Тема любви в лирике А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Васенина Тамара Александровна

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирике Пушкина занимает любовная лирика. Это шедевры мировой поэзии. Представленный материал  может быть полезен учителю при подготовке к уроку и учащимся при подготовке к сочинению по творчеству Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_lyubvi_v_lirike_a.doc69 КБ
Microsoft Office document icon tema_lyubvi_v_lirike_a.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

        МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

Материалы для школьного  урока-лекции  по литературе
в 10 классе

«Тема любви в лирике А.С.Пушкина»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

  Тема любви в лирике А.С.Пушкина

           ( материалы к школьной лекции)

                        План

  1. А.С.Пушкин – гений русской поэзии.
  2. Тема любви в лирике А.С.Пушкина.
  1. Стихотворения, посвященные любви, - подлинные жемчужины его творчества:

- красота и богатство чувств, воплощенных в лирических произведениях;

- стройность его внутреннего мира;

- высокий строй души;

- глубокая гуманность.

              2) Новаторский характер лирики Пушкина:

- реализм;

- глубоко личный и одновременно обобщенный характер отраженных в ней  переживаний;

- широта и многообразие жанровых форм;

-художественная законченность и эмоциональная выразительность стихотворений.

  1. Воспитательное значение стихотворений Пушкина о любви; их непреходящая эстетическая ценность.

                                  А. Пушкин – это наше, все.

                                                      Аполлон Григорьев.

Солнцем русской поэзии называли Пушкина его современники. « Это был не только великий поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, слава всемирная», - так оценивал Пушкина Белинский.

  Пушкин – гений, сумевший создать идеал нации. Понять русский характер нельзя без Пушкина

  Поэзия Пушкина поражает своим всеобъемлющим характером, неисчерпаемым многообразием в выражении чувств. Все находило отклик в его свободной, беспредельной и глубокой, как море, душе. Пушкин говорил своей поэзией:

   « Как прекрасны все чувства и мысли героического, могучего народа, как светел его разум, как ясны его отношения к жизни, как прекрасны все его человеческие проявления»

 Поэтому лирика Пушкина исключительно многогранна. Его лирические стихотворения отражают все, что волнует русский народ. Недаром Пушкин в стихотворении «Эхо» сравнивает себя с эхом.

               Ты внемлешь грохоту громов

               И гласу бурь и валов,

               И крику сельских пастухов –

               И шлешь ответ;

               Тебе нет отзыва.

              Таков и ты поэт!

Исключительно ярко. Глубоко, всесторонне отражают стихотворения Пушкина действительность. Патриотизм, связь с декабристами, любовь и дружба, любовь к русской природе – все нашло место в его произведениях.

 Он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине.

    Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин раскрытию самых задушевных чувств. Эта лирика отличается гуманностью ( человечностью), искренностью.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина» - писал Белинский.

   Пушкинская лирика самым тесным образом связана с обстоятельствами жизни поэта, со всей его эпохой. За каждым стихотворением стоит какое-либо событие или переживание, глубоко его задевшее, взволновавшее. Исключительной искренностью и правдивостью веет от его стихов. По словам Белинского, « Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера…». Любовь поэта выразила себя в стихах. Пушкин писал их по душевной потребности, по велению сердца. Так в течение времени складывался цикл стихотворений, внутреннее единство которого определялось индивидуальной неповторимостью чувства духовной общности любящих.  Прочитаем стихотворение «Ночь» (А.С.Пушкин, т.1, стр.202) Стихотворение написано 26 октября 1826 года в Одессе. Всего 8 строк…

   Мой голос для тебя и ласковый и томный

   Тревожит позднее молчанье ночи томной.

   Близ ложа моего печальная свеча

   Горит; мои стихи , сливаясь и журча,

   Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

   Во тьме твои глаза блистают предо мною,

   Мне улыбаются, и звуки слышу я:

   Мой друг, мой нежный друг… люблю…    твоя…   твоя…  

 «Ночь» открывает нам счастливого человека, самозабвенно отдающегося творчеству, вдохновение которого слито с музыкой любви. В нем сообщается о непосредственной близости двух  любящих  людей. Поэт мысленно обращается к своей избраннице, рассказывая о своих стихах – «ручьях любви». Последняя строка – это звучащая речь, женское объяснение в любви. Взволнованное признание усиливается повторами, звучит с паузами и как бы с придыханием:

                   Мой друг, мой нежный друг..

                                                Люблю… твоя… твоя!...

   Высокую оценку этому стихотворению дал Белинский. Упоение духовной близостью с любимой женщиной является тем ощущением сердца, которое может быть выражено только языком поэзии.

  В этом стихотворении раскрылись личность Пушкина, его нравственный опыт, его понимание любви, его идеал духовной близости с любимой.  Пережитое конкретное и реальное чувство Пушкина переплавлялось в благоуханную, по словам Гоголя, поэзию.

 Поэтому в любовной лирике Пушкина мы находим радостное ощущение молодости, тяжелые переживания южной ссылки и тончайшую лирику северной русской природы.

 Стихотворения о любви являются подлинными жемчужинами творчества Пушкина. Здесь мы находим такие перлы мировой поэзии, как « Я помню чудное мгновенье», « Я вас любил: любовь ещё быть может», «Прощание», «Для берегов отчизны дальней», «Мадонна» и т.д

  До сих пор продолжает оставаться одной из загадок мирового искусства и способно вызывать чувство беспредельного восхищения своей неповторимой красотой стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Стихотворение было написано в Михайловский период в1825 году, во время ссылки Пушкина в Михайловское, и обращено к Анне Петровне Керн, необыкновенно привлекательной молодой женщине. Еще в 1819 году в Петербурге, в годы рассеянной светской жизни, встретил Пушкин в дружественном семействе Олениных девятнадцатилетнюю красавицу, уже бывшую три года женой генерала Керна. Она выделялась не только красотой. Что-то очень привлекательное было во всем её облике. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался её сияющей красотой. Кончился вечер. Гости разъезжались.  С тех пор они больше не виделись. Где она и что  с ней, - Пушкину было неизвестно..

  И велика была его радость, когда у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел её, такую же обаятельную и красивую, как прежде.

   Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам в село Тригорское. Пушкин стал чаще бывать по вечерам у Осиповых в Тригорском. Молодежь гуляла в парке. Каталась на лодке, затевала игры, шарады. По вечерам А.П.Керн садилась за фортепиано и пела. Пушкин слушал как очарованный. В тот день, когда А.П.Керн уезжала, Пушкин приехал её проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между её страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье».

  Стихотворение останавливает внимание своей удивительной стройностью. Оно разделено на три совершенно равные части. Первая открывается словами: «Я помню чудное мгновенье» и вся посвящена воспоминанию того, что было. Поэт вспоминает давний петербургский вечер у Олениных, первую встречу, «милые черты», «голос нежный». Это воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности.

          Я помню чудное мгновенье:

          Передо мной явилась ты,

          Как мимолетное виденье,

          Как гений чистой красоты.

  Впечатление радостного видения усиливается во второй строфе, где душевное состояние поэта передано в характерных для романтического стиля недомолвках.

          В томленьях грусти безнадежной.

          В тревогах шумной суеты,

          Звучал мне долго голос нежный

          И снились милые черты.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. Грустное это было время. Бурное, стремительное течение жизни заслонило, стерло из памяти «небесные черты».

          В глуши, во мраке заточенья

          Тянулись тихо дни мои

          Без божества, без вдохновенья,

          Без слез, без жизни, без любви.

Жизнь поэта словно замерла. Она утратила свою поэзию – наступила душевная спячка.

 И вдруг « душе настало пробужденье». Реальный образ А.П.Керн как бы вновь воскресил душу поэта, раскрыл перед ним  красоту не только безвозвратно ушедшего времени, но и настоящего, о чем прямо и просто сказано в стихотворении:

         Душе настало пробужденье:

         И вот опять явилась ты,

         Как мимолетное виденье,

         Как гений чистой красоты.

                 И сердце бьется в упоенье,

                 И для него воскресли вновь

                 И божество, и вдохновенье,

                 И жизнь, и слезы, и любовь.

 Основная мысль этого стихотворения – светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда, - передается Пушкиным с постоянным и все возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горечь утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга.

  Трудно и сейчас без внутреннего волнения читать вдохновенное послание поэта, согретое порывом горячего, искреннего и чистого чувства.

 С удивительной простотой и искренностью воплотил Пушкин в немногих словах захватившее его целиком восхищение перед «гением чистой красоты» « Забываешь, что речь идет о живых конкретных людях, существующих в реальной обстановке. Стихи поют и сияют. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную полноту счастья – любовь».  (Рождественский. «Читая Пушкина», М..1966 г., стр. 132.)  

 Это одна из вершин пушкинской лирики.

 Вот еще одно стихотворение, написанное Пушкиным в ссылке, в Михайловском, при получении одного дорогого ему письма. Оно пришло из далекой южной Одессы от Е.К.Воронцовой и по обычаю было запечатано сургучом с оттиском личного перстня. Пушкин, прочитав, должен был сжечь это послание. Но ему мучительно трудно с ним расстаться.

  Как всегда у Пушкина, стихотворение четко разделяется на части. Сначала идет обращение к самому письму.  Нам не известно, о чем сообщается в письме, но, видимо, что-то очень глубоко взволновало поэта. Очень кратко говорится о личном душевном состоянии поэта в эту горестную минуту, когда нужно уничтожить то, что так дорого сердцу, о чувстве непреклонной решимости.

      Прощай, письмо любви! прощай:

                              она велела

………………………………………..

      Готов я; ничему душа моя не внемлет..

 Вторая часть посвящена изображению того, как горит письмо:

    Уж пламя жадное листы твои приемлет…

   Минуту! … вспыхнули!

         Пылают – легкий дым

    …………………………….

 Свершилось! Темные свернулися листы;…

В третьей части мысль поэта вновь возвращается к письму в трогательном, хватающем за душу восклицании:

       …Пепел милый,

     Отрада бедная в судьбе моей унылой,

     Останься век со мной

     На горестной груди…

Поэт специально задерживает свое внимание на мучительном для него сгорании письма, подробно и последовательно передает все этапы этого действия. Это стихотворение входит в цикл лирики Пушкина, связанный с именем Е.К.Воронцовой. Почти каждое стихотворение этого цикла возникло в той или иной жизненной ситуации.

    Пушкин, как художник, не любил ограничиваться общими словами и беспредметными рассуждениями. «Уже поверхностное знакомство с характером работы Пушкина над рукописями своих лирических стихотворений дает представление о том, с какой тщательностью он устранял все слишком личное и интимное, касающееся его одного, а поэтому мало понятное читателям, настойчиво добиваясь возможно большей обобщенности в передаче своих чувств и предельной ясности их отражения в стихотворении» ( Городецкий «Лирика Пушкина» стр. 3-4)

 Всякая подлинная лирика является не простым воспроизведением индивидуальных переживаний поэта, а очень сложным их обобщением. Основная особенность лирики – передавать чувства художника другим людям, доводя их до общности восприятия при сохранении глубоко индивидуальной окраски. Пушкин всегда мыслил очень точно, конкретно и если описывал какое-либо душевное состояние или внешнее действие, то стремился к тому, чтобы в простых словах, понятных всякому, быть предельно сжатым и правдивым в передаче всех необходимых ему подробностей.

   Стихотворения Пушкина отличаются художественной законченностью и эмоциональной выразительностью. Он использует разнообразные жанровые формы: стихи, письма, послания, элегии и т.д.

  Каким богатством оттенков, возможностей, тонких и неожиданных поворотов человеческого чувства представлена у Пушкина ЛЮБОВЬ!

  Тут и тихое наслаждение от одного созерцания красоты, от одного сознания, что любовь живет в твоей душе…

  Один из современных критиков Ермилов, давая оценку пушкинскому творчеству, сказал  « что любовь предстала в  пушкинской любовной лирике в таком присущем ей естественном сочетании счастья, какой она не являлась в мировой поэзии».

   Всегда у Пушкина веселье, молодость, любовь, дружба освещены мудростью и светом разума.

 Уже давно нет Пушкина, но память о великом русском поэте живет и будет жить в сердце русских людей. Стихи Пушкина о своей горькой, но счастливой любви воспитывают душу, делают её способной к доброму и прекрасному.

  От манерной изящной грусти и до черной, безысходной тоски,  от легкой дурашливой влюбленности и до сжигающей страсти - кажется, все чувства, доступные человеческому сердцу, находим мы в поэзии Пушкина.                                                                    

       Любовь преображает и облагораживает человека, открывает ему пути к высокой и прекрасной жизни. Она не отрывает его от реального мира. Нужда в другом человеке помогает лучше познать себя, познать свое назначение и свою роль на Земле.

 Любовные стихи Пушкина с потрясающей силой открыли личность поэта, запечатлели его духовное богатство, которое он так свободно и щедро отдавал людям -  и близким современникам, и дальним потомкам.

  Нам необходимо пройти хоть немного вместе с Пушкиным по путям, оставленным им для нас в своей поэзии. Она  (поэзия) служит нам и в любви, и в печали, и в дружбе, и в думах о смерти. «…Преобразующая и возвышающая сила поэзии Пушкина находит нас во все ответственные мгновения нашей жизни»,- писал академик Д.С. Лихачев.

 Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценимы…

          Литература

  1. А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. М. Художественная литература, 1985 г.
  2. А.С.Пушкин «Сто стихотворений и десять писем», М., 1969 г.
  3. Басина М. На брегах Невы. Ленинград, Детская литература, 1976 г.(стр. 109-112)
  4. Басина М. Далече от брегов Невы. Ленинград, детская литература, 1985 г. (стр.193 – 211)
  5. Городецкий. Лирика Пушкина, М.,1970 г
  6. Зуев Н  Всегда с Пушкиным (разговор редактора с читателем). Литература в школе №2, 1996г, стр. 67-70
  7. Левина «Пушкинское Болдино». М., 1970 г.
  8. Лобикова Н. «Мои стихи … текут…», литература в школе №2, 1996 г., стр. 72-74.
  9. Новиков Иван «А.С.Пушкин» М., 1954 г.
  10. Рождественский «Читая Пушкина», Л., 1966 г.
  11. Хмарский «Народность поэзии Пушкина, М., 1970 г.
  12. Живые страницы: Пушкин, гоголь, Лермонтов, Белинский, М., 1970 г.
  13. Черейский Л.А.. Современники Пушкина, Ленинград, «Детская литература», 1981г.
  14.  В работы использованы материалы статьи Г.П.Макогоненко «… Счастье есть лучший университет» (полемические заметки об изучении любовной лирики Пушкина. Стр 178-188. ( неизвестный  журнал)



Предварительный просмотр:

        МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

Материалы для школьного  урока-лекции  по литературе
в 10 классе

«Тема любви в лирике А.С.Пушкина»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск - 2012

  Тема любви в лирике А.С.Пушкина

           ( материалы к школьной лекции)

                        План

  1. А.С.Пушкин – гений русской поэзии.
  2. Тема любви в лирике А.С.Пушкина.
  1. Стихотворения, посвященные любви, - подлинные жемчужины его творчества:

- красота и богатство чувств, воплощенных в лирических произведениях;

- стройность его внутреннего мира;

- высокий строй души;

- глубокая гуманность.

              2) Новаторский характер лирики Пушкина:

- реализм;

- глубоко личный и одновременно обобщенный характер отраженных в ней  переживаний;

- широта и многообразие жанровых форм;

-художественная законченность и эмоциональная выразительность стихотворений.

  1. Воспитательное значение стихотворений Пушкина о любви; их непреходящая эстетическая ценность.

                                  А. Пушкин – это наше, все.

                                                      Аполлон Григорьев.

Солнцем русской поэзии называли Пушкина его современники. « Это был не только великий поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, слава всемирная», - так оценивал Пушкина Белинский.

  Пушкин – гений, сумевший создать идеал нации. Понять русский характер нельзя без Пушкина

  Поэзия Пушкина поражает своим всеобъемлющим характером, неисчерпаемым многообразием в выражении чувств. Все находило отклик в его свободной, беспредельной и глубокой, как море, душе. Пушкин говорил своей поэзией:

   « Как прекрасны все чувства и мысли героического, могучего народа, как светел его разум, как ясны его отношения к жизни, как прекрасны все его человеческие проявления»

 Поэтому лирика Пушкина исключительно многогранна. Его лирические стихотворения отражают все, что волнует русский народ. Недаром Пушкин в стихотворении «Эхо» сравнивает себя с эхом.

               Ты внемлешь грохоту громов

               И гласу бурь и валов,

               И крику сельских пастухов –

               И шлешь ответ;

               Тебе нет отзыва.

              Таков и ты поэт!

Исключительно ярко. Глубоко, всесторонне отражают стихотворения Пушкина действительность. Патриотизм, связь с декабристами, любовь и дружба, любовь к русской природе – все нашло место в его произведениях.

 Он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине.

    Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин раскрытию самых задушевных чувств. Эта лирика отличается гуманностью ( человечностью), искренностью.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина» - писал Белинский.

   Пушкинская лирика самым тесным образом связана с обстоятельствами жизни поэта, со всей его эпохой. За каждым стихотворением стоит какое-либо событие или переживание, глубоко его задевшее, взволновавшее. Исключительной искренностью и правдивостью веет от его стихов. По словам Белинского, « Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера…». Любовь поэта выразила себя в стихах. Пушкин писал их по душевной потребности, по велению сердца. Так в течение времени складывался цикл стихотворений, внутреннее единство которого определялось индивидуальной неповторимостью чувства духовной общности любящих.  Прочитаем стихотворение «Ночь» (А.С.Пушкин, т.1, стр.202) Стихотворение написано 26 октября 1826 года в Одессе. Всего 8 строк…

   Мой голос для тебя и ласковый и томный

   Тревожит позднее молчанье ночи томной.

   Близ ложа моего печальная свеча

   Горит; мои стихи , сливаясь и журча,

   Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

   Во тьме твои глаза блистают предо мною,

   Мне улыбаются, и звуки слышу я:

   Мой друг, мой нежный друг… люблю…    твоя…   твоя…  

 «Ночь» открывает нам счастливого человека, самозабвенно отдающегося творчеству, вдохновение которого слито с музыкой любви. В нем сообщается о непосредственной близости двух  любящих  людей. Поэт мысленно обращается к своей избраннице, рассказывая о своих стихах – «ручьях любви». Последняя строка – это звучащая речь, женское объяснение в любви. Взволнованное признание усиливается повторами, звучит с паузами и как бы с придыханием:

                   Мой друг, мой нежный друг..

                                                Люблю… твоя… твоя!...

   Высокую оценку этому стихотворению дал Белинский. Упоение духовной близостью с любимой женщиной является тем ощущением сердца, которое может быть выражено только языком поэзии.

  В этом стихотворении раскрылись личность Пушкина, его нравственный опыт, его понимание любви, его идеал духовной близости с любимой.  Пережитое конкретное и реальное чувство Пушкина переплавлялось в благоуханную, по словам Гоголя, поэзию.

 Поэтому в любовной лирике Пушкина мы находим радостное ощущение молодости, тяжелые переживания южной ссылки и тончайшую лирику северной русской природы.

 Стихотворения о любви являются подлинными жемчужинами творчества Пушкина. Здесь мы находим такие перлы мировой поэзии, как « Я помню чудное мгновенье», « Я вас любил: любовь ещё быть может», «Прощание», «Для берегов отчизны дальней», «Мадонна» и т.д

  До сих пор продолжает оставаться одной из загадок мирового искусства и способно вызывать чувство беспредельного восхищения своей неповторимой красотой стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Стихотворение было написано в Михайловский период в1825 году, во время ссылки Пушкина в Михайловское, и обращено к Анне Петровне Керн, необыкновенно привлекательной молодой женщине. Еще в 1819 году в Петербурге, в годы рассеянной светской жизни, встретил Пушкин в дружественном семействе Олениных девятнадцатилетнюю красавицу, уже бывшую три года женой генерала Керна. Она выделялась не только красотой. Что-то очень привлекательное было во всем её облике. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался её сияющей красотой. Кончился вечер. Гости разъезжались.  С тех пор они больше не виделись. Где она и что  с ней, - Пушкину было неизвестно..

  И велика была его радость, когда у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел её, такую же обаятельную и красивую, как прежде.

   Анна Петровна приехала погостить к своим родственникам в село Тригорское. Пушкин стал чаще бывать по вечерам у Осиповых в Тригорском. Молодежь гуляла в парке. Каталась на лодке, затевала игры, шарады. По вечерам А.П.Керн садилась за фортепиано и пела. Пушкин слушал как очарованный. В тот день, когда А.П.Керн уезжала, Пушкин приехал её проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу «Онегина». Между её страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это было «Я помню чудное мгновенье».

  Стихотворение останавливает внимание своей удивительной стройностью. Оно разделено на три совершенно равные части. Первая открывается словами: «Я помню чудное мгновенье» и вся посвящена воспоминанию того, что было. Поэт вспоминает давний петербургский вечер у Олениных, первую встречу, «милые черты», «голос нежный». Это воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности.

          Я помню чудное мгновенье:

          Передо мной явилась ты,

          Как мимолетное виденье,

          Как гений чистой красоты.

  Впечатление радостного видения усиливается во второй строфе, где душевное состояние поэта передано в характерных для романтического стиля недомолвках.

          В томленьях грусти безнадежной.

          В тревогах шумной суеты,

          Звучал мне долго голос нежный

          И снились милые черты.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. Грустное это было время. Бурное, стремительное течение жизни заслонило, стерло из памяти «небесные черты».

          В глуши, во мраке заточенья

          Тянулись тихо дни мои

          Без божества, без вдохновенья,

          Без слез, без жизни, без любви.

Жизнь поэта словно замерла. Она утратила свою поэзию – наступила душевная спячка.

 И вдруг « душе настало пробужденье». Реальный образ А.П.Керн как бы вновь воскресил душу поэта, раскрыл перед ним  красоту не только безвозвратно ушедшего времени, но и настоящего, о чем прямо и просто сказано в стихотворении:

         Душе настало пробужденье:

         И вот опять явилась ты,

         Как мимолетное виденье,

         Как гений чистой красоты.

                 И сердце бьется в упоенье,

                 И для него воскресли вновь

                 И божество, и вдохновенье,

                 И жизнь, и слезы, и любовь.

 Основная мысль этого стихотворения – светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда, - передается Пушкиным с постоянным и все возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горечь утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга.

  Трудно и сейчас без внутреннего волнения читать вдохновенное послание поэта, согретое порывом горячего, искреннего и чистого чувства.

 С удивительной простотой и искренностью воплотил Пушкин в немногих словах захватившее его целиком восхищение перед «гением чистой красоты» « Забываешь, что речь идет о живых конкретных людях, существующих в реальной обстановке. Стихи поют и сияют. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную полноту счастья – любовь».  (Рождественский. «Читая Пушкина», М..1966 г., стр. 132.)  

 Это одна из вершин пушкинской лирики.

 Вот еще одно стихотворение, написанное Пушкиным в ссылке, в Михайловском, при получении одного дорогого ему письма. Оно пришло из далекой южной Одессы от Е.К.Воронцовой и по обычаю было запечатано сургучом с оттиском личного перстня. Пушкин, прочитав, должен был сжечь это послание. Но ему мучительно трудно с ним расстаться.

  Как всегда у Пушкина, стихотворение четко разделяется на части. Сначала идет обращение к самому письму.  Нам не известно, о чем сообщается в письме, но, видимо, что-то очень глубоко взволновало поэта. Очень кратко говорится о личном душевном состоянии поэта в эту горестную минуту, когда нужно уничтожить то, что так дорого сердцу, о чувстве непреклонной решимости.

      Прощай, письмо любви! прощай:

                              она велела

………………………………………..

      Готов я; ничему душа моя не внемлет..

 Вторая часть посвящена изображению того, как горит письмо:

    Уж пламя жадное листы твои приемлет…

   Минуту! … вспыхнули!

         Пылают – легкий дым

    …………………………….

 Свершилось! Темные свернулися листы;…

В третьей части мысль поэта вновь возвращается к письму в трогательном, хватающем за душу восклицании:

       …Пепел милый,

     Отрада бедная в судьбе моей унылой,

     Останься век со мной

     На горестной груди…

Поэт специально задерживает свое внимание на мучительном для него сгорании письма, подробно и последовательно передает все этапы этого действия. Это стихотворение входит в цикл лирики Пушкина, связанный с именем Е.К.Воронцовой. Почти каждое стихотворение этого цикла возникло в той или иной жизненной ситуации.

    Пушкин, как художник, не любил ограничиваться общими словами и беспредметными рассуждениями. «Уже поверхностное знакомство с характером работы Пушкина над рукописями своих лирических стихотворений дает представление о том, с какой тщательностью он устранял все слишком личное и интимное, касающееся его одного, а поэтому мало понятное читателям, настойчиво добиваясь возможно большей обобщенности в передаче своих чувств и предельной ясности их отражения в стихотворении» ( Городецкий «Лирика Пушкина» стр. 3-4)

 Всякая подлинная лирика является не простым воспроизведением индивидуальных переживаний поэта, а очень сложным их обобщением. Основная особенность лирики – передавать чувства художника другим людям, доводя их до общности восприятия при сохранении глубоко индивидуальной окраски. Пушкин всегда мыслил очень точно, конкретно и если описывал какое-либо душевное состояние или внешнее действие, то стремился к тому, чтобы в простых словах, понятных всякому, быть предельно сжатым и правдивым в передаче всех необходимых ему подробностей.

   Стихотворения Пушкина отличаются художественной законченностью и эмоциональной выразительностью. Он использует разнообразные жанровые формы: стихи, письма, послания, элегии и т.д.

  Каким богатством оттенков, возможностей, тонких и неожиданных поворотов человеческого чувства представлена у Пушкина ЛЮБОВЬ!

  Тут и тихое наслаждение от одного созерцания красоты, от одного сознания, что любовь живет в твоей душе…

  Один из современных критиков Ермилов, давая оценку пушкинскому творчеству, сказал  « что любовь предстала в  пушкинской любовной лирике в таком присущем ей естественном сочетании счастья, какой она не являлась в мировой поэзии».

   Всегда у Пушкина веселье, молодость, любовь, дружба освещены мудростью и светом разума.

 Уже давно нет Пушкина, но память о великом русском поэте живет и будет жить в сердце русских людей. Стихи Пушкина о своей горькой, но счастливой любви воспитывают душу, делают её способной к доброму и прекрасному.

  От манерной изящной грусти и до черной, безысходной тоски,  от легкой дурашливой влюбленности и до сжигающей страсти - кажется, все чувства, доступные человеческому сердцу, находим мы в поэзии Пушкина.                                                                    

       Любовь преображает и облагораживает человека, открывает ему пути к высокой и прекрасной жизни. Она не отрывает его от реального мира. Нужда в другом человеке помогает лучше познать себя, познать свое назначение и свою роль на Земле.

 Любовные стихи Пушкина с потрясающей силой открыли личность поэта, запечатлели его духовное богатство, которое он так свободно и щедро отдавал людям -  и близким современникам, и дальним потомкам.

  Нам необходимо пройти хоть немного вместе с Пушкиным по путям, оставленным им для нас в своей поэзии. Она  (поэзия) служит нам и в любви, и в печали, и в дружбе, и в думах о смерти. «…Преобразующая и возвышающая сила поэзии Пушкина находит нас во все ответственные мгновения нашей жизни»,- писал академик Д.С. Лихачев.

 Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценимы…

          Литература

  1. А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. М. Художественная литература, 1985 г.
  2. А.С.Пушкин «Сто стихотворений и десять писем», М., 1969 г.
  3. Басина М. На брегах Невы. Ленинград, Детская литература, 1976 г.(стр. 109-112)
  4. Басина М. Далече от брегов Невы. Ленинград, детская литература, 1985 г. (стр.193 – 211)
  5. Городецкий. Лирика Пушкина, М.,1970 г
  6. Зуев Н  Всегда с Пушкиным (разговор редактора с читателем). Литература в школе №2, 1996г, стр. 67-70
  7. Левина «Пушкинское Болдино». М., 1970 г.
  8. Лобикова Н. «Мои стихи … текут…», литература в школе №2, 1996 г., стр. 72-74.
  9. Новиков Иван «А.С.Пушкин» М., 1954 г.
  10. Рождественский «Читая Пушкина», Л., 1966 г.
  11. Хмарский «Народность поэзии Пушкина, М., 1970 г.
  12. Живые страницы: Пушкин, гоголь, Лермонтов, Белинский, М., 1970 г.
  13. Черейский Л.А.. Современники Пушкина, Ленинград, «Детская литература», 1981г.
  14.  В работы использованы материалы статьи Г.П.Макогоненко «… Счастье есть лучший университет» (полемические заметки об изучении любовной лирики Пушкина. Стр 178-188. ( неизвестный  журнал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...

Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...

Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Методическая разработка урока в 9 классе, на тему "Тема любви в лирике А. С. Пушкина"....

Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»

Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»...


 

Комментарии

Васенина Тамара Александровна

Материал может быть полезен учителю, работающему в старших классах при повторении, учащимся при подготовке к экзаменам и написанию сочинений.