ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (Тема урока: "Экология души". Написание закадрового текста к мультфильму по заданному сюжету.)
методическая разработка по литературе по теме

Рындина Татьяна Ивановна

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» 

Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста

по заданному сюжету.

Восстановление и сохранение экологии Земли

нужно начинать с восстановления и сохранения

экологии человеческой души

  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Ватутинская сош с углубленным изучением отдельных предметов

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ЭЛЕКТИВНЫЙ) КУРС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

ТЕМА УРОКА: «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ»

Экология души не менее важна для человека,

чем экология окружающего пространства,

природы Земли.

Благоразумие, доброта, милосердие,

терпимость, любовь к себе, к богу в себе,

и, как минимум, уважение к окружающим,

здоровый образ жизни,

верность супружеских отношений,

бережное отношение к природе,

праведный, разумный труд –

это основа ЭКОЛОГИИ ДУШИ человека,

основа его нравственной чистоты.


Восстановление и сохранение экологии Земли

нужно начинать с восстановления и сохранения

экологии человеческой души.

Написание закадрового ( к мультфильму) художественного текста

по заданному сюжету.

Эпиграф:

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

(Иван Сергеевич Тургенев)

Пояснительная записка

Предмет: литература + русский язык (интегрированный): развитие устной и письменной речи учащихся

Класс: 7 «А»  класс с углубленным изучением литературы (25 человек, из семей служащих и военнослужащих, собраны из трех разных классов начальной школы; физическое, психическое и интеллектуальное развитие в основном соответствует возрасту, хотя и колеблется в пределах «Н/Н – В/Н»; на момент создания класса дети были сильно разобщены, у них были ярко выражены активные индивидуалистские наклонности,  реже - замкнутость, «зажатость», пассивность; за два года совместного обучения класс сформировался в коллектив, где преобладает творческое отношение к работе на уроке и дома, «слабые» учащиеся вынуждены равняться на творчески одаренных детей, чтобы не оказаться в тени; в большинстве – дети, настроенные на успех; они не хотят менять свой коллектив, в борениях преодолевают свое «не могу и не хочу» и постепенно привыкают к «условиям» профильного гуманитарного класса вместе с родителями).

Рабочая Программа по литературе составлена на основе:

1). Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;

 2). Программы литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

К учебнику:

Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /В.Г.Маранцман, А.В.Белова, М.Г.Дорофеева и др.; под ред. В.Г.Маранцмана.

 – 2-е изд.-М.:Просвещение, 2006.)

Количество часов в неделю: 4 часа

Рабочая программа факультативного (элективного) курса по развитию речи для профильного класса (с углубленным изучением литературы) составлена на основе:

Программы Г.Н.Канакиной «Речь». – Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 7, 8 класс/Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В. Пранцовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, 2000.

Количество часов в неделю: 2 часа

Цель урока.

Создание художественного текста по заданному сюжету: Написание закадрового (к мультипликационному фильму)  художественного текста

Задачи урока.

Обучающие:

  1. формирование умений и навыков художественного чтения и интерпретации литературного текста (стихотворения и стихотворения в прозе) и проникновения в его художественное пространство;
  2. формирование умений и навыков по созданию словесного художественного образа персонажа в «условиях ограниченных возможностей»(заданы сюжет, внешний облик персонажей и время видеоряда);

развивающие:

  1. формирование основных, понятийных,  знаний об искусстве слова;
  2. формирование целостного представления о мультипликационном персонаже как художественном сценическом образе драматического произведения;
  3. формирование творческого зрительского интереса к словесной художественной интерпретации сюжета и образов  мультипликации;

воспитательные:

  1. - воспитание уважения и любви к творчеству в разных его проявлениях, в частности, к самостоятельному созиданию (создание художественного текста), гордости за причастность к сотворчеству с настоящими писателями  и удивительными мастерами искусства  отечественной мультипликации, а также чувства ответственности за порученное дело, за собственные знания и умения, от которых зависит успех общего дела; послушания, терпимого отношения  и уважения друг к другу во время совместной  творческой работы, соблюдения дисциплины

Функции учителя в ходе урока:

  1. организовать и настроить учащихся на совместную творческую работу и на успех на уроке и дома (написание и редактирование текста) и публичное выступление (представление своей работы);
  2. дать учащимся новые знания, необходимые для создания закадрового художественного текста по заданному сюжету;
  3. организовать повторение изученного ранее на уроках литературы и русского языка материала, необходимого для достижения цели урока;
  4. оценить работу (на уроке и дома) каждого учащегося, дать общие и индивидуальные рекомендации по выполнению основного, творческого, задания урока.

Примечания и приложения:

  1. данный урок рекомендуется проводить в комплексе с классным часом на тему: «Экология души» (см. Приложение 1) и, если возможно, конкурсом чтецов (у нас -   «Зубовские чтения», монтаж выступления группы учащихся одного класса  (см. Приложение 7) и презентация (слайд-шоу и музыкальное сопровождение) к нему (см. Приложение 10) - мини-проекты учащихся как продукт урока, а также мини-проекты в рамках урока – презентация «Земля в опасности» (см. Приложение 8) и фоторепортаж «Рукоприкладство» (Приложение 9);
  2. разработка технологической карты, плана-конспекта урока, дидактического материала для учащихся (см. Приложения 2, 3, 4), создание презентации урока (см. Приложение 5) и информационного буклета (см. Приложение 6) – результат совместного творчества учащихся и учителя (продукт урока);

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Предмет, класс

Факультативный (элективный) курс «Развитие речи»,

 7 класс

Примечание: возможно преподавание  в 7-х, 8-х,  9-х,

10-х классах в соответствии с основным курсом)

Тема урока,

(№ урока по теме)

«Экология души»: Написание закадрового текста к мультфильму «Мой зеленый крокодил» (№ 1-2) («Союзмультфильм»)

Актуальность использования средств ИКТ

Наглядность, обучение новому методу учебной деятельности, повышение эффективности восприятия учебного материала

Цель урока

 1.Обобщение и систематизация знаний по теме «Текст»

 2.Тренировка учащихся в устной и письменной речевой   деятельности (практика речи – создание художественного текста-повествования)

 3.Совершенствование речевых умений (коллективное рецензирование отдельных вариантов текста на уроке)

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Обучение

новому методу

учебной

деятельности,

обобщению и выявлению главного соответственно предложенному «содержанию»

(сюжет мультфильма),

развитие

логического

мышления,

внимания и

памяти

Развитие навыков говорения и письма по теме, употребление в речи «специальных» лексических единиц для создания художественного образа в соответствии с замыслом автора произведения (мультфильма)

Повышение творческой

активности

учащихся,

развитие

мотивации,

воспитание любви и бережного отноше6ния к родному языку

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Локальная сеть, выход в Интернет (необходимо при подготовке к уроку: создание презентации, поиска видеороликов или фотоматериалов, возможно – информационного буклета по изучаемой теме (в качестве индивидульного задания отдельным учащимся по их желанию - мини-проект)

Образовательные ресурсы Интернет

По выбору учителя (или учащихся)                      

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент

Цель

Познакомить учащихся с  планом урока

Создать условия ситуации общения

Длительность этапа

5 (10) минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Компьютер, проектор, экран («Смотрю – вижу» (соответственно теме урока): использование презентации, видеороликов)

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, коллективная, фронтальная, хоровая - система дифференцированного подхода к обучению на каждом этапе урока (соответственно уровню подготовленности учащихся в конкретном классе)

Функции преподавателя на данном этапе

Организация работы на уроке (не исключая предварительную подготовку). Соучастие в творческом процессе познания учащихся. Контроль, помощь.

Основные виды деятельности преподавателя

1. Обеспечение безопасности деятельности на уроке

2.Стимулирование эмоционального настроя учащихся и мотивации обучения по заданной теме (речевая интеллектуальная разминка). Актуализация знаний учащихся (диалог).

Промежуточный контроль

Форму контроля лучше менять (в зависимости от предпочтений учителя и учащихся) – непрерывный диалог учителя с учащимися; индивидульная и коллективная оценка деятельности учащихся (по возможности)

ЭТАП 2

Повторение изученного ранее (презентация, анализ ситуации, работа с литературой (индивидуальные д/з), групповая и индивидуальная работа на уроке – по выбору учителя и учащихся)

Цель

Повторить ранее изученное по темам: «Текст» , «Языковые средства создания образа», «Образность речи», «Пословицы и поговорки» (о любви), стихотворения в прозе И.С.Тургенева (о любви)

Длительность этапа

10 (15) минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Компьютер, проектор, экран (презентация, видеоряд)

Форма организации деятельности учащихся

Парная, индивидуальная, фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Помощь и контроль, стимулирование актуализации знаний и речевой деятельности (диалог)

Основные виды деятельности преподавателя

«Тренировка»: создание цельных устных высказываний по вопросам темы с помощью учителя и одноклассников – развитие навыков диалогической и монологической речи (диалог, коллективная работа, возможна работа по группам)

Промежуточный

контроль

Присутствует (по возможности)

ЭТАП 3

1. Объяснение нового материала (монолог)  соответственно теме урока (возможно с привлечением самих учащихся (индивидуальные д/з специально к данному уроку): презентация, анализ ситуации, работа с литературой (индивидуальные д/з), групповая и индивидуальная работа на уроке – по выбору учителя и учащихся

2. Практическая работа,  самостоятельная «тренировка» (опыт самостоятельной деятельности по заданной теме: создание сюжетного плана и закадрового художественного текста-повествования  по заданному сюжету)

Цель

Развитие навыков письменной монологической речи (создание художественного текста-повествования по заданному сюжету)

Длительность этапа

20 (25) минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Компьютер, проектор, экран (презентация, видеоролик)

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, парная или групповая (по выбору учителя и учащихся – в каждом конкретном классе)

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль и помощь (индивидуальная)

Основные виды деятельности преподавателя

Развитие коммуникативных навыков учащихся, стимулирование речевой деятельности по созданию письменного  художественного текста

Промежуточный контроль

Присутствует (по возможности)

                    ЭТАП 4

Домашнее задание

Цель

Закрепление пройденного на уроке материала (формы работы – по выбору учителя и учащихся)

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Отсутствует

Форма организации деятельности учащихся

Групповая и индивидуальная (дифференцированное д/з – по желанию учащихся)

Функции преподавателя на данном этапе

Объяснение выполнения  задания

Основные виды деятельности преподавателя

Дифференцированный контроль за ходом выполнения задания

Промежуточный контроль

Контроль понимания заданного материала (ответы на вопросы учащихся – персонально)

                    ЭТАП 5

Заключительная часть урока

Цель

Подведение итогов урока,  рефлексия (личное отношение к теме)

Длительность этапа

5 (10) минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Отсутствует ( или проецируется результат – группы учащихся, индивидуальная работа, совместные результаты класса в целом – на следующем уроке)

Форма организации деятельности учащихся

Самооценка и взаимооценка деятельности в ходе урока («Карточка» оценки деятельности на уроке)

Функции преподавателя на данном этапе

Обучение толерантности, взаимоуважению в ходе оценки деятельности на уроке и обсуждения результатов

Основные виды деятельности преподавателя

Объявление и комментирование оценок (по возможности: в зависимости от времени, отведенного на изучение данной темы – 1 или 2 часа)

Промежуточный контроль

(итоговый по уроку)

В форме домашнего задания (дифференцированный подход); творческие задания – по желанию (выбору) учащихся

Итоговые оценки, как правило, возможно объявить на следующем уроке (Оценивается умение составить сюжетный план по ходу просмотра мультфильма; содержание (закадровый текст), грамотность (орфографическая и пунктуационная) – всего три оценки за письменное задание

Примечание: расчет времени может меняться в зависимости от целеполагания учителя, уровня подготовленности класса, слаженности в коллективных и индивидуальных формах работы и количества выделенных на изучение темы часов (1 или 2 часа); в старших классах лучше давать 2 часа, в средних – 1 час.

        -  -