«Из практики проведения интегрированного урока литературы и духовно-нравственной культуры»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

Нагаева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназия №9

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ММО

учителей русского языка и литературы г.о.Химки 23.08.2012 г.

НА ТЕМУ

«Из практики проведения интегрированного урока литературы и духовно-нравственной культуры»

Уважаемые коллеги! Продолжая мысль предыдущего выступающего  о необходимости введения интегрированных уроков в учебный процесс, хочется отметить, что  форма их проведения  нестандартна и очень интересна.

Готовясь к интегрированному уроку, учитель должен хорошо представлять себе содержание учебного материала смежных предметов. Определившись с темой, учитель выбирает класс, в котором целесообразно провести интегрированный урок

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.


          Более комфортная для учеников и нетрадиционная ситуация совместного преподавания не всегда легко дается учителям. Здесь требуется и согласованность всех этапов и эпизодов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Как в любом деле, где два человека активно участвуют в работе, требуется удачное сочетание темпераментов. 
         Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно, однако, не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям, которые она открывает. Применяя данную технологию, педагог порой удивляется тому, как ученики быстро освоили необходимую информацию, приобрели необходимый навык

         Изучение процесса интеграции показывает, что  единого понимания пути этого явления нет. 
        Существует много мнений, точек зрения на данное явление. Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать, какой конкретный  материал, какого конкретного содержания отобрать? На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций,  а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность. 

        Действительно, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения монопредметных связей на качественно новой ступени обучения. 

        Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий:    

- родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам;   

- совпадении или близости объекта изучения;

- наличии общих методов и теоретических концепций построения. 

 

       Уроки литературы можно и нужно интегрировать с предметами гуманитарной направленности, такими как с историей, музыкой, изобразительным искусством, иностранными языками и т.д.

       Поэтому особую значимость на сегодняшний день приобретает интеграция предметов гуманитарного цикла, которая направлена на эстетическое развитие учащихся, на формирование духовной культуры личности, целостности и ассоциативности художественных представлений, что позволяет придать знаниям востребованность, мобильность, связать их с жизнью и таким образом дать основу для реализации индивидуального своеобразия каждого ученика.

      Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий.

          Для этого учитель прежде всего анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивает их психологические особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, умение списывать грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать. Но даже если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что "изолированное" преподавание нередко ущербно и недостаточно.

      Мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для интеграции.

     В программах многих дисциплин есть немало "перекрёстков": совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций те же объекты. Всё это "заявка" на интеграцию, хотя бы по отдельным темам.

       Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.

         Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

        Одна из задач каждого учителя – подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. И на пороге к взрослой жизни ребят ждет испытание в виде ЕГЭ. Интегрированные уроки помогают более эффективно подготовиться к экзамену. Знания, полученные на таких уроках, особенно помогают в выполнении части С, написании сочинения-рассуждения.

       Технологию интегрированного обучения на уроках литературы я использую довольно давно. На уроках литературы ведётся интеграция материала из традиционных, классических предметов. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть  как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы периодически проводимых уроков. Межпредметная интеграция ведется мною умеренно, информация из смежных дисциплин вводится в содержание основного курса литературы дозировано, не перегружая содержания основного курса.

        Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок  более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.

        Современный человек, благодаря развитию видео- и аудиотехники, привык воспринимать мир в красках, звуках, пластике. К сожалению, искусство слова стало для него менее значимым. Как это ни печально, но сегодняшний день поставил перед учителем литературы задачу средствами других видов искусства усилить яркость в восприятии ученика художественного слова, как раз для решения этой задачи и используются интегрированные уроки литературы с музыкой, живописью и т.д.

        Сегодня все чаще стали говорить о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. С этой целью вводится  в школьный курс предмет «Духовно-нравственная культура». Вся русская литература вместе с православной культурой направлена на воспитание духовной личности. Без этого альянса невозможно изучение, например, таких произведений, как рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», рассказ Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика» и многие другие. Ученики с замиранием сердца слушают евангельские притчи, сопоставляют их с художественным  текстом, анализируют, делают выводы. 

         Из  своей практики преподавания литературы  я хочу представить интегрированный урок-размышление в 7 классе по учебнику В.Я. Коровиной на тему «Нравственные ценности рассказа Л.Андреева «Юшка». Наиболее приемлемым  вариантом стало для меня объединение данного урока с преподаванием духовно-нравственной культуры – гимназического компонента в образовательном пространстве нашего учебного заведения. Заранее  с учителем ДНК был тщательно продуман каждый этап и элемент урока, в частности логический переход  от объяснения  ведущего учителя к интеграции другой учебной дисциплины, вопросы, которые помогут выявить уровень знаний учащихся по предъявляемому материалу другого предмета и т. д.  

        С учителем ДНК были предварительно рассмотрены проекты учащихся, которые были подготовлены в рамках опережающего задания, ставшие иллюстрацией к информации в процессе интеграции.

        По моему мнению,  такой синтез двух близких предметов, русской литературы и духовно-нравственной культуры, делает восприятие художественного произведения более ярким, заставляет учащихся более вдумчиво относиться к языковому богатству того или иного писателя, приобщает к чтению, воспитывает морально-нравственные качества наших детей.

      Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала и т. д. делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное – эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендация по проведению интегрированных уроков литература и английский язык

Методические рекомендация по проведению интегрированных уроков литература и английский язык...

Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой , тема "Плод добрых трудов славен"

Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...

Методическая разработка урока для обучающихся 8 класса в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры

Методическая разработка урока для обучающихся 8  класса  в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры «К 350-летию со дня рождения Петра I: секуляр...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

В данной методической копилке можно найти примеры применения приёма "Фишбоун" на уроках ОДНКР в 5 классе . Это продолжение работы  " Методическая копилка "Использование приёма...