Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке педагог активно использует музыкальное сопровождение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-portret_cvetaeva.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - портрет. М.И. Цветаева, «Какой она была...»

Её жизнь была клубком прозрений и ошибок.

Илья Оренбург. Послушай: есть другой закон, Законы - кроющей. Пред ним - все поклоняются клинки, Все меркнут яхонты: Закон протянутой руки, Души распахнутой

М. Цветаева Всё понять и за всех пережить

М. Цветаева Вся моя жизнь - роман с собственной душой.

М. Цветаева.

Портрет Цветаевой.

Психея - душа, дыхание. В греческой мифологии олицетворение души.

Звучит музыкальный фрагмент.

В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг... словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном, похожем на обличье монахини платье, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали его лицо вызывающе независимым. А всю она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим подобную ответную реакцию у зрителей.

Не самозванка - я пришла домой,

И не служанка - мне не надо хлеба.

Я - страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

Там на земле мне подавали грошь

И жерновов навешали на шею.

- Возлюбленный! - Ужель не узнаёшь?

Я ласточка твоя - Психея.

На тебе, ласковый мой, лохмотья,

Бывшие некогда нежной плотью.

Всё истрепала, изорвала, -

Только осталось, что два крыла.

Одень меня в своё великолепье,

Помилуй и спаси

А бедные истлевшие отрепья -

Ты в ризницу снеси.

30 апреля 1918 г.


Это бала Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её. Видели, что она сторонится общества молодых поэтов, живёт почти в полном отчуждении, не примыкая к одной из многочисленных литературных группировок, существовавших в то время. И поэтому её появление, столь неожиданное воспринималось как вызов происходящему. Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918 - 1921 гг. то нельзя не заметить, что она находилась в духовной оппозиции к существовавшему укладу жизни, не хотела, да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением того времени, не хотела быть молчаливым свидетелем разгула ненависти, ужасов гражданской войны. Это время, эта эпоха переломная, заключавшая в себе, по выражению Блока, «начала и концы», и сформировала личность Цветаевой.

Мы постараемся ответить на вопрос, «Какой она была...

Илья Оренбург о ней скажет: «Её жизнь была клубком прозрений и ошибок».

Сама же М. Цветаева всегда хотела: «Всё понять и за всех пережить». И жила всегда по законам «протянутой руки, души распахнутой». «Послушай: есть другой закон...»

И открывает наш поэтический альбом - первая страница «Детство».

Родилась М. Цветаева в Москве 26 сентября 1892 г. с субботы на воскресенье, в полночь, на Ооанна Богослова...

Жарною кистью Рябина зажглась.

Цветаевой дали имя Марина, что означает «пена морская», хотя никогда моря Цветаева не любила и неоднократно подчёркивало это. Это есть и в воспоминаниях её дочери Ариадны и сестры Анастасии. Хотя многое в её характере было схоже с этой стихией: непредсказуемость, сила, буря эмоций. И это подтверждает её муж. Об этом я скажу чуть позднее.

Слышится нетерпенье всё узнать и познать теперь, сейчас, в начале дня! Жизнь как открытую книгу прочитать. Но почему вдруг: «О, дай мне умереть, покуда вся жизнь как книга для меня предчувствие разочарований».

Из бедного священства, благодаря незаурядному таланту и «двужильному» (по выражению дочери) трудолюбию он стал профессионалом-искусствоведом, выдающимся знатоком античности. Неслучайно у Цветаевой много мифологических образов. Впоследствии она написала пьесы «Федра», «Тезей», а дочь свою назвала Ариадной. На фасаде теперешнего Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве можно видеть мемориальную доску с именем Ивана Владимировича Цветаева - он был основателем этого просветительного учреждения. Мать, Мария Александровна Мейн, происходившая из обрусевшей польско-немецкой семьи, была одарённой пианисткой, реализовавшей, правда, свой талант лишь в домашнем кругу; её игрой восхищались Антон Рубинштейн. Музыкальное начало оказалось исключительно сильным в цветаевском творчестве. Марина Цветаева воспринимала мир, прежде всего на слух, стремясь найти для пойманного ею звука по возможности тождественную смысловую форму. К такому типу поэтов принадлежал, как известно, и Блок, умевший извлекать из звукового хаоса музыку и гармонию.

По отзывам подруг «.. .Марина увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая всё старое, отжившее...». В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина; немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах.

В 1912 году Цветаева выходит  замуж за Сергея Эфрона (добавить отрывок из статьи «Самое сильное увлечение мужчиной»). Брак с Сергеем Эфроном обещал быть


счастливым. Она спешила поделиться этим: «.. .он необыкновенно благородно красив, прекрасен снаружи и внутри... Я безумно люблю Сергея и обожаю дочь». Эфрон был не только красив («его огромные глаза цвета моря»), но и необыкновенно обаятелен и отлично воспитан. Их дочь всю жизнь больше любила мягкого, покладистого, рыцарского отца и всегда подчёркивала большое своё сходство с ним. Он был снисходительнейшим из мужей. К увлечениям жены относился по-разному, но всегда рассматривал их в качестве топлива для поддержания творческого жара. Он не стал материальной опорой семьи: в Париже работал в киностудии, редактировал журнал, пытался писать, но сдавало здоровье. Лечение в санатории оплачивала жена.

Только в конце жизни Эфрон стал неплохо зарабатывать, начав сотрудничать с ГПУ. (оно же его и погубило). Позднее, оценивая свой брак, М. Цветаева писана: «Женитьба и любовь - разрушительны для личности, они - испытание. Ранний брак - катастрофа, от которой не оправишься всю жизнь. Я прожила в западне добровольно». Эфрон сравнивал их семейную жизнь со спасательным поясом, в комбинации с жерновом на шее. С годами жернов начал перевешивать, но оставалась своеобразная любовь. Всю жизнь они в общении сохранили уважительное «вы».

Фонозапись. Романс «Мне нравится...»

Вы только что прослушали романс на стихи М. Цветаевой, музыка Таривердиева. И всё-таки несмотря ни на что единственный человек, который был значим для неё, значителен, это был он - Сергей Эфрон, «который юношей собирал с ней камешки  и полюбил её, тоже юную, красивую. Она родила от него троих детей: Ирину, умершую во младенчестве в 1920 г. в приюте, куда она отдала её, чтобы спасти от голода. Ариадну и сына Мура (Георгия).

Мемуары часто противоречат друг другу, перечисляя романы М. Цветаевой. Да, ей свойственно было увлекаться. Это было свойственно её характеру. Вот как об этом пишет в письме её муж, измученный непостоянством нрава и увлечениями жены. «Марина -человек страстный... Отдаваться с головой своему урагану - для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас неважно... Всё строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, Марина придаётся ураганному отчаянию, состояние при котором появление нового возбудителя облегчается. Что - неважно, важно - как. Не сущность, не источник, а ритм, бешеный ритм. Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь, отдавания себя с головой, и через день снова отчаяние».

Природа наделила М. Цветаеву не только поэтическим даром, но и бесконечной способностью любить. Она всегда металась в поисках родственной души. Значения не имело, упакована эта Даша была в мужское или в женское тело. «Раз я люблю душу человека, я люблю и тело». Надо сказать, что бисексуальность, гомосексуальные и лесбиянские отношения отнюдь не были диковинкой на рубеже веков в среде российских литераторов и деятелей искусств, да и не только их. Не обошли они и Цветаеву. Она никогда не скрывала своих отношений. В Париже Цветаева написала эссе о лесбийской любви «Письма к амазонке». Всё объясняется просто: любовь всегда была стимулом для творчества в жизни поэтессы. Я это говорю вам сейчас потому, что если в руки попадутся публикации на эту тему, чтобы вы разборчиво подходили к их оценке и помнили, что эта не та дверь, которой открывается поэтическим мир Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Конспект урока "Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой"

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой....

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"

Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...

КОНСПЕКТ УРОКА "ЛИРИКА М.И.ЦВЕТАЕВОЙ"

Цель: показать пафос лирики Цветаевой, органическое единство обществен­ного и личного, способствовать формированию у учащихся высоких нравственных идеалов, активной жизненной позиции, подчеркнуть ...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...