"Солнце в аистовом гнезде"(О жизни и творчестве А. Вампилова)
материал по литературе по теме

Литературно-музыкальная постановка,  посвященная жизни и творчеству А. Вампилова ( для учащихся 9-11 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Солнце в аистовом гнезде»

(Литературно-музыкальная постановка, посвященная

жизни и творчеству Александра Вампилова)

СЦЕНА 1.

Музыкальное вступление

   На сцену выходит мальчик лет 10-12  в простой, деревенской одежде. По ходу монолога подходит к краю сцены, садится.

- Что думает человек, который не видел ни одного живого слона, никогда не ездил в поезде, ни разу не был в театре? Что думает он, сидя на крыльце сельского клуба нежным майским вечером? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть.

Ведущий:

-Он сидит на крыльце вполне счастливый, весь наполненный любопытством и удивлением. Он готов поверить чему угодно, готов что угодно понять… Он подставляет  тёплым лучам свою белобрысую голову и ждёт, не закатится ли солнце в аистово гнездо…

Мальчик:

-Если солнце закатится в аистово гнездо, будет ли ему там тесно?

Ведущий:

-Солнце далеко. Оно никогда не сядет в аистово гнездо.

Выходит второй ведущий в светлом одеянии:

- Но он надеялся, что когда – нибудь это случится… И однажды это случилось: в село приехал театр. Приехали артисты. (Участники спектакля двигаются по сцене, здороваются друг с другом, гримируются, повторяют роли, переносят декорации и костюмы и т.д.) В клубе открылись двери, переборы гармоники проткнули тишину. Запели, загалдели, ударили в бубен.

Ведущие и мальчик вместе:

-Солнце село в аистово гнездо!

СЦЕНА 2.

Музыка. П. И. Чайковский «Август»

1-Ведущий:

   Все мы родом из детства. И эта истина вдвое верна по отношению к Александру Вампилову. В 1937 году в сибирском посёлке Кутулик Иркутской области  в учительской семье родился мальчик. Его отец, Валентин Никитич Вампилов, директор школы, учитель русского языка и литературы, назвал сына в честь Пушкина – Александром. А через год Валентин Никитич будет репрессирован и расстрелян. Мать, Анастасия Прокопьевна, учитель математики, одна  поднимет дочь и троих сыновей.

2 Ведущий.

Цыганка нагадала Александру короткую жизнь. Возможно, поэтому в юношеских стихах пробивается тоска и печаль.

Чтец.

Моей весны цветы давно увяли,

Я перестал о них уже жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,
И я решил : им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать-

Приятно пережить любви страданье

И всё ж страдания приятней забывать.

1-Ведущий.

   

Его детство, судя по воспоминаниям матери и сверстников, было обыкновенно-типичное послевоенное: школа, походы, метания, когда сегодня увлекаешься футболом и рыбалкой, завтра школьным театром, а послезавтра музыкой и  рисованием. Саша очень любил книги и много читал. Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина.

2- Ведущий.

  Первые свои маленькие рассказы, а потом и пьесы, Вампилов населил бывшими приятелями, приехавшими, как и он, В Иркутск получать высшее образование. Детские и юношеские мечты, первая влюблённость, первые встречи, первые разочарования… Об этом – «Сцена из нерыцарских времён».

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый, благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке.
К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках - студент средней обеспеченности.

С т у д е н т. Здравствуйте!

С а п о ж н и к. Добрый день!

С т у д е н т. Изнываете без работы?

С а п о ж н и к. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

С т у д е н т (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

С а п о ж н и к. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

С т у д е н т (поспешно и категорически). Десять рублей.

С а п о ж н и к. Сколько?

С т у д е н т. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

С а п о ж н и к. Тридцать. Из сочувствия к городскому порядку.

С т у д е н т. Только десять.

С а п о ж н и к. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

С т у д е н т. Но-но!

С а п о ж н и к. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

С т у д е н т. Ну, хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

С а п о ж н и к. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

С т у д е н т. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

С а п о ж н и к (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

Д е в у ш к а (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

С а п о ж н и к (любезно). Очень удачно!

Д е в у ш к а (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, прибейте, пожалуйста.

С т у д е н т. Вы видите, мастер занят.

Д е в у ш к а. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

С т у д е н т. Мне тоже некогда.

Д е в у ш к а. Но войдите в положение.

С а п о ж н и к (девушке). Разрешите вашу модель...

С т у д е н т. Ни в коем случае! Я опаздываю.

Д е в у ш к а. Вы не имеете права. Мастер согласен.

С т у д е н т. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется постоять.

Д е в у ш к а. Благодарю... Поймите, меня ждут...

С т у д е н т. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

Д е в у ш к а (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

С т у д е н т. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

Д е в у ш к а. Ну, знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опаздывать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

С т у д е н т. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверное, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!" С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

Д е в у ш к а (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

С т у д е н т. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

С а п о ж н и к. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

Д е в у ш к а. Для таких нахалов не бывает начала.

С т у д е н т. Вы хамеете на глазах...

Д е в у ш к а (вспыхивая). Нет это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

С т у д е н т (с ужасом). Крылову?

С а п о ж н и к. Пять, не больше.

Д е в у ш к а (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая.) Вы... Вы самый наглый хам...

С т у д е н т (бледнея). Вы... Вы - Лиля?

Д е в у ш к а (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха... Прощайте! Не смейте звонить! (Быстро уходит.)

С а п о ж н и к. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

С т у д е н т (бормочет). Девушка с нежным голосом... Гордая любовь... Первая встреча...

С а п о ж н и к (краснея от любопытства). В чем дело?

С т у д е н т (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дышать в телефонную трубку. Почти признался в любви, боготворил... Гордая и таинственная... Едва вымолил свидание...

С а п о ж н и к. Хе-хе... Феодал рвет струны...

С т у д е н т. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки

1- Ведущий.

В 1955 году Александр Вампилов становится студентом историко-литературного факультета Иркутского государственного университета, а через три года будет опубликован под псевдонимом А.Санин его первый рассказ «Стечение обстоятельств».

Чтец-2.

 Мама вспоминала: «С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне. И когда он сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли это ему? Саша сказал: «Ты, мама не веришь в меня». На что я ответила: «Матери всегда должны быть строги к своим детям и к их способностям, должны относиться к ним критически». И незадолго до гибели Саша сказал мне: «А ты ведь, мама не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», Саша написал на ней: «Дорогой маме от старшего сына».

Отрывок из пьесы «Старший сын»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

БУСЫГИН

    СИЛЬВА

     САРАФАНОВ

     ВАСЕНЬКА

     НИНА

     СОСЕД

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                               Картина первая

     Поздний весенний вечер. Двор в предместье. Ворота.  Один  из  подъездов

каменного дома. Рядом - небольшой деревянный домик, с крыльцом  и  окном  во

двор. Тополь и скамья. На улице слышны смех и голоса.

     Появляются Бусыгин, Сильва с гитарой.

     

     СИЛЬВА (смотрит на часы, свистнул). Слушай, а сколько времени?

     БУСЫГИН (смотрит на часы). Половина двенадцатого.

     СИЛЬВА. Сколько?.. Сердечно поздравляю, мы опоздали на электричку.

     БУСЫГИН. Серьезно?

     СИЛЬВА. Все! Следующая в шесть утра.

     Бусыгин свистнул.

     (Мерзнет.) Брр... Джентльмены!.. Провожание устроили! Обормоты!

     БУСЫГИН. Далеко до дома?

     СИЛЬВА. Километров двадцать, не меньше!..

     БУСЫГИН. Что это за район, я здесь никогда не был.

     СИЛЬВА. Ново-Мыльниково. Глушь!

     БУСЫГИН. Знакомых нет?

     СИЛЬВА. Никого! Ни родных, ни милиции.

     БУСЫГИН. Ясно. А где прохожие?

     СИЛЬВА. Деревня! Все уже спят. Они здесь ложатся еще засветло.

     БУСЫГИН. Что же будем делать?

     СИЛЬВА. Слушай, а как тебя зовут? Извини, там,  в  кафе,  я  толком  не

расслышал.

     БУСЫГИН. Я тоже не расслышал.

     СИЛЬВА. Давай по новой, что ли...

     Трясут друг друга за руку.

     БУСЫГИН. Бусыгин. Владимир.

     СИЛЬВА. Севостьянов. Семен. В просторечии - Сильва.

     БУСЫГИН. Почему Сильва?

     СИЛЬВА. А черт его знает. Пацаны - прозвать прозвали,  а  объяснить  не

объяснили.

     БУСЫГИН. Я тебя как-то видел. На главной улице.

     СИЛЬВА. А как же! Я принимаю там с восьми до одиннадцати. Каждый вечер.

     БУСЫГИН. Где-нибудь работаешь?

     СИЛЬВА. Обязательно. Пока в торговле. Агентом.

     БУСЫГИН. Что это за работа такая?

     СИЛЬВА. Нормальная. Учет и контроль. А ты? Трудишься?

     БУСЫГИН. Студент.

     СИЛЬВА. Мы будем друзьями, ты увидишь!

     БУСЫГИН. Подожди. Кто-то идет.

     СИЛЬВА (мерзнет). А ведь прохладно, скажи!

     Сосед возвращается с прогулки.

     БУСЫГИН. Добрый вечер!

     СОСЕД. Приветствую.

     СИЛЬВА. Где здесь ночной клуб? А, милейший?..

     БУСЫГИН (Сильве). Подожди. (Соседу.) Где автобус, скажите, пожалуйста.

     СОСЕД. Автобус?.. Это на той стороне, за линией.

     БУСЫГИН. Успеем мы на автобус?

     СОСЕД. Можете. А вообще-то не успеете. (Намеревается идти.)

     БУСЫГИН. Послушайте. Не  скажете,  где  бы  нам  переночевать?  Были  в

гостях, опоздали на электричку.

     СОСЕД (разглядывает их с опаской и подозрением). Бывает.

     СИЛЬВА. Нам бы только до утра прокантоваться, а там...

     СОСЕД. Понятное дело.

     СИЛЬВА. Где-нибудь за печкой. Скромненько, а?

     СОСЕД. Нет-нет, мужики! Не могу, мужики, не могу!

     БУСЫГИН. Почему, дядя?

     СОСЕД. Я бы с большим удовольствием, но  ведь  я  не  один  живу,  сами

понимаете, в обществе. Жена у меня, теща...

     БУСЫГИН. Ясно.

     СОСЕД. А лично я - с большим удовольствием.

     БУСЫГИН. Эх, дядя, дядя...

     СИЛЬВА. Валенок ты дырявый!

     Сосед удаляется молча и боязливо.

     Чертов ветер! Откуда он сорвался? Такой был день и - на тебе!

     БУСЫГИН. Будет дождь.

     СИЛЬВА. Его только не хватало!

     БУСЫГИН. А может быть, снег.

     СИЛЬВА. Эх! Сидел бы я лучше дома. Тепло  по  крайней  мере.  И  весело

тоже. У меня батя большой  шутник.  С  ним  не  соскучишься.  Нет-нет  да  и

что-нибудь выдаст. Вчера, например. Мне, говорит, надоели  твои  безобразия.

На работе, говорит, испытываю из-за тебя  эти...  неловкости.  

     БУСЫГИН. Да, почтенный родитель.

     СИЛЬВА. А у тебя?

     БУСЫГИН. Что - у меня?

     СИЛЬВА. Ну с отцом. То же самое - разногласия?

     БУСЫГИН. Никаких разногласий.

     СИЛЬВА. Серьезно? Как это у тебя получается?

     БУСЫГИН. Очень просто. У меня нет отца.

     СИЛЬВА. А-а. Другое дело. А где ты проживаешь?

     БУСЫГИН. В общаге. На Красного Восстания.

     СИЛЬВА. А, мединститута?

     БУСЫГИН. Его самого... Да, климат здесь неважный.

     СИЛЬВА. Весна  называется!..  Бррр...  К  тому  же  я  целый  месяц  не

высыпаюсь...

     БУСЫГИН. Ну хорошо. Ты зайди в этот подъезд, постучись к кому-нибудь. А

я попытаюсь в частном секторе.

     Стучатся в разные квартиры, никто не открывает.

     Ну как?

     СИЛЬВА. Пустые хлопоты. Звонил в три квартиры.

     БУСЫГИН. Ну и что?

     СИЛЬВА. Никто не открывает. Боятся.

     БУСЫГИН. Темный лес... Христа ради у нас ничего не выйдет.

     СИЛЬВА. Загнемся. Еще полчаса - и я околею. Я чувствую.

     БУСЫГИН. А как в подъезде?

     СИЛЬВА. Думаешь, тепло? Черта с  два.  Уже  не  топят.  Главное,  никто

разговаривать не хочет.  Спросят  только,  кто  стучит,  и  все,  больше  ни

слова... Мы загнемся.

     БУСЫГИН. Мда... А кругом столько теплых квартир...

     СИЛЬВА.   Идем!  Будем

стучаться в каждую квартиру.

     БУСЫГИН. Подожди, а что ты собираешься им говорить?

     СИЛЬВА. Что говорить?.. Опоздали на электричку...

     БУСЫГИН. Не поверят.

     СИЛЬВА. Скажем, что замерзаем.

     БУСЫГИН. Ну и что? Кто ты такой, какое им до тебя дело? Сейчас не зима,

до утра потерпишь.

     СИЛЬВА. Будем говорить, что отстали от этого... от скорого поезда.

     БУСЫГИН. Ерунда. Этим ты их не прошибешь. Надо выдумать что-то такое...

     СИЛЬВА. Скажем, что за нами гонятся бандиты.

     Бусыгин смеется.

     Неужели не пустят?

     БУСЫГИН. Плохо ты знаешь людей.

     Уходят в подъезд.

                               Картина вторая

     Квартира Сарафановых. Среди вещей и мебели старый диван и видавшее виды

трюмо. Входная дверь, дверь на  кухню,  дверь  в  другую  комнату.  Закрытое

занавеской окно во двор. На столе - собранный  рюкзак.  Васенька  за  столом

пишет письмо.

     ВАСЕНЬКА (читает вслух написанное). "...Я люблю тебя так, как  тебя  не

будет любить никто и никогда. Когда-нибудь ты это  поймешь.  А  теперь  будь

спокойна. Ты своего добилась: я тебя ненавижу. Прощай. С.В."

     Из другой комнаты появляется Нина. Она  в  халате  и  домашних  туфлях.

Васенька прячет письмо в карман.

     НИНА. Накатал?

     ВАСЕНЬКА. Твое какое дело?

     НИНА. А теперь иди вручи ей свое послание, возвращайся и ложись  спать.

Где отец?

     ВАСЕНЬКА. Откуда я знаю!

     НИНА. Куда его понесло ночью?.. (Берет со стола рюкзак.) А это что?

     Васенька пытается отнять у Нины рюкзак. Борьба.

     ВАСЕНЬКА (уступает). Возьму, когда ты уснешь.

     НИНА (вытряхнула содержимое рюкзака на стол). Что это значит?.. Куда ты

собрался?

     ВАСЕНЬКА. В турпоход.

     НИНА. А это что?.. Зачем тебе паспорт?

     ВАСЕНЬКА. Не твое дело.

     НИНА. Ты что придумал?.. Ты что, не знаешь, что я уезжаю?

     ВАСЕНЬКА. Я тоже уезжаю.

     НИНА. Что?

     ВАСЕНЬКА. Я уезжаю.

     НИНА. Да ты что, совсем спятил?

     ВАСЕНЬКА. Я уезжаю.

     НИНА (присев). Слушай, Васька... Гад ты, и больше никто. Взяла бы  тебя

и убила.

     ВАСЕНЬКА. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.

     НИНА. На меня тебе наплевать - ладно. Но об отце-то ты должен подумать.

     ВАСЕНЬКА. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?

     НИНА. Боже мой! (Поднимается.) Если бы вы знали, как  вы  мне  надоели!

(Собирает высыпанные на стол вещи в рюкзак, уносит его в  свою  комнату;  на

пороге останавливается.) Скажи  отцу,  пусть  утром  меня  не  будит.  Дайте

выспаться. (Уходит.)

     Васенька достает из кармана письмо, вкладывает его в  конверт,  конверт

надписывает. Стук в дверь.

     ВАСЕНЬКА (машинально). Да, войдите.

     Входят Бусыгин и Сильва.

     БУСЫГИН. Добрый вечер.

     ВАСЕНЬКА. Здравствуйте.

     БУСЫГИН. Можем мы видеть Андрея Григорьевича Сарафанова?

     ВАСЕНЬКА (поднимается). Его нет дома.

     БУСЫГИН. Когда он вернется?

     ВАСЕНЬКА. Он только что вышел. Когда вернется, не знаю.

     СИЛЬВА. А куда он ушел, если не секрет?

     ВАСЕНЬКА Я не знаю. (С беспокойством.) А что такое?

     БУСЫГИН. Ну а... как его здоровье?

     ВАСЕНЬКА. Отца?.. Ничего... Гипертония.

     БУСЫГИН. Гипертония? Надо же!.. И давно у него гипертония?

     ВАСЕНЬКА. Давно.

     БУСЫГИН. Ну а вообще он как?.. Как успехи?.. Настроение?

     СИЛЬВА. Да, как он тут... Ничего?

     ВАСЕНЬКА. А в чем, собственно, дело?

     БУСЫГИН. Познакомимся. Владимир.

     ВАСЕНЬКА. Василий... (Сильве.) Василий.

     СИЛЬВА. Семен... В простонародье - Сильва.

     ВАСЕНЬКА (с подозрением). Сильва?

     СИЛЬВА.  Сильва.  Ребята  еще  в  этом...  в  интернате  прозвали,   за

пристрастие к этому...

     БУСЫГИН. К музыке.

     СИЛЬВА. Точно.

     ВАСЕНЬКА. Ясно. Ну а отец вам зачем?

     СИЛЬВА. Зачем? В общем, мы пришли это... повидаться.

     ВАСЕНЬКА. Вы давно с ним не виделись?

     БУСЫГИН. Как тебе сказать? Самое печальное, что мы  никогда  с  ним  не

виделись.

     ВАСЕНЬКА (настороженно). Непонятно...

     СИЛЬВА. Ты только не удивляйся...

     ВАСЕНЬКА. Я не удивляюсь... Откуда же вы его знаете?

     БУСЫГИН. А это уже тайна.

     ВАСЕНЬКА. Тайна?

     СИЛЬВА Страшная тайна. Но ты не удивляйся.

     БУСЫГИН (другим тоном).  Ладно.  (Васеньке.)  Мы  зашли  погреться.  Не

возражаешь, мы здесь погреемся?

     Васенька молчит, он порядком встревожен.

     Мы опоздали на электричку. Фамилию твоего отца мы  прочли  на  почтовом

ящике. (Не сразу.) Не веришь?

     ВАСЕНЬКА (с тревогой). Почему? Я верю, но...

     БУСЫГИН. Что? (Делает к Васеньке шаг-два,  Васенька  пятится.  Сильве.)

Боится.

     ВАСЕНЬКА. Зачем вы пришли?

     БУСЫГИН. Он нам не верит.

     ВАСЕНЬКА. В случае чего - я кричать буду.

     БУСЫГИН (Сильве). Что я  говорил?  (Он  тянет  время,  греется.)  Ночью

всегда так: если один, значит, вор, если двое, значит, бандиты.  (Васеньке.)

Нехорошо. Люди  должны  доверять  друг  другу,  известно  тебе  это?  Нет?..

Напрасно. Плохо тебя воспитывают.

     СИЛЬВА. Да-а...

     БУСЫГИН. Ну отцу твоему, допустим, некогда...

     ВАСЕНЬКА (перебивает). Зачем вам отец? Что вам от него надо?

     БУСЫГИН. Что нам надо? Доверия. Всего-навсего. Человек  человеку  брат,

надеюсь, ты об этом слышал. Или это тоже  для  тебя  новость?  (Сильве.)  Ты

только посмотри на него. Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога,

а он даже не предложит ему присесть.

     СИЛЬВА (до сих пор слушал Бусыгина с недоумением, вдруг  воодушевляется

- его осенило). Действительно!

     ВАСЕНЬКА. Зачем вы пришли?

     БУСЫГИН. Ты так ничего и не понял?

     ВАСЕНЬКА. Конечно, нет.

     СИЛЬВА (изумляясь). Неужели не понял?

     БУСЫГИН (Васеньке). Видишь ли...

     СИЛЬВА (перебивает). Да что там! Я  ему  скажу!  Скажу  откровенно!  Он

мужчина, он поймет. (Васеньке, торжественно.} Полное спокойствие, я открываю

тайну. Все дело в том, что он (указывает на Бусыгина) твой родной брат!

     БУСЫГИН. Что?

     ВАСЕНЬКА. Что-о?

     СИЛЬВА (нагло). Что?

     Небольшая пауза.

     Да, Василий! Андрей Григорьевич Сарафанов - его отец. Неужели ты до сих

пор этого не понял?

     Бусыгин и Васенька в равном удивлении.

     БУСЫГИН (Сильве). Послушай...

     СИЛЬВА (перебивает, Васеньке). Не ожидал? Да, вот так. Твой папа -  его

родной отец, как это ни странно...

     БУСЫГИН. Что с тобой? Что ты мелешь?

     СИЛЬВА. Братья встретились! Какой случай, а? Какой момент?

     ВАСЕНЬКА (в растерянности). Да, в самом деле... (уходит на кухню)

     

     

     БУСЫГИН. Ты что, рехнулся?

     СИЛЬВА. Ловко ты к нему подъехал!

     БУСЫГИН. Болван, как эта чушь взбрела тебе в голову?

     СИЛЬВА. Мне?.. Это тебе она взбрела! Ты просто гений!

     БУСЫГИН. Кретин! Ты понимаешь, что ты тут сморозил?

     СИЛЬВА. "Страждущий брат!" Сила! Я бы никогда не додумался!

     БУСЫГИН. Ну дубина... Подумай, дубина,  что  будет,  если  сейчас  сюда

войдет папаша. Представь себе!

     Сильва- входящему Васе.     Жизнь, Вася, - темный лес, так что ты не удивляйся.  

Мы сейчас с поезда. Он меня просто замучил  и  сам  извелся:  заехать  -  не

заехать? А повидаться надо. Сам понимаешь, в какое время мы живем.

     БУСЫГИН (Васеньке). Сколько тебе лет?

     ВАСЕНЬКА. Мне? Семнадцатый.

     

     ВАСЕНЬКА (Бусыгину). Ты не хочешь отца видеть?

     БУСЫГИН. Как тебе сказать... Хочу, но рискованно. Боюсь за  его  нервы.

Ведь он обо мне ничего не знает.

     ВАСЕНЬКА. Ну что ты! Раз ты нашелся, значит, нашелся.

     Все трое уходят в кухню. Появляется Сарафанов. Он проходит  к  двери  в

соседнюю комнату, открывает ее,  затем  осторожно  закрывает.  В  это  время

Васенька выходит из кухни и тоже закрывает за собой дверь.

     САРАФАНОВ (замечает Васеньку). Ты здесь... А я прогулялся по улице. Там

дождь пошел. Я вспомнил молодость.

     ВАСЕНЬКА (развязно). И очень кстати.

     САРАФАНОВ. В молодости я, бывало,  делал  глупости,  но  я  никогда  не

доходил до истерики.

     ВАСЕНЬКА. Слушай, что я тебе скажу.

     САРАФАНОВ (перебивает). Васенька, так  поступают  только  слабые  люди.

Кроме того, не забывай,  остался  только  месяц  до  экзаменов.  Школу  тебе

все-таки надо кончить.

     ВАСЕНЬКА. Папа, покаты гулял по дождичку...

     САРАФАНОВ (перебивает). И в конце концов, не можете же вы так сразу - и

ты и Нина. Нельзя же так... Нет-нет, никуда ты не уедешь. Я тебя не пущу.

     ВАСЕНЬКА. Папа, у нас гости, и необычные гости... Вернее, так: гость  и

еще один...

     САРАФАНОВ. Васенька, гость и еще один  -  это  два  гостя.  Кто  к  нам

пришел, говори толком.

     ВАСЕНЬКА. Твой сын. Твой старший сын.

     САРАФАНОВ (не сразу). Ты сказал... Чей сын?

     ВАСЕНЬКА. Твой. Да ты не волнуйся... Я, например, все это  понимаю,  не

осуждаю и даже не удивляюсь. Я ничему не удивляюсь...

     САРАФАНОВ (не сразу). И  такие-то  шутки  у  вас  в  ходу?  И  они  вам

нравятся?

     ВАСЕНЬКА. Какие шутки? Он на кухне. Ужинает.

     САРАФАНОВ (внимательно смотрит на Васеньку).  Кто-нибудь  там  ужинает.

Возможно... Но знаешь, милый, что-то ты  мне  не  нравишься...  

   

     

     ВАСЕНЬКА. Папа, о чем речь? Тут такой случай! Я никогда не думал, что у

меня есть брат, а тут - пожалуйста. Иди взгляни  на  него.

     САРАФАНОВ. Ты что, шельмец, издеваешься?

     ВАСЕНЬКА. Да нет, я говорю серьезно. Он здесь проездом, очень  по  тебе

соскучился, он...

     САРАФАНОВ. Кто - он?

     ВАСЕНЬКА. Твой сын.

     САРАФАНОВ. Тогда кто ты?

     ВАСЕНЬКА. А! Разговаривай с ним сам!

     САРАФАНОВ (направляется к кухне; у  слышав  голоса,  останавливается  у

двери, возвращается к Васеньке). Сколько их там?

     ВАСЕНЬКА. Двое. Я тебе говорил.

     САРАФАНОВ. А второй? Он тоже хочет, чтобы я его усыновил?

     ВАСЕНЬКА.  Папа,  они  взрослые  люди.  Сам  подумай,  зачем  взрослому

человеку родители?

     САРАФАНОВ. По-твоему, не нужны?

     ВАСЕНЬКА.  А,  прости,  пожалуйста.  Я  хотел  сказать,  что  взрослому

человеку не нужны чужие родители.

     Молчание.

     САРАФАНОВ (прислушивается). Невероятно. Свои дети бегут  -  это  я  еще

могу понять. Но чтобы ко мне приходили чужие да еще  взрослые!  Сколько  ему

лет?

     ВАСЕНЬКА. Лет двадцать.

     САРАФАНОВ.  Черт  знает  что!..  Ты  сказал,   двадцать   лет?..   Бред

какой-то!..  Лет  двадцать!..  Лет  двадцать...   (Задумывается   поневоле.)

Двадцать лет... двадцать... (Опускается на стул.)

     ВАСЕНЬКА. Не огорчайся, папа. Жизнь - темный лес...

     Из кухни вышли было Бусыгин и Сильва, но, увидев Сарафанова,  отступают

назад и, приоткрыв дверь, слушают его разговор с Васенькой.

     САРАФАНОВ. Двадцать лет... Закончилась  война...  Двадцать  лет...  Мне

было тридцать четыре года... (Поднимается.)

     Бусыгин приоткрывает дверь.

     ВАСЕНЬКА. Я понимаю, папа...

     САРАФАНОВ (вдруг рассердился). Да что вспоминать! Я был солдат! Солдат,

а не вегетарианец! (Ходит по комнате.)

     Бусыгин, когда это возможно, приоткрывает дверь из кухни и слушает.

     ВАСЕНЬКА. Я тебя понимаю.

     САРАФАНОВ. Что?.. Что-то слишком много ты понимаешь! С твоей матерью мы

еще не были знакомы, имей в виду!

     ВАСЕНЬКА.  Я  так  и  думал,  папа.  Да  ты  не   расстраивайся,   если

разобраться...

     САРАФАНОВ (перебивает). Нет-нет! Глупости... Черт знает что...

     Сарафанов находится между кухней и дверью в прихожую. Таким образом,  у

Сильвы и Бусыгина нет возможности бежать.

     ВАСЕНЬКА. Думаешь, он врет? А зачем?

     САРАФАНОВ. Он что-то напутал! Ты  увидишь,  что  он  напутал!  Подумай!

Подумай-ка! Чтобы быть моим сыном, ему надо на меня походить! Это первое.

     ВАСЕНЬКА. Папа, он на тебя походит.

     САРАФАНОВ. Что?.. Вздор! Вздор! Тебе просто показалось... Вздор!  Стоит

только мне спросить, сколько ему лет,  и  ты  сразу  поймешь,  что  все  это

чистейший вздор! Чепуха!.. А если уж на то пошло, сейчас ему должно  быть...

Должно быть...

     Бусыгин высовывается из-за двери.

     Двадцать... двадцать один  год!  Да!  Двадцать  один!  Вот  видишь!  Не

двадцать и не двадцать два!.. (Поворачивается к двери.)

     Бусыгин исчезает.

     ВАСЕНЬКА. А если ему двадцать один?

     САРАФАНОВ. Не может этого быть!

     ВАСЕНЬКА. А вдруг?

     САРАФАНОВ. Ты имеешь в виду совпадение? Случайное совпадение,  верно?..

Ну что же, такое не исключено... Тогда... Тогда... (Думает.) Не  мешай  мне,

не мешай... Его мать должны звать... ее должны звать...

     Бусыгин высовывается.

     (Его осенило.) Галина!

     Бусыгин исчезает.

     САРАФАНОВ. Что ты теперь скажешь? Галина! А не Татьяна и не Тамара!

     ВАСЕНЬКА. А фамилия? А отчество?

     Бусыгин высовывается.

     САРАФАНОВ Ее отчество?.. (Неуверенно.) По-моему, Александровна...

     Бусыгин исчезает.

     ВАСЕНЬКА. Так. А фамилия?

     САРАФАНОВ. Фамилия, фамилия... Достаточно имени... Вполне достаточно.

     ВАСЕНЬКА. Конечно, конечно. Ведь прошло столько лет...

     САРАФАНОВ. Вот именно! Где он был раньше? Вырос  и  теперь  ищет  отца?

Зачем? Я выведу его на чистую воду, ты увидишь... Как его зовут?

     ВАСЕНЬКА. Володя. Смелей, папа. Он тебя любит.

     САРАФАНОВ. Любит?.. Но... За что?

     ВАСЕНЬКА. Не знаю, папа... Родная кровь.

     САРАФАНОВ. Кровь?..  Нет-нет,  ты  меня  не  смеши...  (Садится.)  Они,

говоришь, с поезда?.. Ты нашел, что поесть?

     ВАСЕНЬКА. Да. И выпить.

     Бусыгин и Сильва пытаются ускользнуть.  Они  делают  два-три  бесшумных

шага по направлению к выходу. Но  в  этот  момент  Сарафанов  повернулся  на

стуле, и они тут же возвращаются в исходную позицию.

     

     

     Бусыгин и Сильва мгновенно делают вид, будто они только  что  вышли  из

кухни. Молчание.

     БУСЫГИН. Добрый вечер!

     САРАФАНОВ. Добрый вечер...

     Молчание.

     ВАСЕНЬКА.  Ну,  вот  вы  и  встретились...  (Бусыгину.)   Я   все   ему

рассказал... (Сарафанову.) Не волнуйся, папа...

     САРАФАНОВ. Вы... садитесь... Садитесь!.. (Пристально разглядывает  того

и другого.)

     Бусыгин и Сильва садятся.

     (Стоит.) Вы... недавно с поезда?

     БУСЫГИН. Мы... собственно, давно. Часа три назад.

     Молчание.

     САРАФАНОВ (Сильве). Так... Вы, значит, проездом?..

     БУСЫГИН. Да. Я возвращаюсь с соревнований. Вот... решил повидаться...

     САРАФАНОВ (все внимание на Бусыгина).  О!  Значит,  вы  спортсмен!  Это

хорошо... Спорт в вашем возрасте, знаете... А сейчас? Снова на соревнования?

(Садится.)

     БУСЫГИН. Нет. Сейчас я возвращаюсь в институт.

     САРАФАНОВ. О! Так вы студент?

     СИЛЬВА. Да, мы медики. Будущие врачи.

     САРАФАНОВ. Вот это правильно! Спорт - спортом, а наука - наукой.  Очень

правильно... Прошу прощения, я пересяду. (Пересаживается ближе к  Бусыгину.)

В двадцать лет на все хватает времени -  и  на  учебу  и  на  спорт;  да-да,

прекрасный возраст... (Решился.) Вам двадцать лет, не правда ли?

     БУСЫГИН (печально, с мягкой укоризной). Нет, вы  забыли.  Мне  двадцать

один.

     САРАФАНОВ. Что?.. Ну  конечно!  Двадцать  один,  разумеется!  А  я  что

сказал? Двадцать? Ну конечно же, двадцать один...

     СИЛЬВА. Да вы не огорчайтесь. Ведь  если  разобраться,  тут  радоваться

надо, а не огорчаться. По-моему.

     ВАСЕНЬКА. В самом деле, папа.

     САРАФАНОВ. Я - конечно... Я рад... (Искательно.) Мы все здесь рады,  не

правда ли?

     БУСЫГИН. Конечно... Больше всех - я.

     САРАФАНОВ (приободрившись). Васенька, есть у нас что-нибудь выпить? Дай

нам выпить!

     ВАСЕНЬКА. Это можно. (Уходит на кухню.)

     Молчание. Потом Бусыгин и Сарафанов, обращаясь друг к  другу,  начинают

говорить одновременно. Затем они одновременно извиняются.

     БУСЫГИН. Говорите...

     САРАФАНОВ. Нет-нет, говорите... (Осторожно.) Говори...

     

     БУСЫГИН. Я хотел сказать, что вот... Наконец-то наступил тот момент,  о

котором...

     Появляется Нина.

     НИНА (сердито). Вы дадите мне спать?.. Что это? Что здесь происходит?

     ВАСЕНЬКА (приподнимает  голову).  Ты  только  не  удивляйся...  (Роняет

голову.)

     Появление Нины производит на Бусыгина и Сильву большое впечатление.

     НИНА. Что вы здесь устроили? (Сарафанову.) В чем дело?

     САРАФАНОВ (неуверенно). Нина, у нас большая радость. Наконец-то нашелся

твой старший брат.

     НИНА. Что?

     САРАФАНОВ. Твой старший брат. Познакомься с ним.

     НИНА. Что такое?.. Кто нашелся? Какой брат?

     СИЛЬВА (подталкивает Бусыгина). Это он. Вот такой (показывает) парень.

     НИНА (Бусыгину). Это ты - брат?

     БУСЫГИН. Да... А что?

     СИЛЬВА. Что тут особенного?

     ВАСЕНЬКА (не поднимая головы, негромко,  нетрезвым  голосом).  Да,  что

особенного?

     САРАФАНОВ (Нине). Ты о нем не знала. К сожалению...  (Бусыгину.)  Я  не

говорил тебе. Откровенно говоря, я боялся, что ты меня... позабыл.

     ВАСЕНЬКА. Вот. Он боялся.

     БУСЫГИН. Что вы, как я мог забыть...

     САРАФАНОВ. Прости, я был не прав.

     НИНА. Так. Давайте по порядку. Выходит, ты - его отец, а он - твой сын.

Так, что ли?

     САРАФАНОВ. Да.

     НИНА (не сразу). Ну что ж. Вполне возможно.

     ВАСЕНЬКА. Вполне.

     НИНА (Бусыгину). А где, интересно, ты был раньше?

     ВАСЕНЬКА. Да, где он был раньше?

     НИНА (легонько хлопнув Васеньку по голове). Помолчи!

     САРАФАНОВ. Нина! Нашелся твой брат. Неужели ты этого не понимаешь?

     НИНА. Понимаю, но мне интересно, где он был раньше.

     ВАСЕНЬКА (приподняв голову). Не волнуйся. Нашу мать папа  тогда  еще  в

глаза не видел. Верно, папа?

     САРАФАНОВ. Помолчи-ка!

     НИНА. Да, давненько вы не виделись. А  ты  уверен,  что  он  твой  сын?

(Бусыгину.) Сколько тебе лет?

     Васенька засыпает.

     СИЛЬВА. Взгляните на них. Неужели вы не видите?

     НИНА (не сразу). Нет. Не похожи.

     СИЛЬВА (Бусыгину, обидчиво). По-моему, нас тут в чем-то подозревают.

     НИНА (Сарафанову о Сильве). А это кто такой? Тоже родственник?

     БУСЫГИН. Он мой приятель. Его зовут Семен.

     НИНА. Так сколько тебе лет, я не расслышала?

     БУСЫГИН. Двадцать один.

     НИНА (Сарафанову). Что ты на это скажешь?

     САРАФАНОВ. Нина! Нельзя же так... И потом, я уже спрашивал...

     НИНА. Ладно. (Бусыгину.) Как выглядит твоя мать, как ее зовут, где  она

с ним встречалась, почему она не получала с него алименты, как ты нас нашел,

где ты был раньше - рассказывай подробно.

     СИЛЬВА (С беспокойством). Как в милиции...

     НИНА. А вы что думали?.. По-моему, вы жулики.

     САРАФАНОВ. Нина!

     БУСЫГИН. А что, разве похожи?

     НИНА (не сразу). Похожи. (Бусыгину.) Рассказывай, а мы послушаем.

     СИЛЬВА (Бусыгину, трусливо). На твоем месте я бы обиделся и ушел. Прямо

сейчас.

     БУСЫГИН. Об отце я узнал совсем недавно...

     НИНА. От кого?

     БУСЫГИН. От своей матери. Мою мать зовут Галина Александровна, с  отцом

они встречались в тысяча девятьсот сорок пятом году...

     САРАФАНОВ (в волнении). Сынок!

     БУСЫГИН. Папа!

     Сарафанов и Бусыгин бросаются друг к другу и обнимаются.

.

     СИЛЬВА (поет).

     Эх, да в Черемхове на вокзале

     Двух подкидышей нашли,

     Одному лет восемнадцать,

     А другому - двадцать три!

                                 

     Появляется Сарафанов.

     САРАФАНОВ. Володя! Я все понял! Из этого дома  надо  уходить.  Уходить,

пока тебя не вынесли! (С воодушевлением.) Сынок! Я все обдумал.  Мы  едем  в

Чернигов!

     Бусыгин в полной растерянности.

     Мы едем вместе! Сегодня! Немедленно! Едем, едем, едем!

     НИНА (засмеявшись). Ты женишься, надо полагать?

     САРАФАНОВ (кричит). Все может быть! Не вижу  в  этом  ничего  смешного!

(Бусыгину.) Я думал об этом, в самом деле. Если твоя мать... Словом, я  хочу

ее видеть... (Нине.) Перестань! (Бусыгину.) Полюбуйся на нее!  Для  нее  нет

ничего святого. Я не могу здесь оставаться, ты сам видишь. Я  собираю  вещи,

сейчас, сию минуту, немедленно. (Идет в другую комнату, на пороге, обращаясь

к Нине.) Я возьму кларнет и ноты. Это все,  что  я  отсюда  возьму...  Когда

уходит поезд?..

     БУСЫГИН. Н-незнаю...

     САРАФАНОВ. Не важно! Я собираюсь. Немедленно! (Уходит.)

     Молчание.

     НИНА. Ну?.. Что ты собираешься делать?

     БУСЫГИН (растерянно). Не знаю...

     НИНА. Теперь ты понимаешь, что ты натворил? Понимаешь? Нас  он  уже  за

детей не считает, а ты стал его любимчиком. Ведь он в  тебе  души  не  чает.

Представляешь, что будет с ним, когда он узнает правду?

     БУСЫГИН (мечется). Что же делать? Ничего ему не говорить?

     Небольшая пауза. Смотрят друг на друга.

     Нет! Так дело не пойдет! Главное - сказать ему, объяснить... Он мне  не

отец, но он мне... я его... Словом, если... (понизив голос) если ты  уедешь,

я и в самом деле перееду к нему. Конечно, если он меня поймет. Но  как,  как

ему все объяснить?

     НИНА. Не знаю. Вы сумасшедшие, вы и разговаривайте. А я не знаю.

     Появляется Сарафанов. В руках у него чемодан и кларнет.

     САРАФАНОВ. Володя, я готов.

     Бусыгин и Нина молча смотрят на него.

     НИНА. Собрался? Ничего не забыл? (Смеется.)

     САРАФАНОВ. Смотри на нее! Разве это дочь? Избавилась от отца и даже  не

скрывает удовольствия. (Нине.) Ну ничего. Ты меня еще вспомнишь!  Боже  мой,

как все это нелепо! Подумать только, я мог остаться с ними! На всю жизнь!  А

ведь им нужен не я! Нет! Совсем другой человек! Всегда! С самого  начала  им

нужен был другой! Ты понимаешь?  Двадцать  лет  я  жил  чужой  жизнью!  Свое

счастье я оставил там, в Чернигове. Боже мой! Почему я ее не разыскал? Как я

мог! Не понимаю! Но теперь - кончено, кончено! Я  возвращаюсь,  возвращаюсь!

(Бусыгину.) Ты увидишь, твоя мать будет  счастлива...  (чуть  образумившись)

если захочет... Что?.. Ты мне не веришь?..

     БУСЫГИН. Нет, верю, но... Зачем же так спешить?

     САРАФАНОВ. Нет-нет! Немедленно! Закончить все разом! Разом -  и  конец!

На вокзал! На вокзал!.. Ну что ты, сынок? Идем!

     НИНА (неожиданно  ласково).  Не  надо,  папа.  Успокойся.  Ты  зря  так

волнуешься... (Усаживает его на стул.) Сядь, успокойся.

     Небольшая пауза.

     САРАФАНОВ  (садится,  недоуменно).  Что   такое?..   Что   случилось?..

Володя?.. Ты от меня что-то скрываешь?

     НИНА. Папа, я никуда не еду. Я остаюсь.

     САРАФАНОВ. То, что случилось, -  все  это  ничего  не  меняет.  Володя,

подойди сюда...

     Бусыгин подходит. Он, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом

     Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим.)  Вы  мои

дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это  самое

главное...

     МАКАРСКАЯ. Извините, конечно. (Бусыгину.) Но я хочу  спросить.  У  тебя

родители имеются?

     БУСЫГИН. Да... Мать в Челябинске.

     НИНА. Она одна? (Смеется.) Папа, тебя это не интересует?

     БУСЫГИН. Она живет с моим старшим братом.

     НИНА. А сам ты? Как ты сюда попал?

     БУСЫГИН. Я здесь учусь.

     САРАФАНОВ. Где же ты живешь?

     БУСЫГИН. В общежитии.

     САРАФАНОВ. В общежитии... Но ведь это далеко... и  неуютно.  И  вообще,

терпеть я не могу общежитий... Это я к тому, что... Если бы ты согласился...

словом, живи у нас.

     БУСЫГИН. Нет, что вы...

     САРАФАНОВ. Предлагаю от чистого сердца... Нина!  Чего  же  ты  молчишь?

Пригласи его, уговори.

     НИНА (капризно). Ну с какой стати? Почему он должен жить у  нас?  Я  не

хочу.

     БУСЫГИН. Я буду вас навещать. Я буду бывать у вас каждый  день.  Я  вам

еще надоем.

     САРАФАНОВ. Володя! Я за то, чтобы ты у нас жил - и никаких.

     БУСЫГИН. Я приду завтра.

     НИНА. Когда?

     БУСЫГИН. В семь... В шесть часов... Кстати! Который час?

     НИНА. Половина двенадцатого.

     БУСЫГИН. Ну вот. Поздравьте меня. Я опоздал на электричку.

1- Ведущий.

 «Писать надо о том, от чего не спится по ночам»,- любил повторять Александр Вампилов. По ночам, как правило, не спится из-за чего-то личного, важного. Вампилова « волновали вечные, нестареющие темы.., которые никогда не перестанут волновать человечество,- жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг»,- писал Валентин Распутин. Именно обо всём об этом рассказы и пьесы Вампилова: «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» и другие.

2- Ведущий.

Часто приводят слова, в которых он предугадал свою судьбу: «Я смеюсь над старостью, потому что я старым не буду». Но более провидческой и страшной кажется его фраза: «Могильная, чёрная темнота воды».

1- Ведущий.

За два дня до своего 35-летия Александр Вампилов погиб, утонув в Байкале. В этом году ему исполнилось бы 70 лет.

Чтец- 3

Николай Рубцов – известный русский поэт, друг Вампилова, посвятил Александру стихотворение:

Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе,

Потом ещё на чём- то вроде,

Потом верхом, потом пешком

Пройду по волоку с мешком-

И буду жить в своём народе.

2- Ведущий

Только 10 лет творчества было отпущено судьбой Вампилову.

Но за столь короткий срок драматург создал свой особый театральный мир. Пьесы, написанные им, вышли на мировую сцену. А имя Вампилова произносится в одном ряду с именами выдающихся драматургов и деятелей театра.

1- Ведущий

Чудо произошло. Мечта о солнечном театре, о солнце в аистовом гнезде сбылась.

На фоне музыки.

Чтец- 4

По тайге цветёт багул- не герань,

По тайге весёлый гул синих птиц.

Я ступил уже за тайную грань,

Постигаю красоту небылиц.

Птицы синей не поймать в вышине,

Птицы чёрной не сыскать в темноте.

Не грустите, я прошу, обо мне

На последней, на прощальной черте.

Блещет август у моих у дверей.

У дверей моих стоит пустота.

Мир отсюда и теплей и добрей,

И пронзительна его красота.

А Сибирь- не тёплый Крым, не Кавказ.

А Байкал- не городской водоём.

Я целую уголки твоих глаз,

Вспоминаю, как мы были вдвоём.

Мне теперь уже ни жестов. Ни слов.

Вижу я, а вам меня- не видать.

Видит Бог, я к вам вернуться готов,

Чтоб хоть слово, хоть привет передать.

Мне теперь уже ни ночи, ни дня,

В неизвестность, в бесконечность лечу.

Расскажите, как вы там без меня…

Может, я ещё ответ получу…

(М. Сергеев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный речевой праздник "Сказки его жизни", посвящённый жизни и творчеству Х. К Андерсена.

Сценарий общешкольного речевого праздника представляет собой обширный материал:   в нём представлены  все значительные произведения великого сказочника.  Это мероприятие мас...

"Найди свою дорогу в жизни". Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация о жизни и начале творческого пути Н.В. Гоголя подготовлена на основе книги В.Вересаева "Гоголь в жизни" и может быть использована педагогами не только на уроках литературы , но и во внекла...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

Сценарий интегрированного проекта по предметам: Мировая художественная культура, литература, физика, химия. музыка. "Пока горит свеча и солнце светит"... О влиянии солнечной активности на творчество великих людей.

Интеграция не знает границ. Опубликованный мной проект расскажет о влиянии солнечной активности на деятельность представителей искусства и науки. Он состоит из двух частей. Первая часть--театрализован...

Внеклассное мероприятие по биографии и творчеству А.Вампилова

Внеклассное мероприятие по биографии и творчеству А.Вампилова ...

Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...

Внеклассное мероприятие по творчеству А.Вампилова

Внеклассное мероприятие по творчеству Александра Вампилова в формате литературно-музыкальной композиции....