рабочая программа по литературе, 7класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Клименко Любовь Васильевна

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature-7_avtosohranennyy.docx62.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                    Крыловская основная общеобразовательная школа                                                                  

    «Согласовано»                                                                                           «Утверждаю»                                                                                      

      педсоветом                                                                                

           Протокол                                                                                         Директор школы _____/Бережная О.В./ №___1__ от«_30___»_августа__2011г

                                                                      Рабочая программа

 по литературе в 7 классе

                                                                                         учителя 

первой квалификационной категории

                                                                    Клименко Любови Васильевны

                                                                         2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка по литературе 5-9 класс

 

Статус документа

 

     Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

     - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

     - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;

     - письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Новосибирской области.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа.

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

ЗАДАЧИ

литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

 

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 5классе - 70 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов;

в 8 классе – 72 часа

в 9 классе – 102 часа;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки-соревнования 

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки, которые ведут учащиеся

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-игры 

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

 

                    Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

№п\п

Тема урока

Тип урока

                     Содержание

Теория

Контроль усвоения

Домашнее

Задание

Дата проведения

Стандартный уровень

Повышен-ный уровень

план

Факт.

1

              2

    3

         4

          5

      6

       7

         8

  9

   10

                                                                      Введение (1час)

1

Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров

Объяснение нового материала

Литература как искусство слова, формирующего в человеке понятия добра и зла, истины, красоты, справедливости, совести, дружбы, любви, дома, семьи, свободы и ответственности. Богатство и разнообразие жанров литературных произведений.

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятие родов и жанров в литературном произведении.

Уметь: определять роды и жанры произведений; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения произведения

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Эпос, лирика, драма

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ, с.3-4, вопрос 1*

06.09

                                                                    Фольклор и его жанры (2 часа)

2

Жанры фольклора. Художественные особенности сатирической драмы «Барин»

Объяснение нового материала

Представление о фольклоре как особой форме познания действительности; понятие народной сатирической драмы, выявление уровня литературного развития учащихся

Знать:своеобразие народной сатирической драмы.

Уметь: воспринимать  и анализировать поэтику; отличать стихотворную речь и ее особенности

Свободная работа с текстами; владение монологической и диалогической речью

Сатиричес-

Кая  драма

Организация совместной учебной деятельности

С. 6-10, презентации с применением ИКТ

07.09

3

 Детский фольклор.

ДРК. Фольклор Дона .

Объяснение нового материала

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбель-

ные, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички)

Знать: произведения детского фольклора.

Уметь: воспринимать  и анализировать поэтику малых жанров детского фольклора

Извлечение необходимой информации из справочной литературы

Детский фольклор: колыбель-

ные, частушки, считалки, загадки, скороговор-

ки,

заклички)

Организация совместной учебной деятельности

С.10-12. Вопросы. Индивидуаль-

ные сообщения. Предания и легенды казаков-некрасовцев

( 1-2 по выбору)

13.09

                                     Литература эпохи Возрождения и ее жанры(3 часа).

4-5

Трагедия как жанр драматического произведения. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Объяснение нового материала

Комбинирован-ный

Представления об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы 19века, литературы 20 века. Совершенствова-ние навыка анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания.

Знать: основные факты жизни и творчества Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта»

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции .

Трагедия произведения эпохи Возрождения. Пафос пьесы. Прославляющей верность в любви. Непобедимость искреннего чувства. высокую гуманность. Основной конфликт трагедии. Понятие о катарсисе

Выбор вида чтения в соответствии  с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников4 владение основными видами публичных выступлений.

Трагедия

катарсис

Организация совместной учебной деятельнос-

ти

С.14-28, вопрос 1-4, читать пьесу

Вопросы4-7 с. С.28.

В.2 9 письменно)- творческая работа

14.09

20.09

6

Сонеты Шекспира

Комбинирован-ный

Сонет как жанр и явление мировой культуры. Сонет как одна из популярных форм стихав литературе разных стран на протяжении нескольких столетий

Знать: содержании е изученных произведений, основные теоретические понятия

Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

сонет

Организация совместной учебной деятельнос-

ти

С.28-30, вопрос1-3,

индивид. сообщения

21.09

                                               Классическая литература 19 века и ее жанры (33часа)

7

Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни.

Объяснение нового материала

Знакомство с жанрами классической литературы 19 века. Басня в античной литературе Греции  и Рима.

Знать: наиболее распространенные жанры . иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен

Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Жанры эпоса, лирики. драмы

Фронтальный опрос. Самостоятель-ная работа

Презентации с применением ИКТ8

27.09

8

И.А.Крылов- великий баснописец

Комбирован-ный

Расширение знаний о биографии писателя, знаком-ство с языковым своеобразием басен Крылова. Золотой век русской поэзии.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художествен-ного своеобразия басен

Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Басня и притча

Фронтальный опрос. Самостоятель-ная работа

Индивиду-альные сообщения

28.09

9

Из истории баллады. В.А. Жуковский. «Перчатка».

Комбирован-ный

Знакомство с  жизнью и творчеством Жуковского, нравственным содержанием баллады, ,сюже-том и требовательно-стью нравственных позиций автора.

Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе

Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Романтическая баллада

Беседа, проблемные задания

Подготов. выразит. Чтение с.47-49, вопросы

 2-5

05.10

10

Баллада

В.А. Жуковского  «Светлана»

Комбирован-ный

Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады).Романтический образ героини, органическая связь ее с миром природы.

Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки изученного

Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Романтическая баллада

Беседа, проблемные задания

С.38-47, вопросы с.47, отрывок наизусть. Задания по выбору учителя  в соответствии с уровнем подготовки уч-ся

06.10

11-12

А.С.Пушкин. Богатство тематики и

разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина.Лирика: !Элегия», « К портет

Комбирован-ный

Знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина в период Южной ссылки. Самостоятельный подбор материала. Устный портрет главного героя. Жанр стихотворения-послания, гимна, богатство и разнообразие жанров в творчестве поэта.

Знать: наиболее распространенные жанры. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

извлечение необходимой информации из справочной литературы

Жанры лирики

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

С. 50-61, наизусть по выбору

11.10

12.10

13-14

А.С. Пушкин. «Барышня- крестьянка». Особенности жанра и композиции.

Комбирован-ный

Художественное своеобразие повести, особенности пушкинского языка. Авторское решение вопросов композиции повести

Знать: сюжетное своеобразие повести

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному

Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

повесть

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Тест на знание содержа-ния

С.67-88, пересказ эпизодов от лица одного из героев

18.10

19.10

15

А.С. Пушкин. «Дубровский». Сюжетные особенности романа.

Комбирован-ный

Знакомство с исторической подоплекой романа,проблематика произведения

Знать: понятия сюжет и композиция, роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа

Работа с текстами. дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Роман

Беседа, проблем-ные задания

Тест на знание героев

Гл.1-8, собирать материалы о главных героях романа: внешность, история жизни, поступки, мысли. Сделать закладки

25.10

16

Главные герои романа «Дубровский»

Комбирован-ный

Художественное своеобразие персонажей. Композиционные особенности, нравственные аспекты романа. Владимир Дубровский как романтический герой

Знать: с историческую  подоплеку романа

Уметь: анализировать некоторые эпизоды , приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Роман

Беседа, проблем-ные задания, тест на знание содержа-ния

Гл.9-16,  сделать закладки о Маше , выбрать и подготовить диалоги для выразительного чтения

26.10

17

Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа

Комбирован-ный

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения. Окружение героев романа. Их судьбы.

Знать:содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать  текст. Определять жанр литературного произведения. Формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Роман

Тест на знание содержа-ния. Письмен-ный разверну-тый ответ на проблем-ный вопрос

Индиви-дуальные сообщения, подготовить выразит. Чтение гл.17, озаглавить последние главы романа, пересказ отдельных эпизодов

01.11

18

 Р\р сочинение  по роману «Дубровский»

Комбирован-ный

Формирование навыка написания сочинения на заданную тему

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: выбрать жанр сочинения. составить план сочинения, сформулировать идею, подобрать цитатный материал. Редактировать написанное.

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Монологи-ческий ответ

Закончить сочинение

02.11

19

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики

Систе-матизация ЗУН

Представление об основных фактах биографии поэта и особенностях  его поэтической манеры; знакомство с лирикой , символическими образами стихотворения «Смерть поэта»

Знать: историко-культурные сведения, биографические сведения о поэте

Уметь: давать характеристику герою, анализировать текст, сопоставлять эпизоды и героев разных произведений поэта

Создание письменных высказываний. Выбор и использова-ние выразитель-ных средств языка в соответствии с коммуника-тивной задачей

Жанры лирики

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Тест на определение жанра лиричес-кого произведе-ния

 С.104-112, рассказ о поэте. Наизусть отрывок из стихотворения «смерть поэта»

16.11

20

 М.Ю.Лермонтов

«Нет. Я не Байрон….», новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия

Систе-матизация ЗУН

Знакомство с биографией  и своеобразием творчества поэта. Определение жанра лирического произведения

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь:воспринимать и анализировать  текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения

извлечение необходимой информации из справочной литературы

Различ-ные жанры лирики

Организа-ция совместной учебной деятельности

Творческая работа. Выразитель-ное чтение

17.11

21-22

 Поэма Лермонтова «Мцыри». История создания. Сюжет, композиция

Систе-матизация ЗУН

Понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на внутренних переживаниях, ощущениях человека. Его чувств, настроений; история создания, композиция, идейно-тематическое и художественное содержание поэмы

Знать: содержание, оценку  образа Мцыри В.Г.Белинским

Уметь: анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, эмоционально и выразительно читать стихотворение

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

Создание письменных высказываний. Выбор  и использование выразительных средств  языка в соответствии с коммуникативной задачей

поэма

Беседа, проблем-ные задания, тест на знание содержа-ния.

Организа-ция совместной учебной деятельности.

Презентация  с применени-ем  ИКТ, учить наизусть

отрывок из поэмы  по выбору обучающегося

22.11

23.11

23.11. 24.11

23

Н.В. Гоголь. «Ревизор».История создания комедии.

Россия 19 века в сюжете комедии «Ревизор»

Комбирован-ный

Представление  об особенностях драматического  произведения, об истории создания  комедии «Ревизор»; анализ произведения драматургии с точки зрения идейно-художественного  своеобразия. Мастерства речевых характеристик персонажей. Выразительное чтение драматического произведения. Письменные высказывания на предложенную тему

Знать: особенности драматического произведения. Литературного жанра; определение  понятия комедия

Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

Комедия

Афиша,

ремарки

Беседа, проблем-ные задания,

тест на знание изученного о писателе

Прочитать 1-2 действия комедии, подготовить характерис-тику действующих лиц комедии. Устное рисование, рассказ истории Хлестакова, рассказанной им самим и его слугой

29.11

24-25

Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Комбирован-ный

История создания комедии . отражение жизни России 19 века в сюжете  и героях комедии. Понимание жизненной основы комедии; обстоятельств, при ведших  чиновников к роковой ошибке

Знать: основы сценического произведения, содержание комедии

Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать  в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать  фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному

Владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал

Комедия

Моноло-гический ответ

Тест на знание содержа-ния комедии

Определе-ние комическо-го и сатиричес-кого

Характерис-тика действую-щих  лиц  комедии. Устное рисование персонажей, индивидуальные задания для инсцениров-ки 4 действия комедии

30.11

06.12

26

Р\р  Инсценирование эпизодов комедии «Ревизор»

Комбирован-ный

Характеры главных героев. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя. Его душевные и нравственные качества

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею. Проблематику произведения; давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

Организа-ция совместной учебной деятельности

Творческая работа

Первые сценические  опыты

«сыграть» поведение своего персонажа

Подготовиться к уроку по ДРК

07.12

27 -28

И. С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».общая характеристика жанра. Анализ произведений

Систе-матизация ЗУН

Комбинированный

Жанровые особенности стихотворения в прозе. Многообразие тематики. Нравственный пафос и художественные особенности произведения И.С.Тургенева

Знать: содержание произведения

Уметь воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Стихотворения в прозе

Беседа, проблем-ные задания,

Монологический ответ

Учить наизусть стих. по выбору, индивидуальные задания

13.12

14.12

29-30

Н.А.Некрасов. жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «размышления у парадного паодъезда»

Комбинированный

Гражданская лирика Некрасова, позиция автора. Стиль. Отвечающий теме лирического произведения. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

Уметь: анализировать поэтическое произведение ( определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности. понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму. Настроение, которым проникнуто стихотворение)

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Стиль

Беседа, проблем-ные задания,

Монологический ответ

Учить наизусть отрывок из стихотворения по выбору уч-ся

20.12

21.12

31-32

Н.С. Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности сказа

Комбинированный

Знакомство с содержанием сказа. Нравственной проблематикой : отражение существенных черт русского национального характера. Особенности стиля  прозы Лескова. Пафос творческого труда в произведении

Знать: этапы жизни Лескова. Понятие сюжет; роль портрета и пейзажа  в рассказе

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Сказ как жанр эпоса

Организация совместной учебной деятельности

Прочитать сказ, подготовить пересказ сказа. Отметить цитаты. характеризующие героев

27.12

28.12

33

Характеристика героев сказа «Левша»

Комбинированный

Роль речевой характеристики героя как средства создания образа; содержание понятия герой художественного произведения

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение. Используя сведения по истории и теории литературы

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

Организация совместной учебной деятельности

Вопрос 3 С.257. составить рассказ о судьбе тульского косого левши, устное рисование

17.01

34-35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок разви-тия речи

Знакомство с содержанием сказки; с нравственной  проблематикой; сатирическое изображение персонажей. Художественные особенности сказок

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Сказка. гротеск

Монологический ответ

Презентации с применени-ем ИКТ

С.262-264. Инсцениров-ка

18.01

24.01

36

ДРК «Вурдалаки»- сборник донских юмористических рассказов

25.01

37

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Особенности сатиры.

Комбинированный

Знакомство с творчеством М.Твена. Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Главная мысль произведения

Знать: содержание произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения, формулировать идею; проблематику произведения; давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

памфлет

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные сообщения. С. 274-280, вопросы

31.01

38-39

А.П. Чехов. Ранние рассказы «Смерть чиновника», «Хирургия

Комбинированный

Знакомство с фактами биографии писателя, его творческой мастерской.

Знакомство с особенностями языка

Характер главного героя. Его душевные  и нравственные качества

Главная мысль произведения

Юмор и жизнелюбие повествования

Знать: содержание прочитанного

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения, формулировать идею; проблематику произведения; давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, дополнитель-ной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.

Юморес-ка

Организация совместной учебной деятельности

С.284. вопрос 6.

Индивидуальные задания- прочитать рассказы-«Лошадиная фамилия». «толстый и тонкий», «пересолил», »Смерть чиновника»

Составление вопросов к тексту

01.02

07.02

40

 Р\р Сочинение по юмористическим произведениям А.П.Чехова

Комбинированный

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал. Редактировать написанное

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Монологический ответ

Подготовиться к уроку по ДРК «быт в чеховских рассказах»

08.02

41-42

ДРК Донские страницы в рассказах Чехова

«Наивный леший», «Письмо к ученому соседу», «Радость», «Случай с классиком», «Умный дворник», «Репетитор», «Экзамен на чин»

14.02

15.02

43-44

  Портрет героя в различных жанрах художественных произведений

Комбинированный

Урок разви-тия речи

Искусство изображения портрета героя в различных жанрах

Роль портрета в литературном произведении

Знать: средства выразительности при создании словесного портрета

Уметь: характеризовать героя по его портрету

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

портрет

Творческая работа

С. 290. Задание4

21.02

22.02

                                                                          Литература 20 века

45

Отражение духовных поисков человека  XX века в лирике. Творчество В.Брюсова»Труд», «Хвала Человеку»

Комбинированный

Знакомство с жанрами эпоса, лирики, драмы в творчестве поэтов и писателей 20 века; совершенствование умения анализировать лирическое произведение на примере творчества Брюсова выразительное чтение лирического произведения

Уметь : анализировать поэтическое произведение ( определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности. понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму. Настроение, которым проникнуто стихотворение

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

Беседа, проблем-ные задания,

Монологический ответ

Выучить наизусть по выбору учащихся

28.02

46-47

Жанры лирики К.Д.Бальмонта

Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянин »Не завидуй другу»

Комбинированный

Знакомство  с творчеством К.Бальмонта; анализ лирического произведения; совершенствование навыков выразительного чтения

Знать: основные теоретические понятия  и их соотношение

Иметь представление о многообразии жанров;

Уметь: определять тему, идею. Значение заголовка; находить средства художественной выразительности –выполнять анализ поэтического произведения

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

Беседа, проблем-ные задания

Учить наизусть стихотворения по выбору

29.02

06.03

48-49

Два перевода стихотворения Р Киплинга

Комбинированный

Анализ лирического произве- дения  Р.Киплинга; совершенствование навыков выразительного чтения

Уметь: привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки прочитанного произведения

извлечение необходимой информации из справочной литературы;

Беседа, проблем-ные задания

Учить наизусть стихотворения по выбору

07.03

13.03

50

Из истории сонета

Комбинированный

Работать над содержанием понятия сонет

Сопоставлять и анализировать произведения разных жанров

Знать: наиболее распространенные  и многообразии жанров

жанры худ. произведений; иметь представление о богатстве

Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по истории и теории литературы

извлечение необходимой информации из справочной литературы

сонет

Организация совместной учебной деятельности

Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания

14.03

51

М.Горький «Старый год»

Комбинированный

Знакомство с биографией и своеобразием творчества М.Горького; совершенствовать умения составлять цитатный план эпизода из сказки «Старый год».Герои произведения, элементы притчи в жанре сказки.

Знать:содержание прочитанного произведения;

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою

извлечение необходимой информации из справочной литературы

Сказка. притча

Организация совместной учебной деятельности

Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания

20.03

52

М.Горький «Старуха Изергиль»

Комбинированный

Знакомство с творчеством Горького. Главная мысль произведения. Роль пейзажа в рассказе, характер главного героя, его душевные качества

Знать: содержание прочитанного произведения;

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поискн необходимой информации на заданную тему

Организация совместной учебной деятельности

Составление вопросов к тексту

21.03

53

Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горько го

Комбинированный

Характер главного героя, его душевные качества.

Главная мысль произведения

Знать: содержание прочитанного произведения;

Уметь: воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения , давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у

легенда

Организация совместной учебной деятельности

Устное рисование, вопросы учебника

03.04

54

 Р\р Сочинение по творчеству Горького

Разви-тие речи

Формировать навык написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана. Подбор цитатного материала

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план. Сформулировать идею, подобрать цитатный материал редактировать написанное

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Монологи-ческий ответ

Индивид.задания по творчеству Маяковского

04.04

55-56

В.В.Маяковский «Необычайное приключение. Бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Комбинированный

Новаторство Маяковского. Мир гипербол характеристика  героя произведения.

определение отношения автора к герою.

формирование навыков устной речи.

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения; владеть различными пересказа

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Владение монологичес-кой и диалогичес-кой речью

Стихот-ворение

Беседа, проблем-ные задания

Устное

ри сование

10.04

11.04

57

 Сатирическое стихотворение Маяковского «Гимн обеду»

Комбинированный

Новое оформление старых жанров. Особенности стиля поэта.

характеристика героя произведения.

определение  отношения автора к герою. Сатира Маяковского.

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения; владеть различными пересказа

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Владение монологичес-кой и диалогичес-кой речью

гимн

Беседа, проблем-ные задания

Творческая работа

17.04

58

М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием»

Комбинированный

Содержание эпизодов фельетона. Вопросы по особенностям и содержанию произведения. пересказ эпизода.связь реального события и сюжета. Необычная связь эпиграфа с текстом

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику стихотворения; владеть различными пересказа

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у

Фелье-тон,

эпиграф

Организация совместной учебной деятельности

Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания

18.04

59

Поэтическая проза К.Г. Паустовского. «Рождение рассказа»

Комбинированный

Умение рассказывать о сюжете. Определять основную мысль произведения. герой рассказа и его поиски творческого подъема, вдохновения

Знать: наиболее  распространенный жанры , иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по теории и истории литературы.

извлечение необходимой информации из справочной литературы

Организация совместной учебной деятельности

Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания

24.04

60

 Р\р Рецензирование одного из изученных произведений

Комбинированный

Формировать навык написания сочинения на заданную тему. Выбор жанра сочинения, составление плана. подбор цитатного материала

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план. Сформулировать идею, подобрать цитатный материал редактировать написанное

Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Монологи-ческий ответ

Индивид.задания по творчеству Ф. Абрамов

25.04

61

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Связь природы и человека.

Комбинированный

Знакомство с фактами биографии писателя, его творческой мастерской, проблемами, поднимаемыми автором.

Знакомство с содержанием произведения

Уметь : выразительно читать произведение, анализировать худ. текст; формулировать тему, идею, проблематику, выражать свою точку зрения

извлечение необходимой информации из справочной литературы

рассказ

Беседа, проблем-ные задания

Развернутый письменный ответ на один из вопросов (1-4) на с.431

01.05

62

Из истории эссе.

К.Г. Паустовский. «Радость творчества».

Комбинированный

Рождение жанра эссе, его популярность в современной литературе

Уметь: анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по теории и истории литературы.

извлечение необходимой информации из справочной литературы

эссе

Организация совместной учебной деятельности

Индивид.задания по творчеству А. Вампилова

02.05

63

А.В. Вампилов. Водевиль «Несравненный Наконечников». Особенности жанра «водевиль»

Комбинированный

Приобщение к восприятию сатиры и юмора. Средства создания автором юмористического произведения. Серьезные проблемы веселого жанра.

Уметь : выразительно читать произведение, анализировать худ. текст; формулировать тему, идею, проблематику, выражать свою точку зрения

извлечение необходимой информации из справочной литературы

Воде-виль

Беседа, проблем-ные задания

Отвечать на вопросы учебника, индивид. творческие задания

08.05

                                                   Великая Отечественная война  в произведениях художественной литературы

64

События и герои великой Отечественной войны. М.А.Шолохов «Они сражались за Родину»

Комбинированный

Знакомство с фактами биографии писателя.

Знакомство с произведением, особенностями отражения действительности в произведении

Характер главного героя, его душевные и нравственные качества. Идея и проблематика произведения

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у

роман

Организация совместной учебной деятельности

Презентация с примене-нием ИКТ

09.05

65

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Гуманизм рассказа.

Комбинированный

Знакомство с фактами биографии писателя.

Знакомство с произведением, особенностями отражения действительности в произведении

Определение отношения автора к герою. Формирование навыков устной речи

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Владение монологичес-кой

повесть

Беседа, проблем-ные задания

Читать и пересказы-вать повесть

письменный ответ на вопрос 3,

15.05

66

Роман.

Повесть.

Рассказ.

Комбинированный

Обзор богатства жанров через которые раскрывается тема войны ( повторение с привлечением ранее изученных произведений.

Знать: жанры литературных произтьведений

Уметь:  анализировать и интерпретировать худ. Произведение, используя сведения по теории и истории литературы, привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения

извлечение необходимой информации из справочной литературы

Роман

Повесть

Рассказ

Беседа, проблем-ные задания

16.05

                                                                          Фантастика и ее жанры

67

Научно-фантастическая литература. Р. Шекли «Запах земли»

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя. Знакомство с содержанием произведения. Характер главного героя, душевные и нравственные качества

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у

Научная фантас-тика

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные сообщения

22.05

                                                         Детективная литература и ее жанры

68

Детективная литература.

А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

Комбинированный

Знакомство с творчеством писателя, определение главной мысли произведения, поведение,

Характер  главного героя, душевные и нравственные качества

Знать: содержание прочитанного произведения, иметь представление о богатстве и многообразии жанров.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиски необходимой информации на заданную тем у

детектив

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные задания

23.05

69

 ДРК Читательская конференция  «Поэзия Тацинского района»

Комбинированный

Знакомство с творчеством поэтов-земляков

Формирование навыков устной речи

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр, формулировать проблематику; давать характеристику герою

Владение монологиче-

ской и диалогичес-кой речью

Беседа, проблем-ные задания

29.05

70

 Итоги года. Задание на лето.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

рабочая программа по литературе 7класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...

Рабочая программа изучения литературы 7класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...

Рабочая программа по литературе, 7класс.

Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование  7 класс________(начальное общее, основное обще...