Урок-лаборатория "Толстой - мастер пейзажа"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе. На уроке исследуется роль пейзажа в раскрытии характеров и поступков героев романа Л.Толстого "Война и мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lev_tolstoy_-_master_peyzazha.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой  - мастер пейзажа

                                                  (по  роману «Война и мир»)

                                                         Урок – лаборатория

Цель: выяснить роль пейзажа в раскрытии характеров героев и их поступков.

Оборудование: текст романа Л.Толстого «Война и мир», видеофрагменты из фильма «Война и мир», аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке», раздаточные материалы (тексты заданий для групп, матрицы таблиц).

                                                                Ход урока                                                                                  

          I. Вступительное слово учителя.

            - Л.Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях её красоту.

            В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним миром героев. Пейзаж Толстого, пишет Л.М.Мышковская, «обогащённый и осмысленный восприятием героев, их чувствами и мыслями… в свою очередь служит им службу – он полнее, ярче и звучнее раскрывает сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни».

            «Самая чистая радость – радость природы», - заявлял Толстой.

           - Почему писатель мог такое заявить, в чём своеобразие пейзажей Толстого? Над этими вопросами мы задумаемся сегодня на уроке.

          II. Аналитическая работа учащихся. Работа в группах.  

             Первая группа работает по следующим заданиям:

       Анализ эпизода «Николай Ростов отправляется к местечку Островное».

(т.III,ч.1, гл.XIV).

- Что говорит о том, что природа оттеняет состояние солдат в эскадроне Ростова?

            Вторая группа анализирует эпизод из т.IV ,ч.2, гл.VI.

              -Что здесь обращает на себя внимание читателей? Чем это описание созвучно тому, что было прочитано ранее?

            Вывод. (Запись в тетрадь.) Природа  оттеняет состояние человека в переломные моменты жизни.

              - Давайте вспомним такие эпизоды из романа.

         III. Работа с эпизодом «Небо Аустерлица». Просмотр кинофрагмента в видеозаписи.

              - Какими изобразительными средствами создан пейзаж?

              - Давайте выясним, однозначны ли по смыслу эпитеты Толстого. Для этого проделаем такую работу: выясним, какими видами эпитетов пользуется Толстой: описательными, метафорическими или оценочными.

             Составление таблицы.  

    Эпитеты, употреблённые Толстым              

                              Вид

синеющая (бесконечность)

Описательный

ползущие (облака)

Метафорический

справедливое, доброе (небо)

Оценочные

бесконечное, высокое (небо)

Оценочные

              - Символом чего является здесь небо?

              - К каким мыслям пришёл князь Андрей, глядя в небо Аустерлица?

              Вывод. Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приёмов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам добра и справедливости. Очень существенна и композиционная его роль: он даёт почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьёзный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.

          IV. Работа с эпизодами «Берёзовая роща» и «Дуб». Просмотр кинофрагментов в видеозаписи.

                - Как автор смог добиться такой выразительности и живости изображения?

                - Какой приём использует автор, описывая рощу?

                - Как через образ старого дуба Толстой показывает душевное состояние князя Андрея?

             Вывод. Дуб параллель  образу Болконского. Толстой блестяще применяет приём олицетворения и вытекающие из него метафоры: дуб с неуклюжими, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами то стоит презрительным уродом, то млеет в лучах солнца, и нет у него старого

 недоверия и горя. Пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его, он соответствует настроению героя.

          V. Работа с эпизодом «Лунная ночь в Отрадном». Чтение отрывка наизусть.

                  - Использование каких средств выразительности помогает Толстому нарисовать такую радостную картину ночи?

                  - Как это описание помогает понять душевное состояние героев?

             Вывод. Композиционная роль пейзажа очень ощутима: он усиливает настрой сцены, сулящей прекрасные перемены сюжета.

          VI. Чтение эпизода «Святочная ночь» в сопровождении пьесы П.И.Чайковского    «Ноябрь. На тройке» (Т. II, ч. 4, гл. X).

                  - Проведите параллель между этими произведениями.

                  - Какую роль в этом отрывке играет пейзаж? Как позволяет понять чувства  и переживания героев?

                  - Как писателю удаётся передать это движение и радость?

             Вывод. В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню, как ранее Андрея Наташу, и как бы предсказывает новые сюжетные ходы. Природа так пронзительно прекрасная, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, приподнимает его и окрыляет.

          VII. Работа с отрывками «Пейзаж Бородинского боя», «Картина неба после сражения под Красным».

               - Перечисленные ранее картины природы, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только они важны для понимания «Войны и мира». Центр романа – военные сцены, а кульминация его – Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.

                Мы видим, что природа, описанная Толстым, торжественна и великолепна.

               - Какими красками рисует писатель пейзаж?

               - Что вам кажется в этом описании неправдоподобным?

               - Какое средство выразительности, используемое Толстым, помогает почувствовать мысль, очень существенную для понимания романа о войне и мире?

               Выпишите примеры в таблицу.

                          Примеры                                        

    Средства выразительности речи,  

     используемые в эпизоде          

               

              Вывод. Небо такое далёкое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нём смысл жизни, как приблизилось к земле, стало простым и близким – рядом долгожданный мир.

               Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его – гимн миру, братству людей на земле.

          VIII. Запись в тетрадь выводов-наблюдений.

               а) Особенности изобразительных средств Толстого, которые он использует для создания пейзажа, таковы:

                - тонкий психологизм и в связи с этим приём олицетворения;

                - объёмность, стереоскопичность картин природы, изображение её в движении, звуках, красках, с игрой света и теней;

                 - различие эмоциональных оттенков стиля – то вдумчиво-глубокого, то романтически-приподнятого, то торжественно-величавого, то шутливо-обыденного.

               б) Каждая картина природы играет немалую роль: намечает повороты в судьбах отдельных героев или даже всего народа, подчёркивает значимость определённых эпизодов романа.

               в) Пейзажи Толстого наполнены большим идейным смыслом, передают в той или иной степени его философию: природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть её, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины – самая высокая и чистая.

           IX.Творческая лаборатория.                                                    

                  Учащиеся работают в тетрадях, давая ответы на следующие вопросы:

  1. Какую роль в жизни людей играет природа?

                 2)  Почему писатели так часто изображают природу? Какую роль   играет пейзаж в раскрытии характеров персонажей?

                 3)Можно ли соотнести понятия «русская природа» и «русская душа»? Почему?

                 4) Самоценен ли пейзаж в романе? Какую роль он выполняет? Связан  ли с действием? Отражает ли духовное состояние героев?

                 5) Можно ли судить о герое по его отношению к природе? На какие две группы в этой связи можно разделить главных персонажей в романе?

                 6) Роль сцен охоты.              

                 7) Роль сцены на поле Аустерлица. (Князь Андрей, его восприятие  неба Аустерлица).

                8) Беседа князя Андрея и Пьера на пароме и природа.

                9) Смысл двух описаний дуба.

              10) Ночь в Отрадном.

             11) Дождь на бородинском поле.

             12) Сделайте вывод о художественных особенностях толстовского пейзажа:

  1. цветопись
  2. звукопись
  3.  романтические символы
  4.  противопоставления
  5.  сравнения
  6.  эпитеты и другие художественные приёмы

                13) Сделайте вывод об отношение к природе русских писателей, приведите примеры.                            

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

Мастер-класс "Зимний пейзаж"

В работе даны пошаговые рекомендации по созданию пластилиновой мини-картины для обучающихся дополнительного образования начального звена....

И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа (урок литературы в 5 классе).

Обобщающий урок литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева (по учебнику В.Я.Коровиной). Цели урока: познакомить с литературоведческими терминами "портрет", "пейзаж", "сравнение", "гипербола"; о...

Горький - мастер романтического пейзажа

Анализ отрывка рассказа Максима Горького "Старуха Изергиль". Работа с текстом на уроке словесности, направленная на выявление индивидуальных стилевых черт, специфики, поэтики и мировосприятия писателя...

Мастер-класс "Пейзаж"-объемная картина

Мастер-класс  на  тему "Пейзаж"-объемная  картина...