Литературно-музыкальная гостиная к Дню святого Валентина
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Формирование ценностного отношения к настоящему, искреннему и чистому чувству - цель проведения такой гостиной. Основу сценария составляют поэтические произведения, музыкальное сопровождение и "живой" танец позволяют добиться желаемого результата - как правило участие в таких мероприятиях добровольное, в то же время в стороне не остается никто из старшеклассников. Гостиную целесообразнее проводить с учениками 10-11 классов, так как личностные приоритеты этой возрастной группы совпадают с содержанием материала. Особенностью мероприятия является активное со-участие учителей школы: педагоги читают стихи и исполняют песни в месте с ребятами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Авторская разработка

Сценарий литературно-музыкальной гостиной для старшеклассников и учителей,

посвященной Дню Святого Валентина

(автор проекта учитель литературы Терентьева Н.С., техническое обеспечение – завуч по УВР Владимирова Н.Е., хореографическое сопровождение – балетмейстер городского Дворца культуры, руководитель студии Вдохновение» Панева Л.В.)

Цель проекта: воспитание культуры межличностных отношениях на традициях русской классической музыки и литературы.

Гостиная проходит по типу нон-стоп, то есть номера не объявляются а сменяют друг друга последовательно, что позволяет усилить ощущение эмоционального сопереживания у слушателей, госте мероприятия.

Оформление

  1. Воздушные шары-сердечки
  2. Цветы
  3. Стулья выставляются полукругом для участников гостиной, для гостей в обычном порядке или полукругом

*** Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, под музыку пары, сидящие напротив друг друга, вальсовым шагом меняются местами и садятся.

Ведущий      Ни твоей, ни своей, ни чьей –

                       Никакой не хочу иронии.

                       Прятать боль под броней речей?!

                       Не нуждаюсь в их обороне я.

                       Если боль – так пускай болит,

                       Если радость – пусть греет, радуя,

                       Не к лицу нам, боясь обид,

                      Жар души заменять прохладою.

                      Снег идет – он и бел, как снег,

                      Небо синее – значит, синее.

                      Если смех – так не полусмех,

                      И не как уж не над святынею.

                      Я хочу прямой красоты,

                      Не лукавого обольщения,

                      Я хочу, чтоб заплакал иы

                      От восторга, от восхищения.

                      Как ни смейся, как ни язви –

                      Это дело для всех стороннее.

                     Людям нужен лишь свет любви,

                     А не злой холодок иронии.  

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей гостиной, мы хотим   поговорить с вами о том, что волнует каждого человека. Поговорить о  Любви! На языке музыки, танца и поэзии поговорить о Главном!

*** учителями исполняется песня под гитару «Мне нравится…»

Стихотворение Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» (читают старшеклассники – юноша и девушка)

Как больно, милая, как странно,

Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется чистыми слезами.

Не зарастет на сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду –

Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

- За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба – я и ты.

- Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, млечный дым?

- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них –

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг.

*** Звучит Лунная Соната Бетховена, на фоне которой читается письмо Желткова                     (из повести      Куприна «Гранатовый браслет»)

Юноша       «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое.

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь: «Да святится имя Твое».

В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

Ты. Ты и люди, которые окружали тебя, все вы знаете, как ты была прекрасна. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава тебе! Да святится имя Твое!»

***Исполняется стихотворение М.Цветаевой

                                «Мой милый, что тебе я сделала»

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей - вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

!Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще в ногах лежал!

Равнял с китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою – немилая. Несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

!Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул. Спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал – колесовать:

Другую целовать,»- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти!-

В срок яблоко спадает зрелое…

- За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!

 ***Исполняется стихотворение Ю.Мориц

                                       «Та любовь…»

Та ведь боль еще и болью не была,

Так…сквозь сердце пролетевшая стрела,

Та стрела еще стрелою не была,

Так…тупая, бесталанная игла,

Та игла еще иглою не была,

Так..мифический дежурный клюв орла.

Жаль, что я от этой боли умерла.

Ведь потом, когда воскресла, путь нашла,-

Белый ветер мне шепнул из-за угла,

Снег, морозом раскаленный добела,

Волны сизого оконного стекла,

Корни темного дубового стола,-

Стали бить они во все колокола:

«Та ведь боль еще и болью не была,

Так..любовь ножом по горлу провела».

*** Звучит песня из к\ф «31 июля»    танец

*стихотворение М.Волошина исполняет юноша

Мы заблудились в этом свете.

Мы в подземельях темных. Мы

Один к другому, точно дети,

Прижались робко в безднах тьмы.

По мертвым рекам всплески весел;

Орфей родную тень зовет.

И кто-то нас друг к другу бросил,

И кто-то снова оторвет…

Бессильна скорбь. Беззвучны крики.

Рука горит еще в руке,

И влажный камень вдалеке

Лепечет имя Эвридики.

***учителями исполняется песня     «Не отрекаются любя» (фонограмма)

(Девушка и юноша выходят на середину зала и рассказывают легенду «Незабудка»)

Девушка      Давным-давно, когда люди еще только познали любовь, на берегу реки сидели девушка и юноша.

Юноша             Влюбленные радовались каждой минуте: каждому дуновению ветерка, каждому движению ветки, склоненной над водой.

Девушка        Вдруг вдалеке вспыхнула синяя искорка, потом еще одна, потом еще…

Юноша         И вскоре стало ясно, что это не огни, а маленькие цветы, которые синевой своей могли бы поспорить с синевой небес. Юноша заметил, как засияли глаза его возлюбленной, и, не раздумывая побежал по тропинке туда, где покачивались синие венчики.

Девушка       Он уже возвращался с цветком в руке, оставалось только миновать край болота, вдоль которого лежал путь, но он поскользнулся и упал прямо в черную лужу.

Юноша      Поняв, что гибель неминуема, собрав последние силы, он выбросил цветок на берег и крикнул любимой: «Не забудь!»

Девушка        С тех пор голубые маленькие цветы, распускающиеся весной, называют Незабудками.

*** Исполняется стихотворение Цветаевой

                                                        «Я тебя отвоюю…»

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты –

О проклятие! –у тебя остаешься – ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!

 *** девушками, участницами хореографической студии «Вдохновение» исполняется танец под фонограмму «Ромео и Джульетта»

Эвридика       Как правая и левая рука –

                              Твоя душа моей душе близка

                                       Мы смежены, блаженно и тепло,

                          Как правое и левое крыло

                                            Но вихрь встает – и бездна пролегла

                                  От правого – до левого крыла.

Исполняется Стихотворение И.Северянина

…То ненависть пытается любить

Или любовь хотела б ненавидеть?..

Минувшее я жажду возвратить,

Но, возвратив, боюсь его обидеть,

Боюсь его возвратом оскорбить.

Святыни нет для сердца святотатца,

Как доброты у смерти… Заклеймен

Я совестью, и мне ли зла бояться,

Поправшему любви своей закон!

Но грешники – безгрешны покаяньем,

Вернуть любовь – прощение вернуть,

Но как боюсь я сердце обмануть

Своим туманно-призрачным желаньем:

Не месть ли то? Не зависть ли? Сгубить

Себя легко, и свет небес не видеть…

Что ж это: зло старается любить

Или любовь мечтает ненавидеть?..

***участницы студии «Вдохновение» исполняют танец «Опять метель» в сопровождении песни, которую поют учителя

Девушка и юноша рассказывают легенду «Ивушка»

 Девушка      В одной деревне жила девушка. И была она застенчива и очень хороша собой.

Юноша        Полюбила она охотника, который жил на краю деревни, а он не обращал на нее никакого внимания. Каждый вечер уходил он к реке и разговаривал с ивами.

Девушка   Никому из людей он не решился бы сказать то,что шептал деревьям. Долго тосковала девушка и решила стать ивой, чтобы любимый наконец замети ее.

Юноша     Пошла она к ведьме, и та , выслушав девушку внимательно, напоила ее волшебным настоем. Появилось у реки невиданной красоты дерево. Каждый вечер приходил охотник на берег.

Девушка    Приметил он эту иву, рядом с ней ему было  особенно тепло и уютно. Полюбил он ивушку.

Юноша       И не знал охотник, что весь день ждет его девушка и плачет, а к вечеру, когда приходит он к ней в гости, слезы ее высыхают.

Девушка     С тех пор и зовут ивушки у реки Плакучими.

*Стихотворение О.Мандельштама исполняет юноша

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб мертвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

*** Исполняется танец под фонограмму из мюзикла «Юнона и Авось»

                                                (Я тебя никогда не забуду)

Звучит  стихотворение Ю.Мориц

Трудно светиться и петь нелегко.

Там, где черемухи светятся пышно,

Там, где пичужки поют высоко,

Кратенький век проживал бескрышно, -

Только и видно, только и слышно:

Трудно светиться и петь нелегко.

Если задумаешь в дом возвратиться

Или уйти далеко-далеко,

В самую низкую бездну скатиться,

Или на самую высь взгромоздиться, -

Всюду, куда бы тебя ни влекло,

Петь нелегко там и трудно светиться,

Трудно светиться и петь нелегко.

Исполняется стихотворение Н.Заболоцкого

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована.

Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песня моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склоняюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезаи, и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное.

Дай войти в эти очи тяжелые,

В эти черные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавиться – не убавиться,

Что не сбудется – позабудется…

Отчего же ты плачешь, красавица,

Или это мне только чудится?

*** учителями исполняется песня  (фонограмма)  «Ты на свете есть»

Звучит  стихотворение М.Цветаевой

                 Ятаган? Огонь?

                 Поскромнее, - куда как громко!

                 Боль, знакомая, как глазам – ладонь,

                 Как губам –

                 Имя собственного ребенка.

***Стихотворение Н.Асеева

Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя – сушь,

Мне и в жару без тебя – стыть.

Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;

Если бы время мельчить, дробя;

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –

Слабость друзей, силу врагов;

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

*** Всеми участниками проекта исполняется песня  «Самый любимый» (под фонограмму певицы жасмин) 

                       Стихотворение М.Цветаевой

Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

И не на то мне пара крыл прекрасных

Дана, чтоб на сердце держать пуды.

Спеленутых, безглазых и безгласных

Я не умножу жалкой слободы.

Нет, выпростаю руки, - стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен,

Смерть, выбью! – Верст на тысячу в округе

Растоплены снега – и лес спален.

И если все ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увезть, -

То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

Звучит стихотворение Ю.Мориц «Не бывает напрасным прекрасное» (Владимирова Н.Е.)

Не бывает напрасным прекрасное

Не растут даже в черном году

Клен напрасный, и верба напрасная,

И напрасный цветок на пруду.

Невзирая на нечто ужасное,

Не текут даже в черной тени –

Волны, пенье сиянье напрасное

И напрасные слезы и дни.

Выпадало нам самое разное,

Но ни разу и в черных веках –

Рожь напрасная, вечность напрасная

И напрасное млеко в сосках.

Дело ясное, ясное, ясное –

Здесь и больше нигде никогда

Не бывает напрасным прекрасное!

Не с того ли так тянет сюда

Сила тайная, магия властная,

Звездный зов с берегов, с облаков –

Не бывает напрасным прекрасное! –

Ныне, присно, во веки веков…

*** Звучит песня  «Вечная любовь»  и исполняется танец

Ведущий      Вот и состоялся наш разговор о Главном. Мы хотели сказать вам, что любить трудно, но и прекрасно! Ведь, только любя, ты чувствуешь в полной мере, как прекрасна жизнь и все вокруг. Любите и будьте любимыми!

( разлетаются воздушные шары-сердечки)

Все участники гостиной поют песню «Это любовь»

Терентьева Н.C., муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 Управление образования городской округ Карпинск Cвердловской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературной гостиной, посвященной дню Святого Валентина

Данный сценарии разработан на 3 языках английском, немецком, русском. Включает в себя стихи и песни о любви....

«Легенды возникновения праздника Святой Валентин. Культура празднования дня Святого Валентина в разных странах»

Данный материал можно использовать для организации и прведения классных часов, посвященных празднованию "Дня Святого Валентина" с целью,  познакомить ребят   с  историей происхождения п...

Сценарий литературно-музыкального вечера "День Святого Валентина"

Сценарий "День Святого валентина" разработан для старшеклассников. Учащиеся исполняют музыку, танцуют, поют и рассказывают стихотворения на русском, английском, немецком и французском языках....

Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....

Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».

усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...