«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

 

Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразительности. Затем сравнивают персонажей с их воплощением в фильме, в изобразительном искусстве. Учащиеся рассматривают композицию произведения, а также могут увидеть эффектные моменты, воплощенные в художественном фильме, сравнить задумку автора и творческое видение режиссера.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-alye_parusa.doc46.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt436 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».                                Учитель: Жигалова Елена Сергеевна, МОУООШ р.п. Мишеронский Шатурского района Московской области.


«Чудеса надо делать своими руками!»

Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».

Учитель: Жигалова Елена Сергеевна

Эпиграф

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. 
Д. Гранин

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с повестью А.Грина "Алые паруса",  рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;
  2. развивать речь учащихся, память, мышление, творческое воображение.
  3. воспитывать любовь к русской литературе, вдумчивого читателя.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  1. Постановка темы и целей урока.  (Слайд №1  Приложения 1)
  2. Проверка домашнего задания.

Подготовленные ученики представляют свои доклады на темы:

  1. «Жизненный путь А.Грина. Путешествие по памятным местам» (Желательно, чтобы данный доклад сопровождался презентацией. Тогда обучающиеся смогут совершить виртуальную экскурсию по местам А.Грина)
  2. «Творчество А.Грина».  (Слайд №2)
  1. Работа над темой урока.
  1. Работа со словарем.

- «Алые паруса» - какие ассоциации вызывает у вас этот образ?

- Посмотрите на слайде примеры ассоциаций, которые приводит литературовед В.В.Харчев. (слайд № 3)

“цвет глубокой радости,
- символ любви,
- паруса мечты,
- романтика, ожидание, творчество,
- осуществлённое чудо,
- метафора надежды,
- торжество счастья”,
- это гармония моря и любви,
- это “прелесть духовного отражения”,
- символ победы, веры,
- символ “рая”,
-“свет, ставший теплом, и тепло,ставшее светом”                    
                  (В.В. Харчев).

- Найдите в словаре Ожегова значение слова «алый».

-  А.Грин пишет: (Слайд №4)

“Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль”.
                   

- Какое средство художественной выразительности использует здесь А.Грин.

- С чем сравнивает автор громаду алых парусов? Почему?

  1. Работа с текстом.
  1. Завязка.

- Найдите в тексте завязку сюжета. С чего начинается «сказка» для Ассоль?

- Найдите этот эпизод в тексте и зачитайте.

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без  криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять  там. Корабль подойдет величественно к самому  берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка.                        (Слайд №6)

- Давайте посмотрим, как он представлен в художественном фильме «Алые паруса», режиссер А.Птушко. (слайд № 5)

- Скажите, Эгль действительно был предсказателем? Почему он сочинил эту «сказку»?

- Какие средства художественной выразительности использует здесь автор?

  1. Образы главных героев.

- Назовите главных героев повести.

- Ассоль. Как ее описывает автор?  Найдите в тексте, зачитайте.

Стиранное много раз ситцевое платье едва  прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее  темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая  черта Ассоль была выразительно легка  и  чиста, как полет ласточки. Темные, с  оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян  того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.                          (Слайд №7, 8, 9)

- Какие черты характера здесь прослеживаются? Докажите.

- Чем она отличалась от остальных жителей  Коперны?

- Совпадает ли ваше представление этой героини с изображениями на иллюстрациях, с героиней фильма? Почему?

- Грей. Дает ли автор подробное описание этому герою? Почему?

«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.» А.Грин

- Как вы понимаете эти слова?  (Слайд №10)

- Проследите становление характера Грея с детства.

- Рассмотрите это героя на иллюстрациях. Таким ли вы его представляли? Почему?

- Удалось ли актеру фильма воплотить этот образ?

  1. Развязка.

- Чем заканчивается это произведение?

- Посмотрите, как этот эпизод представлен в фильме. (слайд № 11)

- Каквы понимаете слова Грея: «Чудеса надо делать своими руками»?

  1. Подведение итога.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

- Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

  1. Рефлексия.

Напишите минисочинение.

- Какие чувства у вас оставили произведения А.Грина? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе

Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)

Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Карточки с инд заданием по повести А.Грина "Алые паруса" для 7 класса

карточки с инд заданием по повести А.Грина "Алые паруса", 10 вариантов  для 7 класса...

Тест по повести А. Грина "Алые паруса", 6 класс

Тест по повести А. Грина "Алые паруса", 6 класс...