Мой Пушкин
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Внеклассное занятие  по литературе для учащихся 6-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pushkin.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Мой Пушкин

 Внеклассное  занятие для 5-6 классов

  1. Кому  принадлежат  эти  предметы?

( На  столе  разложены  различные  предметы,  которые  упоминает Пушкин  в  своих  сказках. Задача учащихся -  определить в какой  сказке  о  данном  предмете  идёт  речь,  кому  из  героев  принадлежит. По возможности,     процитировать строки,  доказывающие  наличие  предмета  в  сказке.)

  1. Яблоко – спящая царевна из «Сказки  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».

                          «Бог  тебя  благослови;

                            Вот  за  то  тебе,  лови!»

                            И  к  царевне  наливное,

                            Молодое,  золотое,

                            Прямо  яблочко  летит…

  1. Зеркальце – царица (мачеха) из «Сказки  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».

                            Ей  в  приданое  дано

                            Было  зеркальце  одно;

                            Свойство  зеркальце  имело:

                            Говорить  оно  умело.

  1. Хлеб – чернавка  из  «Сказки  о  мёртвой  царевне»

                            «На ж, лови!» – и хлеб  летит.

                             Старушонка  хлеб  поймала,

                              «Благодарствую, - сказала…

  1. Пряжа – старуха  из  «Сказки  о  рыбаке  и  рыбке»

                     …Старуха  пряла  свою  пряжу.

  1. Орешки – белка  из  «Сказки о  царе  Салтане, о сыне  его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне Салтановиче  и  о  прекрасной  царевне  Лебеди».

                        Белка  песенки  поёт

                        И  орешки  всё  грызёт…

  1. Солома -  Балда  из  «Сказки  о  попе  и  работнике  его  Балде»

              Живёт  Балда  в  поповом  доме,

              Спит  себе  на  соломе…

  1. Яичко – Балда из  «Сказки  о  попе  и  работнике  его  Балде»

               …Печь  затопит,  всё  заготовит,  закупит,

                   Яичко  испечёт  да  сам  и  облупит..

  1. Верёвка – Балда из  «Сказки  о  попе  и  работнике  его  Балде»

                   Пошёл,  сел  у  берега  моря;

                   Там  он  стал  верёвку  крутить

                   Да  конец  её  в  море  мочить…

  1. Мешок – Балда из  «Сказки  о  попе  и  работнике  его  Балде

                   …Пошёл  Балда  в  ближний  лесок,

                       Поймал  двух  зайцев, да  в  мешок…

  1. Палка – Балда из  «Сказки  о  попе  и  работнике  его  Балде

                        Видишь  ты  палку  эту?

                        Выбери  себе  любую  мету.

                        Кто  далее  палку  бросит,

                        Тот  пускай  и  оброк  уносит…

  1. Стакан  -  Владимир-солнце  из  поэмы  «Руслан  и  Людмила»

                …Владимир-солнце  пировал;

                    Меньшую дочь  он  выдавал

                    За  князя  храброго  Руслана

                    И  лёд  из  тяжкого  стакана

                    За  их  здоровье  выпивал…

  1. Апельсин – Людмила из  поэмы  «Руслан  и  Людмила»

                … Пред  нею  зыблются,  шумят

                     Великолепные  дубравы,

                     Аллеи  пальм, и  лес  лавровый,

                     И  благовонный  миртов  ряд,

                     И  кедров  гордые  вершины,

                     И  золотые  апельсины…

  1. Найди пару .

(Ребята получают карточки с  именами  пушкинских  героев так, чтобы никто не видел. Задача - составить пару.)

Татьяна  -  Евгений

Поп – Балда

Руслан – Людмила

Старик – Старуха

Гвидон – Лебедь

Салтан – Третья сестрица

Елисей – мёртвая царевна

Дадон – шамаханская царица

Старец – Наина

Маша – Гринёв

  1. Собери знакомые строки.

(Каждая команда получает пакет с четверостишием из стихотворения  А.С. Пушкина. Но вот проблема – все слова «рассыпались, перепутались». Нужно собрать все слова и получить знакомые строки.

  1. Сижу / за решёткой / в темнице/ сырой./

Вскормлённый / в неволе/ орёл / молодой,/

Мой / грустный/ товарищ,/ махая крылом,/

Кровавую / пищу / клюёт/ под окном./

  1. Мороз и солнце;/ день /чудесный!/

Ещё/ ты / дремлешь,/ друг прелестный!/

Пора,/ красавица,/ проснись:/

Открой/ сомкнуты негой/ взоры…/

  1. Зима!/ крестьянин,/ торжествуя,/

На дровнях/ обновляет/ путь;/

Его лошадка,/ снег почуя,/

Плетётся / рысью,/ как- нибудь;/

  1. Опрятней / модного/ паркета/

Блистает/ речка,/ льдом одета./

Мальчишек/ радостный народ/

Коньками/ звучно/ режет/ лёд./

  1. Мой/ первый друг,/ мой друг/ бесценный!/

И я /судьбу благословил,/

Когда/ мой друг/ уединённый,/

Печальным/ снегом/ занесённый,/

Твой/ колокольчик/ огласил./

  1. Театр-экспромт.

        Методика организации театра-экспромта предельно проста. Текст – отрывок из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для «голоса за кадром». Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей, они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актёры появляются из-за кулис и исполняют всё, о чём сообщает «голос за кадром». Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления. Требуется по 3 человека от команды, всего – 15. Старик, старуха, море, золотая рыбка, 2 боярина, 2 дворянина, 2 стражника, 5 человек – народ.

Старик отправился к морю,

(почернело синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

Старичок  к старухе возвратился.

Что ж? Перед ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,
Служат ей
бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг её стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, - испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил : «Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна?»

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и двояре,
Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука;

Не садися не в свои сани!»

  1. Буреме.

Каждой команде даётся 2 строчки из известных стихов Пушкина, их задача состоит в том, чтобы досочинить ещё 2.

  1. Над лесистыми брегами,

В час вечерней тишины,

…………………………

…………………………

(Шум и песни под шатрами,

 И огни разложены.)- у Пушкина

  1. Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

…………………………..

…………………………..

(В день уныния смирись,

 День веселья, верь, настанет.)

  1. Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

…………………………………..

…………………………………….

(И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.)

  1. Я каждый день, восстав от сна,

Благодарю сердечно бога

………………………………

………………………………

(За то, что в наши времена

Волшебников не так уж много.)

  1. Над озером, в глухих дубравах,

Спасался некогда монах….

………………………………….

………………………………….

(Всегда в занятиях суровых,

В посте, молитве и трудах.)

Ребята декламируют получившиеся четверостишия, сравнивая с авторским.

  1. Друзья! Прекрасен наш союз!

Участвуют все играющие. Задаю вопросы по порядку, за правильный ответ – буква.

  1. По словарю Даля имя этого героя означает «толстое корневище, палица, дубина». Это вполне характеризует героя сказки. Он могуч и дороден. Рот до ушей, под горшок стрижен.

                                                                                   Балда (ш - 19)

  1. Это идеальная женщина сказки, невеста героя. Контрастно оттеняя в мужчине силу, а в женщине – слабость, Пушкин не скупится на изображение «красоты её нежной», «стройный стан», «две ножки, чудо из чудес», «кудри золотые», «бледное чело». «Она чувствительна, скромна, любви супружеской верна.»

                                                                                      Людмила (О -21)

  1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? (Ю -22)
  2. Что кричал петушок, сидя на спице?     (А -13)
  3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризною.  (А -18)
  4. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?  (Д -1)
  5. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»  (Е -10)
  6. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане….»   (Е -15)
  7. Что пообещал царь Дадон мудрецу?  (К -11)
  8. Какие чудеса были у князя Гвидона  на острове? (Р -2)
  9. Сколько раз ходил к морю старик?  (Р -9)
  10. Какое задание дал поп Балде, чтобы от него избавиться?  (Р -12)
  11. Из какой сказки выражение:

          Сказка ложь, да в ней намёк,

          Добрым молодцам урок.           (У -3)

  1. В кого превращался царь Гвидон, когда летал к царю Салтану? (З -4)
  2. К кому обращался королевич Елисей с просьбой ему найти невесту?  (З -23)
  3. Чьи это слова:

          Да вот верёвкой хочу море морщить,

          Да вас, проклятое племя, корчить.    (С -14)

17. Сколько было сестёр в «Сказке о царе Салтане..»?   (С -20)

  1. Кого родила царица в «Сказке о царе Салтане..» по словам её сестёр? ( (Ь -5)
  2.  Как назвал Пушкин лоб попа?  (Я -6)
  3. Транспорт передвижения маленького царя Гвидона и его матери? (П - 8)
  4. Исполнитель песни «Во саду ли в огороде»?  (Н -16)
  5. Необычное местонахождение звезды у одного из пушкинских героев? (Н -17)
  6. В какой сказке Пушкин пишет об ихтиандрах? (! -7)
  7. Соперники Руслана?  (! -24)

   На обратной стороне карточек с буквами находятся цифры. Каждый, кто правильно ответил и получил карточку, выходит на сцену. Задача ребят, вышедших на сцену, встать так, чтобы буквы, находящиеся у них на карточках, расположились по порядку. Получилось :

ДРУЗЬЯ! ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!

Этими прекрасными пушкинскими словами мы заканчиваем наш праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...