Урок по литературе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Пухова Елена Геннадьевна

Класс: 8
Тема урока: «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
УМК: В.Я.Коровина
Тип урока: урок художественного восприятия произведения

Цели:

Образовательные:

познакомить учащихся с биографией А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени», обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье.

Развивающие:

совершенствовать навыки  анализа художественного текста;

развивать творческие способности;

учиться  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

развивать  коммуникативные компетенции.

 

Воспитательные:

 

обратить внимание  на  нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека;

продолжить формирование интереса к предмету;

осуществлять эстетическое воспитание учащихся.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»)

Учебный предмет

литература

Учитель

Лазарева Елена Геннадьевна

Класс

8 класс

Тип урока

Урок художественного восприятия произведения

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с биографией А,И,Куприна и его рассказом «Куст сирени», обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки  анализа художественного текста;
  • развивать творческие способности;
  • учиться  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;
  • развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;
  • развивать  коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

  • обратить внимание  на  нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека;
  • продолжить формирование интереса к предмету;
  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогический, личностно-ориентированный,   работа в группе, развитие творческих способностей.

Основные понятия, термины

Композиция, проблема, антитеза, нравственность

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Планируемые результаты

Предметный:

  •  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
  •  определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  •  создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  •  работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

        

Личностный:

  • совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности,  уважительного  отношения  к русской литературе;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет –ресурсы, учебник );
  • формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

        потребность в самовыражении через слово.

Метапредметный:

  • самостоятельно формулировать  проблему и цели урока;
  • адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
  • давать определения понятиям;
  • обобщать понятия;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
  • пользоваться изучающим видом чтения;
  • осуществлять сравнение;
  • излагать содержание прочитанного текста выборочно;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять анализ;
  • умение самостоятельно  организовывать  собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов.

.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная,  в группе, фронтальная.

Романс С.Рахманинова «Сирень».

Картина П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Рассказ А.И,Куприна «Куст сирени».

Учебник по литературе 8 кл, часть 2/В.Я.Коровина и др.

Технология обучения

Этап

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие учителя. Включение в работу.

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД (осуществлять

самоконтроль;

слушать и

понимать

речь других)

Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных процессов

Слайд с портретом А,И,Куприна

- Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».

Слушают информацию учителя

Регулятивные УУД (определять границы

собственного знания (незнания); слушать и понимать речь учителя)

- Перед вами репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Какие чувства, ассоциации у вас вызывает? Почему?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Значит, сирень – цветок влюблённых.

В мифологии 4 – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

(Ассоциации записать на доске)
Пишут на доске, говорят:
«Сирень – солнце, весна, тепло, красота, счастье, любовь и т.д.
Я чувствую запах сирени, любуюсь её красотой.

Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье

Регулятивные УУД (определять границы

собственного знания (незнания); слушать и понимать речь учителя)

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какова тема этого произведения?

- На какой вопрос необходимо ответить в конце урока?

О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)

-Какой видит любовь А. Куприн?

Регулятивные УУД

(определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления, обнаруживать и формулировать учебную проблему).

Проблемное объяснение нового материала

Анализ текста

Слайд с толкованием слов

а) Словарная работа

В тексте рассказа встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу выполнила в качестве домашнего задания (имя ученицы).

Индивидуальное задание презентация (педант, ридикюль, ломбард, солитер)

Познавательные УУД

(умение использовать презентацию)

Коммуникативные УУД

(оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

Слайд с частями рассказа

б) Работа с текстом

 - На сколько частей можно разделить произведение? Озаглавьте их. Дайте краткое описание содержания частей

1 часть – «Горе» (Алмазов приходит домой убитый горем)

2 часть – «Надежда» (молодые супруги посещают оценщика и садовника)

3 часть – «Счастье» (Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось)

Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство; давать определения понятиям)

Слайд

- Какой приём лежит в основе построения композиции рассказа?

Антитеза

-Какую жизненную проблему нужно было решить героям?

Найти выход из трудного положения: помочь герою всё-таки поступить в академию.

Познавательные УУД (формулирование проблемы)

Слайд

Слайд с заданием.

Раздаточный материал

- Это проблема, которая встала перед персонажами рассказа. Нам нужно определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её определению помогут герои, их поступки, характеры.

Поговорим об образах главных героев

- Сейчас вы будете работать в парах (группах):

1 и 2 ряды готовят карты о персонажах (Николае и Верочке по рядам);

Инструкция:

  • Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;
  • Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;

Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Выпишите их на листок (раздаточный материал)

Работают с текстом, делают  характеристику персонажей

Познавательные УУД

(самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,  осуществлять анализ и синтез;)

Беседа:1 часть – «Горе»

- Какое несчастье произошло с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Какова роль деталей?

Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».

Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере.

Деталь: «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону».

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздражённо…»

«Во всё время разговора он вытаскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол».

Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем. Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями.

«Наконец она заговорила с ним первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека».

Коммуникативные УУД

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

(излагать содержание прочитанного текста выборочно)

Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

Алмазова по-настоящему жаль. Верочка любящая, добрая, отзывчивая.

Слайд с выводами

-Как выглядит герой в этой ситуации? А Верочка?

Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех.

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

2 часть – «Надежда»

- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.

«Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла…»

«Вера возразила, топнув ногой»

Познавательные УУД

(излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи)

Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД

(уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения)

- Как вы относитесь к решению героини посадить кусты?

Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героиню русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни.

- Какие ещё герои появляются в рассказе? Что о них говорит автор?

Оценщик долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза. Перед нами человек, давно привыкший к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.

Садовник  был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.

- Почему герои решили посадить именно куст сирени»? 

«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»

Слайд с выводами 16

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем.

Обобщим сказанное: несмотря на то, что поведение Николая и Верочки было противоречивым, нашли ли выход из сложившейся ситуации герои? Что им помогло?

Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.

Чувство любви

3 часть – «Счастье»

- Что произошло на другой день?

Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

«Подпрыгивающая походка, лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»

«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя.

- Каким вы видите профессора?

«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя.

Это только его точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре. А вот после диалога Алмазова с профессором наше отношение к профессору меняется. Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.

- Человеку нужна такая черта характера?

Высказывают мнения.

Д) Дискуссия о нравственном выборе

- Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения, ведь они обманули старого преподавателя?

-Ребята, обманывать плохо. Каждый из нас об этом знает. Но в жизни порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между правдой и ложью. Видимо есть и ложь во спасение. Именно об этом говорит А.И.Куприн  в данном рассказе.

Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией. Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами.

Этой говорящей фамилии Куприн нам намекает, что и на обман наши герои пошли из – за великой любви. Именно большая любовь к мужу двигает Веру на обман, ради него она готова идти на любые жертвы.  Ведь они победили. А победителей не судят.

Высказывают мнения.

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

Слайд 17

- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

На что способен любящий человек ради счастья любимого!

- Какую проблему поднимает А.Куприн в своем рассказе, так описывая героев.

Высказывают мнения

В рассказе Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви.

Познавательные УУД (формулирование проблемы)

Слайд с выводами 18

  - Таким образом, что значит любовь по Куприну?

Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном  согласии и взаимопонимании.

Вы согласны с автором?

Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?

Что нам помогло это сделать?

    Любовь способна облагородить душу любящего человека.

Герои жертвуют ради спокойствия и счастья любимого человека и находят в этом своё счастье.

Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга.

Любовь – умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого человека счастливым.

Анализ текста

  1. композиция рассказа
  2.  герои, их характеры
  3. поступки героев

Личностные УУД

(ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение)

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные УУД

(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

Рефлексия учебной деятельности

Романс С.Рахманинова «Сирень»

Слайд с заданием и инструкцией по написанию

Под романс С.Рахманинова «Сирень»

Корзина мыслей

  1. Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…
  2. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…
  3. Для меня стало открытием, что…
  4. Я задумался…

Пишут с последующей проверкой

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Слайд с д/з

Сочинение-рассуждение «Что значит быть счастливым человеком?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.И.Куприн «Куст сирени»

Слайд 2

П. Кончаловский «Сирень в корзине»

Слайд 3

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Слайд 4

Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Слайд 5

Словарная работа (по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени») Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни). Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Слайд 6

Ломбард Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Слайд 7

Какие эпизоды вы считаете основными? Назовите части рассказа и озаглавьте их. Благополучный исход, поступление в академию Возвращение Алмазова домой Посещение оценщика и садовника

Слайд 8

Какой приём лежит в основе построения композиции? 1 часть – ГОРЕ 2 часть – НАДЕЖДА 3 часть – СЧАСТЬЕ АНТИТЕЗА

Слайд 9

Поговорим об образах главных героев. Почему автор наделяет героя такой замечательной фамилией – Алмазов? Случайно ли он выбирает имя для своей героини Вера? Автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете, почему?

Слайд 10

Автор использует антитезу в изображении героев. Николай Алмазов Верочка Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход. Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Слайд 11

Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Слайд 12

В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном согласии и взаимопонимании. Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь?

Слайд 13

Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»? Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье

Слайд 14

Корзина мыслей Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что… Я понял, что трудности можно преодолеть, если… Для меня стало открытием, что… Я задумался…

Слайд 15

Сочинение-рассуждение на тему: « Что значит быть счастливым человеком?» (аргумент из текста, из личного опыта) СПАСИБО ЗА УРОК! Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Инструкция:

  • Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;
  • Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;
  • Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Выпишите их на листок (раздаточный материал)

Беседа:1 часть – «Горе»

- Какое несчастье произошло с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Какова роль деталей?

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

-Как выглядит герой в этой ситуации? А Верочка?

Инструкция:

  • Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;
  • Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;
  • Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Выпишите их на листок (раздаточный материал)

2 часть – «Надежда»

- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

- Как вы относитесь к решению героини посадить кусты?

- Какие ещё герои появляются в рассказе? Что о них говорит автор?

- Почему герои решили посадить именно куст сирени»? 

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем.

Инструкция:

  • Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;
  • Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;
  • Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Выпишите их на листок (раздаточный материал)

3 часть – «Счастье»

- Что произошло на другой день?

- Каким вы видите профессора?

- Человеку нужна такая черта характера? «Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя.

1 группа «Горе»

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

– Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

– Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

– Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, – всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

– Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

– Какое же пятно, Коля? – спросила она еще раз.

– Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, – аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

– Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

– Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

2 группа «Надежда»

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

– Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

– Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

– Нет, не глупости, – возразила Вера, топнув ногой. – Никто тебя не заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

– Посадить?.. Кусты?.. – вытаращил глаза Николай Евграфович.

– Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, – надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный, отыскивал шляпку и кофточку. Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

– Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться, не забыто ли что-нибудь дома.

– Едем, – сказала она наконец решительно.

– Но куда же мы поедем? – пробовал протестовать Алмазов. – Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

– Глупости… Едем!

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

– Да ведь это настоящий брильянт, – возмущалась Вера, – он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

– Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, – сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, – мы оцениваем только металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:

– Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром – то я к вашим услугам.

Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

– Ну, делать нечего, – согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, – скажите, какие вам можно будет посадить кусты?

Однако из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю садовнику.

3 группа «Счастье»

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что, история с кустами кончилась благополучно… Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

– Хорошо! Прекрасно! – крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. – Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. «Что это за дерево?» – спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». – «Березка, должно быть?» – говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания – просто чудовищные. И какая быстрота и точность в оценке местности – удивительно!

Но Вере было мало того, что он рассказал. Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля…

И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…

Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день… После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, – муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

– Ты – чему? – спросила Вера.

– А ты чему?

– Нет, ты говори первый, а я потом.

– Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

– Я тоже глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»

Урок – исследование  по русской  литературе 20 века.   Дан  материал по  теме любви  в творчестве А.И.Куприна. На уроке  ведется наблюдение за тем, как рассматр...

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Урок - практикум. Цель урока: определение идейного звучания произедения....

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....

Тема: «Мастерская по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»

Урок-занятие представляет собой мастерскую по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Цель урока: помочь детям погрузиться в себя; обнаружить многочисленные связи с миром, сформировать у учащих...

Технологическая карта урока «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

Урок литературы в 8 классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени». По типу урок художественного восприятия произведения.На уроке обучающиеся познакомились с  с би...

Урок - мастерская по литературе "Рукотворное счастье" по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Урок - мастерская поможет учителю при изучении рассказа А. И. Куприна "Куст сирени" в 7 классе....