рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Булатова Лида Магруповна

рабочая программа по литературе для 10 класса по учебникам Зинина ,Чалмаева..   3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_literatura10_kl_zinin.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.

Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Более широко освещен литературный процесс второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Особая роль отводится изучению русской литературной критики при знакомстве с творчеством А.Н.Островского, И.А.Гончарова и др.

Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль;  самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного  искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры (при изучении быта русского дворянства XIX века) и т.д.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования и Примерной программе по литературе общего (полного) образования.

Особое внимание уделено проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лабораторные работы, уроки-проекты, уроки-исследования включены в календарно-тематическое планирование при изучении творчества А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.

При планировании части уроков (примерно 1/5) предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные  музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и сельской библиотеках.

Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ, с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.

В основу обучения будут  положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.

                                                     

                    Требования к уровню освоения подготовки учащихся


     Важнейшими умениями
в 10 классе  являются следующие:
 ● воспринимать и анализировать художественный текст;

  ● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  ● определять род и жанр литературного произведения;

  ● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  ● давать характеристику героев;

  ● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  ● сопоставлять эпизоды литературных  произведений и сравнивать их героев;

  ● выявлять авторскую позицию;

  ● выражать своё отношение к прочитанному;

  ● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 ● владеть различными видами пересказа;
 ● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 ● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
 ● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Календарно-тематическое планирование по литературе

для 10 класса по программе С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

№ п/п

Дата

Тип урока

Тема урока

Цели и задачи

Основные понятия

Развитие речи

Домашнее задание

Лекция

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX  века

Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм

Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14.

Из литературы 1-й половины XIX века

Комбинированный урок

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».

Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия

Выразительное чтение

Знать содержание статьи учебника с.15-27,   отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»

Урок-практикум

Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др.

Формировать навык публичного выступления;  отрабатывать навык комплексного анализа  текста

Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма

Выразительное чтение

С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения. Выучить наизусть

Урок-практикум

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

Философская тема в поэзии

Комплексный анализ текста

С.36-40, Выразительное чтение стихотворений «Пророк», «Поэт»

Урок-исследование

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Формировать навык и сследовательской работы над текстом

Поэма, повесть

Чтение наизусть. Проверка техники чтения

читать «Медный всадник», статья учебника с.40-50, отв. на вопросы 6-7 с.51

Лекция. Практикум

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова. Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция», лирическая исповедь

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.53-61,  выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта

Урок-беседа

«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

«интимный» патриотизм,

Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…»

Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося,  прочитать поэму «Демон»

Урок-практикум

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Формировать навык комплексного анализа текста

философская поэма

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79

Лекция

Художественный мир Н.В. Гоголя. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя. Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Ирония, гротеск, фантасмагория, трагикомедия

Аспектный  анализ текста

Статья учебника с.81-89 (чит.), отв. на вопр. 1,2  с.106, прочитать повесть «Нос»

Лекция

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

Развивать понятие о комическом

Гротеск

Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика),

Урок-обобщение

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века

Тесты

Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Лит-ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»

Из литературы 2-й половины XIX века

Лекция

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».

Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

Создать условия для осуществления межпредметных связей.

Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления

Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество»

«физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман»,

Уметь выделять основные мысли

Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139

прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского

Комбинированный урок

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского

Составить план

Статья учебника с.141-146  (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174

Урок-практикум

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Развивать аналитические способности учащихся

Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.158-162  (чит.), отв.на вопр.6 (п)  с.174

Урок-беседа

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Образ Катерины в свете критики.

Формировать навык сопоставительного анализа

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Инсценировка. Портретная и речевая характеристика (описание)

Статья учебника с.162-171  (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их. Составить цитатную характеристику Катерины

Урок-беседа

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Формировать аналитические умения и навыки

Аспектный анализ текста

Лабораторная работа

Образная символика и смысл названия  драмы «Гроза».

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

«Говорящие» фамилии, имена

Выявление средств художественной выразительности. Тесты

 Статья учебника с.171-173  (чит.), Подготовиться к сочинению

Урок развития речи

РР  Классное сочинение  по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров

Написание сочинения

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»

Урок-экскурсия, беседа.

И.А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов». Утро Обломова.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова. Формировать навык сопоставительного анализа

Социально-философский роман, типический характер, автобиографизм

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника с.176-184 (конспект.), статья учебника с.184-186 (чит.), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п)

Урок-беседа

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).  

Утопия

Комментированное чтение

Статья  учебника с.187-190

Урок-беседа

Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Формировать навык сопоставительного анализа

Аспектный анализ текста

Выполнить зад.5 на стр. 209, ответить на вопрос 6 на стр.

Урок-практикум

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Формировать навык сопоставительного анализа

Портретная и речевая характеристика. Тесты

Статья учебника с.201-202

Урок-проект

Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова»

Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности

Говорящая деталь

Публичное выступление

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор).

Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева

Очерк

Статьи учебника с.211-214 (конспект), с.215-222 (чит)

Лекция

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

Развивать представления учащихся об эпохе,

Нигилизм, социально-психологический роман

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, дать характеристику героев-«отцов» (п)

Урок-практикум

Мир «отцов» в романе.

Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых

Аспектный анализ текста

Статья учебника с.237-239 (чит.), отв.на вопр.4 с.254

Урок-исследование

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя

Тайный психологизм

Портретная и речевая характеристика

Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова

Урок-дискуссия

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

Помочь учащимся сформировать представление об актуальном философском значении романа в наше время

Вечные темы в литературе

Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?». Тесты

Статья учебника 247-249 (чит.), выучить отрывок наизусть (по желанию)

Урок внеклассного чтения

Вн.чт. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе»

Стихотворение в прозе, лирическая проза

Чтение наизусть, комментированное чтение

Статья учебника с.250-253(чит.), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики и т.д.)

Урок развития речи

РР Классное сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Развивать навык написания сочинения

Написание сочинения

Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Лекция

Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского

Идеологический роман, научная фантастика

Составить вопросы к дискуссии

Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии

Урок-практикум

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

Формировать навык комплексного анализа

Литературная утопия

Комментированное чтение, комплексный анализ эпизода

Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение

Заочная экскурсия

Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.).

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта. Формировать  представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова

Рефрен, лирический пафос

Составление плана. Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова

Урок-практикум

Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

Гражданская лирика

Выразительное чтение

Статья учебника с.303-310 (читать), выучить наизусть «Поэт и гражданин», Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

Урок-беседа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.

Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики

Эпическая поэма

Чтение наизусть. Сопоставительный анализ

Статья учебника с.311-321 (читать), закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков»

Лабораторная работа

Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси.

Определить истоки сильного характера русской женщины

Речевая и цитатная характеристики. Тесты

Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме»

Урок-проект

Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Формировать навыки проектной деятельности

Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова

Выявление средств художественной выразительности

Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Урок-обобщение. Урок развития речи

«Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса. РР Подготовка к написанию  домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

Определить  значимость  творчества Н.А.Некрасова для русской литературы. Формировать навык написания сочинения

Написание тезисов

Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем)

Лекция

Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).

Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева. Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики

Философская лирика, афористичность стиха. Стихотворная миниатюра

Устное словесное рисование, выразительное чтение

Статья учебника (II) с.3-17 (чит.), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.

Подготовить творческие проекты «Женщины  в жизни Ф.И.Тютчева»  

Выучить наизусть стихотворение  по выбору учащегося

Урок-проект

Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева». «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева

Формировать навык проектной деятельности

Лирический цикл

Выразительное чтение, публичное выступление. Чтение наизусть

Статья учебника (II) с.17-27(чит.),  подготовить сообщение об А.Фете

Урок-беседа

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.).

Продолжить знакомство с творчеством  А.А. Фета. Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета

Поэтическая «безглагольность», лирический этюд

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Статья учебника (II) с.33-39(чит.),  отв. на вопр. 1-3, 4-6 с.50

Урок-концерт

Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.).

Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета

Лирический восторг, музыкальность стиха, романс

Чтение наизусть

Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Лекция

Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова

Национальный колорит, стилизация

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника (II) с.63-70(чит.),  отв.на вопр.6-8 с.76

Лекция

От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

Продолжить знакомство с творчеством  великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сатира, гротеск

Статья учебника (II) с.78-83(чит.),  отв.на вопр.6-8 с.76

Урок-практикум

«История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Формировать навык критического мышления

Сатирический роман –хроника,

Портретные характеристики

Урок-дискуссия

Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

Формировать навык ведения диалога

Аллегория, абсурд

Диалог

Статья учебника (II) с.63-70(чит.),  отв.на вопр.6-8 с.76

Урок-практикум

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).

Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений

Авторская сатирическая сказка

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.),  отв.на вопр.8,10 с.107-108, продумать сюжет сказки на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина

Урок развития речи

РР Подготовка к творческому домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Развивать навык творческого мышления

Написание авторской сказки

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого

Урок-беседа

Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.).

Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого

Романс, баллада, пародия

Выразительное чтение

Статья учебника (II)  с.110-127, отв. на вопр. 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору

Урок-беседа

А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).

Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого

Притча-присказка

Чтение наизусть

Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир», подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»

Заочная экскурсия

Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. Формировать навык аналитической деятельности учащихся

Роман-эпопея, историзм

Статья учебника (II)  с.129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир»

Урок-беседа

Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. Мысль семейная» в романе.

Формировать у учащихся верные представления о патриотизме. Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе-семейной хронике

Комментированное чтение

Статья учебника (II)  с.146-151 (чит.) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм»

Урок-практикум

Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.

Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа

Внутренний монолог

Речевая и портретная характеристики

Статья учебника (II)  с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию)

Семинар

Наташа Ростова и женские образы в романе.

Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир»

«Диалектика души», словесная пластика

Комментированное чтение

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»

Урок-практикум

Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

Формировать навык сопоставительного анализа

Антитеза. Авторское отступление

Сопоставительный анализ. Комментированное чтение, анализ эпизода

Закончить сопоставительный анализ  образов Кутузова и Наполеона

Урок-беседа

«Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав  романа.

Формировать навык аспектного анализа

Аспектный анализ

Статья учебника (II)  с.171-176, произвести анализ письменно

Семинар

Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению.

Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы

Цитата. Тесты.

Статья учебника (II)  с.183-185, подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.)

Урок развития речи

РР Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Формировать навыки творческого  мышления учащихся

Подбор цитат, выдержек из текста

Лекция

Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

Продолжить знакомство с творчеством  Ф.М.Достоевского. Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа

Дететкивный роман, идеологический роман, философский роман. Полифония

Составление тезисов

Статья учебника с.203-214 (чит.), Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Выполнить задание 2  на стр. 241

Урок-практикум

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

Формировать навык аналитической деятельности

Идея «сверхчеловека». Герой-двойник

Комментированное чтение

Выполнить задание 5 на стр. 241

Урок-портрет

Сонечка как нравственный идеал автора.

Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора

Устное словесное описание

Подготовиться к сочинению по роману «Преступление и наказание»

Урок развития речи

РР  Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание»

Формировать навык написания сочинений разных жанров

Написание сочинения

Написать сочинение по роману «Преступление и наказание»

Лекция

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова. Развивать представления учащихся о теме»маленького человека» в творчестве А.П.Чехова

Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст

Прочитать рассказ «Ионыч»

Лабораторная работа

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).

Выявить смысл заглавия рассказа

Работа со словарями. Проверка техники чтения

Прочитать комедию «Вишневый сад»

Урок-практикум

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

Формировать навык комплексного анализа

Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига

Чтение по ролям

Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова

Урок-практикум

Образ сада и философская проблематика пьесы.

Формировать речеведческие комппетенуии учащихся

Инсцерировка. Тесты

Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев»

Зарубежная литература 2-й половины XIX века

Урок внеклассного чтения

Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом».

А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

Познакомить учащихся с лучшими образцами зарубежной литературы XIX века

Новелла

Комментированное чтение, выразительное чтение

Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285

Обобщающий урок

Обобщение материала историко-литературного курса. Что читать летом.

Повторить и обобщить материал за курс  литературы 10 класса

Сочинение-размышление. Список литературы

Программа летнего чтения

Содержание программы

Из литературы первой половины ХIХ века

А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность»,  «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия»  («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Н.В.Гоголь. Повести: «Невский проспект», «Нос».

Из литературы второй половины ХIХ века

А.Н.Островский «Свои люди  - сочтёмся!», «Гроза».

И.А.Гончаров «Обломов».

И.С.Тургенев «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (обзор).

Н.А.Некрасов «В дороге», «Вчерашний день,  часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А. Н. Еракову)»,  «О Муза, я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа-сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как  убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.

А.А.Фет  «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Заря прощается с землёю…», «Я пришёл к тебе с приветом…»,  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.

Н.С.Лесков «Очарованный странник».

М.Е.Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Богатырь»,  «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишнёвый сад».

Темы сочинений

I. По творчеству А.Н.Островского

           1. В чём заключается своеобразие конфликта в драме  А.Н.Островского «Гроза»?

              2. Как раскрывается комический эффект пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

      3.Воспевается ли автором гимн свободе?(По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

              4. Почему Катерина решила свести счёты с жизнью? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

              5. Что олицетворяет собой Кабаниха? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

              6. В чём состоит драматургическое новаторство А.Н.Островского? (По пьесе «Гроза»)

II. По творчеству И.А.Гончарова

              1. Как раскрывается проблема «лишнего человека» в романе   И.А.Гончарова «Обломов»?

               2. Кто из героев симпатичен автору? ( По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               3. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               4. Как вы понимаете слово «обломовщина»? (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               5. Почему для Обломова любовь оказалась несостоявшейся в его судьбе? (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

               6. Осуждает ли автор Обломова? (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

III.  По творчеству И.С.Тургенева

              1. Каким вы представляете Базарова-нигилиста? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

             2. В чём заключается нравственное содержание романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

             3. Считаете ли вы справедливым утверждение Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и  человек в ней работник»?

             4. Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Сравнительная характеристика. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

             5. Почему личная жизнь Базарова оказалась неустроенной? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

             6. Разделяете ли вы утверждение Базарова о том, что «Ситниковы нам необходимы»? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

IV. По творчеству Н.А.Некрасова

             1. Считаете ли вы справедливым утверждение крестьян: «Порвалась цепь великая, порвалась - рассокочилась: одним концом по

             барину,  другим по мужику!..»?

             2. Кого вы бы назвали в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» великим грешником и почему?

             3.В чём счастье Гриши Добросклонова? (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

              4.Почему Матрёна Тимофеевна считала, что «ключи от счастья женского, от …  вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого»?

              5. Как раскрывается проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

              6. Праведники и грешники. Сопоставительная характеристика. (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

V. По творчеству Л.Н.Толстого

           1.Какими читатели видят две войны (1805-1807 и 1812 годов) в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

              2. В чём заключается смысл названия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

              3. В чём состоят нравственные искания одного из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

              4. Л.Н.Толстой в поисках истоков декабристского движения? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

              5. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Сравнительная характеристика. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

              6. Вызывает ли у читателя симпатию Наташа Ростова? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

VI. По творчеству Ф.М.Достоевского

            1. Как раскрывается проблема совести в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

              2. Что такое идея наполеонизма? Разделяете ли вы авторскую трактовку?  (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

              3. Почему роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» назван «полифоническим»?

              4. Считаете ли вы Раскольникова преступником?  Почему? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

              5. Свидригайлов - двойник Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

              6. Почему только у Сони Раскольников находит любовь и сострадание? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

VII. По творчеству А.П.Чехова

           1. Как раскрывается проблема счастья в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2-3 произведений)

              2. В чём особенность чеховского стиля? (На примере 2-3 произведений)

              3. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого о том, что Чехов – «несравненный художник жизни»?

              4. В чём заключается комическое и трагическое в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

              5. О какой уходящей России заявил А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад»?

              6. Каким показан «лишний человек» в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2 произведений)

Итого: 3 классных сочинения  и 3 домашних

Перечень учебно-методического обеспечения

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. -  М. «Русское слово», 2009.

2. Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс».  В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

3.Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.

4. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс – С.-П., 2008.

5. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы- М. Чистые пруды, 2007.

6. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста» - М. Издательство МЦНМО, 2008.  

7. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка – М., Айрис – пресс,2003.                                    

Дополнительная литература

1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам – С.- П., 2004.

2. Диденко С.А. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе: сочинение. Изложение с элементами сочинения, ЕГЭ – Издательский центр «МарТ» - М. – Ростов – на - Дону, 2003.

3. Зинин С.А., Красновский Э.А., Гороховская Л.Н. Сдаём ЕГЭ. Литература – М. ФИПИ, 2007.

4. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов – Саратов. Издательство «Лицей», 2006.

5. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь – Ростов -  на – Дону «Феникс», 2007.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи – М. Айрис – пресс,2007.

7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М. Айрис – пресс,2003.

8. Прутцев Б. « Л.Н.Афонин – писатель, учёный, литературовед».  Орёл, 2007.

9. Мостовская Н.Н. « П.В.Анненков и И.С.Тургенев. История одной творческой дружбы». Орёл, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...