Элективный курс по литературе 8 кл "Вокруг тебя - Мир!"
элективный курс по литературе (8 класс) на тему

   Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы  «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ» для 8 класса  может быть использована учителями русского языка и литературы в качестве элективного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pouroch_plany_el_kursa_8_kl_lit-ra.doc221 КБ
Microsoft Office document icon poyasn_zapiska_el_kurs_8_kl.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon el_kurs_8_kl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Ткачёва Валентина Петровна

Тема урока: Проблема выбора определённых средств на пути достижения цели.

Новелла О.Генри «Обращение Джимми Валентайна»

Цели:  1. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора определённых средств на пути достижения цели.

             2.  Продолжить  совершенствование  навыков исследовательской работы; познакомить учащихся с художественными особенностями жанра  новеллы.

Аналитическая работа по тексту

1.  Существует ли для главного героя необходимость выбора допустимых средств?

 Если да, то в чем она состоит?

Если нет, то чем, по-вашему, это объясняется?

2. Исследовательское задание. (Оно может быть как групповым, так и фронтальным.)

Сделайте предположение, что имел в виду Джимми Валентайн, произнося в конце описываемых событий: «Теперь, пожалуй, уже все равно»7.

(Школьники работают в течение 15 минут и записывают в тетради свои ответы-предположения.)

3. Обсуждение результатов исследовательского задания.

Ученики знакомят друг друга со своими ответами-предположениями. Они могут не совпадать или же быть однотипными. В любом случае для организации ли дискуссии, или же ради уточнения учитель может воспользоваться приведенными ниже вопросами.

Дополнительные вопросы и задания

(1) Что было главным в жизни Джимми Валентайна до приезда в Элмор?

 (Он, не случайно носящий прозвище Франт, имеющий «вкус к хорошему обществу», стремился иметь много денег и для достижения этой цели был готов на многое:

—    планировал и осуществлял ограбление банков;

—     мастерски уходил от преследования, заметал следы «дальние переезды, быстрые исчезновения, отсутствие сообщников»;

—     тщательно скрывал свое прошлое.)

(2) Что изменилось в жизни главного героя после приезда в Элмор?

 (Герой встретил девушку, заглянув в глаза которой «забыл, кто он такой, и стал другим человеком». Итак, появилась новая цель в жизни Джимми завоевать сердце Аннабел.)

(3) Проследите по тексту, насколько упорно шел к достижению своей цели Джимми Валентайн.

 (Он привычно берет другое имя записался в «Отеле плантаторов» под именем Ральфа Д. Спенсера и ведет не свойственный ему оседлый образ жизни: открыл свое дело обувной магазин, «обзавелся клиентурой», «приобрел уважение общества» этого городка, познакомился с Аннабел и «все больше пленялся ею».

Итак, прежний Джимми Валентайн превратился в пепел, охваченный «огнем... преобразившей его любви».)

(4) Осталось ли в новом облике Валентайна что-то от прежнего Джимми?

 (Герой по-прежнему скрывает свое прошлое: «Тут никелированные рожки для обуви», так он объясняет Аннабел-странную тяжесть небольшого чемоданчика.)

 (5) Каково значение письма для понимания происходящих с героем перемен? (Содержание письма позволяет судить о том, как менялись жизненные приоритеты персонажа.)

(6) Итак, цель, ради которой так осознанно изменил свою жизнь герой произведения, близка: «Аннабел гордилась им не меньше, чем любила его», «...через две недели он должен был жениться...»

 Почему же в сцене с банковским сейфом Джимми Валентайн решил воспользоваться чемоданчиком?

 В чем в этой ситуации заключалась для него проблема выбора?

(Герою пришлось решать, допустимо ли для него добиваться цели такой ценой? Согласен ли он обрести счастье с Аннабел, скрыть свое прошлое, избежать тюрьмы ценой гибели девочки? Важно также, чтобы ученики понимали, что спасение девочки не было изначальной целью Джимми Валентайна.)

(7)Найдите в тексте художественные средства, помогающие понять, что за человек Джимми Валентайн.

(8) Письменно объясните, как вы понимаете смысл названия произведения О. Генри.

При обдумывании этого задания вам может помочь словарная статья, объясняющая значение слова «обратить». Подумайте, в каком из значений используется слово «обращение» в названии рассказа.

(Обратить 1. Обернуть, направить, повернуть в сторону кого-, чего-либо. 2. Направить, устремить к кому-, чему-либо или на кого-, что-либо свои чувства, мысли, действия и т. п. 3. (Книжн.) Убеждением склонить к чему-либо, заставить следовать чему-либо. 4. Перевести в другое состояние, придать иной вид, форму и т. п.; превратить. Придать чему-либо другой смысл, другое значение, представить в виде чего-либо другого.)

Подведение итогов

Предлагаю  вернуться к ответам-предположениям, записанным в тетрадях учеников, и откорректировать их. Новая, уточненная формулировка может быть такой:

Герой О. Генри отдает себе отчет в том, что в результате сделанного им выбора он наверняка лишается того, что было ему дорого, на достижение чего он потратил

последний год своей жизни. Потеря Аннабел, утрата уважения окружающих, лишение свободы — все это в совокупности означает крушение всех его планов. Для достижения цели Валентайн должен был просто не вмешиваться, не обнаруживать своего прошлого. Однако этот способ достижения цели оказался для него неприемлемым, поскольку неизбежным следствием в этом случае стала бы гибель девочки.

 Домашнее задание

На основании обсуждавшегося на уроке художественного произведения письменно порассуждайте на тему: «Может ли цель оправдывать средства ее достижения?»

                                         

                                         УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Цели:

—  подготовить учеников к обсуждению сложных проблем раздела II;

—  продолжить формирование навыков владения активной лексикой, характеризуюшей

нравственно-психологические особенности человеческой личности.

                                                    Ход урока:

Обсуждение домашнего задания

1. Чтение письменных ответов

2. Необходимо, чтобы в ходе проверки домашнего задания ученики смогли сделать вывод о том, какие способы достижения цели, на их взгляд, недопустимы.

Самостоятельная работа

Обращаю  внимание учеников на те произведения из книг «Вокруг тебя Мир...», которые они вспомнили в ходе беседы на предыдущем уроке. Героям этих произведений в самых различных ситуациях приходилось делать выбор.

Укажите те из перечисленных вами ранее произведений, в которых герои, делающие тот или иной выбор, находились в ситуации соперничества. (Учитель записывает на доске подряд все то, что предлагают ученики.)

Сгруппируйте названные произведения. Объясните, какой критерий (или критерии, если их было несколько) лежит в основе вашей классификации. (Выполняется в течение 10минут.)

Обсуждение результатов самостоятельной работы

1. Ученики могут предложить разные версии. Учитель стремится подвести учеников к такой группировке, которая строится в зависимости от формы соперничества, будь то отношения между людьми в мирное время, или то, что можно квалифицировать как ситуацию вооруженного конфликта. В этом случае тексты на доске могут расположиться следующим образом:

1)

А. Грин. «Победитель»

Л. Толстой. «Детство» (глава XIX «Ивины»)

 В. Железников. «Чучело»

В. Гаршин. «Сигнал»

 В. Быков. «Крутой берег реки»

2)

Л. Толстой. «Война и мир» (отрывки из романа)

 Д. Давыдов. «1812 год» (отрывок из дневника)

К. Воробьев. «Немец в валенках»

В. Закруткин. «Матерь человеческая» (отрывок из романа)

 В. Гроссман. «Жизнь и судьба» (отрывок из романа)

2. Как вы думаете, почему произведения сгруппированы именно таким образом?

3. В каком случае труднее принимать решение, определяя пределы допустимых средств?

В какой из этих ситуаций особенно важно знать, какие способы достижения цели недопустимы? Почему?

 (Труднее всего принимать решение в ситуациях, объединенных в группу 2, так как все они связаны с войной и являются экстремальными. Принятие решения в частности, связанного с выбором способов достижения цели, в экстремальной ситуации представляет особую сложность. В ситуации вооруженного конфликта особенно важно знать, какие способы достижения цели являются недопустимыми.)

Мини-сочинение

Порассуждай письменно на тему: «В какой из обсуждаемых ситуаций важно знать, какие способы достижения цели недопустимы? Почему?

Подведение итогов

Тема урока:   РАССКАЗ  Р. ШЕКЛИ «АБСОЛЮТНОЕ ОРУЖИЕ»

Цели: 1. Продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;

            2. Дать обшее представление о фантастике и научной фантастике, познакомить с художественными особенностями научно-фантастического рассказа.

Оборудование:  О фантастике (Материал для учащихся)

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создает особый, нереальный мир. Образность в фантастике обладает высокой степенью условности, нарушением реальных логических связей и закономерностей. В то же время фантастика — это не произвольное «царство воображения»: в фантастической картине мира читатель угадывает преображенные формы реального — социального и духовного — человеческого бытия. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, легенда, утопия, сатира и др.

Истоки фантастики — в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика использует и обновляет постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности.

Термин «научная фантастика» утвердился в середине XX века. Научная фантастика предложила множество вероятностных моделей будущего, в том числе и негативных (антиутопии, романы-предупреждения). Современная научная фантастика включает в себя элементы волшебной сказки, мифа, приключенческой литературы.

Утопия литературная (от греч. и — нет и topos — место, т. е. место, которого нет, — «Нигдения», или от греч. ей — благо и topos — место — «Блаженная страна») — развернутое описание общественной, прежде всего государственно-политической, и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии, обычно — в форме более или менее беллетризованного трактата. В современной литературе утопия относится к жанрам научной фантастики.

Антиутопия — изображение (обычно в художественной прозе) опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.

                                               Ход урока:

1. Вступительное слово учителя  об авторе

По В. Муравьеву  

Роберт Шекли (род. 16. 07. 1928 г. в Нью-Йорке) — американский писатель-фантаст. Первые рассказы появились в печати в 1952 г., а уже через 2 года Роберт

Шекли выпустил сборник рассказов под названием «Не тронуто рукою человека», который был признан несомненной удачей автора. На 50-60-е годы приходится пик славы писателя, когда он создает свои классические короткие рассказы, вошедшие в сборники «Гражданин в космосе» (1955), «Паломничество на Землю» (1957), «Лавка бесконечности» (1960), «Ловушка для людей» (1963) и др. Для Роберта Шекли характерны склонность к парадоксам, непредсказуемость развития сюжета, сарказм.

По А. Копейкину

2. Подготовка к восприятию текста

а)  Знакомство с литературоведческими терминами «фантастика» и «научная фантастика»

1. Чем вас привлекают произведения фантастики?

 Что, по вашему мнению, отличает их от других произведений?

Каких писателей-фантастов вы знаете?

Чьи произведения вы любите читать и почему?

 (Среди русских писателей, работавших в жанре научной фантастики, наиболее известны имена А. Н. Толстого, А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, а за рубежом научная фантастика получила наибольшее развитие после Второй мировой войны в произведениях Р. Брэдбери, С. Лема, А. Азимова, А. Кларка, Р. Шекли.)

2. Познакомьтесь с дополнительной информацией о фантастике, запишите основные черты, присущие произведениям фантастики. (Возможный образец итоговой записи в ученической тетради:

1. Название жанра произошло от греческого слова, которое означает «искусство воображать».

2. Жанр фантастики близок к волшебным сказкам, мифам и героическому эпосу.

3. Произведение строится на вымышленном сюжете.

4. Нереальный мир в фантастическом произведении условен, алогичен.

5. В нереальном мире фантастики угадывается реальная человеческая жизнь.

6. Фантастика использует и обновляет постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты.

7. Научная фантастика предлагает как позитивные модели будущего (утопии), так и негативные (антиутопии).

б)  Знакомство с информацией об авторе произведения

Знакомо ли вам было раньше имя Роберта Шекли?

 Что вы о нем знаете?

Какие ещё произведения Р. Шекли читали?

Роберт Шекли (род. 16. 07. 1928 г. в Нью-Йорке) — американский писатель-фантаст. Первые рассказы появились в печати в 1952 г., а уже через 2 года Роберт

Шекли выпустил сборник рассказов под названием «Не тронуто рукою человека», который был признан несомненной удачей автора. На 50-60-е годы приходится пик славы писателя, когда он создает свои классические короткие рассказы, вошедшие в сборники «Гражданин в космосе» (1955), «Паломничество на Землю» (1957), «Лавка бесконечности» (1960), «Ловушка для людей» (1963) и др. Для Роберта Шекли характерны склонность к парадоксам, непредсказуемость развития сюжета, сарказм.

По А. Копейкину

в) Постановка проблемного вопроса

Рассказ, с которым вы познакомитесь, называется «Абсолютное оружие».

Как вы понимаете это словосочетание?

 (Ответы учеников можно фиксировать на доске или в тетради.)

 Обратимся к тексту рассказа, после чего вернемся к смыслу его заглавия.

Чтение рассказа Р.Шерли «Абсолютное оружие»

Выявление первичного восприятия

1. Вызвал ли этот рассказ ваш интерес? Чем?

2. Было ли что-нибудь в рассказе, что вас удивило? Что именно?

Аналитическая работа по тексту

Можно ли отнести этот рассказ к жанру фантастики?

Почему?

 (При ответе на этот вопрос ученики опираются на сделанные в тетради записи.)

Подведение итогов

Домашнее задание: Дать письменный ответ на вопрос: «Что,  по-твоему, могло уберечь марсианскую цивилизацию от гибели?»

Тема урока:   РАССКАЗ  Р. ШЕКЛИ «АБСОЛЮТНОЕ ОРУЖИЕ»

Цели: 1. Продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;

            2. Аналитическая работа по тексту.

                                                   Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

            1. Чтение письменных ответов

            2.  Беседа по вопросам:

1. Можно ли отнести этот рассказ к жанру фантастики? Почему?

2.  Обратись к тексту и проследи, как постепенно, по мере развития сюжета, проясняются личные цели участников экспедиции. На что готов пойти каждый из них ради осуществления задуманного? Обрати внимание на то, какие способы достижения цели оказываются допустимыми для каждого из персонажей.

3.  Прочитай описание картины исчезнувшей марсианской цивилизации. Что означает словосочетание «жестокие войны»?

2 Аналитическая работа по тексту (продолжение)

1.  Что можно сказать о каждом из героев на основании экспозиции?

 (Ученики обратят внимание на некоторые особенности внешности, манеры поведения, черты характера персонажей, уже обозначенные в экспозиции: Факсон — коротышка, веселый, мечтал о куче денег; Эдсель — нервный, стремящийся к насилию, готовый на убийство; Парк — молчаливый, замкнутый.)

2.  Какова была цель экспедиции?

 (Цель экспедиции, в отличие от целей ее участников, очевидна — найти оружие марсиан. Тем не менее ученикам может показаться, что все ее участники мечтают тоже об одном — «о куче денег, которые они получат, когда найдут оружие».

Какова роль каждого из персонажей в этой экспедиции?

 (Эдселъ обладал свитком, возможно, был инициатором этой экспедиции. «Факсон дал деньги для экспедиции», «Парк умел читать по-марсиански».)

З. Обратитесь к тексту и проследите, как постепенно, по мере развития сюжета, проясняются личные цели участников экспедиции. На что готов пойти каждый из них ради осуществления задуманного? Обратите внимание на то, какие способы достижения цели оказываются допустимыми для каждого из персонажей.

(1. Цели Факсона не изменились. Его действия по-прежнему подчинены лишь желанию обогатиться. Ради этой цели Факсон готов на многое. Он осознает опасность, исходящую от марсианского оружия («Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило всю марсианскую расу»), однако готов продать его кому угодно. При этом сам Факсон не хочет «стрелять и убивать».

2. Если вначале Эдселъ мечтал «о куче денег», то потом, увидев разрушительные возможности марсианского оружия, принимает решение с его помощью завоевать «королевство»: «Я ведь и сам могу использовать эти штуки». Ради достижения этой цели он, с самого начала рассказа сдерживавший в себе желание убить кого-нибудь, готов избавиться от того, кто стал для него опасен или перестал быть полезным. Изначально понятно, что этот человек легко идет на убийство. Однако очевидно и другое: он как бы делит окружающих людей на своих и чужих, в зависимости от того, кто ему нужен, а кто не нужен для достижения его цели.

В отличие от Факсона Эдсель считает допустимым использовать оружие марсиан. Интересно настроение Эдселя: скверное в начале рассказа (от того, что поиски никак не

продвигаются), оно улучшается в момент испытания оружия марсиан. После того как «куст... исчез в ярко-красной вспышке», Эдселъ «ласково погладил пистолет»; «...с удовольствием смотрел, как вдали плавится кусок пустыни»; «забавлялся этими блестящими штучками и был в прекрасном настроении».

3.Цель Парка становится ясна лишь к концу рассказа из его внутреннего монолога. Этот участник экспедиции с самого начала мечтал о большой власти, которую ему может дать обладание таким оружием: «С такими солдатами, силовым полем и всем оружием я завоюю весь мир». Он думал об этом спокойно, зная, что так оно и будет».

Очевидно, что для Парка не существовало проблемы выбора средств. Ради намеченной цели он не остановится ни перед чем. Слова «Он позволил Эдселю прожить ровно столько, чтобы испытать оружие», а затем «аккуратно прострелил ему голову» очень важны для понимания характера поступков Парка.

Спокойствие Парка, объяснимое его готовностью все и всех принести в жертву ради достижения цели, улетучивается лишь тогда, когда он сам становится жертвой абсолютного оружия.)

4.  Герои действуют на фоне марсианского пейзажа. Какое настроение он передает? (Пейзаж в рассказе — аллегорическая картина гибели цивилизации.) Основными цветами при описании пейзажа являются красный и черный. Где еще в рассказе используются эти цвета? (Красный и черный — цвета, предупреждающие об опасности: «черная шкатулка», пурпурная форма синтетов, «черный ящик».)

5.  В тексте трижды встречается описание солнца, действуют три героя, Эдсель трижды испытывает оружие на разных объектах, Парк предпринимает три попытки спастись. Как вам кажется, с чем это связано?

6. Прочитайте описание картины исчезнувшей марсианской цивилизации. Что означает словосочетание «жестокие войны»?

7. Найдите все, что говорится в тексте об оружии марсиан.

 (Учащиеся обратят внимание на следующий ряд: «компактные тепловые и радиационные автоматы, оружие, мгновенно замораживающее... сжигающее... умеющее рушить, резать, коагулировать, парализовать», в том числе и лазерный пистолет — искусственные воины синтеты, чье единственное желание — сражаться ради своего господина, — абсолютное оружие.)

Согласны ли вы с тем, что марсиане были ограничены в выборе средств вооружения? Что добавляет этот перечень средств вооружения к пониманию истории и причин исчезновения марсианской цивилизации? (Марсианская раса погибла от того абсолютного оружия, которое создала сама.)

'8. В чем заключается принципиальное отличие абсолютного оружия от всех других типов оружия?

 (Абсолютное оружие — это «облако», поблескивающее «металлическим отсветом», «гигантский», «огромный рот под двумя немигающими глазами» — бесчувственными, холодными, равнодушными к своим жертвам. Это — «чудовище», «Оно», способное говорить и пожирать как спокойную, так и активную протоплазму. Каждому марсианскому типу оружия, найденному героями, соответствует марсианское средство защиты. Так, от лазерного пистолета — бластера — может защитить голубая стена — мощное силовое поле, синтеты управляемы при помощи рычага. Защиты от абсолютного оружия нет.)

9. Очевидно, что абсолютное оружие в рассказе наделено сознанием (оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать и др.). Как вы думаете, кто

в марсианских войнах мог победить, используя абсолютное оружие?

(Никто не мог стать победителем в войне, используя абсолютное оружие, ведь оно никому не подчиняется, никто не может им управлять. Действие его никем и ничем не ограничено, оно не делает различия между «своими» и «чужими», воюющими и невоюющими; его цель — лишь поиск и поглощение как «спокойной», так и «активной» протоплазмы.)

Итоговая творческая работа

Письменно раскройте смысл названия рассказа. В случае затруднения вы можете обратиться к словарным статьям, объясняющим значения слов «абсолют», «абсолютный», «абсолютизация».

Абсолют (от лат. absolutus — самостоятельный, неограниченный) — нечто безусловное, не зависящее ни от каких условий и отношений.

Абсолютный —Л. Безотносительный, взятый вне связи, вне сравнения с чем-либо, безусловный. 2. Достигший высшего предела; совершенный, полный.

Абсолютизация — придание, приписывание безусловного значения.

(При обсуждении письменных работ важно, чтобы ученики сравнили их с первоначальными предположениями.)

Домашнее задание

1. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Что, по-вашему, могло уберечь марсианскую цивилизацию от гибели?»

2.  Есть ли в этом рассказе предупреждения? Назовите их. Можно ли назвать рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие» рассказом-предупреждением? Дайте развернутый письменный ответ.

Тема урока: Осознание ответственности за возможные последствия сделанного выбора

                       по  рассказу Р.Шекли «Абсолютное оружие»

Цели: 1. Продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора.

1. Обсуждение прочитанного

4.  Герои действуют на фоне марсианского пейзажа. Какое настроение он передает? (Пейзаж в рассказе — аллегорическая картина гибели цивилизации.) Основными цветами при описании пейзажа являются красный и черный. Где еще в рассказе используются эти цвета? (Красный и черный — цвета, предупреждающие об опасности: «черная шкатулка», пурпурная форма синтетов, «черный ящик».)

5.  В тексте трижды встречается описание солнца, действуют три героя, Эдсель трижды испытывает оружие на разных объектах, Парк предпринимает три попытки спастись. Как вам кажется, с чем это связано?

6. Прочитайте описание картины исчезнувшей марсианской цивилизации. Что означает словосочетание «жестокие войны»?

7. Найдите все, что говорится в тексте об оружии марсиан.

 (Учащиеся обратят внимание на следующий ряд: «компактные тепловые и радиационные автоматы, оружие, мгновенно замораживающее... сжигающее... умеющее рушить, резать, коагулировать, парализовать», в том числе и лазерный пистолет — искусственные воины синтеты, чье единственное желание — сражаться ради своего господина, — абсолютное оружие.)

Согласны ли вы с тем, что марсиане были ограничены в выборе средств вооружения? Что добавляет этот перечень средств вооружения к пониманию истории и причин исчезновения марсианской цивилизации? (Марсианская раса погибла от того абсолютного оружия, которое создала сама.)

'8. В чем заключается принципиальное отличие абсолютного оружия от всех других типов оружия?

 (Абсолютное оружие — это «облако», поблескивающее «металлическим отсветом», «гигантский», «огромный рот под двумя немигающими глазами» — бесчувственными, холодными, равнодушными к своим жертвам. Это — «чудовище», «Оно», способное говорить и пожирать как спокойную, так и активную протоплазму. Каждому марсианскому типу оружия, найденному героями, соответствует марсианское средство защиты. Так, от лазерного пистолета — бластера — может защитить голубая стена — мощное силовое поле, синтеты управляемы при помощи рычага. Защиты от абсолютного оружия нет.)

9. Очевидно, что абсолютное оружие в рассказе наделено сознанием (оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать и др.). Как вы думаете, кто

в марсианских войнах мог победить, используя абсолютное оружие?

(Никто не мог стать победителем в войне, используя абсолютное оружие, ведь оно никому не подчиняется, никто не может им управлять. Действие его никем и ничем не ограничено, оно не делает различия между «своими» и «чужими», воюющими и невоюющими; его цель — лишь поиск и поглощение как «спокойной», так и «активной» протоплазмы.)

2. Порассуждаем!

Обсуждение письменных работ учащихся

3. Подведение итогов

№7

                                      УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Тема урока:  Ответственность за выбор средств и методов для достижения

поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта

Цели:

—  продолжить разговор об ответственности за выбор средств и методов для достижения

поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;

—  познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов

ведения военных действий.

                                                         ход урока

Обсуждение домашнего задания

Обсуждение выполненных дома работ начинается со второго задания. Как предупреждения могут быть восприняты слова Факсона: «Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило всю марсианскую расу. Ты снова хочешь заварить кашу»; надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием; описание марсианского пейзажа и др.

Особое внимание учитель обращает на работы учеников, выполненные на основе первого задания.

Беседа

l. В разные времена люди понимали, как важно соблюдать определенные правила в ходе силового конфликта. Занимаясь по книгам «Вокруг тебя — Мир...», мы говорили об этом. Вспомните, были ли среди этих правил какие-либо ограничения, запреты, обязательные для соблюдения участниками столкновения. Назовите не только авторов произведений, названия, их героев, но и упоминаемые правила и обычаи. (Ученики вспомнят фрагменты из романа В. Скотта «Айвенго» правила рыцарского турнира, главу из романа А. Дюма «Три мушкетера» дуэльный кодекс, из рассказа В. Распутина «Уроки французского» правила мальчишеской драки: «до первой крови» и «лежачего не бить».) Знаете ли вы другие произведения, в которых рассказывается о подобного рода правилах или обычаях? Назовите их.

   Как вам кажется, на что, в конечном счете, направлены подобные правила и обычаи? (Они направлены на уменьшение последствий силового соперничества. Для этих правил общим можно считать следующее положение: «В ходе столкновения, состязания, конфликта дозволено не все. Соперники ограничены в выборе средств достижения цели».)

2. Во время разговора в 6-м классе о правилах и обычаях, существовавших в разные времена у разных народов, ученики иногда называют в качестве примера правила кулачного боя.

    Что вы знаете о правилах ведения кулачных боев? Сопоставьте известное вам с тем, о чем рассказывает журналист Д. Покровский в мемуарах «Очерки Москвы», опубликованных в «Историческом вестнике» за 1893-1894 гг.

3. Как осуществлялась подготовка предстоящего кулачного боя? Соблюдались ли при этом какие-либо правила? (Со слов «Побоища происходили отнюдь не «с бацу»...» до конца абзаца.)

4. В чем состояла суть неписаных «уставов кулачных боев»? На что они были направлены? Кто следил за их соблюдением? Приходилось ли участникам кулачных боев нести ответственность за нарушения уставов? Какова была участь тех, кто нарушал неписаные правила кулачного боя? Почему с ними поступали столь жестоко? (В уставах говорилось о том, какие средства недопустимы в кулачном бою. Важно обратить внимание учеников, что сами участники состязания были заинтересованы в соблюдении этих ограничений. Кулачные бои по своей сути были состязанием жестоким, приводящим к травмам, а подчас даже к гибели участников. Описанные в тексте Д. Покровского нарушения уставов были причиной особенно тяжелых ранений и травм, повышали вероятность смертельного исхода.

В отрывке из мемуаров Д. Покровского упоминается Брюссельская конференция. Во второй половине XIX в. общественное мнение было подготовлено к тому, что правовое регулирование войны необходимо и возможно. Это стремление нашло свое выражение в созыве русским царем Александром II конференции, которая состоялась в Брюсселе в 1874 г. Целью конференции была кодификация (то есть пересмотр и сведение в единое систематизированное целое законов по отдельным областям права) права войны.)

5. Каково значение ограничений в выборе средств во время войны? При подготовке ответа используйте фрагмент повести французского писателя Л. Буссенара «Капитан Сорви-голова». (Вполне возможно, что многим ученикам известно это произведение.

Однако в любом случае необходим некоторый комментарий: действие повести происходит в конце XIX в., во время англо-бурской войны; главный герой капитан Жан Грандъе по прозвищу Сорви-голова сражается на стороне буров против англичан за независимость Южно-Африканских республик Оранжевой и Трансвааля.)

6. Почему доктор Тромп противопоставляет «джентльменскую пулю» осколочному снаряду? (Важно подвести учеников к пониманию того, что использование различных видов оружия приводит к различным последствиям. Если ученики затрудняются дать ответ самостоятельно, учитель может помочь, используя следующую информацию: вторая половина XIX в. время, когда в военных действиях стали применяться разрывные-винтовочные пули. С военной точки зрения, они не были более эффективны, чем обыкновенные: и разрывная пуля, и обыкновенная при попадании могли вывести из строя лишь одного противника. Однако ранение от разрывной пули доставляло крайне тяжелые страдания раненым.

В 1868 г. по инициативе правительства России в Санкт-Петербурге собралась международная военная комиссия. Итогом ее работы стала Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Это был первый международный договор, зафиксировавший конкретные ограничения в средствах и методах ведения войны.)

Согласны ли вы с оценкой, которую дает «умной, гуманной» пуле доктор Тромп? Применимо ли определение «гуманный» к чему-либо, что связано с войной? Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

7. Кому и как оказывали помощь «жены, матери и сестры бойцов» в походном госпитале буров? Что вы можете сказать о капитане Сорви-голова и докторе Тромпе на основании прочитанного текста? Как бы вы охарактеризовали их действия в госпитале?

8. Разговор об ограничении средств, допустимых для достижения цели, был начат на уроках по рассказу Р. Шекли. Как вам кажется, почему он был продолжен таким образом?

9. Познакомьтесь с информацией, помещенной в рубрике «Знаешь ли ты...». Почему международное гуманитарное право накладывает определенные ограничения на ведение военных действий воюющими сторонами? (При обсуждении ответов учителю может понадобиться следующая дополнительная информация.)

                                   Дополнительная информация для учителя

   Военные  действия  должны  направляться  только  против  сражающегося неприятеля и его военных объектов.

   Руководствуясь принципом гуманности, воюющие стороны обязаны соизмерять применение силы и требование военной необходимости. К понятию «военная необходимость» принято обращаться тогда, когда воюющим нужно обосновать осуществление таких действий, которые необходимы для подавления противника и которые не запрещены международным гуманитарным правом. Например, обращаясь к выбору оружия для решения боевой задачи, противники не должны применять оружие, которое бессмысленно увеличивает страдания людей, приводит к неоправданному количеству жертв и разрушений. Допустимым является применение тех средств, которые необходимы для достижения законной военной цели. Военные действия соответствуют принципу соразмерности, если они не вызывают таких потерь и не наносят такого ущерба неприятелю, которые были бы чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить в результате всей военной операции.

(Целесообразно провести лексическую работу по освоению значения слова «ограничение» в данном контексте см. Словарик понятий в начале раздела П. Суть принципа соразмерности более глубоко будет рассматриваться в разделе III.)

10. Вернитесь к тексту рубрики «Знаешь ли ты...». Выделите в ней смысловые блоки. Озаглавьте их. Сформулируйте основную идею данного текста. (Одна из возможных формулировок может быть такой: в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.)

Подведение итогов

Опираясь на тексты Р. Шекли, Д. Покровского и Л. Буссенара, а также на информацию, помещенную в рубрике «Знаешь ли ты...», дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «В чем смысл ограничений, которые необходимо соблюдать всем участникам вооруженного конфликта?»

Домашнее задание

1. Прочитайте рассказ Р. Брэдбери «Улыбка».

2. Найдите в словаре значение слова «цивилизация».

8              УРОК  ПО РАССКАЗУ Р. БРЭДБЕРИ «УЛЫБКА»

Тема урока: Значимость  культурных  ценностей, необходимость их сохранения

Цели: 

обшая —  обсудить  с  учениками  всеобщую  значимость  культурных  ценностей,

необходимость их сохранения;

 частная — продолжить работу по формированию умения анализировать систему образ

Брэдбери Рей (р. в 1920 г.) — современный американский писатель-фантаст. В его рассказах и романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы.

Наиболее известные произведения: «Марсианские хроники» (1947 г.), роман «451° по Фаренгейту» (1953 г.).

По Н. Михальской

                                                      Ход урока:

Вопросы для выяснения первоначального восприятия

Какое впечатление произвел на вас рассказ? Есть ли принципиальная разница между этим и другими рассказами, которые вы читали в книге «Вокруг тебя — Мир...»? Как вы думаете, к какому жанру он относится?

Постановка проблемного вопроса

Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа? Сгруппируйте всех персонажей произведения относительно главного героя.

(Эта работа может выполняться как индивидуально, так и в группах. Учитель фиксирует на доске предлагаемые учениками варианты группировки, выслушивает доводы. Если ответы детей дают учителю такую возможность, он записывает на доске схемы:

а)  Том                                                                                                                                                                                                                                                     

                          Григсби

                             родные (мать, отец, брат)

                             очередь

                            один из очереди

б) Григсби                                                                                                                                                                                                 

                             очередь

мать                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                              Том                                                                                                                                                                                                                                  отец

                один из очереди        брат

Если школьники испытывают затруднения, учитель может заранее разместить эти схемы на скрытой части доски и открыть их в нужный момент. В любом случае учитель ставит перед учениками задачу урока: поиск, выработка схемы, наиболее точно соответствующей сути конфликта.)

Аналитическая работа по тексту

1. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью... Но самое главное ненависть к Прошлому.) Почему

люди в очереди ненавидят все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)

2. Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях? (Цивилизация — определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.) Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят ее повторения? (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация разрушение. Они ненавидят «.ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)

3. Из рассказа мы очень мало знаем о людях предыдущей эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии». Во что превратился мир? Как это описывается в рассказе? («...разбитые здания...», «...груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные...», «запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий»; разбитое здание фермы...)

4. Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразными символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

   Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты, автомобили; типография, так и то, что относится к духовной культуре, книги, живопись.)

Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди? («Праздники» людей будущего это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым».)

5. Обратитесь к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках, и к эпизоду уничтожения картины. Определите, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества». (Цель этого задания обратить внимание учащихся:

—   на фразы, в которых начало и окончание не соответствуют друг другу: ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля, считать удачей возможность разбить переднее стекло, взорвать типографию и потом жить «светлыми» и «счастливыми» воспоминаниями. Чтобы ученики лучше восприняли абсурдность приведенных выше высказываний, учитель может предложить им задания:

а)   сравнить общеупотребительное значение слова «праздник» с тем значением, которое имеет это слово в данном рассказе;

б)    продолжить фразы: «ознаменовать праздник науки (чем?) ...», «считатьудачей возможность (что сделать?) —...» и т. д.;

—   на глаголы, обозначающие действие (сжигать книги, разбивать машины, громить заводы, взрывать типографии и т. д.)

6. Вернитесь к записи на доске и перегруппируйте героев, учитывая только что проделанную аналитическую работу. (Запись на доске может выглядеть так:

                   Том                      __________________                    очередь

7. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? (Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному ее разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов ее терпеть. Не все, конечно, но были и в ней сбои хорошие стороны...») Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди? (Важно, чтобы ученики не ограничивались перечислением достижений только материальной культуры. В случае затруднения учитель может обратить внимание на следующие фразы: «Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

Подведение итогов

Учитель просит школьников определить место, которое может занимать в группировке персонажей «один из очереди». В результате на доске должна появиться итоговая запись:

1.  Том.

2.  «Один из очереди».

3.  Очередь (в том числе Григсби, полицейские, семья Тома.)

Домашнее задание

Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Что означает цивилизация для вас?»

№9              УРОК  ПО РАССКАЗУ Р. БРЭДБЕРИ «УЛЫБКА»

Тема урока: Значимость  культурных  ценностей, необходимость их сохранения

Цели: 

обшая —  обсудить  с  учениками  всеобщую  значимость  культурных  ценностей,

необходимость их сохранения;

 частная — продолжить работу по формированию умения анализировать систему образ

Проверка домашнего задания

Урок начинается с обсуждения домашних  сочинений.

Самостоятельная работа учащихся

Что отличает Тома от других персонажей?

(Ученики готовят ответ на этот вопрос самостоятельно в течение 10 минут.)

Обсуждение результатов самостоятельной работы

(Обсуждение результатов учитель проводит в форме беседы.)

Дополнительные вопросы

1. Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение.) Какие чувства его переполняли в тот момент? (Ответить на этот вопрос поможет анализ отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».)

2.  Есть ли в тексте что-то, позволяющее предположить, что Том не станет принимать участия в надругательстве над картиной? (Обсуждение этого вопроса может разделить класс на две группы: часть учеников будет доказывать неожиданность поступка Тома, другие попробуют найти в тексте мотивацию отказа Тома плюнуть в картину.

Возможные аргументы первой группы. Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришел в город и стоит в очереди для того, чтобы принять участие в «празднике», и это уже не первый «праздник» в его жизни («наши праздники»). Вспоминая происходящее на предыдущих «праздниках», он употребляет слово «счастливчики» для характеристики наиболее удачливых разрушителей. Том с готовностью подтверждает предположение Григсби о том, что сумеет плюнуть «в самую точку» недаром Григсби называет его «наш Том». Все это как бы готовит читателя к тому, что Том поступит как все и как всегда.

Возможные аргументы второй группы. Том трижды пытается завязать беседу о портрете, причем одинаково начиная каждую фразу со слова «говорят», и первое, что он произносит: «Говорят, она улыбается». Том наделен воображением: он «словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками».

Учитель может также привлечь внимание класса к тому, что в кульминационный момент упоминается звучащая в душе Тома музыка, и попросить школьников вспомнить известный по 5-му классу фрагмент из романа Л. Толстого «Война и мир» и сравнить, в какой момент своей-жизни слышит музыку Том, а в какие Петя Ростов и как характеризует героев этот художественный прием.)

3. Обратитесь к сцене уничтожения картины. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы. (Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал...» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)

4. Так чем же отличается Том от очереди? (Ученики подводят своеобразный итог предыдущей работе.) А как это отличие подтверждается в деталях пейзажа и портрета?

(Учитель направляет работу школьников на анализ художественных средств:

а)   В рассказе используются две цветовые гаммы. В первой из них преобладают серые тона. Она связана с описанием мира, в котором разворачивается действие («...пять часов [утра]... за выбеленными инеем полями... нигде не было огней... клочьями висел туман».) Другая связана с описанием Тома или с тем, что и как он видит. Там цвета яркие («Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки...»).

Даже в том случае, когда о цвете не говорится прямо, он передается через ощущение и образ («Том увидел маленький жаркий костер...»). Возглас Григсби и воображение Тома дают нам возможность увидеть то, что слышит Том («Тррахх!» Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками»),

б)  Противопоставляются громкие звуки реального мира и тишина мира внутреннего, необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой... звук голосов казался вдвое громче», «Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. Резкий звук рвущегося холста... Толпа выла... Один Том стоял притихший в стороне от этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он... тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...»)

5. Мы знаем, что Том уже принимал участие в «праздниках». Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдет ли он на следующий «праздник»? Если пойдет, то как поведет себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?

Подведение итогов

Ученики на этом этапе работы в состоянии самостоятельно подвести итог: Тома отличает от других героев рассказа то, что он «человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди». Можно предположить, что Том не будет принимать участия в подобных «праздниках».

Домашнее задание

1.  В тексте рассказа есть воспоминания Тома о тех «праздниках», в которых он принимал участие. Напишите небольшое сочинение о том, что, по вашему мнению, мог бы вспомнить он о последнем «празднике».

№10              УРОК  ПО РАССКАЗУ Р. БРЭДБЕРИ «УЛЫБКА»

Тема урока: Значимость  культурных  ценностей, необходимость их сохранения

Цели: 

обшая —  обсудить  с  учениками  всеобщую  значимость  культурных  ценностей,

необходимость их сохранения;

 частная — продолжить работу по формированию умения анализировать систему образ

Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений

2.  В рассказе Р. Брэдбери Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства. Знакомо ли вам подобное состояние? Были ли такие случаи, когда произведение искусства — картина, скульптура, известное архитектурное сооружение — производили на вас сильное впечатление? По желанию подготовьтесь рассказать в классе о том, чем именно затронуло лично вас то или иное произведение искусства.

3. Выступления учащихся

№ 11                     УРОК  РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Цели: Проблема необходимости защиты культурных ценностей в ситуации вооружённого конфликта

—   продолжить разговор о необходимости зашищать культурные ценности в ситуации

вооруженного конфликта;

—  продолжить разговор о нормах по ограничению средств и методов ведения войны,

в соответствии с которыми в ситуации вооруженного конфликта культурные ценности не должны подвергаться нападению.

                                                     Ход урока:

1.  Во время разговора на предыдущих уроках не раз звучало слово «культура». Как вы его понимаете? (Культура совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)

Продолжите фразу: «Культурные ценности — это...». (Учитель записывает предложения детей. Затем просит сопоставить их определения со словарным, которое заранее было подготовлено на закрытой части доски: «Культурные ценности исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное или духовное наследие народов». Это определение целесообразно записать в рабочие тетради школьников.)

2. Все ли слова в словарном определении вам понятны? Как вы понимаете слово «наследие»? (Наследие 1. Какое-либо явление культуры, быта и т. п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. 2. (Устар.) То же, что «наследство».)

Приведите примеры известных вам культурных ценностей.

3. Подберите слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по отношению к картине. (Ученики могут сами догадаться и назвать слова «вандализм», «варварство». Если этого не произойдет, учитель должен быть готов не только назвать эти слова, но и объяснить их значение и происхождение от слов «вандалы» и «варвары».

Вандал разрушитель культуры, варвар (по названию воинственных древнегерманских племен, разрушивших Рим и уничтоживших его культурные ценности).

Вандализм бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвар 1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий.

Варварство грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей. Приходилось ли вам сталкиваться с подобного рода разрушительными действиями по отношению к культурным ценностям в вашей повседневной жизни? Как вы думаете, почему это происходит?

4. До знакомства с рассказом Р. Брэдбери мы говорили о необходимости различать военные объекты и объекты, которые не служат непосредственно военным целям. В связи с этим как бы вы определили культурные ценности?

5. Познакомьтесь с информацией рубрики «Знаешь ли ты...». Как вы думаете, почему в источниках международного гуманитарного права есть специальные положения о защите культурных ценностей во время войны?

    Сохранение культурного наследия каждой страны имеет большое значение не только для граждан этой страны, но и для всего мира.

   Международное гуманитарное право предоставляет защиту культурным ценностям в условиях вооруженного конфликта. Оно обязывает воюющие стороны щадить культурные ценности, предотвращать их разрушение и уничтожение, относиться к ним с уважением, не допускать в отношении их проявления любых форм вандализма.

(В ходе обсуждения результатов данного задания учитель может воспользоваться следующей дополнительной информацией.)

                 Дополнительная информация для учителя

    Нормы международного гуманитарного права обязывают воюющие стороны охранять и уважать культурные ценности, щадить их, насколько это возможно во время вооруженного конфликта (при условии, что они не служат военным целям).

Б настоящее время международным соглашением, объединившим в один документ правовые нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, является Гаагская конвенция 1954 г. Ее положения дополняют два Протокола — 1954 г. и 1999 г. Принимая Конвенцию, государства исходили из того, что в ходе Второй мировой войны культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб и что современное развитие военной техники создает реальную угрозу их разрушению в случае возникновения новых вооруженных конфликтов.

В преамбуле Конвенции содержатся следующие важные положения:

—    ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру;

—    страны-участницы Конвенции обязуются принять все возможные меры для защиты культурных ценностей;

— такая защита должна быть организована еще в мирное время путем принятия мер как на уровне конкретных государств, так и на уровне международного сообщества в целом.

          В соответствии с Конвенцией защита культурных ценностей должна

заключаться, во-первых, в охране этих ценностей, во-вторых, в их уважении.

В целях охраны культурных ценностей государства должны еще в мирное время

принять превентивные меры, которые позволили бы защитить памятники

культуры в случае войны, например, определить места их укрытия, подготовиться

к их перемещению в безопасное место, обозначить культурные ценности

отличительным знаком — бело-голубым щитом. Уважение культурных ценностей

предполагает, что в ходе военных операций противоборствующие стороны

не должны использовать культурные ценности в целях, которые могут привести

к их повреждению или уничтожению, и не должны совершать никакие

враждебные действия, направленные против них. Воюющие должны пресекать

любые акты вандализма по отношению к культурным ценностям.

6. Представьте, что вас пригласили принять участие в радиопередаче. Основная ее

цель — обратиться к участникам вооруженного конфликта как с одной, так и с другой

стороны и привести веские аргументы, убеждающие всех воюющих щадить и уважать те

культурные   ценности,   которые   находятся   в   зоне   вооруженного   конфликта.

Для выступления вам предоставляется всего 2-3 минуты. Какие аргументы вы считаете

самыми убедительными? Запишите их.

7. Познакомьтесь с помещенной ниже информацией. В ней рассказывается о факте, имевшем место во время Второй мировой войны. В связи с этим эпизодом был выпущен ряд материалов в периодической печати и на телевидении. Приведенная информация подготовлена на основе статьи В. Гущиной, опубликованной в газете «Северный курьер» № 41, 21 февраля 1999 года.

Письменно проанализируйте данный факт с позиции международного гуманитарного права, опираясь на материал рубрики «Знаешь ли ты...». (Перед тем как ученики начнут выполнять письменное задание, Важно обратить их внимание на то, что ответ на этот вопрос будет полным лишь тогда, когда ученики проанализируют:

—    действия летчика, решившего не бомбить Кижи;

—    мотивы, по которым было принято это решение.)

8. Продолжите обсуждение проблемы. Как соотносится с нормами МГП размещение военных объектов на территории нахождения культурных ценностей? Почему?

Подведение итогов

1.  Обсудите в группе или с соседом по парте проблемный вопрос: «Могут ли личные вкусы и оценки влиять на определение того, какие культурные ценности необходимо охранять и защищать (как в мирное время, так и во время войны), а какие — нет? Почему?»

2.  Как вам, кажется, почему международным гуманитарным правом для защиты культурных ценностей установлен особый знак?

3.  Из текста рубрики «Знаешь ли ты...» выберите фразу, которая могла бы стать частью вывода по проблеме отношения к культурным ценностям. Подумайте, что бы вы могли добавить в качестве вывода к выбранной вами фразе.

4. Докажите, что после обсуждения проблем, связанных с ограничением средств и методов ведения боевых действий, уместно перейти к разговору о защите культурных ценностей в ситуации вооруженного конфликта.

Домашнее задание

Напишите, что для вас значит ваш родной дом, что в нем вам дорого.

№ 12                  УРОК  ПО СТИХОТВОРЕНИЯМ И. БУНИНА

Тема: И. Бунин «Люблю цветные стёкла окон»

Цели:

общие — создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах,

которые может испытывать человек, лишившийся дома;

частные — углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения,

закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста.

                                                                Ход урока

1. Обсуждение домашних письменных работ.

2. Подготовка к восприятию поэтических текстов

 Прочитайте стихотворение И. Бунина.

 Постарайтесь почувствовать его настроение.

3. Чтение текста

4. Аналитическая работа по тексту

1. О чем это стихотворение? Какое слово является ключевым в этом стихотворении? (О любви к дому: ключевым словом является слово «люблю». Именно с этого слова начинаются три строфы из четырех.)

2. Чем дорог этот дом лирическому герою? Назовите, что он вспоминает. Как вам кажется, случайно ли перечисление любимых вещей или их выбор чем-то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?

3. Что привносят в наше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры? Выпишите цитаты из поэтического текста, передающие любовь лирического героя к дому, и после этой работы уточните ответ на предыдущий вопрос о том, что объединяет перечисленный выше лексический ряд.

4. Как вы думаете, что изменилось бы в нашем восприятии этого стихотворения, если бы и последняя строфа начиналась со слова «люблю»?

(Учитель может подсказать ученикам, что в этом случае первая строка четвертой строфы звучала бы как «Люблю и вас, дагерротипы...», то есть дагерротипы упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В то время как в оригинале мы видим повтор обращения «И вас, и вас, дагерротипы», эмфатически выделяющий именно эту деталь из всего упомянутого ряда.)

5. Обратите внимание на две заключительные строчки, которые почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по вашему мнению, смысл этого повтора? (Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Кроме того, эти воспоминания (сумрак от липы, скрип половиц) носят очень конкретный, личный, бытовой характер.)

6. Уточните свой ответ на вопрос, прозвучавший в начале урока: «Как бы вы охарактеризовали настроение этого стихотворения?» (Важно обратить внимание учеников на оттенок «светлой печали» в настроении лирического героя, вероятно объяснимой тем, что любимый им дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний. Представляется уместным даже говорить о предчувствии утраты дома, что, в конечном счете, сочетается с перипетиями биографии И. Бунина.)

5. Беседа по вопросам на стр. 48-49

6. Подведение итогов

Домашнее задание: выразительное чтение стих-я, вопросы  1-3

                          УРОК  ПО СТИХОТВОРЕНИЯМ И. БУНИНА

Тема: И.Бунин «У птицы есть гнездо…»

 Цели:

общие — создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах,

которые может испытывать человек, лишившийся дома;

частные — углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения,

закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста.

                                                                Ход урока

1. Познакомьтесь еще с одним стихотворением И. Бунина.

2. Чтение текста

3. Выявление первичного восприятия

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

 Сравните ваши впечатления от двух прозвучавших на уроке стихотворений И. Бунина. Что их объединяет?

4. Аналитическая работа по тексту

1. Какова роль зачина в создании настроения этого стихотворения?

 В чем смысл многоточия в конце первой строки?

 Как возможно продолжить этот словесный ряд?

2.  Как бы вы определили его тему? (Тема стихотворения: утрата дома.)

 Из скольких частей состоит стихотворение?

Как вы думаете, что дает разделение этого стихотворения на две части-строфы? (Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому» — «С своей уж ветхою котомкой!»)

3. Как чувствует себя человек, лишенный дома? Опишите, что мог чувствовать лирический герой стихотворения.

4. Выпишите все слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слова «дом» (синонимы к слову «дом») в первой и во второй строфе, и определите их значение в понимании психологического состояния лирического героя:

гнездо — нора — отцовский двор — родной дом,

нора — гнездо — чужой, наемный дом.

5. Какие антонимичные глаголы употреблены в двух строфах?

Благодаря чему они становятся особенно выразительными в этом стихотворении?

 (Они становятся особенно выразительными на фоне композиционного сходства строф, а также в сочетании с антонимичными эпитетами:

«Когда я уходил с отцовского двора» (1-я строфа),

«Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом» (2-я строфа).

Обратите внимание на временные формы этих глаголов.

Попробуйте изменить форму глагола «входить» настоящего времени на форму прошедшего времени.

 Что изменилось в стихотворении?

 (Учитель обращает внимание учеников на то, что особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола в настоящем времени. «Когда входил...» это рассказ о том, что было; «Когда вхожу...» это о том, что испытывает лирический герой сейчас.)

't'6. В стихотворении, с которым вы знакомились в начале урока, вы определили ключевое слово: «люблю». Какие слова можно считать ключевыми для второго стихотворения? («Горько», «горестно».) Сравните настроение двух стихотворений.

(Анализируя первое стихотворение, можно говорить о смутно угадываемой «светлой печали», обусловленной возможностью утраты дома. Горечь и горе во втором стихотворении испытывает лирический герой, уже лишившийся дома.)

Подведение итогов

Письменно поразмышляйте над следующими вопросами: «В силу каких причин люди могут лишиться дома? Что испытывает человек в подобных ситуациях?»

Домашнее задание

В 6-м классе вы познакомились со стихотворением Г. Иванова «Отвратительнейший шум на свете...». Перечитайте это стихотворение и подумайте, как оно связано со стихами, которые вы анализировали на сегодняшнем уроке.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Тема:

 Цели:

—   привлечь внимание учащихся к переживаниям людей, лишившихся дома в ситуации

вооруженного конфликта;

—     продолжить разговор об ограничении средств достижения  цели  в ситуации

вооруженного конфликта, в соответствии с которыми объекты, не служащие непосредственно военным целям, не должны подвергаться нападению.

Дополнительная информация, которая может понадобиться учителю при подготовке к уроку

Иванова Лидия Вячеславовна — дочь поэта рубежа XIX и XX вв. Вячеслава Иванова (1866-1949), которая в течение 40лет была спутницей отца в эмиграции. В 1992 г. в Москве была издана ее книга под названием «Воспоминания. Книга об отце». Большая часть воспоминаний посвящена последнему, итальянскому периоду жизни В. Иванова. Приведенный в задании фрагмент рассказывает о военных событиях 1944 г. в Риме. Вячеслав Иванов к тому времени уже практически не выходил из своего дома — даже дойти до убежища у него не хватало сил.

Упоминаемый в книге Лидии Ивановой Дима — сын Вячеслава Иванова, Димитрий Вячеславович Иванов (род. в 1912 г.)

                                                           Ход урока

Проверка домашнего задания

Обсуждение письменной домашней работы целесообразно завершить вопросом: «Что добавляет стихотворение Г. Иванова к пониманию того, что может испытывать человек, лишившийся дома?

Самостоятельная работа учащихся

Данный вид работы рассчитан на 10—15 минут.

Познакомьтесь с фрагментами из мемуаров Л. Ивановой и рассказа М. Шолохова. Подумайте, что их объединяет.

Проверка результатов самостоятельной работы

Ученики приходят к выводу, что эти фрагменты объединяют образ и тема дома, переживания людей, утративших дом или боящихся его потерять.

Беседа

1.   Слово «дом» — многозначное. У него не менее пяти значений. Постарайтесь определить их. (Дом — 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. 2. Жилое помещение, квартира; жилье. 3. Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством. 4. Династия, царствующий род. 5. Культурно-просветительное, научное, бытовое и т. п. государственное учреждение, а также здание, в котором оно находится. 6. (Устар.) Заведение, предприятие.)

2. Подберите синонимы к слову «дом».

(Словарь синонимов предлагает следующие: дом — домина, домище (разг.); хоромина, храмина (устар.); родной очаг, пенаты (книжн.), родной кров (высок.) родное пепелище (устар. и высок.); жилище, здание, квартира, крыша (над головой), приют, пристанище, угол,-гнездо; жилье (разг.); обитель (трад. -поэт., теперь шутл.); жилплощадь (нов. офиц.); кровля, обиталище, жило (устар.); фатера (устар. прост.); сень (устар. книжн.)

3. Вы уже знаете, что слово «дом» многозначно. В каких значениях употреблено это слово в данных текстах? Подберите синонимы, наиболее точно выражающие значение слова «дом» в приведенных фрагментах.

4. Что означал дом для автора воспоминаний — Лидии Ивановой — и для героя рассказа М. Шолохова — Андрея Соколова?

5. Познакомьтесь с информацией, помещенной в рубрике «Знаешь ли ты...». Как вы думаете, чем вызвано требование обязательного различения военных и гражданских объектов? С какими известными вам по книге «Вокруг тебя — Мир...» для 7-го класса нормами международного гуманитарного права связано это требование? (При обсуждении этого вопроса учителю может понадобиться дополнительная информация.)

Дополнительная информация для учителя

    В международном гуманитарном праве существует разделение объектов на военные и гражданские, и воюющие обязаны различать эти объекты. Такое разделение принципиально. Военные объекты — это законная цель для нападения противника.

    Нападения на гражданские объекты запрещаются. Поэтому участники военных действий должны принять все возможные меры, чтобы убедиться, что намеченная для удара цель является военным объектом, приложить максимальные усилия, чтобы избежать нанесения случайного ущерба гражданским объектам. К военным объектам относятся подразделения вооруженных сил противника, военная техника, военные сооружения (например, долговременные огневые орудийные позиции и склады боеприпасов), промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, а также объекты, которые в силу своего характера, расположения и использования оказывают эффективное влияние на ход военных действий, а их уничтожение дает воюющим явное военное преимущество.

    Гражданские объекты находятся под защитой международного гуманитарного права. Если гражданский объект во время вооруженного конфликта меняет свое естественное предназначение, начинает использоваться для военных целей (например, обычный жилой дом или школа используются под склады боеприпасов или для размещения солдат), то он превращается в военный объект и лишается защиты.

   В случае сомнения в том, какой это объект — военный или гражданский — объект, который обычно предназначается для гражданских целей (например, хозяйственные постройки), должен считаться гражданским.

Учитывая, что под определение «гражданские объекты» подпадают все те объекты, которые не являются военными, международное гуманитарное право запрещает воюющим нападать, например, на необороняемые города, селения, жилища, строения; объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой); исторические памятники, произведения искусства, религиозные сооружения, составляющие культурное или духовное наследие; а также плотины, атомные станции или дамбы (если такое нападение может вызвать последующие тяжелые потери среди гражданского населения).

   Воюющие обязаны отказаться от неизбирательных нападений. Таковыми являются нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты и могут уничтожить как военные, так и гражданские объекты без различия.

Воюющим запрещается использовать средства и методы ведения военных действий, которые могут причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде и создать тем самым опасность для выживания гражданского населения.

Подведение итогов

Как вы думаете, какими соображениями продиктованы положения международного гуманитарного права, направленные на защиту гражданских объектов?

Домашнее задание

1.  Письменно порассуждайте на тему:

— Мои аргументы в пользу необходимости защищать гражданские объекты во время вооруженного конфликта.

2.   Прочитайте рассказ Фазиля Искандера «Возмездие». Обратите внимание на его название. Вспомните значение слова «возмездие». При выполнении этого задания вам может помочь книга «Вокруг тебя — Мир...» для 6-го класса.



Предварительный просмотр:

                                       Ткачёва Валентина Петровна

     

                     

Согласовано                                        Согласовано                           Утверждаю

Руководитель ШМО                      заместитель директора           Директор МОУ Утянская

__________Ткачёва В.П.          по УВР МОУ Утянская СОШ                               СОШ

                                                      __________Куцыкова Е.Ф.     ___________Пищулов А.С..                    

Протокол № ___ от                    «_____» ___________2011г.    Протокол №_____от

«____»____________2011 г.                                                        «_____» ____________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ткачёвой Валентины Петровны, вторая

Ф.И.О., категория

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Вокруг тебя  - Мир»

                                                           В 8 КЛАССЕ

                                         

                                     

                                                      2011 - 2012 учебный год

 

                           Пояснительная записка

   Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы  «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ» для 8 класса  рассчитана на 12 часов. Элективный курс рассчитан  на 35 часов. Поскольку в 5 – 7 классах   на уроках внеклассного чтения и уроках развития речи  частично был использован УМК, считаю целесообразным включить в элективный  курс для 8 класса отдельные произведения из методических рекомендаций УМК 6-7 классов.

   Добавляю часы на следующие темы:

Какой ценой?

  1. Рассказ Р.Шекли «Абсолютное оружие» - 2 часа
  2. Р. Брэдбери «Улыбка» - 1час
  3. Стихотворения И.Бунина – 1час

 О войне

1.  Отрывки из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - 2 часа

2.  Рассказ К.Воробьёва «Немец в валенках»- 1 час

3.  В.Закруткин «Матерь человеческая» - 2 часа

4.  Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» - 2 часа

5.  А.Ахматова «Памяти Вали» - 1 час

6.  Стихотворения о Великой Отечественной войне – 1 час

Каждый выбирает…

  1. Ф.Искандер «Возмездие» - 2 часа
  2. Фантастика в литературе. Тема будущего. – 1 час
  3. Аналитическое чтение по выбору учащихся – 2 часа

Уроки развития речи –5 часов

Учебный год:  2011 - 2012

Учебный предмет: Элективный курс по литературе

Класс:  8

Учитель:  Ткачёва Валентина Петровна

Количество часов в неделю:  1

Количество часов в год:  35

Количество часов по программе: 12

Уроков развития речи: 9

Тематическое планирование составлено на основе  программы  учебно-методического комплекта «Вокруг тебя – Мир…» (5-8 классы) и методических рекомендаций Беловой И.В., зав кабинетом общественно-гуманитарных дисциплин.

Учебник:  УМК «Вокруг тебя – Мир…» для ученика 8 класса  под редакцией

Международного Комитета Красного Креста, 2002

Календарно-тематическое планирование составила:  учитель русского  языка и литературы МОУ Утянская СОШ Ткачёва Валентина Петровна



Предварительный просмотр:

Ткачёва Валентина Петровна

№ п/п

          Содержание   занятия

Количество  

     часов

       Дата проведения

Литературоведческий     компонент

   Развитие речи

Раздел 1.    В пределах допустимого (2 часа  +1))

1.

О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» (новелла) Проблема выбора средств на пути достижения цели.

   1

Совершенствование навыков исследовательской работы; знакомство учащихся с особенностями жанра новеллы

2.

О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» (новелла) Проблема выбора средств на пути достижения цели.

   1

3.

Развитие речи  

   1

Формирование навыков владения лексикой, характеризующей нравственные особенности личности.

                                                                Раздел 2.          Какой ценой?  ( 8часов + 3)

4.

Рассказ Р.Шекли  «Абсолютное оружие» Проблема ответственности за возможные последствия сделанного выбора.

   1

Художественные особенности научно-фантастического рассказа; анализ системы образов; анализ композиции лирического текста.

5.

Рассказ Р.Шекли  «Абсолютное оружие» Проблема ответственности за возможные последствия сделанного выбора.

   1

6.

Рассказ Р.Шекли  «Абсолютное оружие» Проблема ответственности за возможные последствия сделанного выбора.

   1

Словарная работа, уточнение формулировок, речевая деятельность в процессе диалогического общения, задания на основе речевых ситуаций, письменные работы.

7.

Развитие речи (с привлечением фрагментов из мемуаров Д. .Покровского «Очерки Москвы», Отрывка из  повести Л.Буссенара «Капитан Сорви-голова»

   1

8.

Р. Брэдбери «Улыбка». Значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения.

   1

9.

Р. Брэдбери «Улыбка». Значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения.

   1

10.

Р. Брэдбери «Улыбка». Значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения.

   1

Совершенствование навыков исследовательской работы; знакомство учащихся с художественными особенностями жанра новеллы.

Сочинение по личным наблюдениям

11.

Развитие речи. Проблема необходимости защиты культурных ценностей в ситуации вооружённого конфликта.

   1

12.

И.Бунин «Люблю цветные стёкла окон…», «У птицы есть гнездо…». Проблема отношения человека к дому.

   1

13.

И.Бунин «Люблю цветные стёкла окон…», «У птицы есть гнездо…». Проблема отношения человека к дому.

   1

14.

Развитие речи (На материале фрагмента из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» и отрывков из воспоминаний Л.Ивановой)

   1

Развитие умения работать с информативным текстом

Раздел 3.     О войне  ( 9 часов + 3)

15.

Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывки из романа). Роль детали в художественном произведении. Анализ эпизода.

   1

Сравнительная характеристика героев.

Роль художественной детали в характеристике героя.

16.

Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывки из романа). Роль детали в художественном произведении. Анализ эпизода.

   1

17.

Рассказ К.Воробьёва «Немец в валенках». Гуманное отношение к пленным – это прогресс или регресс?

   1

Обсуждение: «Даже на войне возможно проявление гуманности»

18.

В. Закруткин «Матерь человеческая»

   1

19.

В. Закруткин «Матерь человеческая»

   1

20.

Эхо войны. Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления».  Нравственные проблемы рассказа.

   1

21.

Эхо войны. Рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления».  Нравственные проблемы рассказа.

   1

22.

Стихотворение А.Ахматовой «Памяти Вали» По принципу гуманности…

   1

23.

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне.  Комплексный анализ поэтического текста

   1

24.

Развитие речи. Обучение написанию изложения по рассказу С.Сергеева-Ценского «Первая медицинская сестра»

   1

25.

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения «Война и дети»

   1

26.

Р/р. Написание сочинения «Война и дети»

   1

Раздел 4.  Каждый выбирает… (7 часов + 2)

27.

Ф. Искандер «Возмездие» проблема соразмерности цели и средств, избираемых для её достижения

   1

Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения.

28.

Ф. Искандер «Возмездие» проблема соразмерности цели и средств, избираемых для её достижения

   1

Словарная работа, речевая деятельность в процессе диалогического общения, выявление взаимосвязи между понятиями, проблемами, индивидуально-творческие задания.

29.

Ф. Искандер «Возмездие» проблема соразмерности цели и средств, избираемых для её достижения

   1

30.

Фантастика в литературе. Тема будущего.

   1

31.

Р/р. Письменная работа

   1

32.

Аналитическое чтение по выбору учащихся

   1

33.

Аналитическое чтение по выбору учащихся

   1

34.

Развитие речи. Подведение итогов  обсуждаемой в разделе  проблемы.

   1

35.

Подведение итогов работы  по книгам «Вокруг тебя – Мир». Выявление уровня понимания учениками основной идеи и сквозных смысловых линий.

   1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.

Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.          Материал курса разделен на дв...

Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"

Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале....

Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...

элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"

программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)...

Элективный курс по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.В свете Концепции духовно-нравст...

Презентация к элективному курсу по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."

Предлагаемая презентация является "концентрированным" ресурсом для быстрого и наглядного ознакомления коллег и всех участников образовательного процесса с содержанием модульной программы элективного к...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...