Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме:
Литература. Контрольная работа по роману И.А.Гончарова "Обломов" (10 класс)

Нестерова Ольга Анатольевна

Контрольная работа проводится после изучения романа и может заменить сочинение по роману. В работе три варианта по 5 заданий в каждом.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontr._rabota_po_romanu_oblomov.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА

ВАРИАНТ №1

1   Д.И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках.

  1. Передайте сюжет романа.
  2. Какие главные события лежат в основе каждой из 4 частей романа?
  3. Некоторые критики считали, что в романе 2 сюжета: Обломов-Ольга, Штольц-Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

2. Вспомните начало романа «Обломов».

  1. В чем необычность этого начала?
  2. Чем обусловлен выбор места действия?
  3. Почему героем автор сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста – лет 32-33 от роду?
  4. Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.

  1. Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями(гостями) в гл.2-4 первой части?
  2. Чем Обломов выше своих гостей?
  3. Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?

4. Критик Ю.Елагин писал в 1892г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера»

  1. Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?

5. Критик А.В.Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».

  1. Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
  2. Каково отношение Захара к своему барину?
  3. Правда ли, что автор делит своего героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
  4. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА

ВАРИАНТ №2

1. Автор, рисуя детство Обломова, лирически любуется жизнью героя, но в то же время, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.

  1. Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?

2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости(гл.5-6 первой части).

  1. Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
  2. Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
  3. О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, туманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у писателя с жизнью?

3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте 1-2 сцены, в которых автор описывает любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.

4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (гл.8 ч.1), другое – к Ольге (гл.10 ч.2).

  1. Почему во втором письме – свободная речь, образность, мысль, чувство?
  2. Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (гл.4 ч.4)? Можно ли согласиться с их оценками?

5. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви…» (Е.Л.Краснощекова).

  1. Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»?
  2. Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?
  3. Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ И.А.ГОНЧАРОВА

ВАРИАНТ №3

1. М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Прочел «Обломова» и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней…Что за избитость форм и приёмов!».

  1. Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет Салтыков-Щедрин?
  2. Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?
  3. В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?

2. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А.В.Дружинин).

  1. Как показывает Гончаров «прелесть, слабость и грустный комизм» Обломова?
  2. Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?
  3. В чем трагедия жизни героя романа?

3. Обломов окружен обломовцами бОльшими, чем он сам. «Да я ли один? – говорит он Штольцу. – Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов…не пересчитаешь: наше имя легион!».

  1. Подтвердите фактами эти слова Обломова, указав черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.
  2. Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше – как общечеловеческий тип?

4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.

  1. Типичен ли образ Штольца?
  2. Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
  3. Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?

5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Зачёт по роману И. А. Гончарова "Обломов"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-...

Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Критические статьи по роману Гончарова "Обломов"

Подготовка к семинару по творчеству Гончарова...

Тест по роману А.И.Гончарова "Обломов"

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса, полученных при изучении романа "Обломов"....

Два урока по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Спаренные уроки литературы в 10 классе, использовались на заочной форме обучения...

Заключительный урок по роману Гончарова "Обломов"

Заключительный урок по роману Гончарова "Обломов"  знакомит с литературной критикой  и фильмом Н.Михалкова "Не...

Контрольная работа по роману "Обломов".

Работа содержит задания на знание текста и его анализ, три варианта работы....

Тест по роману Гончарова "Обломов"

Тест по литературе по роману И.А.Гончарова "Обломов" для учащихся 10 класса...

Презентация. Урок литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов"...