Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Колодченко Валентина Васильевна

 

 

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

 

ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содействовать развитию высоких эстетических чувств учащихся, идеалы красоты и гармонии; углубить представления об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений.

Оборудование: индивидуальные карточки, альбом по Пушкину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._lyubovn.lirika_pushkina.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.

«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа,

                                              прекрасные в человека, три сферы активности,

                                                    разбивающие замкнутый мирок эгоизма личности,

                                        наполняющие жизнь значением и смыслом.

Г.А. Гуковский

ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содействовать развитию высоких эстетических чувств учащихся, идеалы красоты и гармонии; углубить представления об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений.

Оборудование: индивидуальные карточки, альбом по Пушкину

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина).

II. Чтение и анализ стихотворения «На холмах Грузии...» (1829):

1. Определите тему этого стихотворения. Какие строчки вы считаете самыми главными, ключевыми?

(Учащиеся могут ответить: «Мне грустно и легко», «Печаль моя светла», «Печаль моя полна тобою...» или «И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».)

2. Найдите в стихотворении оксюморон, дайте ему истолкование.

Слово учителя

В стихотворении «На холмах Грузии...» (1829) отсутствуют яркие и красочные эпитеты. Только две метафоры — «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: «Мне грустно и легко», «Унынья моего // Ничто не мучит, не тревожит», «Что не любить оно не может». Но вместе с тем они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит — виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. Не нужно, однако, думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевром его лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных подробностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и потому ненужного. Эта вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинскому шедевру.

III. Проверка индивидуальных заданий — сообщения на темы «Натали», «Болдинская осень» (по карточкам).

IV. Звучит романс на слова стихотворения «Я вас любил...».

V. Выразительное чтение и анализ этого стихотворения. Беседа по вопросам:

1. Почему это стихотворение было многократно положено на музыку?

2. Чем поражает это стихотворение? В чем сила любви лирического героя? (В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к ее чувствам. Это высшее проявление любви — любовь, лишенная эгоизма, основанная лишь на том, чтобы любимая была счастлива: «Как дай вам Бог любимой быть другим».)

Слово учителя

Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от стихотворения «На холмах Грузии...», в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: «Я вас любил...» Он раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно...

В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству — самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже безответного любовного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Он желает любимой полного счастья: «Как дай вам Бог любимой быть другим...»

Совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

3. В.Г. Белинский дал такое определение пушкинской лирике — «лелеющая душу гуманность». Как вы понимаете эти слова?

4. Выразительно прочитайте это стихотворение, передав «светлую печаль» и силу такой любви.

VI. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Мадонна».

1. Обратим внимание на форму этого стихотворения. Количество строф (3 строфы по 4 строки и одна строфа, в которой 3 строчки), расположение рифм (абба) — все это признаки сонета.

2. Главные в смысловом отношении слова поэты выносят в конец строки и закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы стихотворения: творец — образец и Мадонна. (Мадонна — у католиков: богородица.)

Почему А.С. Пушкин так называет свою возлюбленную? (Красота Н.Н. Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами. Но, как известно,

А. С. Пушкина больше всего поражало сходство его избранницы с изображениями мадонны на картинах художников эпохи Возрождения.)

3. Как выражает в стихотворении «Мадонна» поэт свой идеал счастья?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина о любви.

2. Индивидуальные задания — подготовить сообщения на темы:

«Петербург», «Последние годы жизни поэта» (по карточкам).

Карточка

Петербург

     В ноябре 1830 г. Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 г. состоялось венчание его с Натальей Гончаровой. Вскоре вместе с женой он переехал в Петербург.

     Поэт по-прежнему полон творческих замыслов. В 1832 г. он начал писать роман «Дубровский», а в 1833 — повесть «Пиковая дама». Тогда же, в 1833 г., он приступает к работе над «Капитанской дочкой» и собирает материал для «Истории Пугачева».

     В творчестве Пушкина 1830-х гг. историческая тема заняла особое место. Как бы соединяя современность и историю, поэт стремился осмыслить путь человечества как закономерное и неостановимое движение. К работе над историческими темами он подходил как художник и как ученый-историк, внимательно изучая исторические источники, делая выписки из архивных документов, посещая места, связанные с тем или иным историческим событием. Чтобы подробнее ознакомиться с краем, где вспыхнуло восстание Пугачева, Пушкин в 1833 г. отправился в путешествие по России. Он посетил Казань и Оренбург, где еще были живы воспоминания о Пугачеве. В эти же годы Пушкин приблизился к осуществлению давно задуманной идеи написать историю Петра Великого.

     Пушкин с тревогой видел, что дела его все ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьезное беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены.

     И все-таки Пушкин много писал. Особенно плодотворно было новое уединение в Болдине осенью 1833 г.

Карточка

Последние годы жизни

     1834 г. явился переломным годом в жизни Пушкина: в дневнике поэт записал, что переходит к открытой оппозиции. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина: обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже не молод. Поэт понимал, что царь, приближал его ко двору, преследует определенные цели. В свете вновь поползли слухи, будто поэт заискивает перед Николаем 1. Обстоятельства складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина, а народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I, в котором, по его словам, »много от прапорщика и мало от Петра Великого». Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов. Но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение. Не бывать же в свете он не мог: придворное звание обязывало посещать балы и вечера. В конце концов поэт решился на отчаянный шаг: летом 1834 г. он подал прошение об отставке. В ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно.

     Светское общество не могло простить Пушкину его гениальности. Глупцам, посредственностям бездарностям всегда чужд человек высоко одаренный и духовно свободный. Пушкина травили клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к кровавой развязке. Поэт это знал:

Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы;

Решенья глупости лукавой,

И шепот зависти, и легкой суеты

Укол веселый и кровавый.

     Он пытался найти выход, вновь и вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Именно в этот период современники замечают тяжелое состояние его духа.

     Гениальные произведения, созданные Пушкиным в начале 30-х гг., не были поняты и по достоинству оценены.

Пушкин не знал покоя и в семье. Молодой француз Дантес, усыновленный голландским посланником бароном Геккерном, зимой 1836 г. стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешен: стал мрачен, молчалив, вид его был угрожающ. В начале ноября свет нанес сердцу Пушкина еще одну неотразимую обиду»: поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший честь его и Натальи Николаевны. Пушкин показал анонимное письмо друзьям-лицеистам. Один из них сделал вывод, что бумага иностранного производства и принадлежит какому-нибудь посольству. Пушкин пришел к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль. Друзьям удалось предотвратить кровавую развязку, а Дантес заявил о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

     Свет выступил не на стороне Пушкина. Все обвиняли поэта и злобно ждали его унижения. Дантес, хотя дом Пушкина был закрыт для него и его жены, не переменил отношения к Наталье Николаевне. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену. Пушкин решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приемного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

     Дуэль состоялась 27 января 1837 г. в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. По воспоминаниям современника, поэт воскликнул: »Браво!» Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь.

     Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой у него начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии его здоровья. К поэту приходили сотни людей. Доктора не скрывали от Пушкина трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.

     «Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта», — вспоминала Е.Н. Карамзина.

     Власти испугались народных манифестаций и беспорядков и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, а ночью отвезти гроб в Святогорский монастырь для погребения. К псковскому губернатору было отправлено из III отделения предписание царя не устраивать «никакой встречи, никакой церемонии». В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан.

     В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...

Тема любви в лирике А.С.Пушкина

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирик...

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...


 

Комментарии

По-моему, "совершенный отказ от каких-либо личных прав" - это не Александр Пушкин. И никакого личного счастья он даме сердца не желает. 5 раз повторено "любил", плюс искренность и нежность. Да никаких "быть может" - все еще в настоящем времени! Такое чувство на дороге не валяется! Но не заметить и не ответить - кто же она после этого! Слепа она или глупа? "Дай вам бог играть в шахматы, как Каспаров! Дай вам бог повторить чей-то успех!" Так ведь не даст!!! Это явная ирония.
Я вас любил, вы это на оценили, вам же хуже. Я хотя бы любить умею. Пушкин - хулиган и победитель, а не нытик. Может, такая трактовка ближе к оригиналу?