конспект урока литературы 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Валентина Николаевна Бакулкина

Поэзия хокку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_hokku4.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-м классе                 Тема: Волшебный мир стихов

Вступление: добрый день, дорогие гости (друзья). Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в удивительный мир поэзии (выезжает тема урока)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг момент

2 мин

На экран выведена тема урока.

Слайд 1

О поэзии

О Японии

О стихах

Предлагаю провести игру - ассоциацию «О чем пойдет на уроке речь»

Звучит японская мелодия

Молодцы. Сегодня на уроке мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа. Речь на уроке пойдет о поэзии Японии.

II. Работа в парах

2 мин

Прием отсроченной отгадки

Перед вами четверостишия, докажите, что это стихотворения (надо прочитать)

1.

Навек уедет лучший друг, (а) 
уедет – и не звука. (б) 
Нет безнадёжнее разлук, (а) 
Чем детская разлука. (б) 
(
перекрёстная)

3.

Плащ - героический наряд. (а) 
Какое счастье – в плащ одетым (б) 
С копьём, мушкетом, арбалетом (б) 
Скакать куда-то наугад. (а) 
(
кольцевая)

2.

Заря – заряница, (а)
Солнцева сестрица. (а)

День замыкает, (б)

Месяц зажигает. (б)
(
парная)

4. Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Слайд 1 (позже)

Есть рифма.

Написаны столбиком

Определите вид рифмы

1 перекрестная

2 парная

3 кольцевая

2 этап. Формулирование познавательной задачи

2 мин

+ Почему вы не смогли определить в отрывке №4 рифму?

+ Можем ли мы назвать это стихотворением?

+Можете ли вы сформулировать жанр этого стихотворения?

+ Определите задачу нашего урока

Ёе нет

Сможем, написаны столбиком.

Нет

Познакомиться с новой поэзией. или с японскими стихами

3 этап. Знакомство с поэтом Японии – Мацуо Басё

1 мин

На экране вы видите текст. Послушайте, как он звучит:                              А теперь перевод:

  Фуруике я                      Старый пруд.
Кавадзу тобикому           Лягушка прыгает.
Миндзу-но ото.                Всплеск воды.

Смотрите, какие красивые строки. Их написал Мацуо Басе - признанный Мастер японской поэзии.                                                          

 Басё считается Первым Великим Мастером Хокку. Мацуо  — фамилия поэта, Басё  — его псевдоним.  Согласно Басё, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта во "внутреннюю жизнь", в "душу" предмета или явления, с последующей передачей этого "внутреннего состояния" в простой и немногословной форме трехстишья.

Слайд 2 (хокку)

Слайд 2 (позже - перевод)

4 этап

Деление учащихся на группы, работа в группах, выводы

5 мин

Чтобы поближе познакомиться с этим жанром,  разделимся на  2 группы.

Задание 1 группе: определить темы и мотивы японских хокку по иллюстрациям и определить значение каждой строки

Определяют, о чем рассказывается

( темы, мотивы) в японском хокку:

 Изображается жизнь природы и человека

1 строка – общая картина

2 строка – что привлекло внимание

3 строка – впечатление от увиденного

Задание 2 группе: выявить особенности строения хокку по данным текстам

1.состоит из 3 строк

2.отсутствие ритма

3.отсутствие рифмы

Работа с залом. Пока «дети» заняты, давайте поработаем и мы с вами: попытаемся выявить особенности строения и перевода хокку.

Слайд 3 (хокку для зала или то, что есть)

Для начала сосчитаем количество слогов в первой, второй и третьей строках оригинала. Что у нас получилось?

В оригинале в хокку 17 слогов: 5+7+5

А теперь проанализируем  переводы. Что мы видим?

Верно, при переводе не сохраняется структура, но сохраняется философия этого стихотворения.

при переводе такая четкость может исчезнуть

Спасибо за работу. А сейчас узнаем, что получилось у групп, какие выводы они сделали

ПроКомпозиция хокку

Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:

  1. Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.
  1. Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.

Возвращаешься к группам, заслушиваешь и комментируешь ответы может на Слайд 4 (три ответа, см ниже)

5 этап

2 мин

Молодцы, ребята. Вы верно заметили, что во всех стихах видно единение природы и человека, ведь природа для японцев – это божество, культ.

А какое дерево является символом Японии?

Сакура.

Верно. Сейчас у нас в России в теплых широтах,  зацветают яблони, а в Японии зацветает сакура. Это великолепное зрелище, на которое приезжают посмотреть со всего мира. О сакуре составлено очень много хокку. Давайте послушаем.

Читают хокку по карточкам из зала

( МИКРОФОН)

Назовите дерево - символ нашей страны.

Береза

Давайте попробуем сочинит хокку о ней. Не забудьте, что у вас должно быть: Слайд 4 (три ответа)

  1. 3 строки
  2. Примерная схема – 5+7+5  может не надо???
  3. 1 строка – общая картина; 2 строка – что вижу; 3 строка – впечатление от увиденного

Слайд 4 Работают дети + зал (в народ)

Например

Белая береза

Стоит на пригорке

Как красиво!

Заключение: Вот мы и познакомились с ещё одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Закончить наш урок хотелось бы ещё одним хокку:

Волшебный мир стихов

Душу открывает.

Общение чудесно!                                СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...