«...Моя лирика жива одной большой любовью к Родине»
методическая разработка (11 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного С.А. Есенину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2» Благовещенского района Алтайского края

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе

на тему: «...Моя лирика жива одной большой любовью к Родине»

Выполнила                            Костецкая Людмила Владимировна, 

              учитель русского языка и литературы

                                               

                                               

                                                         

                                             

р.п. Благовещенка

2009

Задачи мероприятия:

  1. развитие у учащихся патриотических чувств;
  2. формирование гордости за    свою Родину, за талантливых людей России;
  3. воспитание уважения к себе, к людям, чувства собственного достоинства, любви, дружбы, чувства ответственности
  4. развитие коммуникативных умений.

Форма проведения:

  1. литературная гостиная

Методы: 

  1. элементы театрализации;
  2. художественное чтение;
  3. исполнение песен на стихи С.А. Есенина.

Оборудование:

  1. аудиотехника;
  2. костюмы;
  3. декорации.

 

Ход мероприятия

  Ведущий (1) (под музыкальное сопровождение):

Две даты: 3 октября 1895 года-28 декабря 1925 года. Первая дата рождения, вторая -смерти поэта. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет…Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба- подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал,- это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это- задушевная песнь о великом и вечном – о России.

(Звучит музыка)

Чтец. (в русском народном костюме)

Гой, ты Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.

Ведущий (2): 

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах»,-вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Чтец ( в костюме хулигана).

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой.

Часто-часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой…

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца

Ведущий (1): 

Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». Дальше поэт рассказывает о его встрече с Александром Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта

(Звучит музыка)

Ведущий (2):

Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он писал: « 9 марта 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…» У Сергея Есенина было свое собственное ми роощущение, и потому чуткое сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с приро дой, родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой, и все это такое родное и близкое для каждого из нас.

Чтец:

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать.

Ведущий(1)(под музыкальное сопровождение):

Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия…Какое хорошее слово…и «роса» и «сила» и «синее что-то»…»

О, Русь –малиновое поле

И синь, упавшая в реку…

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску….

Это им было сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берег самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

Звучит песня «Под окошком месяц…» в исполнении девущки под сопровождение гитары.

Ведущий (2) (под музыкальное сопровождение):

О тех женщинах, с кем сводила его судьба, можно много рассказывать. Каждая из них неповторимо, по-своему, сопри коснулась с любовью, дружбой поэта. Можно начать с Анюты Сардановской, внучки священника, вместе с которой Есенин учился в епархиальном училище. Ей он посвятил стихотворения «За горами, за желтыми долами...», «Зачем зовешь...». Юношеская влюбленность. О ней он напишет значительно позднее.

(Звучит музыка)

Чтец:  

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

 Мы все в эти годы любили,

 Но, значит, любили и нас.

Ведущий (2) (под музыкальное сопровождение): 

Да, было увлечение, но Анна вышла замуж за другого и умерла при родах. У Есенина было позже много романов, любимых и близких женщин, но к концу своей жизни он - напи шет поэму с приведенными выше строками, и мы не усомнимся, что это — сердечная память об Анюте Сардановской. И само имя героини поэмы «Анна Снегина» звучит как-то особенно поэтично, ласково, многозначно.

В образе Анны Снегиной воплотились и черты помещицы Лидии Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Лидия Ива новна была молодая, интересная и образованная женщина, владевшая несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами. Ей было посвящено стихотворение «Зеленая приче ска». Поэт часто бывал в доме Кашиной, когда приезжал летом в деревню, находил там умную собеседницу, заинтересованную его творческими успехами. Возвращаясь домой, приносил букеты жасмина и сирени. Как светлый аккорд звучит в поэме воспомина ние о молодости, об ушедшей юности.

(Звучит музыка)

Чтец:: 

Приехали. Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

(Звучит музыка)  

Ведущий(1): 

Была еще милая Мария Бальза мова. Ей тоскующий по деревне и деревенским девушкам Есенин посылал письма, полные отча янной любви. Не исключено, что одно из лучших ранних стихотворений — «Не бродить, не мять в кустах багряных…» - посвящено впечатлениям от встречи с Маней, названной Есениным  «Тургеневской Лизой»

Чтец: (под музыкальное сопровождение)

    Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок моет лапкой рот

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных, поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

(Звучит музыка)

Ведущий (2): 

Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Заводя первые знакомства, подружился с работавшей в типографии Анной Изрядновой. Он нашел в ней ценительницу, понимающую слушательницу своих стихов, человека удивительной скромности и чистоты. Вместе они ходили в университет Шанявского, говорили о литературе; по вечерам, пешком, через всю Москву провожал он ее домой. Анна Изряднова приютила у себя бездомного поэта, жившего, где придется, стала его гражданской женой. В 1914 году эта милая, тихая, преданная женщина родила ему сына Юрия, которому он был заботливым отцом. Затем поэтическая муза увела его в литературный Петроград. Между тем Анна Романовна была для него едва ли не единственным человеком, которому он безгранично доверял. Память о ней была свята. К ней он приходил жечь рукописи, к ней он пришел в роковой день отъезда в Ленинград, в декабре 1925, чувствуя, что его вот-вот убьют, за ходил прощаться, сказал: «Береги сына». Видно, ранимое сердце поэта предчувствовало беду. Же стокая участь ждала его сына, столь же независи мого, смелого в суждениях, также писавшего сти хи. В 1937 году он был арестован и после сади стских пыток расстрелян.

Ведущий ( 1): 

Среди малоизвестных стихотворений Есенина есть одно, обращенное к царевнам, дочерям госу даря императора Николая II. В 1917 году Есенин служил санитаром в Царскосельском полевом во енно-санитарном поезде № 143, читал стихи в Царскосельском лазарете, где часто бывали им ператрица и ее дочери. Поэт был поражен добро той души, заботой царевен, которые стремились облегчить участь раненых. Он пророчески видел судьбу молодых царевен в багровом зареве за ката.

(Звучит музыка)

Чтец:

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шел страдать за нас,

Протягивают царственные руки...

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

О помолись, святая Магдалина,

За их судьбу.

Ведущий (1): 

С Анастасией, самой младшей из царевен, прелестной, веселой красавицей, лукавой шалуньей, после своего выступления в ла зарете Есенин беседовал. У него навсегда оста лось в памяти восхищение от встречи: «Гуляли с     Настенькой по саду, милое создание!»

Ведущий (2): Летом 1917 года в редакции газеты «Дело народа», где печатались стихи Есенина, он познакомился с работавшей здесь Зинаидой     Райх, смешливой, радостной, живой, бойкой де вушкой. Она была привлекательна, женственна, нежна, поэтична.                                

Облик Есенина той поры представлял что-то неземное, нежное, васильковое. Белокурый Лель был молод, счастлив, в плену любви и словесных     кружев поэзии. Вскоре вместе с Зинаидой Райх и поэтом Алексеем Ганиным он отправился в путе шествие на Север, Соловки и в Мурманск.

(Звучит музыка. Инсценировка. Выходят девушка в свадебном наряде и юноша, изображают сцену венчания, танцуют вальс или танго.)

Было Белое море, море чувств, пароходишко на зыбкой волне бесконечного счастья. Решено было венчаться. Купили обручальные кольца, на рядили невесту. На букет, который жениху надле жало преподнести невесте, денег не хватило. Есе нин по пути в церковь нарвал полевых цветов. Обвенчались на родине Алексея Ганина, под Во логдой, в церкви Кирика и Иулиты. Невеста была светла не только от белой одежды и подрагиваю щей свечи в руке, от таинства венчания, но и от счастья. Она хотела иметь семью, мужа, детей. Он тоже был очарован, влюблен. В то мгновение они представить себе не могли, как сложится их сов местная жизнь, но счастливое время запомнилось каждому из них.

Ведущий (1):

Поначалу ничего не предвещало будущей раз молвки. Снимали квартиру на Литейном. Первые ссоры были навеяны поэзией. Однажды они вы бросили в темное окно обручальные кольца и тут же помчались их искать. С переездом в Москву кончились лучшие месяцы их жизни. Потухли три окна на Литейном, тогда Есенин не придал этому значения, но впоследствии они странным образом завораживали поэта, и он, проходя мимо, рыдал, ранимый донельзя прошлым и настоящим.

Несмотря на рождение похожей на него дочери Татьяны в мае 1918 года и сына Константина в марте 1920-го (названного в честь Бальмонта) се мейная жизнь у поэта не сложилась. В какой-то степени этому способствовали вспыльчивость и резкая прямота, импульсивность Зинаиды Никола евны, неустроенность быта, переменчивость и беспокойность характера поэта. Они развелись в 1921 году, вскоре Зинаида Николаевна стала сту денткой Высших театральных мастерских, затем актрисой, вышла замуж за знаменитого режиссера Мейерхольда.

Она сильно переживала разрыв, тяжело боле ла, прошлое вспоминала с восхищением, могла быть радостной, бурной, но в глазах, в глубине, всегда прятались грусть и боль.

Ведущий (2): 

Зинаида Райх была самой любимой из близких Есенину женщин. Так по крайней мере не колеб лясь, утверждают родные поэта, и Зинаида Нико лаевна очень любила Есенина, как утверждают очевидцы их отношений. И ее, как и первого сына  поэта, постигла ужасная участь. В 1939 году, через полтора месяца после того, как был репрессиро ван Мейерхольд, она была зверски убита в соб ственной квартире. Расстрелян был в Бутырках и свидетель их свадебного путешествия вологод ский поэт Алексей Ганин.

В стихах Есенина нет прямого упоминания име ни Занаиды Николаевны, но он напишет ей стихо творение за стихотворением, одно лучше другого. Например, «Письмо к женщине». Его сын Констан тин в своих воспоминаниях подтвердил сцену объ яснения отца с матерью, характер и тональность разговора. И «Собака Качалова» — это тоже для Райх.

(Звучит музыка )

Чтец:

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую бесшумную погоду.

Дай Джим на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись

Пойми со мной хоть самое простое,

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

...Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и милей,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Ведущий (2): 

Стихотворение «Вечер черные брови насолил...», хоть и включено поэтом в цикл «Любовь хулигана», который принято связывать с именем А. Миклашевской, все-таки посвящено Зи наиде Николаевне.

Чтец :

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек.

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Ведущий (2): 

И наконец, стихотворение «Цве ты мне говорят — прощай...», написанное за два месяца до гибели поэта, обращено опять к ней.

(Звучит музыка.)

Чтец:

Цветы мне говорят — прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну что ж! Ну что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Не все ль равно – придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленный и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,

Любимая, с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом.

Ведущий (2): 

Сложен мир человеческих от ношений, порой логически необъяснимы стихий ные порывы людских сердец, движения душ, вре менами таких разных.

Ведущий (1)(под музыкальное сопровождение):

Судьба подарила Есенину дружбу с очень интересным человеком — Наде ждой Давыдовной Вольпин. Женщиной интеллек туальной, культурной. Той самой Наденькой, кото рая обожала и безумно любила поэта, а он же любил ее «холодком», по-своему, желая остудить жар в девичьем сердце. Они часто встречались, разговаривали, посещали Союз писателей. Одна жды он ей сказал: «Мы так редко вместе. В этом твоя вина. Да и я боюсь тебя, Надя. Знаю! Я могу раскачаться к тебе большой страстью!» Вот стра сти-то он и боялся, «глупого счастья с белыми ок нами в сад», как говорила Надежда Давыдовна. Она обожала, боготворила его, ценила поэтиче ский дар. Эта одаренная женщина, знавшая язы ки, стала переводчицей мировой литературы: Овидия, Горация, Гете, Гюго, Байрона, Филдинга, Купера, Скотта, Голсуорси, Мериме, Манна и др. Она родила сына Александра Сергеевича Вольпина-Есенина, талантливого, математика, диссиден та, поэта, организатора правозащитного движе ния, познавшего ссылку, отсидевшего в тюремной психиатрической больнице, выдворенного из стра ны в 1972 году и проживающего теперь в США.

Летом 1925 года, встретив знакомого Надежды Вольпин, Есенин спросил: «Какой он, сын наш, черный или беленький?». Ему ответили: «Не толь ко беленький, а просто вот таким ты был мальчон кой». Есенин загрустил и сказал: «Так и должно быть — эта женщина очень меня любила».

Ведущий (2) (под музыкальное сопровождение:) 

Среди искренних друзей Сергея Есенина был еще человек, связанный с ним роко выми, трагическими узами — Галина Артуровна Бениславская. Знакомство их состоялось осенью 1920 года на вечере литературных групп, где поэт читал стихи:

(звучит музыка)

Чтец ( юноша в народном костюме):

Русь  моя! Деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин

Зачерпнуть молока берез!

Словно хочет кого придушить

Руками крестов погост!

Бродит черная жуть по холмам,

Злобу вора струит в наш сад,

Только сам я разбойник и хам

И по крови степной конокрад.

Кто видал как в ночи кипит

Кипяченых черемух рать?

Мне бы в ночь в голубой степи

Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен.

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

Но не бойся безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам.

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган.

Ведущий (2:) 

Он — весь стихия, озорная, непокорная, без удержная стихия, с совершенно золотой охапкой    волос. Очевидно, этим ветром подхватило и закружило Галю. «Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина, преданно и беззаветно».

Судьбе было угодно свести двух совершенно разных людей: поэта Сергея Есенина, находящегося в это время под наблюдением ЧК, как «ищущего скандальных выступлений против Советской власти» и сотрудницу ВЧК, члена партии Бениславскую. Она вошла в круг близких ему людей, вела литературные дела, заботилась, страстно любила, больше того, терпела его измены. Чувство нестерпимой, неотступающей боли , дикой тоски, безысходной апатии охватили ее. Крушение надежд, несостоявшийся брак с Львом Седовым (сыном Троцкого) и гибель Есенина потрясли ее. Почти через год после смерти поэта 3 декабря 1926 года  Бениславская  застрелилась у его могилы. Похоронена она рядом с могилой так страстно любимого ею человека. На памятнике выгровирована надпись «Верная Галя». Люди смертны, бессмертна любовь.

Ведущий (1) (под музыкальное сопровождение):

Есенин встречался с обожавшей его Надеждой Вольпин и Галиной Бениславской, когда в 1921 году в России появилась прославленная актриса, танцовщица с мировым именем Изадора Дункан, пылавшая революционным романтизмом, решившая открыть в России танцевальную школу. Она встретилась с Есениным в мастерской художника Якулова. Поэт поразил ее воображение. Зная по –русски несколько слов, она произнесла: «Ан-гел, ан-гел». Затем гладила его волосы, заглядывала в васильковые глаза, а он целовал ей руки. Два художника, оба с эмоциональными, импульсивными душами, не могли не прийти к друг другу.

Изадора Дункан полюбила Есенина. В ней поэт видел талантливую, умную актрису. «В ее улыбке была заря, в движении тела- аромат зеленого луга»,-писал Андрей Белый. Чувства их бушевали, это была большая страсть как с ее, так и с его стороны.

Ее судьба как матери была ужасна. Еще до встречи с Есениным ее дети, мальчик и девочка – погибли в автомобильной катастрофе. Изадора мучительно переживала их гибель, хотела покончить с собой, стала злоупотреблять алкоголем. Вполне возможно, в любви 44-летней великой танцовщицы было и материнское чувство к молодому, 26-летнему поэту, так как она находила в нем сходство с ее погибшим белокурым сыном. Весной 1922, зарегистрировав брак, Дункан и Есенин выехали за рубеж. Они путешествовали по Европе, Америке. Побывав за границей, поэт решил, что его стихи никому не нужны. Это было мучительно для самого поэта. Он тосковал по дому, по России. Он был русский, душой и сердцем.

За границей написано немного стихов, например: «Сыпь, гармоника. Скука…Скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» и др. Но в этих стихах – боль за тех русских, кто вынужден был жить на эмигрантском берегу.

    Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники желтую грусть.

Проклиная свои неудачи,

Ведущий (2) (под музыкальное сопровождение):

 Есенин тяготился пребыванием за границей, устал быть мужем прославленной актрисы, устал от семейных ссор, скандалов, виновником которых был не только он, но и Изадора. Раздраженные, они вернулись в Россию. «Он был очень счастлив, что вернулся в Россию. Радовал ся, как ребенок. Трогал руками дома, деревья. Уверял, что все, даже небо и луна другие, чем там у них». Настроение Есенина было чрезвычайно неустойчивым, от самого благодушного до мрачно го. Роман с Дункан не имел будущего. Есенин не способен был любить женщину очень долго, душа требовала обновления чувств: «Был я весь, как запущенный сад, был на женщин и зелье падким...».

Трагично оборвалась жизнь Изадоры. Она по гибла во время прогулки в автомобиле, когда ее легкий шарф, обвивавший шею, попал в колесо машины.

Эмоциональная жизнь поэта, его сердечные увлечения, долгое время опутанные кривотолка ми и измышлениями, интересны и значимы тем, что в них самое сокровенное, лично пережитое поэтом.

После возвращения из-за границы его жизнь была тяжелой. Бездомье, болезнь, выпивки с дру зьями, конфликты с имажинистами, публичные выступления, где он открыто высмеивал негатив ные деяния большевиков. Против него начались провокации. Ему пришлось пройти через клевету литературных критиков, травлю в печати, доносы, несправедливые обвинения в национализме, анти семитизме, через милицейские приводы, допросы, судебные угрозы, домогательства завистников чу жой славы, литературных прилипал.

Ведущий (2): 

Но поддерживала его в этом круговороте несчастий любовь к России. Он пи сал: «...моя лирика жива одной большой любовью к Родине». 

Чтец:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

(Звучит песня «Клен ты мой опавший…» в исполнении студентки под сопровождение гитары.)

(Звучит музыка)

Ведущий (2):

 Ранняя золотая осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил шедевры любовной лирики, пре красные лирические стихотворения «Заметался пожар голубой...», «Дорогая, сядем рядом...», «Мне грустно на тебя смотреть...», включенные в цикл «Любовь хулигана». Сохранился поэтический сборник С. Есенина с подписью «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, кото рые выражены в этой книге».

Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Камерного театра, прекрасная, нежная, красивая женщина.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

(Звучит музыка)

Ведущий (1): 

У нее была репутация женщины строгой, доброй и гордой. В театре часто появлял ся за кулисами элегантный Вертинский, стучал к актрисам и спрашивал: «Миклашевская здесь?» Если слышал в ответ «да», говорил: «Значит, вой ти нельзя».

Познакомила актрису с Есениным жена Мариенгофа — Нюша Никритина. «Был август. Ранняя золотая осень. Ездили за город и там подолгу гу ляли. Под ногами шуршали золотые желтые ли стья». Воспевал он земные черты в облике любимой.

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

(Звучит музыка).

Ведущий (1): 

Есенина восхищает и поражает в ней и необычное...

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях,

вызывая у поэта прилив нежных чувств:

Чтил я грубость и крик в повесе,

А теперь вдруг растут слова

Самых кротких и нежных песен.

Ведущий (2): 

(под музыкальное сопровождение) Августа Леонидовна вспомина ла: «...помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки и говорил: «Красивая, краси вая... Я буду писать вам стихи...»

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых —

Все явилось, как спасение

Беспокойного повесы...

Ведущий (1): 

Поэт утверждает истинное чув ство любви, радости, тепла, помогающее ему об рести душевное равновесие.

По свидетельству друзей «...какой-то умиро творенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью — зре лище блоковское.

Счастливые друзья, видевшие Есенина в пору его последней любви. Она бросает как бы отсвет на всю последующую лирику Есе нина».

Он оставил нам поразительную по искренности «историю болезни» в исповедальных стихах, ро жденных «чудным мгновеньем».

Чтец :

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь-как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И что б прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ведущий (2): 

В 1923 году состоялась помол вка Августы Миклашевской с Есениным, но к веч ному союзу она не привела. Судьба распорядилась иначе.

    Прозрачно я смотрю вокруг

И вижу там ли, здесь ли, где-то ль,

Что ты одна сестра и друг,

Могла быть спутницей поэта

Ведущий (2): 

В одну из редких встреч на улице он сказал ей: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь».

Августа Леонидовна надолго пережила поэта, уйдя из жизни в 1977 году и оставив нам бесцен ное воспоминание о Сергее Есенине. «Щедрый он был. Душой своей щедрый был. Мне вот бессмер тие он подарил... Самое лучшее качество Есени на — искренность. У него в стихах душа живая бьется, плачет, радуется, смеется, озорничает... Как в жизни, так и в стихах выплеснулась...»

Ведущий (1): 

Самое яркое свидетельство глубоких, светлых чувств и мыслей поэта вписано в изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы», написанных на Кавказе (1924-1925 годах).

Улеглась моя былая рана —

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Ведущий (2):

 В «Персидских мотивах» лю бовь — не «чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь», а теплота и нежность есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращенных к восточной красавице.

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»?

Ведущий (1):

 В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» поэт обращается к персиянке, при давая поэтическому образу определенные жиз ненные черты. В декабре 1924 года в Батуме Есе нин познакомился с армянской учительницей Шагандухт Тальян. Между ними завязалась дружба, они часто встречались, бродили по улицам Батума. Отношения их были чистыми, душевными, целомудренными. Поэт рассказывал ей о России, родном селе, матери, сестрах, своей жизни, читал стихи. Она с волнением слушала, понимала и принимала их. Любила подшутить над увлечением поэта персидскими классиками, отношением этих классиков к женщине. Прямота, убежденность, с которыми она отстаивала свои взгляды, трогали его. Шаганэ много рассказывала поэту о себе. Одиннадцати лет она лишилась матери, девятнадцати - отца. Была замужем за любимым человеком, но муж умер. Шаганэ осталась с ребенком на руках. Ее непростая жизнь волновала Есенина. Шаганэ была ему по душе, с ней было легко, спокойно, интересно.

Душевная чистота, нравственная рассудительность предостерегали эту женщину от более близких отношений с поэтом.

Есенин создал цикл стихотворений о Шаганэ.

Чтец ( под музыкальное сопровождение):

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому что я с севера что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь,- на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне.

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там на севере девушка тоже,

На меня она страшно похожа,

Может думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Ведущий (1):

Нас обычно влечет к человеку, похожему на того, воспоминания о котором дороги сердцу

Вот об этом писала дочь поэта Татьяна Есенина: «Скажу об одном стихотворении. В нем есть строфа, где речь идет, я убеждена в этом, о Зинаиде Николавне Райх. Этого нельзя было понять, пока не были опубликованы снимки. На снимке Шаганэ Нерсесовна удивительно похожа на Зинаиду Николаевну.

Ведущий (2):

Есенин и Шаганэ расстались в февраля 1925 года, сохранив в сердцах добрые воспоминания. Через два месяца поэт вернулся в Москву.

Он пытается решительно переменить свою жизнь и женится на Софье Андреевне Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого. Решение обрести семью созрело быстро, он не успел как следует узнать характер своей будущей жены. Она заведовала библиотекой Союза писателей. Была сверх меры горда, требовала соблюдения этикета и беспрекословного согласия с ее мнением. Она умела все это скрывать за своим радушием и вежливостью. Эти качества были прямо противоположны простоте, великодушию, благородству, веселости, озорству Сергея Есенина

Ведущий (1): 

Многие друзья считали женитьбу Есенина шагом опрометчивым, да и сам поэт не был уверен, что поступает верно. За короткую совместную жизнь с поэтом Софья Андреевна попыталась оторвать его от нездоровой среды, окружить заботой, вела записи его высказываний и литературе, под диктовку записывала стихи, бережно относилась к черновикам, наброскам. И все же их счастье не сложилось. Он порывает с Толстой и вновь делает попытку  переменить свою жизнь. Ленинград кажется ему надеждой на спасение, там он мечтает издавать журнал. Его отъезд был похож на побег от самого себя, от усталости и душевной депрессии.

Ведущий (2): Наше повествование о любимых женщинах Сергея Есенина было бы неполным, если бы мы не  рассказали о его святой любви и привязанности к своим сестрам и матери. Он с восторгом говорил о них, особенно часто о младшей сестре Шуре. Он помогал им учиться в Москве, помогал деньгами, делал подарки, был духовным наставником.

Много стихов посвящено сестре Шуре. «Я красивых таких не видел»,-писал о ней поэт. В одном из стихотворений он просит ее:

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

Ведущий (1): Трепетно, священно для поэта чувство к матери. Он запечатлел ее в задушевных, сердечных строках. Щемящая грусть поэта пронизывает эти строки. В самые трудные минуты своих раздумий Есенин обращается к матери.

Чтец:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул мне в сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Что б тебя не видя умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди, того, что отмечталось,

 Не волнуй, того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни довелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Ведущий (1): 

Как-то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит в черном. Она ответила: «Меня все Монашкой зовут. Да я не потому в черном хожу: как Сергея похоронила, так и не снимаю этот наряд.» Вздохнув, добавила: « Сергей был нежным, мало ли, что о нем мелют, а он был совсем не такой…»

Это сказано было уже после смерти поэта. Сказано матерью. Той, которой поэт исповедовался.

Ведущий (2): 

Завершающее место в есенинской лирике занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним».

«Зимний цикл»-последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем не много.

(Звучит песня в исполнении  юноши под сопровождение гитары «Мне осталась одна забава»)

Ведущий (2).

Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью . Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос. Есть только версии.

Чтец(девушка в трауре): ( под  музыкальное сопровождение)

В маленькой мертвецкой у окна

Золотая голова на плахе;

Полоса на шее не видна-

Только кровь чернеет на рубахе.

Вкруг, на лавках, в полутемноте,

Простынями снежными белея,-

19 неподвижных тел-

Ледяных товарищей Сергея.

Я присел на чей-то грубый гроб

И гляжу туманными глазами,

Подавляя слезы и озноб,

Застывая и давясь слезами.

За окном пустынный белый двор.

Город спит. Но спят ли те, кого

Эта весть по сердцу полоснула,-

Что не стало более его,

Что свирель ремнем перехлестнула?

Нет, не спят… Пускай темны дома,

Пусть закрыты на задвижки двери,

Там, за ними мечутся впотьмах

Раненые ужасом потери…

Там не знают, где бесценный труп,

Тело ненаглядное, родное;

И несчетность воспаленных губ

Хрипло шепчет имя дорогое…

В ледяной мертвецкой у окна

Золотая голова на плахе;

Полоса на шее не видна;

Кровь, и – лист,

приколотый к рубахе

Возлагает цветы у портрета Есенина, зажигает свечи, проходит и садится на скамью, застеленную черным.

Ведущий (1):

31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

Звучит песня В. Высоцкого памятник. Выходят ученики с табличками, на которых написаны имена репрессированных крестьянских поэтов С. Клычкова, Н. Клюева, п. Орешина. В руках у них зажженные свечи. Они проходят медленным шагом и садятся на скамью.

Учитель:

…Плачет тальянка, плачет. Только не там, не за рекою, а в сердце. И видится все в исходном свете.

«Дальний плач тальянки, голос одинокий…».

Отчего же это и почему так мало пели и поют  у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас в пору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучась за всех людей, за всю живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась,, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его…

А где его утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…

…На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь  в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь новомодные ревуны! Выключите магнитофоны, ребята!

 Шапки долой, Россия!

 Есенина поют!

(Звучит песня    «Заметался пожар голубой»)

Выходит девушка в русском народном костюме и читает стихотворение Т. Зубковой :

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы-сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло- он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как видел синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи.

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная его любовь- Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя,-

России стихотворная душа…  

Список литературы

  1. Есенин С. Сочинение в 2-х томах.// Гослитиздат, М., 1985, Вступительная статья К. Зелинского
  2. Зуев Н. Народные истоки поэзии Сергея Есенина.// ж.              «Литература в школе»-, 1995 г. № 5
  3. Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина.// ж. «Литература в школе», -1995 г., № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

"Моя лирика жива одной большой любовью..." (поэтический салон к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина)

С.А.Есенин - один из любимых и читаемых поэтов XX века. Основное направление его творчества - тема родины, жизнь деревни....

В сердце человека и любовь, и жалость ( по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или Путешествие воробья".)

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Платонова.Анализировать рассказ А.Платонова  "Любовь к Родине или Путешествие воробья"....

Проект «Большая любовь к малой родине». Дубовик О.В.

Литература нашего края уникальна по своему богатству. История исследовательской проблемы началась с того, что  в нашей школе 5, 6 классах изучаются художественные произведения  из «Лит...

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». (10 класс)

Цели:воспитательная:формирование нравственных основ мировоззрения студентов: любви, искренности, гуманности, уважения, сострадания, гармонии человеческих отношений;воспитание интереса и любви к русско...