"Пока горит свеча"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Урок  «Пока горит свеча »

Учитель     Поэт в России - больше, чем поэт.

                     В ней суждено поэтами рождаться

                    Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

                     Кому уюта нет, покоя нет.

                     

                    Поэт в ней - образ века своего

                    И будущего призрачный прообраз.

                    Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему,

                    Что было до него.

 Мы продолжаем  знакомиться с творчеством поэтов Серебряного века. Их  жизнь и судьба – подлинное свидетельство эпохи, а сами они, по  словам Б. Пастернака, стали  пленниками времени, времени непростого и неспокойного.

- Вспомните, пожалуйста, исторические особенности эпохи Серебряного века.

- Исторически период Серебряного века в русской культуре приходится на 70-е г.г. XIX – 20-е г.г. XX века. Для России это годы последовавшие за либеральными реформами XIX века, социальными и революционными потрясениями, проигранными войнами начала 20 века.

Это время роста общественного движения и развития общественной мысли, все устремления которой были направлены на  поиск путей развития страны. Вот только страна тоже менялась, менялось не только власть, но и ценности. С приходом к власти большевиков на смену религиозному мировоззрению приходит навязанная сверху идея коммунистическая. Многие храмы были разрушены, священнослужители подвергнуты гонениям, а то и казням. Моральные ценности, накопленные, выстраданные народом, стали забываться, трансформироваться. И как следствие – оскуднение внутреннего мира человека, душевный надрыв.

 Учитель.   Вы правы, ощущение неизбежного краха буквально наполнило собой эпоху. Общество раскололось, оказалось в состоянии растерянности, отчужденности, нравственного хаоса. Как предотвратить его? Как сохранить душу человеческую? Поэты Серебряного века пытаются ответить на эти вопросы, обращаясь к Книге книг. Наверное, вы догадались, что я говорю о Библии. С помощью библейских мотивов  на примере  творчестве Б. Пастернака и А. Ахматовой мы попробуем разгадать сегодня «тайну человеческой души».

Звучит музыка Скрябина. На фоне музыки чтение стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

 Во все пределы.

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

Метель лепила на стекле

 Кружки и стрелы.

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

На свечку дуло из угла,

 И жар соблазна

 Вздымал, как ангел, два крыла

 Крестообразно

 Мело весь месяц в феврале,

 И то и дело

 Свеча горела на столе,

 Свеча горела.

 Учитель.   Какие картины рисует ваше воображение после прочтения стиха?

- Зимняя ночь..., лёгкий, уютный снег, полная   луна , россыпь

    звёзд по иссиня-чёрному небу, метель за окном

- А мне кажется, что это очень  личное стихотворение о мужчине и женщине, возможно, речь идет  о  первом свидании. Я ощущаю в нем присутствие человека.

  - А  я представляю  тишину, дом, свечу на столе

-  Для меня свеча – это неотъемлемая часть храма, символ духовного союза  верующих с Церковью.

- При крещении, при бракосочетании, погребении  обязательно ставят  свечи

Видеосюжет

Учитель.   Свеча – такое короткое такое наполненное смыслом слово. Свечи несут божественный свет, надежду, благодать веры, любовь, тепло домашнего очага.  Б. Пастернак был верующим человеком. Возможно, поэтому так глубоко его раскрытие образа свечи. Давайте вернёмся к стихотворению. Изменилось ли теперь, ваше прочтение его образов?

-  В стихотворении образ свечи может читаться как символ любви, тепла, жизни,  поиска веры  и творчества.  Это как было  спасение человеческой души , когда кругом   «метет»

Учитель     Действительно,  для   Пастернака  это символическая свеча, она горит как бы изнутри, она светит, пока живет надежда.  А что произойдет, если вдруг погаснет свеча?  Если мы вдруг окажемся у времени в плену, как говорил Пастернак?  Как сказалась эпоха на судьбе  людей и поэтов, таких как Пастернак и Ахматова?

-Пастернака писал стихи, которые не вписывались в  общепринятую систему ценностей систему, он вынужден был  отказаться  от Нобелевской премии, но всегда оставался самим собой.

 -Это было время, «когда улыбался только мертвый»- писала Ахматова, которая  была женою  репрессированного, когда ее сына арестовали, она провела в тюремных очередях многие месяцы .  Она постоянно жила в ожидании ареста, в страхе и нищете, писала стихи и поэмы, которые тоже считались антисоветскими. Она особенно остро ощущала боль времени как свою собственную, а трагедия России отразилась в личной судьбе поэтессы

 Учитель.  Откуда почерпнуть силы, когда «безумие крылом души накрыло половину»? Где та свеча, которая не угаснет от бурь и потрясений, где тот, кто  избавит и утешит от скорбей? Для русского человека – это Заступница  и Великую Молитвенница за весь род человеческий - Матерь Божья.

Сердце Её полно неистощимой любви и жалости к людям, в сознании которых образ  Пресвятой Богородицы всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Учитель. К ней в годину тяжелейших испытаний обращается и А. Ахматова в поэме  «Реквиеме» Дома вы должны были самостоятельно прочитать это произведение.

Как вы считаете, что обозначает слово «Реквием»

- траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. Одновременно это - обозначение траурного музыкального произведения.

 Учитель.    Почему А. Ахматова так назвала поэму?

Её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Учитель.   Кто, на ваш взгляд, главный герой поэмы?

 Мать, ее материнское страдание

Учитель. В каких строках поэмы автор передает   боль  матери, ее страдания?

                                         ЧИТАЮТ

                     

 

  Учитель     Почему  Ахматова  обращается к Библии ?

  масштаб горя очень велик. Она ищет  спасение душе, может,  молитва и дает ей эту  

   надежду

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________

ЧИТАЕТ

Учитель 

На примере  творчества поэтов Серебряного века мы попробовали  сегодня  разгадать «тайну человеческой души»   Мы увидели, что Библия занимала важное место и в жизни, и в творчестве этих поэтов.  Она  несла тот огонек надежды, веры, любви, терпения, всепрощения, без которых трудно было бы выстоять.   Пока есть эта вера, пока горит свеча, будет жива душа человеческая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"

Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....

Социальный проект "Пока горит свеча..."

Цель проекта: способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, заинтересованности к происходящим событиям в стране и в мире.Задачи проекта:Развитие чувства патри...

Поэзия русского романса «Пока горит свеча»

Классный час, посвящённый русскому романсу...

час общения "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"

В ходе часа общения жители Царства Дружбы и Королевства Доброты будут рассуждать о доброте, милосердии, взаимопощи....

Литературно-музыкальная композиция "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"

Выявить у воспитанников представления о дружбе, доброте, человечности, способствовать выработки положительных качеств, формированию чувства взаимопомощи, товарищества, доброжелательности; - Формирован...