"Учитель - это воспитатель, наставник..."Образ учителя в литературе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Исследовательская работа посвящена освящению профессии учителя в произведениях литературы.Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе и каковы причины таких изменений. Поэтому целью данной работы является исследование изменений образа учителя в современной литературе. Для анализа использованы произведения классиков 19 века, киноповесть Г.Полонского «Ключ без права передачи, повести А. Лиханова «Благие намерения» и А.Алексина «Безумная Евдокия», повести В. Распутина «Уроки французского» и В. Тендрякова «Ночь после выпуска», повесть Ю.Полякова «Работа над ошибками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Учитель – это воспитатель, наставник…

Образ учителя в литературе

Зомарева Ангелина Григорьевна

МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        Введение. Школьные годы – великая пора………………………………3

2.        Основная часть. Учитель – это воспитатель, наставник ……………….6

Глава 1. Образ учителя в произведениях классиков……………………………..7

Глава 2. Киноповесть Г.Полонского «Ключ без права передачи»…………….11

Глава 3.Облик педагога-современника в повестях А. Лиханова «Благие намерения» и А.Алексина «Безумная Евдокия»…………………………………14

Глава 4. Уроки человечности в повестях В. Распутина «Уроки французского» и В. Тендрякова «Ночь после выпуска»………………………………………….19

Глава 5. Образ учителя в произведениях литературы конца XX века. Повесть Ю.Полякова «Работа над ошибками»…………………………………………….22

3. 3аключение……………………………………………………………..27

4.        Библиография…………………………………………………………29

1.        Введение. Школьные годы – великая пора

 

Должность учителя настолько превосходна,

Как никакая другая под солнцем.

Я.А.Коменский

Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.

Учитель… Если обратиться к толковому словарю, то слово это означает «наставник, преподаватель; профессор, обучатель». В нашей стране все профессии одинаково важны. Но с большим уважением относятся к профессии учителя. Так и должно быть. Ведь именно учитель ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности; именно учитель совершает каждодневный, незаметный подчас, подвиг – отдаёт нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Учитель – это наш духовный наставник.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Наверное, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От учителя во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. На каждом этапе исторического развития нашего общества меняются требования к личности, меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем. Учитель всегда находится в центре внимания. Любые его действия оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д.

Профессия эта имеет еще и нравственный аспект: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими. Я полностью согласна с Н.Г.Чернышевским, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться». Данное высказывание не утратило своей актуальности и в настоящее время.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Поэтому актуальность работы может быть определена необходимостью изучения произведений, посвященных образам учителей, также частично раскрывающих отдельные  вопросы нравственного облика  учителя и его  взаимоотношений с учениками. Гипотеза нашей исследовательской работы заключается в том, что все особенности, все изменения, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности, неизменно должны были найти воплощение в художественных образах.  

Вопросам  динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом  в контексте исторической действительности  посвятил свою работу  «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги  А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.  В ходе работы  мы опирались непосредственно на   художественную литературу, а также на упомянутые  выше работы, и при чтении данных источников обнаружили, что целостный  анализ  вопроса развития образа учителя в литературе, а также его взаимоотношений с окружающими в них еще не проводился.  Кроме того, мы заметили, что в оценке отдельных образов намечены противоречия, и определили следующую проблему: отношение к образу учителя является неоднозначным.

  Наша работа состоит из введения, в котором определены цели, задачи, актуальность, гипотеза и новизна исследования;  пяти глав, посвященных анализу личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом  в контексте исторической действительности, непосредственному анализу образа учителя в русской литературе ХХ века во временном аспекте; заключения, где будут подведены итоги исследования и сделаны выводы; и библиографии.  Исследуя специфику отношений учителя и социума, нужно обратить внимание на дореволюционный период исторической действительности, поскольку именно тогда стали закладываться основы современных отношений.

Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе и каковы причины таких изменений. Поэтому целью данной работы является исследование изменений образа учителя в современной литературе.

Для достижения поставленной цели определены и задачи:

•        изучить литературу по теме исследования;

•        подобрать художественные произведения русской литературы  ХХ века, в которых присутствует образ учителя;

•        проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения  к нему общества;

•        проанализировать характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ.

 Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX  века.

Методы исследования: элементы анализа текста, сравнительно-сопоставительный анализ, методика многоплановых подходов к анализу на основе таких методов исследования, как, структурно-аналитический, также использовался культурологический подход к анализу образцов художественного повествования.

  Практическая значимость работы определяется возможностью использования теоретических положений, конкретного материала и выводов научного исследования учителями-словесниками при углублённом изучении литературы в общеобразовательных школах, при разработке учебных и методических пособий и рекомендаций, составлении программ элективных курсов.

2.        Основная часть. Учитель – это воспитатель, наставник…

Воспитатель сам должен быть тем,

кем он хочет сделать воспитанника.

В.И.Даль

Учитель – это воспитатель, наставник…В этом его гражданское, человеческое предназначение. Тема учитель – ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.  Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них  любят, других – не очень, одних уважают, других  – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Наиболее общая задача  учителя состоит в создании условий гармоничного развития личности, в подготовке  подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Глава 1. Образ учителя в произведениях классиков

Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература. С.Т.Аксаков в автобиографической повести «Гимназия» показал казанских учителей начала XIХ века. Образы нижегородских наставников середины XIХ века запечатлел в романе «В путь- дорогу!» П.Д.Боборыкин. В 60-е годы в Ровенской гимназии учился В.Г.Короленко, автор «Истории моего современника». В это же время в Одесской гимназии обучался Н.Г.Гарин-Михайловский, автор «Гимназистов». С конца 60-х до конца 70-х годов в Таганрогской гимназии преподавал А.П.Чехов, нарисовавший сатирический портрет учителя Беликова («Человек в футляре»). Богатую галерею литературных образов педагогов гимназии конца XIХ века оставили нам в своем творческом наследии К.И.Чуковский, Ф.К.Сологуб, К.Г.Паустовский, П.П.Блонский. Нюансы гимназического воспитания начала ХХ века представил М.Агеев («Роман с кокаином»). Пеструю картину гимназической жизни мастерски запечатлел Л.А.Кассиль («Кондуит и Швамбрания»).

В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ духовного наставника, что свидетельствует о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе. Это неоднократно отмечалось исследователями и по сей день не утратило своей злободневности в связи с неослабевающим интересом современной науки к духовным истокам русского национального характера.

Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах (Л.В. Рябова, И.Л. Сафронов).

В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров «учеников и учителей» позволяет выделить как субъективное, индивидуально-неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников.

Среди образов педагогов, представленных в художественной и мемуарной литературе, с большой долей условности можно выделить три типа: «консерватор», «чиновник», «прогрессист». Между ними имеет место множество как бы переходных типов.

  Учитель-консерватор: существующие нормы для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерные особенности поведения: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

В творчестве А.П. Чехова представлен широкий спектр разнообразных коммуникативных позиций профессионального учителя, поэтому акцент писателя перенесен на стратегию и тактику педагогического общения. Рассыпанные во множестве реальных прототипов черты педагога-консерватора А.П.Чехов сконцентрировал в сатирическом образе Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное» . Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. Стремление учителя-консерватора к точному исполнению постановлений и распоряжений обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии. На педсоветах он «угнетал» своею осторожностью, своею мнительностью, давил на всех, и ему уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и, в конце концов, исключали и Петрова и Егорова.

Другой широко распространенный тип – чиновник. Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Казенно-рутинное отношение к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете. Учащиеся видели противоречие между образом жизни педагога и теми идеалами, которые он провозглашает: «Есть ли возможность делать какое бы то ни было дело, когда вы видите, что это дело никто не любит? На кафедре сидит учитель, мне только и видно, что на нем вицмундир надет, что он чиновник, а больше ничего, да каждый из них чиновник и есть. Час свой отсидит, и довольно. Ведь коль семь лет фигуру-то эдакую перед собой видишь, какая же любовь к науке родится?» . Учитель-чиновник с верноподданическим отношением к властям предержащим запечатлен в образах Передонова (Ф.К.Сологуб «Мелкий бес»), Бурмейстера (К.И.Чуковский «Гимназия. Воспоминания детства»).

Третий, любимый гимназистами тип учителя – прогрессист, как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к гимназическим традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Например, если он отрицал религиозное мировоззрение, то старался уходить из класса сразу после занятий или приходить в гимназию непосредственно к уроку, чтобы не контролировать молитву, читаемую в начале и конце учебного дня.

В большинстве художественных произведений и воспоминаний выпускников гимназий любимыми учителями показаны словесники. Для К.Г.Паустовского таким был учитель латинского языка Субоч. Его страстность, энергия, своеобразная манера ведения занятий, заразительная любовь к преподаваемому предмету, сердечное отношение к гимназистам действовали на всех неотразимо.

Своего преподавателя словесности Науменко В.Г.Короленко описал так: «Уроков он не задавал, да почти никогда и не спрашивал. Отметки ставил по результатам сочинений и по общему впечатлению... Знания приходили сами, благодаря стремлению к ним - не те знания, которые только на языке и которые можно отбарабанить в пять-десять минут по учебнику, но несравненно более глубокая ориентированность. Авторитет его был огромен, влияние сказывалось долго и после выхода из гимназии» .

И всё-таки педагогам XIХ - начала ХХ веков свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы. А главное, что отмечает художественная и мемуарная литература, учащиеся могли регулировать своё поведение, стремились к самосовершенствованию, имели интерес к науке.

Глава 2. Киноповесть Г.Полонского «Ключ без права передачи»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть,

 должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые

 человек приносит своему призванию

Л.Н. Толстой

Творчество Г. Полонского привлекает читателей и зрителей потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев.

Девочка, чувствующая себя «старой» в 17 лет, и мальчик, искренне влюбленный в нее, и коллектив педагогов, ревниво следящий за тем, кому ребята дарят свою преданность, и коллектив детей, дарящих эту преданность, разумеется, самым достойным. Вот на этом строит свое повествование Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи».

Новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено в преподавательских методах Марины Максимовны – учителя словесности. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины. Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью.

Марина Максимовна спешит каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Приходя к ней, домой, они читают стихи, поют песни, говорят по душам.

В противовес понимающим и любящим ученикам 10 «Б» встает педагогический коллектив школы. С этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.

Для нее урок – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребёнка. Она проводит занятие, выходя за рамки программы. Ее методы работы с детьми не стандартны, она отходит от «футлярных» рамок. А внеклассные занятия не доставляют тяготы ученикам, наоборот они с радостью ждут новой встречи.

С ней легко и интересно, ученики идут на урок с радостью, не боясь того, что их спросят и они не будут знать верного ответа. Дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Она правдиво отвечает на все их вопросы. А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос?

   Учительница химии Эмма Павловна – нормальная, добродушная, хозяйственная, цветущая женщина. Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, некие комплексы заставляют ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на глазах, становится неловкой, несправедливой. Может без повода раскричаться и выгнать с урока.

«Есть такое понятие – стандарт образования» – Эту фразу можно услышать из уст любого преподавателя этой школы. Но Марина Максимовна отходит от этого стандарта. Она для ребят больше чем учительница. Она для них друг, а самое главное, что отмечают её ученики, она – ЧЕЛОВЕК.

Человечность у учеников ценится выше всего. А кто неправильно выбрал профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию, отталкивает от себя учеников. Но для Марины Максимовны – учитель-словесник не просто призвание, это состояние души. А «душа обязана трудиться». И она трудится. Появляется чувство собственной исключительности, которое проявляется даже не у самого учителя, если он талантлив, а у его учеников.

В идеальном образе педагог-словесник - это учитель, воспитатель, жизненный организатор и  проводник культуры. Такой универсальный тип для большинства – утопия, но я думаю, что все эти черты должны быть в каждом педагоге. Образ Марины Максимовны – яркий пример.

Как замечательно, если твоим учителем является такой человек, как Марина Максимовна. Ведь  ученикам так хочется, чтобы их уважали, с ними считались, видели в них человека, а не просто «объект» для передачи знаний.     Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Прекрасно, если бы он был таким, каким показывает его Г. Полонский в произведении «Ключ без права передачи»

Именно такими должны быть учителя, и тогда родители могут быть спокойны за своих детей, за их будущее. Ведь личность формируется именно в школьные годы. Этот образ учителя должен быть меркой, к которой бы стремились все преподаватели.

Глава 3. Облик педагога-современника в повестях  А.Лиханова

«Благие намерения» и А.Алексина «Безумная Евдокия»

Нравственный облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.

Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция. «Я штудировала методики обучения в начальной школе и ощущала единственное чувство – протеста: ведь меня учили преподавать  старшеклассникам. Я готовила уроки со своими малышами, но вместо детей видела одну пачкотню в тетрадках и изнывала от самоедства: какой из меня педагог?»

Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность « почётно» отступить на «хорошо подготовленные» позиции отчего дома. Да и мама постоянно зовёт Надю домой, убеждая, что  «жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам свою героиню А.Алексин в повести «Безумная Евдокия». Евдокия Савельевна является классной руководительницей 9 «Б» класса. Ей было пятьдесят четыре года: «она называла себя «предпенсионеркой». Но ей можно было дать и пятьдесят семь, и тридцать девять: она была, как говорят, женщиной без возраста» . Повествователь не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. А при этом «поверх модных, где-то впопыхах, случайно купленных брюк она могла надеть широкую юбку, заправить в неё мужскую ковбойку, а в короткие, под мальчишку подстриженные волосы воткнуть костяной гребень «времён Очаковских и покоренья Крыма» . Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто. Борясь за коллективизм, Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе». Рассказчик, Олин папа, «уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет».

Разумеется, Евдокия Савельевна, обуянная идеей коллективизма, не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. В классе она выделяла тех, кто ничем не выделялся. А её любимые слова: «все», «со всеми», «для всех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу против ошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей.

Девятиклассница Оля,  талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими. Оля считает, что Евдокия Савельевна только всех от дел отрывает. Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы,  а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к  «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля).

В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие.

Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков и скульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других». В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники играли на английском языке, Евдокия Савельевна поручила Оле третьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английским лучше других. «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности», - рассказывала Оля родителям.

В своей приверженности к массовым профессиям (диспетчера, водителя самосвала и т. п.) Евдокия Савельевна, как убеждает нас Олин отец, не понимала, что призвание художника, талант скульптора нисколько не отделяет человека от массы. «Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всем остальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед за своей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно это Олин отец считает причиной «частых страданий и слёз» его дочери.

Тем злополучным воскресным утром, когда, собственно, и происходит действие повести, явившись на квартиру Олиных родителей, Евдокия Савельевна объявляет, что накануне, в субботу, во время классного похода по местам боевой славы, Оля пропала, ушла из отряда неизвестно куда… И не вернулась. А ведь прошла целая ночь! Где же Оля?… С Олиной матерью стало плохо: нервный приступ, душевное расстройство, потеря рассудка… По дороге из больницы происходит диалог между рассказчиком, Олиным отцом, и учителем. Она доказывает, что поступок Оли безнравственен: желая быть первой, раньше всех достичь цели похода, она ушла вечером из отряда и не сказала никому ни слова. Девочка даже не подумала о том, какое беспокойство принесёт её честолюбивый поступок всему классу и ответственной за поход Евдокии Савельевне.

Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности.

Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двух педагогических воздействий: родительского и учительского. Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что она хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека» .

Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоцентрического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с известным художником. И Люся стояла внизу с тяжёлой папкой Олиных рисунков. Она слышала сквозь окно, как Оля острила, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним. В своей самовольной ограниченности Оля не хотела видеть немалых достоинств учительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому, даже самому рядовому ученику.

Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в «безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата: ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олину мать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Оля воинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для неё непосильной.

В конце повести рассказчик мысленно признаёт, что, хотя он вместе с женой Надюшей сумел отстоять право формировать характер дочери и таким образом победил Евдокию Савельевну, «эта победа стоила Наденьки жизни. Или здоровья». Такова цена этической невоспитанности их дочери. Такова цена прозрения отца Оли.

И тут мы понимаем, что на протяжении почти всей повести смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а , стало быть, глазами самой Оли. Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, - она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых Оля в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Наконец, мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

Глава 4. Уроки человечности в повестях В. Распутина «Уроки французского» и В. Тендрякова «Ночь после выпуска»

Странно: почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

 И не за то вовсе, что было в школе, - нет,

       а за то, что сталось с нами после.

           В. Распутин

Школьные годы – это время, когда надо задавать себе вопросы, когда ещё не поздно что-то изменить или развить в себе: знания, характер, привычки, убеждения. Надо помнить, что ещё никому не удалось стать человеком, человеком хорошим с помощью только знаний. Образование – это не просто сумма знаний. А это ещё и образование души, характера, воспитание чувств, воспитание гражданственности.

И все эти качества закладываются в школьном возрасте. Если человек, выходя из стен школы, обнаруживает нравственную глухоту по отношению к близким, недостаток души и сердца, то это нельзя возместить никакой образованностью. Воспитание начинается с детства. В этом возрасте всё крайне обострено, восприятие мира не терпит неискренности. Повести В.Распутина «Уроки французского» и В.Тендрякова «Ночь после выпуска» рассказывают о взаимоотношениях учителей и учеников.

Для настоящего учителя бездушие и жестокость противоестественны. Ведь учитель формирует души людей, учит доброте и неравнодушию к окружающим. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского».

В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых игла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш»  Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «… преступление. Растление. Совращение». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в добро.

Через много лет, возможно, Лидия Михайловна и не вспомнит о том, как она посылала макароны своему ученику. А сейчас, молоденькая учительница приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.

Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Валентина Распутина.

В отрочестве возникает более сложное, многоплановое отношение к людям, рождаются более правильные оценки, но ещё недостаточно развиты критическое отношение к собственной личности, оценка её роли и места среди людей. Школьники могут слишком быстро взрослеть или долго оставаться беспомощными детьми. Одни слишком практичны, всюду ищут выгоду, а другие стремятся спрятаться за близких, родных. Пример нравственной зрелости – десятиклассники  из повести «Ночь после выпуска» В.Тендрякова.

Выпускники идут по ночному городу после последнего школьного бала и рассуждают, чему научила их школа. Обнаруживается, что эти люди совсем не умеют жить, и они выносят страшный приговор своим учителям: они, оказывается, не научили их самому главному – жить.

И приговор всему учительскому коллективу выносит в ответном слове «гордость» школы Юлия Студёнцева: «Люблю ли я школу? <…> Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору…И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается – сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. <…> Мне страшно. Очень!»

Герои Тендрякова не у многих вызовут симпатию. Но эта ночь после выпуска заставила посмотреть на жизнь другими глазами не только выпускников, но и учителей. И Ольга Олеговна подводит итог, что педагоги  не могут предвидеть гениев и научить гениальному, «собственно, научить бы самому одному: не обижайте друг друга, люди».

Есть произведения иного характера, но в них также повествуется о том, каким должен быть человек, решивший посвятить себя скромному, но одному из величайших дел  - воспитанию человека.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

Глава 5. Образ учителя в произведениях литературы конца XX века. Повесть Ю.Полякова «Работа над ошибками»

                                                              Я считаю, что главная задача

 писателя сегодня,

 как и во все времена, — честно

 рассказывать о том, что происходит.

               Юрий Поляков

Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к  самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя  XX века. Но к концу столетия эти принципы стали меняться, вслед за изменяющейся обстановкой в стране. Такую картину мы можем увидеть в повести Юрия Полякова «Работа над ошибками». Повесть эта посвящена еще одной «болезненной» теме - школе, проблеме взаимоотношения учителей и учеников. Автор показывает, как в условиях кризиса советской идеологии нарушается нравственная преемственность и углубляется отчуждение между поколениями.

«Работа над ошибками» - одно из прославивших Юрия Полякова произведений. Герой повести, журналист, случайно становится учителем, и отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить  и о которой лучше бы не знать.

В современных  условиях, когда старая школа уходит безвозвратно, государство стоит перед необходимостью создать новую школу во имя новой жизни и применительно к новым требованиям существования и культурных запросов, проблема педагога в своем значении удвоилась. И поиск нового учителя осуществляет Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова.

Как же велика миссия того наставника, который должен передать грядущим поколениям своей родины лучшие образы, лучшие заветы художников мира и своего отечества!

 Критика, прежде всего, оценила в повести тщательно выписанную «анатомию и физиологию» позднесоветской школы.  Эта повесть о юности, о дружбе и любви, о нравственном выборе, который стоит перед человеком в любую эпоху. Автору удалось ярко  запечатлеть переходный период  нашей  истории.

В одном из интервью Ю. Поляков признался: «Мне в голову пришло интересное решение – написать произведение от своего лица, так, как если бы лично мне довелось оказаться именно сегодня в школе. А чтобы проверить свои ощущения, я на несколько месяцев устроился учителем литературы. А что это дало? Появилась возможность многое увидеть свежим взглядом. То, к чему учителя давно привыкли, открылось мне совершенно по-новому» .

В повести автор обратился  к проблемам современной  школы  и системы образования в целом. «Образование, – утверждал писатель, – основа  основ  любой социальной  системы.  И базовый  советский  мир закладывался   в головы юных граждан  именно в школе. Учитель волей-неволей становится  бойцом идеологического  фронта».  В повести  затронут широкий круг проблем из жизни современной  школы:   закулисные  махинации  и интриги  в педагогическом  коллективе, репетиторство, дети-акселераты  и  инфантилизм   отдельных учителей,  сложности  в работе с  современными детьми, которые   на каждом  шагу видят  расхождение между словом  и делом.

Молодой журналист Андрей Петрушов, временно устроившийся  преподавать русский язык и литературу в школу,  чувствует разрыв связи времен и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым – поисками утраченной рукописи талантливого писателя Пустырева, погибшего на фронте. Ему достается класс, где ученикам палец в рот не клади, где всем и вся правит испорченная красотка-отличница, дочь большого начальника. Девичья влюбленность, соперничество, драка между учителем и учеником – все это становится составляющими современной школы. А учителя по-прежнему  завалены  бумажной  работой.

«Пока я изучал учеников, они изучали меня» – таким был первый приход молодого преподавателя в класс. Петрушов интересен им, потому что они интересны ему, что и отличает его от многих учителей.  Но он не уверен в себе: «Иногда, спрашивая ученика, я ощущал, что спрашиваю самого себя, и невольно начинал лихорадочно формулировать ответ»

 В процессе обучения мы видим нечто необычное и сказочное. Но: «...Сегодняшние  дети – прагматики» – разъясняет директор школы  своему бывшему  однокурснику. – Нам с тобой еще  можно было на словах объяснить, что социализм лучше  капитализма, а  им примеры подавай, факты из жизни!» То, что десять лет назад казалось самонадеянному выпускнику педагогического института прекрасным местом для саморазвития, теперь превратилось в «поле боя» между педагогическим составом и их подопечными.

Андрей Петрушов пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой, потому что ничто не воспитывает так юношество, отличающееся чуткостью чувств, силой воображения и фантазии, как именно художественные произведения, прежде всего действующие на чувства и воображение, управляемые серьезной и глубокой мыслью. Но все тщетно.

Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Он заинтересовал учеников одной идеей – найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю. Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.

Все персонажи – это реальные  фигуры  нашей  общественной  и  культурной  жизни. В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков, или это наша реальность? Котик соблазняет практиканток, Гиря берёт от родителей подношения, Фоменко ради карьеры предаёт друга, а Максим Эдуардович, тот и вообще с учеником подрался. Вывод напрашивался сам собой – учительство в упадке.

Мы видим отношение многих родителей к воспитателям своих детей, которые «…считают учителей неудачниками, не нашедшими в жизни место получше – и детям своим внушают».

А Петрушов признается, что в школе  ему приходится писать гораздо больше, чем в газете, где он проработал шесть лет. Молодой педагог не может справиться с трудностями, которые  встречает в школе, он решает ее покинуть. Стать учителем трудно. Опыт приходит не сразу. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом.

В повести нет положительного героя – примера для подражания. Автора волнует другое – как покончить с негативными явлениями в школе. Несмотря на все недостатки именно учителя спасли Отечество, когда страна была буквально на грани духовного и материального саморазрушения. Не получая порой даже своей мизерной зарплаты, они вставали у доски и учили детей. Они, российские учителя, спасли и продолжают спасать страну!

Правдивое изображение в произведении негативных явлений вызвало горячее одобрение одних и яростное неприятие других – ведь повесть появилась в годы перестройки и нанесла чувствительный удар по бюрократической системе в школе.

Учителю приходится жить и работать с богатой своим разнообразием юной средой, в которой каждый является особой индивидуальностью, часто требующей особого подхода. За все то время работы в школе Петрушов так и не смог приблизиться к Нине Обиход, Пете Бабакину, Володе Борину и ко всем остальным ученикам 9 класса. И лишь один Леша Ивченко искренне был близок своему педагогу, он по-настоящему заинтересовался поиском рукописи, тем делом, которое близко и Петрушову. Разговаривать с подрастающим поколением, наставлять его — дело тонкое, с которым иногда удается справиться только женщине. От мужчины же ждут силового решения вопроса или разговора «по душам». Ни того, ни другого в образе Андрея Петрушова мы не видим, он чувствовал себя «брошенным»!  «Честно говоря, когда я писал повесть, то обо всех этих проклятых вопросах кризиса национальной идеологии ещё не задумывался – просто вспоминал свой учительский опыт, впечатления, коллег, учеников…»

Ирония становится  противовесом  приевшейся  и наскучившей  всем пафосности. Захватывающий  и обстоятельный  рассказ то и дело   прерывается какими-либо внешними обстоятельствами, возвращающими рассказчика из области  воспоминаний    в «суровую» будничную   реальность.

Всё начинается с учителя. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе и должен помогать детям справиться с их  страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.

3.        Заключение

К каким же выводам пришла я в ходе исследования?

Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с  учениками.

Литература XIX века повествует о «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей.

Образ педагога в доперестроечное время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе  отражает историческую действительность.

В перестроечное время у людей меняются взгляды. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога  появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и  занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.

Следует, однако, отметить, что наряду с новыми образами учителя сохраняется и традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления.

В постперестроечное время  учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их  родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д.   С другой стороны,  к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие  его стиль поведения.  

 Образ учителя динамичен: он развивается  в соответствии  с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.

Каждое изменение  реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом  учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе и должен помогать детям справиться с их  страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.

Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

 Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, квалифицированного фермера вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

4.        Библиография

1. А.Г.Алексин. Избранное, том 1. – Москва «Молодая гвардия», 1989 год

2. Библиотека юношества. Школьная пора. Повести, Москва, «Молодая гвардия», 1981 год, с.209.

 3. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1991.

4. БоборыкинП.Д. В путь-дорогу!Т. 1. СПб.,1864.

5. Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Т 4, М.- 1955 год

6.  Гарин-Михайловский Н.Г. Гимназисты. М., 1988.

7. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский , С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.

8. Лиханов А.А. Благие намерения – М.: Мол.гвардия, 1981год

9. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984. 10. Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Б.м. 1804.

11. Чехов А.П.. Рассказы. Пермское книжное издательство, 1985 год,

12. Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства. М. - Л., 1940.

13. http://lib.aldebaran.ruОсновано на издании: Работа над ошибками, Москва, Современник, 1989

14. http://portalus.ru Образ учителя русской гимназии XIХ - начала ХХ вв. в литературе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

Проект праздничного концерта "Дорогим учителям и воспитателям" ко "Дню учителя"

Концертная программа, посвященная "Дню учителя", подготовленная учащимися и воспитателями....

Электронная газета выпуск №3 Материалы участников районного конкурса «Учитель года-2018» в номинации «Эссе «Я – Учитель», «Я - Воспитатель»

Сегодня на страницах нашей газеты состоится первое знакомство с нашими будущими участниками конкурсов "Учитель года-Воспитатель года - 2019". С пламенным приветом их встречают конкурсанты 20...

План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом

План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в развитии и совершенствовании уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....