Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Погребняк Наталья Борисовна

 

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: "Русские народные сказки"

Цели урока:

1)     Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

2)     Развивать речь, творческие способности обучающихся.

3)     Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока:ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

1.     Сказки о животных.

2.     Волшебные сказки.

3.     Герои волшебных сказок. Баба Яга.

4.     Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

5.     Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

- Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

1)     Презентация «Сказки о животных»

- Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

2)     Презентация «Волшебные сказки»

- Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

3)     Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

- Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

4)     Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

- Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

5)     Презентация «Социально-бытовые сказки»

- Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Вид

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

4. …

 

 

5. …

 

 

6. …

 

 

7. …

 

 

8. …

 

 

 

Домашнее задание:

1)     Закончить таблицу

2)     Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

- Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: «Русские народные сказки

Цели урока:

  1. Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.
  2. Развивать речь, творческие способности обучающихся.
  3. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Герои волшебных сказок. Баба Яга.
  4. Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.
  5. Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

- Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

- По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

  1. Презентация «Сказки о животных»

- Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

  1. Презентация «Волшебные сказки»

- Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

  1. Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

- Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

  1. Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

- Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

  1. Презентация «Социально-бытовые сказки»

- Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Вид

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

Домашнее задание:

  1. Закончить таблицу
  2. Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

- Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.


 

Комментарии

Максимова Татьяна Витальевна

Наталья Борисовна,замечательные проекты-презентации подготовили Ваши ученики: информативные,с хорошими примерами, картинками!