Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Урок является интегрированным: применены межпредметные связи с музыкой. Активно используются ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Письмо Онегина.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература. 9 класс.

Урок №25 (3).

Тема:  «Сюжет романа. Онегин и Татьяна: герой и героиня.

Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне».

Цель: знакомство с особенностями сюжета произведения; беседа о Татьяне и Онегине как героях основной сюжетной линии; работа над эпизодами: письмо Татьяны Онегину и письмо Онегина Татьяне; повторение приема противопоставления (антитезы); работа над жанром письма; закреплять навыки выразительного чтения; прививать любовь к русской литературе и музыке, познакомить с понятием ариозо в опере.

Оборудование: иллюстрации к произведению, раздаточный материал

ТСО:  компьютер

Межпредметные связи: опера Чайковского «Евгений Онегин» (музыка), исторические сведения о прототипе Татьяны (история) .

Теория : противопоставление (антитеза), жанр письма.

Тип урока: интегрированный урок

                   Урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Слово учителя:

- Величие Пушкина – в его удивительной простоте и духовной неисчерпаемости. Для каждого из нас Пушкин – великий русский поэт, наша национальная гордость. Для многих он еще и самый близкий друг, источник радости и мудрости.

    Уроки литературы сегодня- это тот единственный островок, где нам, оглушенным массовой культурой современной цивилизации, может «явиться» Пушкин – веселый, простой, человечный. Мы воспринимаем Пушкина как современника, с которым интересно вести внутренний диалог, который подскажет ответы на многие вопросы.

     (1 слайд) Итак, тема сегодняшнего урока: « Сюжет романа «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна: герой и героиня. Письмо Татьяны Онегину. Письмо Онегина Татьяне». (Одновременно записать в тетрадь)

     (2 слайд) Цель урока:

-выяснить особенности сюжета романа;

- познакомиться с письмом Татьяны Онегину, проанализировать его;

 -познакомиться с письмом Онегина Татьяне, проанализировать его;

- повторить жанр письма;

-сделать вывод по теме урока.

  1. Проверка домашнего задания. Сообщение о сюжете произведения.
  2. Слово учителя:

- Действительно, ребята, сюжет романа прост. Но не был бы Пушкин гениальным поэтом, если бы не ввел в сюжет лирические отступления и образ повествователя.

     (3 слайд)                                Сюжет романа (запись в тетрадь)

             

      Онегин – Татьяна                                               Ленский – Ольга

Служит для развития основного                          Не развивается. Помогает

конфликта                                                               Татьяне понять Онегина.

                                                            +

Лирические отступления                                    Образ повествователя

  1. –Посмотрите внимательно на иллюстрации, расположенные на доске.

- Какой сюжетной линии они соответствуют? Правильно ли они расположены?

 – Обратим особое внимание на сюжетную линию: Онегин – Татьяна. Назовите ключевые события данной сюжетной линии. (Письма героев). Познакомимся с каждым из них. Итак, Письмо Татьяны Онегину читает наизусть Анашкина К.

  1. Работа с текстом:

- Какие части можно выделить? Чем они отличаются ?  (1,2 и последние строфы менее эмоциональны, отделены от центральной части. В центральной части говорится о состоянии души Татьяны).

- Как меняется тон Татьяны? (1,2 и последняя части – спокойно, тихо; центральная – взволнованно, громче).

- Какие строчки свидетельствуют о том, что любовь для Татьяны – единственное, что она ждала всю жизнь, и обратной дороги нет?  (с.115, 116).

-Есть ли в письме Татьяны намек, интуитивное ощущение того, что герой ее романа далек от совершенства? (кто ты? с.116)

- Письмом Онегину судьба Татьяны решена окончательно или возможны какие-то отступления, изменения? (Я жду тебя: единым взором…) с. 116

7.Прослушивание музыкального текста.

  - П.И.Чайковский написал оперу «Евгений Онегин». Прослушаем, как звучит письмо Татьяны в музыкальном исполнении. (На ноутбуке ставится музыка)

- Каков образ Татьяны при чтении? При прослушивании?

-На ваш взгляд,  они похожи или разные?

-Как передано настроение? Чувства? Какие мысли возникли?

- Какие картины представили?

  1. Работа с иллюстрациями.

-Удалось ли художникам передать чувство Татьяны? ( Оно трепетно, Татьяна как бы что-то предчувствует и все же надеется).

  1. Историческая справка о прототипе Татьяны.

-А теперь послушаем выступление Оксаны, которая расскажет о прототипе Татьяны.

-Какой вывод можно сделать? (Образ Татьяны не вымышленное, а реальное лицо).

9.-Вернемся к сюжету.

-  Чем отвечает Онегин Татьяне?

-Почему он отказывает Татьяне: не любит, понимает собственную несостоятельность перед ее чувством, боится связать себя узами брака? (привычная циничная мораль времени)

- В письме Татьяне он ответит: «Свою постылую свободу я потерять не захотел»)

 -Исповедуется ли он или читает Татьяне проповедь?

Словарная работа

(4 лайд) Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих          сокровенных мыслях, взглядах.      

               Проповедь – распространение каких-нибудь идей, взглядов

- Исповедь ли это? Пушкин сказал иначе : «Так проповедовал Евгений». Вы согласны с поэтом? Поверили ли искренности и благородству Евгения?

-Как сюжетная линия Ленский – Ольга помогает понять Татьяне Евгения?

-Что еще помогает Татьяне засомневаться в Онегине? «Не пародия ли он?»

10-Как складывается дальнейшая судьба Онегина?

11– Итак, Евгений встречает Татьяну. Каковы его мысли, чувства?

12. Прослушивание музыки.

- Прослушаем ариозо Онегина из оперы  П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Словарная работа

( 5 слайд ) Ариозо – разновидность арии, роль которой в опере аналогична роли монолога. Для ариозо характерна свободная форма и песенный характер.

-Какие чувства испытали при прослушивании ариозо?

-Каково состояние Онегина?

Чтение письма Онегина Татьяне наизусть

  1. -Прослушаем письмо Онегина Татьяне в исполнении Алексея Талицких.

-Меняется ли Евгений?

-Каков он сейчас?

-Сравните с иллюстрациями. Какая из иллюстраций наиболее близка к тексту?

Работа с текстом:

  -Докажите примерами из текста

Сравнительный анализ содержания:

14. -Что общего между содержанием писем Татьяны и Евгения?

                      Письмо Татьяны                      Письмо Онегина

В вашей воле меня презреньем                  какое горькое презренье ваш гордый  

наказать                                                       взгляд изобразит  

в деревне нашей видеть вас                      поминутно видеть вас

перед тобою слезы лью                              и, зарыдав у ваших ног,…

мне порука ваша честь                              я в вашей воле

и смело ей себя вручаю

Общее: тоска, волнение, переживание

Обмен мыслями:

-Обратим внимание глубину чувств героев. Есть ли различие?

- - В чем? (Письмо Татьяны – обращение, а письмо Онегина – мольба)

(структура – письмо Онегина разбито на строки, нет единого монолога)

- Кто из героев проигрывает в силе чувств?

-Почему Онегин так дорожит уходящим временем? Прочитайте в письме с. 221

- Как Татьяна воспринимает письмо? Найдите и прочитайте в тексте 8 глава 45 строфа (как оскорбление)

-Как меняется Татьяна? Почему она, так сильно влюбленная в Евгения, отвергает сейчас его любовь?

15. -Почему, на ваш взгляд, герои обмениваются своими чувствами письменно, а не устно?

Словарная работа:

(6 слайд) Письмо – эпистолярный жанр письменной формы разговорного стиля.

               (запись в тетрадь)

16. Обобщение.  

- Кто, на ваш взгляд, больше теряет: Онегин или Татьяна?

–Прокомментируйте слова Л. Шестова:

(7 слайд)  «Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью»

Слова учителя:

-Мы, действительность, должны стремиться к идеалу.      

 -Лирический и романный сюжет одновременно приходят «к берегу», так как сделано главное - виден свет идеала, к которому следует стремиться духовным трудом, это видит  герой – он изменился за время романа: таков нравственный урок романа, дающий широкую дорогу отечественной литературе.

17 Д/з. -Отметить цитаты, характеризующие Онегина.

           -Ответить на вопрос: что произойдет, когда Онегин поднимется с колен?

     

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема "Татьяна и Ольга Ларины".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - "Татьяна и Ольга Ларины"....

Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»

Актуальность исследовательской  работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках  учебной деятельности  по литературе...

Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...

"Сюжет романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

quot;Сюжет романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"  Маранцман В.Г...