, медведя, носорога, льва. А у кого ещё? (С.Маршак "Где обедал, воробей?")

  • По приказу Мойдодыра грязнулю стали тереть и чистить мыло и щётки. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр")

  • В басне И.Крылова «Квартет» упоминаются такие музыканты, осел, медведь, мартышка, козел и …

  • . По телефону звонили газели, цапли, мартышки, зайчатки, крокодил, медведь, носорог, кенгуру, слон, свинья, тюлень… А кто ещё? (К.Чуковский "Телефон")

  • Мышонка баюкали лошадь, курица, жаба, свинка, щука, кошка, мышка-мать. А кто ещё? (С.Маршак "Сказка о глупом мышонке")

  • Ускакали, улетели, убежали от грязнули башмаки, чулки, брюки, сапоги, утюги, пироги, одеяло, подушка, самовар, кушак, кочерга, книжка, свечка. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр")

5 остров – о. Всезнайки

Догадайся, что пропущено в следующих перечнях.

  • В багаж дама сдавала картонку, корзину, картину, собачонку, саквояж, чемодан. А что ещё? (С.Маршак "Багаж)

  • . В зоопарке воробей обедал у лисицы, журавля, моржа, крокодила, слона, медведя, носорога, льва. А у кого ещё? (С.Маршак "Где обедал, воробей?")

  • По приказу Мойдодыра грязнулю стали тереть и чистить мыло и щётки. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр")

  • В басне И.Крылова «Квартет» упоминаются такие музыканты, осел, медведь, мартышка, козел и …

  • . По телефону звонили газели, цапли, мартышки, зайчатки, крокодил, медведь, носорог, кенгуру, слон, свинья, тюлень… А кто ещё? (К.Чуковский "Телефон")

  • Мышонка баюкали лошадь, курица, жаба, свинка, щука, кошка, мышка-мать. А кто ещё? (С.Маршак "Сказка о глупом мышонке")

  • Ускакали, улетели, убежали от грязнули башмаки, чулки, брюки, сапоги, утюги, пироги, одеяло, подушка, самовар, кушак, кочерга, книжка, свечка. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр")


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная игра-путешествие Вниз по Волшебной реке

Слайд 2

Неделя детской книги

Слайд 3

День, прожитый без книги, - потерянный день.

Слайд 4

о. А.Милна о. Литературных сказок о. БУРИМЭ о. Буян о. Всезнаек о. Р.Стивенсона

Слайд 11

Роберт Стивенсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Волшебный мир сказок А.С.Пушкина"

Литературная гостиная проводилась в связи с юбилеем А.С.Пушкина. Мероприятие сопровождалось показом презентации, отрывками из мультфильмов....

"Крыло волшебного полета..." (Литературный Богородск)

Интегрированное внеклассное занятие (литература - краеведение), литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству писателей-земляков....

Волшебный мир зверей и птиц Е.И. Чарушина. Литературная композиция.

Литературная композиция, в которой рассказывается о жизни и творчестве писателя-аниматора Евгения Ивановича Чарушина....

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Рассказ. Э.Успенский. Вниз по волшебной реке.

Рассказ. Э.Успенский. Вниз по волшебной реке....