Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова "Нежный возраст")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Путем подробного анализа произведения А.Геласимова рассматривается проблемный вопрос: "Какой возраст можно назвать нежным?". Представлены выдержки из произведения для подкрепления основных мыслей. Дана презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.gelasimov_nezhnyy_vozrast.doc51.5 КБ
Office presentation icon a.gelasimov_nezhnyy_vozrast.ppt830.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский край МАОУ «Гимназия №2»

Аптракова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы)

Урок литературы в 9 классе.

Тема: Мой ровесник в современной литературе

(на примере произведения Андрея Геласимова «Нежный возраст»).

Цель:

- умение анализировать художественное произведение

 - умение ставить проблемные вопросы и решать их

 - воспитание позитивного отношения к жизни, добрых человеческих       качеств

Ход урока.

1. Вступление.

Сегодня очень важно, что в наше время повального детективного и безразборочного чтения появляются произведения, которые заставляют думать. Наши современные писатели, наконец-то, обратили свое внимание на подрастающее поколение. Появились новые произведения, которые помогают нам понять, каков же герой нашего времени.

На этот вопрос мы можем найти ответы в произведениях Нины Горлановой, Ирины Денежкиной, Андрея Геласимова.

Мы остановили наш выбор на произведении Андрея Геласимова «Нежный возраст». (Слово об авторе)

Сегодня на уроке путем анализа данного произведения мы попытаемся разобраться в тех проблемных ситуациях, в которых оказывается герой нашего рассказа или в которых можете оказаться и вы. Главным же вопросом нашего обсуждения станет вопрос: Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?

2. Главный герой рассказа - молодой человек, который повествует нам о своем существовании путем дневниковых записей.

? Сколько лет нашему герою

-не известно 11-12-14

-но мы видим, как мучительно пытается разобраться герой в том, что его окружает, значит, это возраст осознанного осмысления жизни

?Герой пишет дневник, когда это хочется сделать особенно?

-когда никто не понимает

-не с кем поговорить

Да, это время тяжелых раздумий над жизнью, когда хочется закрыться от всех, уйти в себя, просто поплакать.

? Какие проблемы встают перед ребятами в это время?

-взаимоотношения с родителями

-с одноклассниками

-поиск нравственных ценностей

Вот и в нашем рассказе четко выделяются эти проблемы. (Таблица)

3. Семья.

Посмотрим, что происходит в семье нашего героя? Какая это семья?

- вполне благополучная (Найти признаки благополучия)

Но нет в ней спокойствия (Доказать)

Интересно посмотреть на общение в этой семье (Анализ трех диалогов: -с отцом, - с матерью, 1 апреля.

Вывод: глухота, непонимание.

4. Школа.

А что в школе? (Найти доказательства: - все дебилы, надоел Семенов, желание взять в руки автомат. (Кого хочет расстрелять?)

Вывод: злость, агрессия

5. Но вот в жизни героя появляется Октябрина Михайловна.

? Кто она (бывший директор школы, 65 лет, не выходит, уважают пацаны, держит бездомных котов)

? Зачем дает посмотреть фильм

? Как он к этому отнесся

! Впечатления от фильма

Одри

Так в жизнь героя входит первая любовь. Почему он в таком восторге от Одри? Может, потому, что она сама нежность , незащищенность ,некая хрупкость.

? Зачем же дает ему она этот фильм. Хочется, чтобы мальчик открыл для себя другой мир, в котором есть красота, любовь и нежность.

Октябрина Михайловна – единственный человек, который общается с мальчиком. Ей он доверяет свои самые сокровенные мысли, и она охотно выслушивает его, пытается объяснить ему происходящее.

Общение с Октябриной Михайловной

? Что она говорит о родителях. Рассказывает историю отца. Объясняет, почему происходят конфликты между отцами и детьми. У детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.

? Что она говорит о Семенове. Что его становится жалко. Почему ему приснился страшный сон? (Пожалел Семенова и представил себя на его месте)

Это общение необходимо им двоим. Герой по-другому стал смотреть на мир. Но ведь и Октябрина Михайловна нуждается в общении с ним, она говорит с ним  о самом  сокровенном: о жизни и смерти.

- чтение фрагментов: 9 апреля 1995 года.

Октябрина Михайловна показала мне песню “Moon River”. Из фильма “Завтрак у Тиффани”. Кассеты у нее нет. Когда пела — несколько раз останавливалась. Отворачивалась к окну. Я тоже туда смотрел. Ничего там такого не было, за окном. Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри.  Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет. Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет. А Октябрина Михайловна сказала: “Значит, мне тоже пора. Все кончилось. Больше ничего не будет”.

24 апреля 1995 года.

Снова рассказал Октябрине Михайловне про Семенова. Она сказала — дело в том, что мы все в итоге должны умереть. Это и есть самое главное. Мы умрем. А если это понял, то уже не важно — каков твой друг. Просто его становится жалко. И себя жалко. И родителей. Вообще всех. А все остальное — не важно. Утрясется само собой. Главное, что пока живы.   Она говорит — у тебя внутри твой скелет. Настоящий скелет, понимаешь? Как на кладбище. Он твой. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга, пока он внутри. А вообще умирать не страшно. Как будто вернулся домой. Как в детстве.  

Ты не бойся. ..умирать не страшно.

-Октябрина Михайловна умерла….

? Почему больше не будет писать. Подумайте и напишите ответ на вопрос дома.

6. Вернемся к главному вопросу. Какие ассоциации со словом нежность?

-хрупкость, то, что можно сломать

Но ведь сломать можно и отношения, и жизнь.

? Почему возраст мальчика нежный

? А у родителей

? А у Октябрины Михайловны.

Вывод: каким бы ни был возраст, главное, чтобы в нем была любовь и нежность.

- Последние слова Октябрины Михайловны

Жалейте друг друга. Вот об этом и рассказ.

Материал для урока

Музыка

Там живет старушка, которая дает уроки.

Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет.

Без денег учить отказывается.

Октябрина Михайловна классная старуха. Она раньше давала им деньги, чтобы они не охотились на бродячих котов. А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое — вообще на всякую ерунду. Когда еще спускалась во двор. Но теперь давно уже не выходит.

Кино

Вот это да! Просто нет слов. Я кассету, наконец, посмотрел. Называется “Римские каникулы”.

 Актрису зовут Одри Хепберн. Она была знаменитой лет сорок назад. Я не понимаю: почему она вообще перестала быть знаменитой? Никогда не видел таких... даже не знаю как назвать... женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.

 Одри Хепберн — красивое имя. Она совсем другая. Не такая, как у нас в классе. Я не понимаю, в чем дело.

Снова смотрел “Каникулы”. Невероятно. Откуда она взялась? Таких не бывает.

Смотрел “Римские каникулы” в седьмой раз.  Смотрю на нее. Иногда останавливаю пленку и просто смотрю.

Откуда она взялась? Почему за сорок лет больше таких не было?

Одри.

Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри. Я чуть не свалился со стула. 1929 год. Лучше бы она этого не говорила. Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет.

Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет.

Сегодня специально ходил по улицам и смотрел — сколько женщин походит на Одри Хепберн.

Нисколько.

Семенов сказал, что знает настоящее имя Одри. А я ему говорю — я думал, что Одри — настоящее. А он говорит — ни фига. Ее звали Эдда Кэтлин ван-Хеемстра Хепберн-Рустон. Я ему говорю — напиши. Он написал. Я говорю: Там и про Одри Хепберн до фига всего есть. Я говорю: например? Он говорит — ну, она дочь голландской баронессы и английского банкира. Снималась в Голливуде в пятидесятых годах. А до этого — в Англии. Я говорю: а ты зачем про нее смотрел?

Он молчит и ничего мне не отвечает. Я ему снова говорю. И он тогда пальцем показывает на мою тетрадь. Там четыре раза на одной странице написано: “Одри Хепберн”.

Одноклассники

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма.

 В школе полный мрак.

Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали.

Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Ненавижу девчонок. Тупые дуры. Распустят волосы и сидят. Каким надо быть дураком, чтобы в них влюбиться? Воображают фиг знает что.

Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?

В школе все по-прежнему. Полный отстой.

Родители

Отец не дает денег на музыкальную старуху. Говорит, что я ничего не довожу до конца. Жмот несчастный.  Старухе надо-то на гречневую крупу. Жмот. Но он говорит — дело принципа. Сначала надо разобраться в себе.

Было бы в чем разбираться.

“А ты сам в себе разобрался?” — хотел я его спросить.

Но не спросил. Побоялся, наверное.

Опять не дали уснуть всю ночь. Ругались. Сначала у себя в спальне, потом в столовой. Мама кричала как сумасшедшая. Может, они думают, что я глухой?

Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь. Они что, плохо слышат друг друга?

Не дай бог мама ее куда-нибудь зашвырнула. Она вчера много всего об стенку расколошматила. Может быть, ей купить автомат?

Сказал родителям, что меня выгоняют из школы. Они позабыли, что не разговаривают друг с другом почти неделю, и тут же начали между собой орать.

 Вечером в комнату приходил отец. Сидел, молчал. Потом спросил про уроки. Они опять с мамой не разговаривают.

Может, он хотел извиниться?

Отец приходил. Сказал, что я сам виноват в том, что случилось первого апреля. Не надо было так по-дурацки шутить. Я сказал ему — да, конечно.

Через две недели у меня день рождения. Думаю позвать пацанов из двора. Интересно, что скажет папа?

Он приходил сегодня ночью. Я уже спал. Вошел и включил свет. Потом сказал: “Не прикидывайся. Я знаю, что ты не спишь”.

Я посмотрел на часы — было двадцать минут четвертого. Еле глаза открыл. А он говорит: “Вот видишь”. И я подумал: а что это интересно я должен “вот видеть”?

Он сел к моему компьютеру и стал пить свое виски. Прямо из горлышка. Минут десять, наверное, так сидели. Он у компьютера — я на своей кровати. Я подумал: может, штаны надеть? А он говорит: с кем я хочу остаться, если они с мамой будут жить по отдельности? Я говорю — ни с кем, я хочу спать. А он говорит — у тебя могла быть совсем другая мама. Ее должны были звать Наташа. А я думаю — у меня маму зовут Лена. А он говорит — шлюха она. А я ему говорю — мою маму зовут Лена. Он посмотрел на меня и говорит: а ты уроки приготовил на завтра?

Дома больше никто не орет. Они вообще не разговаривают друг с другом. Даже через меня. Мама два раза не ночевала дома. Папа смотрел телевизор, а потом пел. Закрывался в ванной комнате и пел какие-то странные песни. В два часа ночи. Интересно, что подумали соседи?

У детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.

 Мама опять не ночевала дома.

Приходила мама. Сказала: можно поговорить? Я сказал — можно.  И смотрит на меня. Так, наверное, минут пять молчали. А потом говорит — я, может, уеду скоро. Я говорю — а. Она говорит — может, завтра. Я снова говорю — а. Она говорит: я не могу тебя взять с собой, ты ведь понимаешь? Я говорю — понятно. А она говорит: чего ты заладил со своим “понятно”? А я говорю — я не заладил, я только один раз сказал.  А она говорит: у тебя девочка есть? Я говорю: а у тебя когда самолет? Она говорит — ну и ладно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой ровесник в современной литературе Нина Горланова и Вячеслав Букур «Тургенев – сын Ахматовой» Ирина Денежкина «Дай мне!» Андрей Геласимов «Нежный возраст»

Слайд 2

Андрей Геласимов Геласимов Андрей Валерьевич родился 7 октября 1966 года в Иркутске; окончил факультет иностранных языков Якутского университета; стажировался в Халльском университете/Великобритания/; доцент, преподавал в Якутском университете; жил в США; печатается в журнале «Октябрь»; женат, воспитывает троих детей.

Слайд 3

Произведения А. Геласимова. 2003 – «Год обмана», 2001 – «Фокс Малдер похож на свинью», 2004 – «Нежный возраст», «Рашель», «Чужая бабушка», «Жанна», «Ты можешь», «Жажда»/повесть/, 2005 – «Обещание» Награжден Премией журнала «Октябрь»/2002 год/, премией имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности за 2003 год, произведения Геласимова входили в шорт-листы премии Ивана Петровича Белкина /2001,2002/.

Слайд 4

Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?

Слайд 6

Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении? С е м ь я Они что, плохо слышат друг друга? Ш к о л а Почему герою приснился страшный сон? Ценности Почему Октябрина Михайловна дает герою посмотреть фильм? Почему герой больше не будет писать в дневнике?

Слайд 7

С е м ь я Физическая и духовная пустота Отсутствие общих интересов Взаимное непонимание

Слайд 8

Ш к о л а одиночество злость агрессия

Слайд 9

Октябрина Михайловна

Слайд 10

Одри Хепберн

Слайд 18

14 мая 1995 года. Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать. Не буду.

Слайд 19

Почему герой больше не будет писать в дневнике?

Слайд 20

Почему рассказ называется «Нежный возраст»? О каком нежном возрасте идет речь в произведении?

Слайд 22

Н е ж н о с т ь л ю б о в ь п о н и м а н и е

Слайд 23

Надо жалеть друг друга… Пока живы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Конспект урока "Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)".

Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)....

Тема дома и семьи в русской литературе (на примере произведений И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого)

Цель  статьи заключается в анализе произведений русской классической литературы, входящих в учебную программу преподавания литературы в учебных заведениях, в рассмотрении темы дома и семьи в них ...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....

ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.П. ГЕРМАНА).

АннотацияЗачастую на уроках литературы при анализе творчества современных писателей учитель не уделяет должного внимания взаимосвязи их произведений с классикой русской литературы. В инновационной мет...