Статьи
статья по литературе на тему

Снежинская Ксения Владимировна

Методические рекомендации по развитию духовно- нравственной культуры средствами языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вечерние размышления при свете электрической лампы о пользе русской словесности.

  Лишил себя корней истории,

  Прельстившись блеском бутафории.

  И человек в России сник,

  На мат меняя свой язык.

                                     Иван Соколов.

На одном из плазменных экранов Московского вокзала в Петербурге среди прочих рекламных роликов идет и этот. Монитор аппарата, показывающего ритм сердечной деятельности. Кривая напряженная, а потом – резкий обрыв…. Затем во весь экран большими буквами: « Мы его теряем. Русский язык». Вокзал, миллионы людей, спешащих по своим делам…. Картина печальная.

 «Русский язык – один из развитых и богатейших языков мира»,- эту фразу часто встречаем в школьных учебниках. Однако культура пользования родным языком куда-то безвозвратно уходит. Повсеместное обнищание языка просто ужасает. В средствах массовой информации стало  уже нормой использование «низких» оборотов речи (это слышно и  из уст первых лиц государства, и  лиц духовного звания, и  журналистов). Современные книжные  и песенные тексты просто кладези в этом отношении. Примеров тому можно приводить множество. А между тем историк Владимир Соловьев говорил, что человек должен владеть тремя стилями речи: «высокий» использовать  для общения с Богом, «средний» употреблять  для диалога, а «низкий» - для внутреннего монолога! «Захламляя» язык,  до безобразия упрощая его, мы опустошаем те бесценные запасы, которые получили в наследство, теряем свою самобытность и самоценность как нация.  «Взирая на блистательные качества, которыми Бог одарил народ русский, народ первый  в свете… по своему звучному, богатому, мощному языку …, коему в Европе нет подобного… я душою скорбел, что всё это подавляется, все это вянет и, может быть, опадет, не принесши никакого плода в  нравственном мире»,- говорил Вильгельм Карлович Кюхельбекер в  лекции по литературе и русскому языку, прочитанной в 1821 году. И далее не менее ценная мысль: «Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душою…» [ Русский язык 2011: 4] Очень своевременно звучит, не правда ли!  

В своих «Письмах о добром» Д.С.Лихачев писал: « … филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура… Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура». [Лихачев 2006: 243]

В сложившихся условиях школа просто обязана сохранить культурные традиции, язык как « средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе» [Примерные программы по учебным предметам 2010:5] От решения этой задачи, возможно, зависит наше будущее. И как бы громко и пафосно это не звучало, задача эта ложится на учителей-словесников.

В проектах стандартов второго поколения эти задачи прописаны как личностные результаты освоения программы по русскому языку выпускниками:

«1) понимание русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа…

2)… потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры…» [там же: 9]

Литература – «квинтэссенция языка» (И.Н.Сухих). Она хранит  свидетельство о нашем национальном характере, с присущим ему вниманием к внутренней, духовной стороне жизни, состраданием, гуманизмом. В стандартах  второго поколения усилено духовная составляющая изучения литературы: в результате обучения мы должны видеть перед собой «совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству…».

Длительное время  у нас нравственные  принципы понимались узко - патриотизм, гражданственность, воспитание любви и уважения к труду, интернационализм. При этом совершенно  забывалось  о другой стороне дела - о духовности.  В этой связи  мне вспоминается эпизод из романа В.Астафьева «Последний поклон», когда бабушка главного героя смотрит в окно на детей, с радостными криками носящихся по развалинам церкви и говорит: « Как же вы, деточки, без Бога жить будете». Православие сформировало в России нравственную педагогическую систему, апробированную и высоко результативную. « И это объясняется особой ролью Православия в судьбе нашего отечества, поскольку оно (Православие) образовало русское общество и русского человека»,-  пишет схимитрополит  Иувеналий. [ Иувеналий 1999:5]

 Русская классическая литература несет на себе отпечаток христианского, православного. Даже  светская литература не может оказаться от веками привитого  мировосприятия и миропонимания. Вне  христианских традиций невозможно воспринимать произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Пастернака, Солженицына и многих других писателей.

Ключевые понятия христианства - общечеловеческие ценности. Добро и зло, милосердие, покаяние, справедливость, совесть, человеколюбие, смирение, сострадание, нестяжательство; противопоставление плотского и духовного, земного и  горнего, сиюминутного и вечного. Литература всегда говорила об этом. Школьная программа по литературе содержит огромное количество материала и предоставляет  большие возможности для реализации  целей и задач духовно-нравственного воспитания. Вот только некоторые примеры тем, используемых  мною на уроках литературы в разных классах с учетом возраста и уровня подготовки ребят:

М.Ю.Лермонтов - «самый религиозный из русских поэтов» (В.Г.Белинский)

Молитва как жанр в русской поэзии (П.Вяземский, К.Р., М.Лермонтов, Ф.Тютчев)

Мотив греха и покаяния в пьесе Н.Островского «Гроза».

«Свобода без креста». Поэма А.Блока «Двенадцать».

Христианские мотивы в лирике А.Ахматовой.

Библейские мотивы в рассказах Леонида Андреева («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»).

Нравственное завещание К.Паустовского в новелле «Телеграмма».

Нравственный облик бабушки  и её влияние на формирование личности героя в повести В.Астафьева «Последний поклон».

«Не стоит село без праведника» (по материалам рассказов А.Солженицына, В Шаламова).

Стоит обратить внимание  на произведения древнерусской литературы. Как правило, в программах им отводится минимальное количество часов. А каждое из обращений к этой теме, помимо хорошего повода поговорить об истоках русской национальной  культуры, познакомить с различными видами искусства (иконопись, фрески, духовная музыка), дает возможности использовать нравственный и эстетический потенциал, который в них заложен. Благодатный материал в этом отношении представляет агиографическая литература: ведь не случайно в дореволюционном  круге чтения преобладали жития святых, псалмы. Так чтение  «Жития святых страстотерпцев Бориса и Глеба» - материал для разговора об особенности русского менталитета, отражающейся в подвиге братьев. Хотя многое для современных детей в святости Бориса и Глеба непонятно и трудно принимаемо. «Сказание о житии князя Александра Невского» -   возможность взглянуть на  хрестоматийный персонаж под другим углом зрения:  духовной силы и самопожертвования, принятия ангельского облика, посмертных чудес.

    Очень близко по стилю и тематике к житийной литературе произведение Б.Зайцева «Преподобный Серий Радонежский». После изучения этих произведений я всегда провожу уроки внеклассного чтения по темам «Небесные покровители нашего города» и «Мой небесный покровитель», настоятельно рекомендуя взять на себя труд и прочитать жития святых. И стараюсь, чтобы фрагменты текстов звучали на уроках в оригиналах.

В интересном ключе можно повести разговор при изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских». Это произведение о любви, но слово «любовь» в нем мы не найдем. Все целомудренно, проникнуто психологической  умиротворенностью и христианскими жертвенными идеалами. Созвучна этому  и тональность образа Ярославны в «Слове о полку Игореве».

 Чтение может и должно стать основой развития духовной культуры. У Д.С. Лихачева есть мысль, что чтение может заменить разговор по душам. «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть духовная культура».[Лихачев 2006:103] В нашем безумном технократическом мире почти не остается места для спокойных разговоров, чтения по вечерам, писания писем…  Нет, конечно, литература не заменит всего этого, но может  заставить вспомнить и вернуться…

И последнее. Нам, без сомнения, нужны первоклассные специалисты в различных областях, но еще больше нужны культурные люди, «любители слова, ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает ее». [Лихачев 2006:245]

   

Литература

  1. Лихачев Д. Письма о добром.-Спб.,2006.
  2. Маслов Н. Толковый педагогический словарь.- М., 2006.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-е изд.-М.,2010.
  4. Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления).- К.: Изд-во КГПУ, 1999.
  5. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская , С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; под ред.М.М.Разумовской, П.А.леканта.- М.: Дрофа,2011.

 

К.В.Снежинская

Учитель первой категории, Спб., ГОУ СШ  № 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....