урок литературы в 9 классе Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Силаева Татьяна Ивановна

Урок литературы в 9классе по творчеству А.Н.Радищева предполагает знакомство уч-ся с творчеством писателя ;  даёт возможность увидеть его гражданское беспокойство за положение народа, его желание до конца отстаивать  права человека, развивает умение анализировать и обобщать  материал  худ. произведения, воспитывает  толерантность к чужому мнению, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

Класс:9

Учитель: Силаева Т.И.

Тема урока: А.Н. Радищев. Гражданские мотивы  произведения писателя «Путешествие из Петербурга в Москву»

Цели урока: 1) познакомить уч-ся с творчеством писателя ; показать его гражданское беспокойство за положение народа, его желание до конца отстаивать  права человека.

2)развивать умение анализировать и обобщать  материал  худ. произведения.

3)воспитывать  толерантность к чужому мнению, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Оформление урока: 1.Презентация

                                       2.Два манекена в одежде дворянина и крестьянина

                                3.Весы

                                4.Столы расставлены для работы в группах (5 групп)

План урока.

  1. Вступительное слово учитель.
  2. Обращение к эпиграфу.
  3. Повторение биографии писателя.
  4. Индивидуальное сообщение уч-ся.
  5. Работа в группах (обсуждение идейного содержания отдельных глав).
  6. Обобщение. Подведение итогов.
  7. Дом. задание.

Ход  урока

1.Вступительное слово учителя.

Темой сегодняшнего урока станет творчество А.Н.Радищева, его произведение  «Путешествие из П….» . Строить наш разговор мы сегодня будем немного  по-другому. Посмотрим на это произведение  с точки зрения прав человека, поговорим о свободе, о толерантности.

- Что такое толерантность? (Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведения, чувствам, идеям, верованиям).

С точки зрения русского языка не совсем правильно переводить как терпимость, потому что принято это ассоциировать с непротивлением.

 Не следует путать толерантность ни с пассивностью, ни с соглашательством или равнодушием. Это активное и ответственное отношение к человеку, его правам и свободам. Особенно, если это касается социальной сферы.

 ЮНЕСКО. Декларация прав человека 1995 год ,пункт 1.4.

Проявление толерантности , которое созвучно уважению  прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа или уступки чужим убеждениям.

 История вопроса о правах человека уходит далеко в историю Давайте перенесёмся с вами в 18век и посмотрим на это через призму произведения А.Радищева «Путешествие из  Пет….»

(на экране портрет писателя и эпиграфы)

Кто был Отечеству сын верный.

Был ГРАЖДАНИН, ОТЕЦ ПРИМЕРНЫЙ.

И СМЕЛО ПРАВДУ ГОВОРИЛ.

Кто ни пред кем не изгибался,

До гроба лестию гнушался,

Я чаю,- тот довольно жил?

И.Пнин

«Радищев ,следуя обыкновенному ходу вещей,  должен был достигнуть одной из первых степеней государственности, но …дерзнул безо всякой опоры вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия…» А.Пушкин

- Что вы знаете об этом человеке?

(уч-ся называют  интересные факты биографии писателя)

Учитель: А.С.Пушкин сказал: «Радищев  рабства враг…». Протест против рабства , духовной несвободы составляет пафос жизни и творчества  писателя. С большей силой это проявилось в книге « Путешествие из Петербурга в Москву»

-Что побудило его написать её? (ответ уч-ся находят в 1 главе)

-Какова была реакция царского правительства?  ( императрица собиралась отправить на плаху писателя. «Бунтовщик хуже Пугачёва..»).

- А как же быть с ореолом « просвещённой государыни»?

(Об исторической обстановке готовится инд. Сообщение)

- Какие две реальные общественные силы мы видим в русской жизни?

(дворянство и крестьянство)

Учитель: У нас в классе два манекена, олицетворяющих эти силы, скованных одной государственной цепью и весы - символ правосудия.

От главы к главе автор знакомит читателя с теми или иными сторонами отношений этих сил, злоупотреблений одних и бедственного положения других.

25 станций- 25 сторон общественной жизни тогдашней России. Вы разделены на 5 групп-станций (учитель расставляет таблички – названия станций и даёт 2-3 минуты для выполнения задания)

- Какие картины жизни мы видим? Как они характеризуют Дворянство и крестьянство? (таблички с выводами – ключевыми словами кладём на весы)

1 группа

«Любань»     -  тяжесть труда, бесправность крестьян, трудолюбие

2 группа

«Пешки», «Вышний Волочок»  -  описание крестьянской избы, нищета, труд присваивает помещик, богатство нажито грабежом, Радищев приравнивает к грабежу. Государством этот грабёж узаконен.

3 группа

«Медное»  -  продажа крепостных. Узаконена власть

над крестьянином, в силу которой помещик волен распоряжаться жизнью крепостных.

4 группа

«Чудово», «Спасская  Полесть»  -  бесчеловечность и чиновников, казнокрадство, чинопочитание

5 группа

«Торжок»  - нет свободы слова.

-Справедливо ли устроено общество?

- Давайте посмотрим, что у нас на весах?

(зачитывается вывод, на экране таблица)

Дворянство      -    бездушие, жестокость, чинопочитание, казнокрадство.

Закон на стороне дворян

Крестьянство   -  Трудолюбие , нищета, крестьянин в законе мёртв  

Учитель: Мы рассмотрели несколько глав. Можем ли мы ответить, почему Книга вызвала негодование императрицы?

- Посмотрите главу «Тверь».  В оде «Вольность» - призыв  к свержению самодержавия.

Вывод.

Заслуга Радищева в том, что он ввел в русскую литературу идеи справедливости, законности, возмущения против угнетателей. Крепостное право – чудище ,с которым необходимо бороться . Народ терпит до крайности. Но один ли выход.

А.С. Пушкин   ответил автору « Путешествие из Петербурга в Москву»: «Лучшие и прочнейшие  изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».

 ( на экране слова )

Ты хочешь знать: кто я?

Что я? Куда я еду?

Я тот же, что и был, что буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева повлияла на развитие целого направления в русской литературе, целью которого  было и является «исправление нравов»,  «Чувства добрые» пробуждали в сердцах людей Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Толстой….

Подведение итогов, выставление  оценок.

Домашнее задание:  Биография Н.М.Карамзина, повесть «Бедная Лиза»

  Инд. задание: сентиментализм – направление в русской  литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Театрализованный урок - размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве РадищеваЗадачи:образовательная –...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...

Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

Тест на знание текста и логику....

А. Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил  против самодержавно-крепостнического строяГерой произведения едет из Петербурга в ...

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие №Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи...

Конспект урока: А.Н.Радищев "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"

Конспект урока по литературе: "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"...

А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Схема к уроку по "Путешествию из Петурбурга в Москву" Александра Николаевича Радищева...