А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Герасимова Светлана Васильевна

 

 Театрализованный урок - размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве Радищева

Задачи:

образовательная – совершенствовать культуру умственного труда;

развивающая – способствовать развитию любознательности, выявить характер познавательных интересов учащихся, оценить степень их творческой одаренности;

воспитательная – воспитывать желание учиться творчески, учиться с увлечением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radishchev.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа № 23г. Томмот» РС(Я)

А. Н. Радищев

 «Путешествие из Петербурга в Москву»

Театрализованный интегрированный

 урок - размышление

                                                                                                Учитель

                                                                                  Герасимова

                                                                               Светлана Васильевна

Открытый урок – театрализованный урок - размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве Радищева

Задачи:

Образовательная – совершенствовать культуру умственного труда.

Развивающая – способствовать развитию любознательности, выявить характер познавательных интересов учащихся, оценить степень их творческой одаренности.

Воспитательная – воспитывать желание учиться творчески, учиться с увлечением.

Форма урока – урок – размышление, театрализованный урок.

Ход урока.

Эпиграф на доске

«Человек без всякой власти, без всякой опоры дерзает вооружиться против самодержавия, против Екатерины!»

А. С. Пушкин

Один день из жизни А. Н. Радищева.

Когда произносится имя А. Н. Радищева, сами собой являются ставшие привычными определения – «мужественный борец против самодержавия и крепостнического рабства», «пламенный революционный патриот», «достойный пример самоотверженного служения народу».

Портрет Радищева.

С именем Воронцова легенда связывает портрет Радищева, сделанный после его возвращения из Сибири. На портрете Радищев уже немолод. Зачесанные назад седые волосы, открытый высокий лоб. Глубокий, сосредоточенный взгляд больших темных глаз обращен на нас. Портрет мыслителя, философа…

Портрет хранился во Владимирском краеведческом музее, куда он, видимо, попал из Андреевского, имения Воронцова, находившегося неподалеку от Владимира. Вернувшись из ссылки, Радищев, нарушая запрет, тайно приезжал в Андреевское к Воронцову. Вероятно, тогда и был выполнен неизвестным художником портрет писателя. А, возможно, портрет Радищева был сделан в последний «петербургский» период жизни писателя, когда ему вернули дворянство, освободили от надзора и по рекомендации Воронцова приняли на службу в комиссию по составлению законов.

Так или иначе, перед нами последний прижизненный портрет Радищева, датируемый периодами с 1797 по 1802 года. Он мог быть заказан Воронцовым или кем-то из членов его семьи в знак признательности.

Всякий кто знаком с творчеством Радищева, с его произведением «Путешествие из Петербурга в Москву», всякий, кто знает, сколько испытал этот человек, послушный голосу своего времени, - согласится, что Радищев заслуживает этих высоких эпитетов.

И все же редко кто стремится за громкими словами разглядеть Радищева  - человека, увидеть его лицо не на чеканных медальонных гравюрах, а в обычной домашней обстановке, в трясущейся кибитке или в зале Петербургской таможни, где он и служил, покуда не был арестован.

Много трудных дней выпало на долю Радищева. Но, может быть, самым тяжелым был день 30 июня 1790 года. Предшествовавшие этому дно события были для Радищева тревожными.

Напечатано его «Путешествие…», экземпляры стали распространятся в столице, послышались первые гневные отклики.

Наконец, один экземпляр попал в руки императрицы Екатерины. Возмущенная императрица исчеркала страницы книги пометками, а о сочинителе отозвалась: «Путешествие из Петербурга в Москву» наполнено самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умоляющими должное по властям уважение, стремящимся к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства; Радищев бунтовщик, хуже Пугачева, Пугачев был казнен. И к смертной казни был приговорен и Радищев» Тем самым Екатерина сама заранее предрешила судьбу Радищева.

Над головой Радищева сгущались тучи. Все яснее становилось, что арест и расправа неотвратимы. Друзья и домашние уговаривали Радищева покинуть Россию, уехать заграницу. Но спастись самому значило навлечь опасность на всю семью, которая могла оказаться в опале. Трое сыновей и дочь Александра Николаевна после смерти его жены, Анны Васильевны, остались сиротами. Как же Радищев мог оставить их? К концу июня он окончательно делает вывод – остаться в Петербурге и ждать что будет.

Утро 30 июня. Доверенный слуга Давид Фролов по поручению Радищева жжет в листах оставшийся тираж «Путешествия». Печь накалилась, в кухне жарко. Как вообразить себе, что было написано на лице Александра Николаевича в эти минуты?

Горит его детище, его главный труд, его строки, написанные кровью его сердца. Он пытается успокоить себя – так надо. Вслед за остатками тиража летят в печь личные бумаги и черновики. Теперь надо спешить на таможню, закончить служебные дела. Это был последний день на свободе. Вечером того же дня Александра Николаевича арестовали.

Мне кажется, еще не много, и я увижу его лицо в этот момент. Позади – исполненный долг, книга, которая он знает – прозвучит по всей России. Впереди – допросы, годы ссылки, святая доля страдальца за счастье народное. Впереди и позади много торжественных и много горестных минут.

Мы провели один день с Радищевым и теперь в путь!

«О, дар небес благословенный,

источник всех великих дел,

О, вольность, вольность, дар небесный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел!»

Ты хочешь знать кто я? что я? куда я еду?

Тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, не человек!

Так писал осенью 1790 года по дороге в Сибирь Александр Николаевич Радищев. Писал с полным сознанием своей правоты и чистой совестью.

Бурным, противоречивым был 18 век. Рождался капитализм в недрах старого феодального мира. Просветители – ученые и писатели Франции подготовили почву для Великой французской революции, начавшейся в 1789 году.

Революция потрясла Европу, вызвав сочувствие одних и ненависть других. Не могло это сказаться и на России, тесно связанной с Западной Европой в своем развитии.

Радищев был сыном своего века, жестокого и свободолюбивого, устойчивого и стремительного. Все эти впечатления и размышления побуждали Радищева к созданию его главного труда – книги, названной им «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия давал автору возможность показать российскую действительность как бы со стороны, глазами наблюдателя. Много дней отдал Радищев этому главному труду своей жизни. В 1789 году он начал печатать свою книгу. Она состояла из глав, названных по наименованию почтовых станций между Петербургом и Москвой. Посвящая свой труд другу юности Кутузову, Радищев писал: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». В таком тоне и написана вся книга: она обличает одних и сочувствует другим. Любовь к родине, ненависть к крепостничеству, небывало острый показ тяжелого положения народа сделало эту книгу непохожей на другие и опасной для правительства.

Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника, поэта Тредиаковского «Тилема хида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй».

Начинаем наше путешествие. (Ученик указывает на карте остановку «Любани», карта прилагается).

В главе «Любани» дается изображение доброго крестьянского труда. Несмотря на знойный полуденный час и праздник – воскресенье, крестьянин пашет свою ниву «с великим тщанием», «соху поворачивает с удивительной легкостью». «Нива, конечно, не господская» - сразу догадывается путешественник. (Разыгрывается сценка).

- Бог помощи, мил человек. Что же ты пашешь попеременно на двух лошадях?

- Барин, мне надо отработать барщину, а в воскресенье работать на себя, чтобы прокормить семью.

- А отдыхать же когда?

- Мы не господа, чтобы нам гулять.

- Вот она тяжесть и непродуктивность такого труда, возмущен, насколько крестьянин бесправен. «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение. Свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения»

Глава (остановка) Зайцево.

Действующие лица: 2 пожилые женщины.

На сих днях совершается брак между 78-летним молодцом и 62-летнею молодкою. Причину столь престарелому спарению отгадать тебе трудненько. Распусти уши, мой друг, и услышишь.

Н: Слух носится, душа моя, что ты собралась замуж. Мне, кажется, солгано. Какой - нибудь насмешник выдумал эту басню.

Ш: Правда совершенная. Завтра сговор. Приезжай пировать с нами.

Н: Ты с ума сошла. Неужели старая кровь разыгралась? Неужели какой молокосос побудился к тебе под крыло?

Ш: Ах! Матка моя! Некстати ты меня наравне с молодками считаешь ветреницами. Я мужа беру по себе…

Н: В нашем возрасте любить нельзя, и не для чего, разве что для денег.

Ш: Я такого и не возьму, который мне мог изменить. Жених мой меня старше 16 годами.

Н: Ты шутишь! Нельзя этому статься.

Ш: По чести правда – Барон Дурындик; приезжай завтра ввечеру, ты увидишь, что лгать я не люблю.

Н: А хоть и так, ведь он не на тебе женится, а на твоих деньгах!

Ш: А кто ему их дает? Я в первую ночь так и не обезумею, чтобы ему отдать все мое имение; уже то время прошло. Табакерочку золотую ему подарю, да так что, по мелочи.

Н: Зачем ему табакерочка твоя?

Ш: А! зато он чин хороший имеет, представляешь, как меня будут называть Ваше высокоблагородие или Ваше превосходительство. Чихну, а он мне здравствуй, мой свет, здравствуй, моя душенька.

Н: Прости, матушка! (Уходит).

Ш: Завтра сговор, а через неделю свадьба. (чихает). Небось не воротится. Толи дело как муж свой будет. (уходит).

Не дивись, мой друг! На свете все колесом вертится. Надеюсь, что и ты много увидишь дурындиных, а без них свет не простоял бы трех дней.

Станция «Вышний волчок».

Вообрази себе, мой друг, что кофе налитый в твоей чашке и сахар, распущенный в оном, лишали покоя тебе подобного человека, что они были причиной превосходящего его силы трудов, причиной его слез, казни и поругания; дерзай, жестокосердный, усладить гортань твою.

- Вид прещения, сопутствовал сему изречению, поколебил меня до внутренности. Рука моя задрожала, и кофе пролился.

В главе «Медное» наглядно показана трагическая судьба крепостных, продаваемых с публичного торга.

- «А у нас то ще было, было (причитает баба). Страшная беда. Молодой то наш барин продал своего бывшего преданного дядьку, который ходил за ним и даже спас от утопления, бросаясь за ним в реку. Продал и бывшую свою кормилицу, и их дочь, обесчещенную им… Горе – то какое, горе».

- Страшная в своей обыденности история. И это «срамное зрелище» никого не трогает! Это обычно!

С необычайным внимание присматривается Радищев к проявлению духовной жизни народа, к народному творчеству, он включает в текст «Путешествия» слова хороводной песни, народные причитания, пословицы. В главе «Клин»описывается слепой нищий, поющий «народную песнь» среди жадно слушающих крестьян. Вместе с певцом слушатели глубоко переживают то, о чем он поет. В самых трогательных местах песни слезы текут по щекам певца, громко рыдают женщины в толпе, с грустной и суровой важностью слушают мужчины. Звучит русская народная песня (исполняют учителя). Песни для Радищева – лучший путь понимания жизни народа, тягчайшие условия которой раскрываются в самом «голосе» - мелодии песен: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее». В песнях найдешь образование души нашего народа.

-Но, любезный читатель, я с тобою закалякался… Вот уже Всесвятское… Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы, мы повидаемся на возвратном пути. Теперь прости. –Ямщик! Погоняй! Москва! Москва!

Но не пришла ещё година,

Не совершилися судьбы,

Вдали, вдали ещё кончина,

Когда иссякнут все беды.

В книге автор говорит о тяжести рекрутчины и о нелепостях цензуры – словом, изображает разные стороны современной ему жизни, критикуя их резко и сильно. Да, недаром, ознакомившись с этой книгой, Екатерина 2 выразила свои чувства кратко: «Бунтовщик, хуже Пугачева!»

Пушкин впоследствии определил пафос книги Радищева так: «сатирическое воззвание к возмущению». Радищев же рассматривал не как результат частных злоупотреблений, а как неизбежное следствие самодержавия и крепостничества. Автор «Путешествия» и страстным борцом за мир между народами. С горячим сочувствием относится он к воспеванию Ломоносовым в его одах мира – «возлюбленной тишины», энергично восстает против грабительских воин, навязываемых царям и народам. Обличает алчных и хищных «завоевателей» , - ярых вепрей, которые опустошают свои и чужие земли, оставляя за собой «пустыню и мертвое пространство». К этим «злодеям человечества» Радищев обращается с гордым предостережением: «Если приобрел пустыню, то она соделается  могилою для твоих сограждан». Автор ясно сознавал новаторское  значение своих творческих исканий. Не только в области общественной мыли, но и в художественной литературе ему пришлось:

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и стихах.

Осуждение развращенных нравов самодержавно – крепостнической России неразрывно связано у Радищева с поисками правды и красоты. Высокую красоту писатель находит в нравственном облике труженика, создателя материальных и культурных ценностей. Писатель верил в высокое будущее народа:

О, народ, народ православный!

Твои поздние потомки

Превзойдут тебя во славе.

Все преграды, все оплоты

Сокрушат рукою сильной,

Победят – природу даже –

И пред их могущим взором

Пред лицом их озаренным

Славою побед огромных

Ниц падут цари и царства.

Звучит хор «Славься» (заставка) из оперы «Иван Сусанин» М. М. Глинки.

Радищев видит, что все ужасы крепостничества грозят яростным возмущением крестьян, и оправдывает его возмущение: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности, но когда конец положит всему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не приклонился на жестокость.» Во всем этом автор «Путешествия из Петербурга в Москву полностью созвучен нашему времени, да «русский народ очень терпелив»…

Список литературы

  1. Н. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Москва. Детская литература, 1979 г.
  2. Ольга Форш «Радищев». Ленинград «Художественная литература», 1986 г.

Приложение 1

Биографическая справка.

27 июня 1790 года Радищев узнал, что его ожидает арест.

30 июня 1790 года писатель был брошен в каземат Петропавловской крепости.

8-11 июля 1790 года был произведен обстоятельный допрос Радищева.

13 июля 1790 года был обнародован приказ Екатерины « о предании Радищева суду и об изъятии «зловещей книги».

24 июля 1790 года палата уголовного суда вынесла Радищеву смертельный приговор.

4 сентября 1790 года императрица подписала указ, согласно которому смертная казнь «милостиво» заменялась Радищеву ссылкой в Сибирь на 10 лет. Ссылка при Екатерине 2 была равнозначна смерти. Больного, закованного в кандалы писателя, повезли в далекий сибирский город Илимск.

12 сентября 1790 года А. Н. Радищев умер.

Приложение 2

Биографическая справка.

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Степановна Аргамакова происходила из дворян. Александр был старшим из семи братьев. Его детство прошло в Москве и в имении отца Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, но не мало слышал рассказов о жестоких соседях помещиках. Радищевы были гуманны и сочувствовали крестьянам.

Начальное образование Саша получил в Москве, в доме дяди Михаила Федоровича Аргамакова.

В ноябре 1762 года при содействии Аргамакова был пожалован в пажи и поступил в придворное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Там он подружился с Алексеем Кутузовым.

Осенью 1766 года в числе 20 самых лучших учеников он был послан в Германию для изучения юридических наук. В 1771 году Радищев и его товарищи возвратились а Россию.

В декабре 1771 года Радищев получил в Сенате, высшем административном и судебном органе Российской империи, скромную должность протоколиста. Эта должность противоречила его взглядам.

В 1780 году, будучи помощником начальника петербургской таможни, проявил себя как честный, неподкупный служащий, для которого интересы России превыше всего.

В 1781 – 1783 годах он уже создал несколько глав «Путешествия».

Июнь 1790 – Радищев закончил печатание всего тиража книги (около 650 экз.). В ней было много дополнительных глав, помещенных без разрешения петербургской управы благочиния, т. е. цензуры.

26 июня 1790 – один экземпляр попал в руки Екатерины 2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...

урок литературы в 9 классе Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"

Урок литературы в 9классе по творчеству А.Н.Радищева предполагает знакомство уч-ся с творчеством писателя ;  даёт возможность увидеть его гражданское беспокойство за положение народа, его же...

Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

Тест на знание текста и логику....

А. Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил  против самодержавно-крепостнического строяГерой произведения едет из Петербурга в ...

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие №Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи...

Конспект урока: А.Н.Радищев "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"

Конспект урока по литературе: "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"...

А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Схема к уроку по "Путешествию из Петурбурга в Москву" Александра Николаевича Радищева...