Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему:
    Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

    Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески воспроизводить полученные знания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    nekrasov.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

           Государственное образовательное управление

               средняя общеобразовательная школа №695

                                       города Москвы.

      Окружной дистанционный конкурс методических разработок уроков литературы, уроков внеклассного чтения и внеклассных мероприятий по творчеству русских и европейских писателей  и

                                                   поэтов.  

    НОМИНАЦИЯ:  Разработка урока литературы.

    НАИМЕНОВАНИЕ

    РАБОТЫ              Творческий зачет по поэме Н.А.Некрасова «Кому      

                                  на Руси жить хорошо»   « В чем же крестьянское

                                  счастье».

                                                     АВТОР: Самсина Лариса Геннадиевна.  

                                                      СТАЖ РАБОТЫ:  27 лет.      

                                           2011 г.                                                    

         Подготовительный этап.

    1. Подготовка сообщений «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни». ( Группа №1).
    2. Оформление литературной странички или презентации:

     - жанр, композиция,

     - проблематика,

     - народность,

     - история создания произведения,

     - герои.

    3.  Интервью с писателем. (Группа №2).

    1. Выразительное чтение (вживание в образ) отрывков поэмы:

      - песни Добросклонова,

      - пролог.                         (Группа №3).

    5. Иллюстрирование поэмы. (Группа №4).

    6.Формирование учителем индивидуальных групп, оформление

            выставки, посвященной жизни и творчеству Н.А.Некрасова.

    1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

    Прочитана поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открывшая новые пути, новые приемы, новых героев. 20 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку».

      Поэма начинается со слов : «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян. Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… А нас разве не интересует процесс развития русской деревни, жизнь тружеников села, тех, кто обеспечивает город.

      Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.

      И сегодня наша задача – подвести итог нашей работе по своеобразному произведению Некрасова, обсудить проблемы, поставленные поэтом, актуальность этого произведения. Многое мы сможем понять, осознать, почувствовать, если внимательно всмотримся в героев поэмы. Перед нами раскроется душа русского человека.

      Урок наш – творческий зачет. Каждый сегодня, работая в группе, будет иметь возможность  высказать свое мнение о героях и о самой поэме.

      А сейчас небольшая литературная справка.

    1. Выступление группы №2.

    Литературная страница.

    (Учащиеся представляют мини-доклады или презентацию по темам:

    - жанр, композиция, проблематика поэмы,

    - история создания произведения, герои.

    - выразительное чтение «Пролога». (Группа №3).

    1. Подведение итогов вступительной части урока.

               Некрасов развивает гражданские темы в своем творчестве и в этой поэме, и во многих произведениях обращает внимание современников на главные проблемы современности. Его  грандиозная поэма-эпопея о земле русской, о крестьянстве. Некрасов поднимает актуальный вопрос: «Где счастье народное, кто счастлив на Руси?» И в этот спор вовлекаются все слои общества: духовенство, помещики, купцы, царь и, конечно, крестьянство.

    1. Выступление группы №1.

    «Кому на Руси… - эпопея крестьянской жизни». (Сюжетная линия поэмы).

    1. Подведение итогов 1 части урока.

            Идут крестьяне-правдоискатели и пытаются решить извечные вопросы для русской жизни. Они важны и для поэта как представителя демократического лагеря. Это вопросы о правде и лжи, о добре и зле, о горе и счастье. Некрасов знает, что думает народ, о чем мечтает.

    1. Выступление группы №2.

    Интервью с писателем. (Взгляды  поэта демократического лагеря).

    1. Основная часть урока. Работа творческих групп.

    Каждая группа получает карточку-задание.

    Цель работы: обсудить предложенные тезисы, высказывая свою точку зрения и опираясь на текст..

    Это может быть выступление  на телевидении, на диспуте, это может быть интервью с героями фильма по поэме, доклад на конференции. Форму выступления выбирает группа. Единственное условие – выступить должен каждый.

                         Карточки-задания.

                                      №1.

    Поэма Н.А.Некрасова -  истинно народное произведение.

    - Новаторство Некрасова в изображении крестьянства.

    - Качества русского человека, показанного в произведении, покоряющие читателя.

                                      №2.

                 Судьба русской женщины.

    - Идеал народной красоты.

    - Матрена Тимофеевна и мечта русского человека.

                                       №3.

                   Сатирические приемы в изображении помещиков.

    - Истинная сущность представителей господствующего класса.

    - Крестьяне «холопского званья».

                                       №4.

                    Идеал Некрасова, мечта поэта-гражданина.

    - Жизненность образа Григория Добросклонова.

    - Авторское отношение к герою и его деятельности.

    - Песни Добросклонова. Их значение.

    Работа творческих групп  в течение 15-20 минут.

    1. Слово учителя.

            Завершена подготовка. Каждый из вас выбрал форму выступления. Давайте начнем наш творческий зачет. Принимайте живое участие в разговоре, ведите дневник сообщений. Пусть чаще звучит голос поэта, поэта-гражданина, истинного патриота , страдающего, переживающего за свою родину, ненавидящего все отрицательное, тормозящее ее развитие, любящего ее всей душой.

    1. Выступление групп.

     

    1 – Выступление на Некрасовских чтениях.

    2 – Интервью с актерами и режиссером фильма по поэме.

    3 – Выступление литературных критиков по заявленным вопросам по телевидению в день рождения Н.А.Некрасова.

    4 – Дискуссия  на молодежном форуме.

     После каждого выступления группы учитель предлагает высказаться остальным участникам с краткой рецензией, а также задает дополнительные вопросы.

       Вопросы.

    1). Какие эпизоды поэмы вы считаете значительными?

    2). Какие изобразительные средств использует автор?

    3). Кто из героев вызывает уважение?

    4). Каково отношение автора к своим героям?

    5). В чем актуальность проблем, поставленных автором?

    6). Каковы традиции некрасовской поэзии в русской лирике 20 века в творчестве Исаковского, Твардовского?

    1. Подведение итогов творческого зачета.

              Учитель отмечает выступление групп с точки зрения полноты, оригинальности, активности, содержательности. Высказывается оценка культуры и стиля ведения разговора, речевая компетентность учащихся.

              Вывод.

              Мы закончили разговор о творчестве Н.А.Некрасова, который, как и герои его поэмы, крестьяне-правдоискатели, хотел найти правду. И ему видится такое счастье для русского народа:

                                Не надо мне ни серебра,

                                Ни золота, а дай Господь,

                                Чтоб землякам моим

                                И каждому крестьянину

                                Жилось вольготно, весело

                                На всей святой Руси!

    Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразовании ее в могучую и всесильную страну. И сегодня, когда крестьянский вопрос также актуален, поэма помогает понять, что есть сила в крестьянстве, что Русь сильна своим народом. Именно он сохранил исконно русские традиции, народную мудрость. Эту истину прекрасно понимали поэты последующих поколений, А.Т.Твардовский , Исаковский .

     У нас в памяти остались удивительные картины, связанные с русским человеком, его характером, его прекрасной душой. На многое способен русский человек: дать средства на строительство Храма, бороться с несправедливостью, отстаивать права народа, работать на благо России. Каждый может сделать то малое, на что он способен. Только надо дерзать, не отчаиваться и не бояться.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-...

    Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

    Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

    Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

    Устное народное творчество в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Какие жанры УНТ были использованы Некрасовым в поэме....

    Самостоятельная работа по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Самостоятельная работа "Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

    "Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

    Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное...

    Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

    Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

    Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обуча...

    Анализ поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Анализ поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"(вопросы и задания)...