Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения.                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok__po_literature_v_5.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок по литературе в 5 классе

учителя  русского  языка  и  литературы   Ларионовой Л.А.

16  марта  2010 года.

Тема: «Причины  столкновения персонажей в рассказе                                        А.И.Куприна «Белый  пудель».

Цели урока:                                                                                        1.Обучение  элементам анализа текста.                                                2.Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения.                                                3.Воспитание гуманизма, эмоциональной культуры, культуры общения.                                                                                                4.Воспитание неприязни к таким чертам, как непослушание, вседозволенность, каприз, эгоизм.                                                         Задачи:                                                                                                1.Расширить и углубить знания  по теории литературы: о конфликте, о роли эпизода в создании образа.                                        2.Развить умение выделять частное из общего.                                3. Формировать и развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к родной литературе.

Тип урока: урок целевого применения усвоенного.

Форма обучения: общеклассная.

Оформление: стенд, экран.

                                - 1 –

Начало урока.                                                                                        Домашнее задание: читать 5 и 6 главы, задания (1 вариант – с 7-10)        1.Установка на восприятие.                                                                        -Обратите внимание на оформление урока : стенд, технические средства. Вспомните , о чем шла речь на прошлом уроке.

2.Письменный  экспресс – опрос по рассказу ( вопросы высвечиваются  на  экране ) . Отвечать коротко..                                                                1.Рассказ «Белый пудель написал Л.Н.Толстой?  (Нет).                        2.Как звали дедушку?                                            (Лодыжкин )                3.Были ли дедушка и мальчик родными?         (  Нет)                                4.Что привело героев в Крым?                (Поиск заработка)                5.Как назывался музыкальный инструмент бродячих артистов? (Шарманка)                                                                                        6.Какая кличка была у собаки?                                 (Арто)                7.Как в литературе называется столкновение между героями? (Конфликт)        

3.Соощение и запись темы урока.                                                                        Слово учителя. Существует мнение, что , чем жизнь  тяжелее, тем одни люди становятся черствее , а другие милосерднее. Одни любят ссориться и конфликтовать, а другие уходят от этого.                                        -Каких людей больше? В этом нам поможет разобраться А.И.Куприн и герои его рассказа «Белый пудель» А размышлять мы будем над проблемой «Причины столкновения персонажей в рассказе».

4. Основная часть.

_ Каким образом Сережа и старик Лодыжкин добывали средства для существования?                                                                                            -С каким необычным для них миром столкнулись бродячие артисты на  даче «Дружба»?                                                                                            -Между кем и кем произошло столкновение?                                                Чтение эпизода в лицах. Стр. 175.                                                          -Из – за чего разгорелся сыр-бор?                                                                     - -Кто был в центре внимания?   Запишем,  пропустив  2 строчки  для эпиграфа.                                                                                                        Трилли          ---------Из-за --------                Из-за                                                (Николай                лекарства                        Арто                                        Аполлонович)        (не хочу)                        (хочу)                                                        ----со взрослыми   ------  с дедушкой                                                        ----дворник  --------  с дедушкой                                          -Как вы думаете, какое любимое слово было у мальчика? Мы его не слышим , но наверняка оно звучало в стенах дома. (Не хочу).  Запишем его.                                                                                                          -Какие черты характера проявились в этой сцене у Трилли?                          -Кто оказался свидетелем происходящего?                                                  -Что решили сделать артисты, чтобы разрядить обстановку?                          -Как отреагировали на это взрослые?                                                          -Что произошло потом?                                                                            -Вам понравилось, как выступали артисты?                                                        И снова произошло столкновение.                                                  -Кто стал причиной нового конфликта? Запишем.                                           -Как решалась в этой сцене судьба пуделя?                                                  -Чего никак не мог понять дедушка Лодыжкин?                                          -Вспомните, не было ли в словах мамы чего-то такого, что натолкнуло  Трилли на очередное капризное желание? («Хочешь живого ослика? Хочешь живую лошадку?»).                                                                          Какое слово слишком требовательно звучит в его речи? (Хочу!). Запишем).                                

  -Почему дедушка отказался продать собаку? (стр. 181)                                  -В чем убеждали старика барыня («Нет вещи, которая бы не продавалась…»),  - толстый господин («Ты бы лучше не ломался…»)?        

Итак, героев выгнали.        Но мы почему – то очень рады этому и отправляемся вместе с ними к морю.                                                        Но конфликт ,как оказалось, не был исчерпан. И автор снова заставляет нас переживать.                                                                          -Что произошло на этот раз? Кто оказался втянутым  в новое столкновение?                                                                                          -Как вы считаете, дворник –это исполнитель или конфликтующая сторона?  Почему?                                                                                  -Какие слова просил передать барыне дедушка? (Не все ,мол, продается , что покупается,..) Подойдут ли они в качестве эпиграфа? Запишем их.        Итоги урока.                                                                                                                                                                                        Конфликт высветил благородство полунищего старика, отказавшегося продать друга – пуделя за 300 руб. , и  безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если   деньги не помогут, то и спровоцировать преступление.  О том, что произошло потом, мы поговорим на следующем уроке.                                                                                                   -А сейчас  несколько вопросов к вам.—Как поступаете вы, если у вас возникла конфликтная ситуация?                                                          -Послушаем, что советуют вам ваши дедушки? (Чтение посланий).                

Оценки  за  урок.                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Цели урока:- развивать навыки анализа  художественного  произведения;      - закрепить понят...

Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной....

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" с применением приемов технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени".Разработан урок с применением приемов технологии развития критического мышления(кластер, синквейн, составление телеграммы и др.) и техн...

Урок по литературе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Класс: 8Тема урока: «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»УМК: В.Я.КоровинаТип урока: урок художественного восприятия произведенияЦели: Образовательные:познакомить уч...