рабочая программа по литературе 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Коломиец Светлана Григорьевна

Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_7docx.docx26.58 КБ
Файл ktp_lit._7.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина  города Ейска

муниципального образования Ейский район, Краснодарского края

                                 (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  29 августа   2014   года

Председатель педсовета

                          А.П.Кравцова

                                                                                                                                подпись руководителя ОУ    Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

Уровень обучения: основное общее образование

Класс:  7

Количество часов:  68 (2 часа в неделю)     Уровень       базовый  

       

Учитель   Коломиец Светлана Григорьевна                                                             _

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с  «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы".М.:«Просвещение»,2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.

                                                    Пояснительная записка

   Рабочая программа  по литературе для 7-го класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с  «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". (М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана), учителем русского языка и литературы С.Г.Коломиец и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

    Эпоха нравственного самоуглубления, сосредоточенность подростков на нравственном выборе и оценке окружающей жизни побуждает сделать лейтмотивом программы 7-го класса тему поисков смысла жизни. В той или иной степени эта тема присутствует в каждом произведении, включенном в программу, порой открыто, как в Нагорной проповеди, «Поучении Владимира Мономаха», «Песне о Соколе», порой опосредованно, как в «Одиссее», «Тарасе Бульбе», рассказах В. М. Шукшина. Однако, обостряя нравственный акцент курса литературы, необходимо помнить, что художественный текст не просто трамплин для этических бесед, что сам процесс общения с литературой, если он совершается эстетически правильно, способствует нравственному воспитанию. Забота о преодолении субъективности интерпретаций и оценок, свойственной читателям этого возраста, определяет внимание к таким понятиям теории литературы, как эпос, лирика, драма, потому что каждый литературный род требует определенных отношений читателя с автором произведения и разнообразной по смыслу и по форме работы читателя. Эпос побуждает читателя, оценивая события и героев произведения, соотносить свои впечатления с авторской позицией. Лирика требует от читателя эмоционального включения в текст, «попадания на волну» авторских чувств и личностной конкретизации поэтических образов, вбирающих жизненный опыт читателя. Драма, захватывая острым развитием действия, вовлекает читателя в конфликт героев и создает опасность слияния читателя с одним из них, в то время как необходимо сопоставить все позиции героев и найти авторскую. Драма требует от читателя зрительного и слухового воплощения образов пьесы, что возможно лишь при определенном уровне развития читательского воображения.
      Сопоставление литературных родов как определенных типов отношения к миру и своеобразных эстетических форм его воплощения в искусстве слова помогает ученикам преодолеть ограниченность узкой позиции и воспитывает необходимость широкого, всеохватного, объективного отношения к жизни и литературе.
      7-й класс, как начало нового этапа литературного образования, предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
      Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетического и этического, литературного произведения в его исторической и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.
      Преодолевая однолинейность мышления и нравственный максимализм, свойственный возрасту, следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя — от замысла произведения к художественному его осуществлению.
      Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов читательской интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования свободного от догмы мышления и многомерного восприятия действительности.
      Задания по литературному творчеству выполняются по свободному выбору учеников и не являются обязательными при изучении каждой темы. Эти задания носят в большей степени, чем в 5—6-м классах, характер эссе, свободного размышления о жизни и вводят в «репертуар» сочинений учеников жанры дневника, письма, исповеди и т. п.

         Курс включает в себя региональный компонент, который помогает формировать  у учащихся любовь к своему краю, чувство гордости за него, формировать общие представления о литературном наследии Краснодарского края, воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов Краснодарского края, прививать уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Краснодарского края.  

Тематическое распределение  часов

Раздел

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Литература в поисках смысла жизни

1

1

2

Народные песни: «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др.

2

2

3

Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения)

4

4

4

Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь

1

1

5

Владимир Мономах. «Поучение»

1

1

6

М. Басё. Трехстишия (хокку)

2

2

7

У. Шекспир. Сонеты (для самостоятельного изучения); «Ромео и Джульетта»

5

5

8

А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «19 октября (1825 г.)», «Во глубине сибирских руд...», «И. И. Пущину», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке»

14

14

9

М. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри»

4

4

10

Н. Гоголь. «Тарас Бульба»

4

4

11

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

1

1

12

И. Тургенев. «Бежин луг», стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви»

3

3

13

А. Н. Островский. «Снегурочка»

4

4

14

Н. Некрасов. «Зеленый шум», «Железная дорога», «Тройка»

2

2

15

А. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль)

3

3

16

М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии» (для самостоятельного чтения)

3

3

17

А. Грин. «Алые паруса» (для чтения и обсуждения)

1

1

18

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери»

2

2

19

В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение...», «О дряни»

2

2

20

Н. Рубцов. «В горнице», «Далекое», «Ночь на родине», «В минуты музыки...», «Тихая моя родина...»

1

1

21

В. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик»

2

2

22

Родина глазами русских поэтов: Г. Иванов.«Россия счастие. Россия свет»;Р. Гамзатов. «Журавли»; В. Высоцкий.«Песенка о Петровской Руси» («Купола»);Б. Окуджава. «Песенка об Арбате»;А. Галич. «Когда я вернусь»;А. Вознесенский. «Флорентийские факелы»

3

3

23

Заключительный урок по теории литературы

1

3

Итого

68 часов

68 часов

Так как  количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает, то в рабочей программе не прописывается содержание предмета, требования к уровню подготовки учащихся.

Формы контроля

Вид контроля

Кол-во часов

1

Аудиторное сочинение

3

2

Домашнее сочинение

1

3

Тест

1

4

Выразительное чтение наизусть

4

Литература:

  1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Под редакцией В.Г.Маранцмана (М.: «Просвещение», 2008г.)
  2. В.Г.Маранцман «Литература 7 класс» (М.: «Просвещение», 2008г.)
  3. Бунеев Р.Н. «Литература 8 класс. История твоей литературы» (М.: «Баласс», 2007г.)
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс. (М.: «Вако», 2008г)
  5. Зинина Е.А.Теория литературы в таблицах. (М.: «Дрофа», 2007г)
  6. Кондрашов В.Н.Литературные викторины. (М.: Просвещение, 1998г.)
  7. Назаров Н.Д,, В.К.Богданов. Кубань литературная (антология) (Краснодар, 2002г.)
  8. Петрович В.Г., Н.М.Петрович. Литература. Тетрадь для учащихся 8 класса 1-2 части. (Саратов: Лицей, 2002г.)
  9. Репин А.В. Литература 8 класс. Проверочные работы. (Саратов: Лицей, 2007г.)

Средства обучения

  1. Словари литературоведческих терминов.
  2. Раздаточный и дидактический материал.
  3. Тексты художественных произведений.
  4. Портреты писателей и поэтов.
  5. Аудиокниги  и видеофильмы.
  6. Таблицы по литературе.

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО                                                                Заместитель  директора

 

                  Е.Н.Шурубура                                                                          С.О.Борисова

Протокол  заседания методического                                  

объединения учителей русского языка

 и литературы № 1



Предварительный просмотр:

Изучаемая тема

Кол-во часов

Оборудование, ТСО

Дата (план.)

Дата (факт)

1.

Введение. Литература в поисках смысла жизни.

1

Таблица «Художественные системы в литературе».

1.09-6.09

2.

Понятие о народной песне. Отражение в песне общенародных идеалов. 

1

ПК, презентация № 2

3.

Проявление верховных ценностей народного сознания в песнях.

Кубан. Темы кубанских песен.

1

ПК, презентация № 3

8.09-13.09

4.

Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Гомер «Одиссея».

1

Таблица «Роды литературы», ПК, презентация № 4

5.

 Контраст как излюбленный прием поэтики Гомера в композиции и стиле «Одиссеи».

1

DVD, фильм «Одиссея».

15.09-20.09

6.

Образы, созданные Гомером в поэме «Илиада».

1

DVD, фильм «Илиада».

7.

соч

Сочинение на тему  «Дороги, которые мы выбираем».

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

22.09-27.09

8.

Понятие о проповеди как жанре духовной литературы. Нагорная проповедь —  ядро христианской морали.

1

Таблица «Жанры духовной литературы»

9.

Владимир Мономах «Поучение». Гуманизм, патриотизм  как основы человеческого и гражданского существования.

1

Таблица «Жанры древнерусской литературы 10-12 вв.»

29.09-4.10

10.

Мацуо Басё. Трехстишия (хокку). Глубина чувств и психологизм в стихотворениях Басё.

1

ПК, презентация № 10

11.

Мотивы японской поэзии  в поэзии А.Ахматовой.

1

ПК, презентация № 11

6.10-11.10

12.

Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Понятие о сонете.У.Шекспир. Сонеты.

1

ПК, презентация № 12

13.

Понятие о драме. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт в трагедии.

1

Таблица «Особенности драмы как рода литературы»

13.10-18.10

14.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Тема, сюжет, жанр, образы главных героев.

1

DVD, аудиокнига «Ромео и Джульетта»

15.

«Вечные образы и проблемы» в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

1

DVD, аудиокнига «Ромео и Джульетта»

20.10-25.10

16.

Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных». Сходство и различие новеллы и трагедии Шекспира.

1

Текст произведения

17.

Слово о Пушкине. Основные темы лирики А.Пушкина.

1

ПК, презентация № 17

27.10-1.11

18.

Композиция и смысл стихотворений «19 октября», «И. И. Пущину».

1

Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы».

19.

А.С.Пушкин «Зимний вечер», «На холмах Грузии…». Пейзаж в лирике. Выразительное чтение наизусть.

1

Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению»

10.11-15.11

20.

А.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии романа.

1

DVD, аудиокнига  А.Пушкин «Повести Белкина. Дубровский»

21.

Основной конфликт произведения. Композиция.

1

DVD, аудиокнига  А.Пушкин «Повести Белкина. Дубровский»

17.11-22.11

22.

Честь и бесчестие как нравственная коллизия романа.

1

DVD, аудиокнига  А.Пушкин «Повести Белкина. Дубровский»

23.

Главные герои романа.Словесное рисование портретов героев.

1

Таблица «Образ. Характер. Герой».

24.11-29.11

24.

Любовь в романе «Дубровский».

1

Таблица «Способы раскрытия характера героя литературного произведения»

25.

Народ и дворянство в романе «Дубровский».

1

Таблица «Способы раскрытия характера героя литературного произведения»

1.12-6.12

26.

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Сюжет и композиция произведения.

1

Текст произведения

27.

А. С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника и баллады А. С. Пушкина.

1

Тексты летописи и произведения Пушкина

8.12-13.12

28.

Образность как основа художественного текста. Тема судьбы. 

Кубан. А. С. Пушкин на берегах Кубани в 1820 году.

1

ПК, презентация № 28

29.

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Сказка  как трагикомическое осмысление алогизма жизни.

1

Таблица «Сказки»

15.12-20.12

30.

Чередование мотивов чуда и страха в композиции сказки. Отношение поэта к героям сказки.

1

Текст произведения

31.

Слово о М.Ю.Лермонтове. Смена образов и чувств в стихотворении «Тучи».

1

Таблица «Основные мотивы лирики М.Лермонтова».

22.12-27.12

32.

Размышления о человеке и природе балладе «Три пальмы». Выразительное чтение наизусть.

1

Таблица «Основные мотивы лирики М.Лермонтова».

33.

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Композиция поэмы. Кубан.М.Ю.Лермонтов на Кубани.

1

Таблица «Поэма Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение»

12.01-17.01

34.

Поэма «Мцыри» в оценке современников. Смысл человеческой жизни для Мцыри и монаха.

1

Таблица «Поэма Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение»

35.

Н. В. Гоголь. «Тарас  Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1

ПК, презентация № 35

19.01-24.01

36.

Героико-патриотический пафос. Эпическое и лирическое начала в повести.

1

ПК, презентация № 36

37.

Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства.

1

Таблица «Характеристика героя литературного произведения»

26.01-31.01

38.

соч

Сочинение-рассуждение  «Остап и Андрий»

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

39.

П. Мериме. «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.

1

Таблица «Характеристика героя литературного произведения»

2.02-7.02

40.

И.С.Тургенев  как  певец поэтических начал природы и человека. Сюжеты стихотворений в прозе «Природа», «Путь к любви».

1

ПК, презентация № 40

41.

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Сопоставление героев как прием характеристики.

1

Таблица «Цикл рассказов И.Тургенева «Записки охотника»

9.02-14.02

42.

Портрет и речь. Человек и природа в рассказе «Бежин луг».

1

ПК, презентация № 42

43.

А. Н. Островский. «Снегурочка». Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. 

1

Таблица «Особенности драмы как рода литературы»

16.02-21.02

44.

Развитие конфликта в пьесе «Снегурочка».

1

ПК, презентация № 44

45.

Средства выразительности, помогающие в раскрытии образа героев.

1

Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы».

23.02-28.02

46.

А. Н. Островский. «Свои люди — сочтемся».

1

Пк, презентация № 46

47.

Н.А.Некрасов .Судьба русской женщины в стихотворении «Тройка». Природа и человек в стихотворении «Зеленый шум».

1

Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова».

2.03-7.03

48.

Н.Некрасов «Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.

1

Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова».

Дс

Домашнее сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа».

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

49.

А.П.Чехов «Смерть чиновника». Осмеяние добровольного рабства чиновников в рассказе.

1

Таблица «Юмор в литературном произведении»

9.03-14.03

50.

Гуманизм Чехова, его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска».

1

Текст произведения

51.

 Жанр водевиля. Водевили Чехова. Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба».

1

Текст произведения

16.03-21.03

52.

М. Горький. «Песня о Соколе». Размышление над смыслом человеческой жизни.

1

Пк, презентация № 52

53.

Сюжеты «Сказок об Италии» (по выбору учащихся).

1

ПК, презентация № 53

30.03-4.04

54.

М.Горький «Челкаш»

1

Текст произведения

55.

Александр Грин. «Алые паруса» . Странность судьбы в  произведении А. Грина.

1

DVD, аудиокнига Грин «Алые паруса»

6.04-11.04

56.

С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...». Любовь Есенина к деревенской Руси, природе.

1

Таблица «Основные мотивы лирики С.Есенина»

57.

Сравнение стихотворений Есенина «Молитва матери» и «Письмо к матери». Размышление об образах матери и сына в стихотворениях.

1

ПК, презентация № 57

13.04-18.04

58.

В.Маяковский «Послушайте!». Крик отчаяния и надежды в стихотворении.

1

Таблица «Лирический герой поэзии В.Маяковского»

59.

«Необычайное приключение...». Метафора как основа сюжета стихотворения. Фантастический сюжет и неологизмы.

1

Таблица «Лирический герой поэзии В.Маяковского»

20.04-25.04

60.

Лирика Н.М.Рубцова. Человек и природа в лирике. Выразительное чтение наизусть.

1

ПК, презентация № 60

61.

В. М. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик». Сюжетно-тематическая, идейная и образная связь между рассказами.

1

ПК, презентация № 61

27.04-2.05

62.

В.Шукшин. Рассказы. Размышления писателя над нравственными проблемами жизни (по выбору учащихся).

1

Тексты произведений

63.

Авторская песня как жанр и явление культуры. Союз музыки и поэзии (Б.Окуджава, В.Высоцкий).

1

ПК, презентация № 63

4.05-9.05

64.

А. Вознесенский. «Флорентийские факелы». Средства создания образа лирического героя. Выразительное чтение наизусть.

1

ПК, презентация № 64

65.

Соч.

Сочинения-эссе по теме «Образы моей Родины».

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

11.05-16.05

66.

Кубан. Поэзия кубанских поэтов о родине.

1

Тексты произведений

67.

Итоговый тест за курс 7 класса.

1

Распечатка

18.05-23.05

68.

Заключительный урок по теории литературы.

1

Таблица «Роды литературы. Жанровая система».

Формы контроля

Вид контроля

Кол-во часов

1

Аудиторное сочинение

3

2

Домашнее сочинение

1

3

Тест

1

4

Выразительное чтение наизусть

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе, 7класс

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа по литературе 7класс

Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...

Рабочая программа изучения литературы 7класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; П...

Рабочая программа по литературе, 7класс.

Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование  7 класс________(начальное общее, основное обще...