Жизнь и творчество А. Я. Яшина. Обучение анализу стихотворения (презентация к уроку литературы).
презентация урока для интерактивной доски литературы (6 класс) по теме

Петрова Ольга Юрьевна

Презентация к уроку литературы для 6 класса. Обучение анализу стихотворения. А. Я. Яшин "Орёл".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yachin_orel_petrova_ou_.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 296 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Анализ стихотворения А. Я. Яшина “Орёл” 6 класс Автор работы Петрова Ольга Юрьевна учитель русского языка и литературы 2012

Слайд 2

Алекса́ндр Я́ковлевич Я́шин (1913—1968) прозаик и поэт

Слайд 3

Родные места писателя А. Я. Яшина Памятник А. Я. Яшину в г. Никольске (скульптор М.В. Таратынова ) Дом Поповых Деревня Блудново

Слайд 4

В каждом произведении Александр Яковлевич Яшин стремился к максимальной честности. Стилю писателя свойственны естественность, точность и живость слога.

Слайд 5

ОРЕЛ Подберите ассоциации. Работа с названием стихотворения

Слайд 6

Работа с названием стихотворения ОРЁЛ Найдите информацию об орле.

Слайд 7

Произведите звуковой анализ слова “орёл”? Сделайте выводы. Работа с названием стихотворения

Слайд 8

ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956 Прочитайте стихотворение

Слайд 9

Из-за утеса, ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла , Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956 Ответьте на вопросы Почему в орла ударили и з-за утеса , как из-за угла? Почему «как из-за угла» вынесено на отдельную строку? - Какие чувства вызывает то, кто действует «как из-за угла»? Как это в упор? Кого орел мог так близко подпустить к себе?

Слайд 10

Из-за утеса, ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь , ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956 Почему орёл покинул свой камень спокойно? Почему у орла свой камень? Почему не оглянулся на стрелка? Почему ушёл за облака « широкими кругами», «не торопясь», «как всегда»? - Есть ли синоним для сочетания «как всегда»? Почему в стихотворении используется слово «ушел», а не «улетел», «убежал»? Ответьте на вопросы

Слайд 11

Из-за утеса, ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок , а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика ? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956 Почему столько вопросов в строфе? Кто задает эти вопросы ? Что это за птицы перепелки? Почему могла задрожать у стрелка рука? Почему покачнулся ствол дробовика ? Ответьте на вопросы

Слайд 12

Из-за утеса, ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо , А сердце и орлиное ранимо... Орел упал , Но средь далеких скал , Чтоб враг не видел , Не торжествовал. 1956 Почему ни дробинки не скользнуло мимо? Какое орлиное сердце ? Что значит оборот «ранимое сердце»? Почему орел упал средь далеких скал? Почему враг не должен видеть падение орла? Почему использовано многоточие? Почему «орел упал» вынесено на отдельную строку? Ответьте на вопросы

Слайд 13

ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956 Найдите средства выразительности в тексте Олицетворение Звукопись Антитеза Сравнение Эпитет

Слайд 14

Определите размер стиха ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956

Слайд 15

Определите рифму стиха ОРЁЛ Из-за утеса, Как из-за угла, Почти в упор ударили в орла. А он спокойно свой покинул камень, Не оглянувшись даже на стрелка, И, как всегда, широкими кругами, Не торопясь, ушел за облака. Быть может, дробь совсем мелка была Для перепелок, а не для орла? Иль задрожала у стрелка рука И покачнулся ствол дробовика? Нет, ни дробинки не скользнуло мимо, А сердце и орлиное ранимо... Орел упал, Но средь далеких скал, Чтоб враг не видел, Не торжествовал. 1956

Слайд 16

Определите тему? Определите идею?

Слайд 17

- Что понравилось в ходе урока? - Что трудно было? Рефлексия

Слайд 18

Домашнее задание Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения А. Я. Яшина «Орёл».

Слайд 19

1. Биография Яшина А. Я. http://ru.wikipedia.org/wiki/Яшин,_Александр_Яковлевич http://www.cultinfo.ru/literature/yashin/ 2. Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2 / авт.-сост. Полухина В. П. – М.: Просвещение, 2007 г. 3 . Сведения об орле http://ru.wikipedia.org/wiki/ Орёл_ (птица) 4 . Фотографии орлов www.gulyarasi.com http://ru.wikipedia.org/wiki/ Клинохвостый_орёл www.santera.ru www.proza.ru 5 . Фотографии раздела «Родные места А. Я. Яшина» http://ak48.moifoto.ru/ Использованные ресурсы к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"

В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....

Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах".

Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов. Пособие предназначено дл...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" (1825)"

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября"...

Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография".Презентация к уроку литературы.

Презентация к уроку литературы «  По местам боевой славы. Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография»....

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...