Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе по теме

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.olimpiady.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

5 класс

1. Отгадайте загадку (тема «Природа»).

1) Не портной,        4) Не зверь, не птица,

    А всю жизнь с иголками ходит.            Нос, как спица,

2) На полянке девчонки            Летит – кричит,

     В белых рубашонках,            Сядет – молчит.

     В зеленых полушалках.             Кто его убьет -

3)  Пришла из лесу птичница             Свою кровь прольет.

      В рыжей шубке          5) Висит сито,

      Кур посчитать.               Не руками свито.

2. Ответьте, что вам помогло отгадать загадку:

а) действие, совершаемое отгадываемым предметом;

б) признак данного предмета;

в) олицетворение.

3. Придумайте или вспомните загадку о :

- солнце;                                   - дожде;

- снеге;                                      - ветре;

- радуге;                                    - молнии.

4. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.

Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали разнее птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

5. Как называется эта композиционная часть сказки?

Стали жить да быть – на славу всем людям.

6. Перечислите волшебнее предмет из народных сказок.

7. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

8. Как называются процитированные части басен Крылова? Из каких басен они взяты? Какова их роль в произведении?

а) Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)  Когда в товарищах согласья нет,

     На лад их дело не пойдет

     И выйдет из него не дело, только мука. 

в)  У сильного всегда бессильный виноват.

г)  За что же, не боясь греха,

     Кукушка хвалит Петуха?

     За то, что хвалит он кукушку.

9. Какими средствами баснописец создает образ тупого, самовлюбленного судьи? Докажите с помощью приведенного отрывка.

                              Осел увидел Соловья

                              И говорит ему: « Послушай-ка, дружище!

                              Ты, сказывают, петь великий мастерище.

                              Хотел бы очень я

                              Сам посудить, твое услышав пенье,

                              Велико ль подлинно твое уменье?

10. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знания, книга.

11. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: « Трус таракана принимает за великана».

Литература

6 класс

1. Что называется пословицами и поговорками? К какому роду творчества их можно отнести?

2.  Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знания, книга.

3. Что такое былины? Кто их герои?

4. Какое стихотворное произведение называется балладой?

5. Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Можно ли его отнести к жанру баллады? Обоснуйте свой ответ.

6. Перечитайте сцену боя. Какие художественнее средства использует поэт, описывая Бородинское сражение?

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

    И все на наш редут.

Улан с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами, все промелькнули перед нами,

    Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

    В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

   Наш рукопашный бой!

7. Определите размер стихотворения:

а) Мороз и солнце; день чудесный.

б) Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежнее крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя…

8. Что такое портрет? Для чего он нужен в произведении художественной литературы?

9. Что такое рифма? Определите способ рифмовки в отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Два великана».

    В шапке золота литого

    Старый русский великан

    Поджидал к себе другого

    Из далеких чуждых стран.

10.Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: « Трус таракана принимает за великана».

Литература

7 класс

1. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знания, книга.

2. Что такое басня? Перечислите ее характерные черты.

3. Узнайте басню по морали. Кто ее автор?

а) Невежда также в ослепленье

    Бранит науки и ученье

    И все ученые труды.

    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

б) А как бы повару иному

    Велел на стенке зарубить:

    Чтоб там речей не тратить по-пустому,

    Где нужно власть употребить.

в) Ай, Моська! Знать, она сильна,

    Что лает на Слона!

г) К несчастью, то ж бывает у людей:

    Как ни полезна вещь, - цен не зная ей,

    Невежда про нее свой толк все к худу клонит,

    А ежели невежа познатней,

    Так он еще и гонит.

4. Что такое лирика? Какие произведения называются лирическими?

5. Прочитайте стихотворный отрывок. Вдумайтесь в его содержание. Из какого стихотворения А.С.Пушкина он взят? Соответствует ли название картине, нарисованной в этих строчках? Для поэту нужно было его включить в свое произведение? Как называется такой прием?

      Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

      На мутном небе мгла носилась;

      Луна, как бледное пятно,

      Сквозь тучи мрачные желтела,

      И ты печальная сидела…

6. Что такое ритм и размер? Проиллюстрируйте примерами.

7. Вспомните, какие бывают трехсложные размеры стиха. Нарисуйте схему каждого их них.

8. Определите размер в следующих стихотворениях. Определите автора.

а) Тучки небесные, вечные странники!        б) Ночевала тучка золотая

     Степью лазурною, цепью жемчужною            На груди утеса-великана,

     Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники            Утром в путь она умчалась рано,

     С милого севера в сторону южную.            По лазури весело играя.

в) Дубовый листок оторвался от ветки родимой,

    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

    Засох и увял он от холода, зноя и горя;

    И вот, наконец, докатился до Черного моря.

9.  Вспомните стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Можно ли его отнести к жанру баллады? Обоснуйте свой ответ.

10. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: « Трус таракана принимает за великана».

Литература

8 класс

  1. Прочитайте пословицы. Объясните их прямой и переносный смысл.   Разъясните, как построены данные пословицы.

Одна пчелка не много меду натаскает.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

На чужой стороне и весна не красна.

  1. Что значат выражения:

а) не ударил в грязь лицом;

б) что в ногах им мочи было;

в) …так я и пулю, не смигнув, умею слить;

г) ладно, ладно! Для дружка и сережку из ушка!

  1. Что в литературе называется сказом?
  2. Какова главная мысль произведения Н.С.Лескова «Левша»?
  3. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знания, книга.
  4. Из какого известного вам произведения знаменитого русского писателя взяты строки:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»? Назовите особенности этого жанра.

  1. Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь в данном отрывке.

Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки, а песни все не утихали.

  1. Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым русским летописцем и как называлась книга, составленная им и его продолжателями?
  2. Вспомните, какие бывают трехсложные размеры стиха. Нарисуйте схему каждого их них.
  3. Образ в поэтическом стихотворении складывается из звуков, красок, картин. Определите составляющие образа в следующем отрывке:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

  1. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жизни, который можно было бы озаглавить словами поговорки: « Трус таракана принимает за великана».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...