ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.П. ГЕРМАНА).
статья по литературе

Гаврилова Наталья Георгиевна

Аннотация

Зачастую на уроках литературы при анализе творчества современных писателей учитель не уделяет должного внимания взаимосвязи их произведений с классикой русской литературы. В инновационной методике работы грамотный учитель успешно мотивирует учащихся на исследовательскую деятельность, реализуемую путем проведения сравнительного анализа произведений классиков и современных авторов.

 

Ключевые слова: книга, писатель, повесть, роман, трилогия, художественный метод, литературный приём, замысел, сравнительный анализ.

Key words: book, writer, the story, novel, trilogy, artistic method, literary reception, the idea, comparative analysis.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврилова Н. Г.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ № 1

ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.П. ГЕРМАНА).

Аннотация

Зачастую на уроках литературы при анализе творчества современных писателей учитель не уделяет должного внимания взаимосвязи их произведений с классикой русской литературы. В инновационной методике работы грамотный учитель успешно мотивирует учащихся на исследовательскую деятельность, реализуемую путем проведения сравнительного анализа произведений классиков и современных авторов.

Ключевые слова: книга, писатель, повесть, роман, трилогия, художественный метод, литературный приём, замысел, сравнительный анализ.

Key words: book, writer, the story, novel, trilogy, artistic method, literary reception, the idea, comparative analysis.

 Современная литература развивается стремительно. Тематику и проблематику произведений диктуют законы времени и условия окружающей автора действительности. Но каким бы самобытным ни был писатель, на его творчество так или иначе оказывают влияние классики литературы, произведениями которых он увлекался и восхищался еще в начале своего творческого пути.

В данной статье речь пойдет о влиянии творчества Л. Н. Толстого на нашего современника, всем хорошо известного писателя, Юрия Павловича Германа.

Ю. П. Герман очень любил произведения Л. Н. Толстого. Он писал: «По всей вероятности, я всю жизнь останусь завороженным Л. Толстовым, и без «Смерти Ивана Ильича» вряд ли обратился бы к теме человеческой жизни и смерти» [11, с.121]

Ю.П. Герман через многие свои романы и повести проводит одних и тех же героев. В каждом своем новом произведении он как бы дополняет, углубляет их характеры. Так 1943 году Герман писал повесть «Далеко на Севере» и почти два десятилетия спустя включил эту историю девушки, дочери врача, добровольно ставшей фронтовой санитаркой, в роман «Дорогой мой человек», но не просто перенес события и героев, а обогатил их новыми качествами и чертами. Персонажи повести «Подполковник медицинской службы» вошли также в трилогию «Дело, которому ты служишь».

Долгая жизнь героев Германа в разных книгах не случайна. По этому поводу автор замечает: «…Не могу не сказать, как для меня важно чтение Толстого, как меня однажды поразило, что в аудитории из пятнадцати молодых и немолодых писателей ни одни не читали черновиков «Войны и мира». А на меня они действуют жестко и отрезвляюще, я особенно остро начинаю понимать свои писательские возможности, понимать, как много еще не сделано, не додумано, не выписано. Очевидно, поэтому я и возвращаюсь по многу раз к одним и тем же героям». [11, с.121]

Толстовские мысли и изречения Ю. Герман часто вкладывает в уста своих героев, обозначая этим важные, порой решающие и переломные моменты в их судьбах.

В романе «Дорогой мой человек» есть такая сцена. Володя Устименко, сидя на госпитальной кровати, перебирает в памяти все, что с ним случилось за последнее время, сурово осуждая себя за моменты трусости, за то, что не смог или не сумел сделать. Многое надо исправить, а его не отпускают из госпиталя. И он обращается к своему соседу по кровати военному инженеру  Костюкевичу за помощью. А Костюкевич перелистывает томик «Войны и мира и, «явно наслаждаясь какими-то толстовскими строчками», не очень внимательно выслушивает просьбу Валеры. И очень быстро соглашается, лишь бы ему не мешали читать. «И он стал читать шепотом Володе знаменитую сцену, происходящую после смерти Пети Ростова, когда Долохов приказывает казакам не брать пленных.

- «Денисов не отвечал, он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети».

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него».

- А? – спросил Костюкевич. – Вот какие листовки-то надо писать…

Володя молчал. Костюкевич сел на своей кровати и увидел, что по лицу Устименки катились слезы». [10, с. 351]  

Множество таких примеров вхождения толстовского текста в ткань повествования самого Ю. Германа мы находим и в других произведениях советского писателя «Далеко на севере», «Я отвечаю за все». Такой литературный приём помогает автору полнее раскрыть свой замысел, показать сложное душевное состояние героев, их взаимосвязи.

И естественно предположить, что следы творческого влияния Толстого на Ю. Германа проявляются в различных вариантах в его книгах.

Не претендуя на исчерпывающее решение этой сложной проблемы, приведем некоторые результаты своих наблюдений, характеризующие степень близости двух писателей, покажем, в частности, как искусство Л.Н. Толстого помогает Ю. Герману проникнуть в глубины человеческой психики.

При всей сложности и противоречивости искусства Л.Н. Толстого в нем сложилась определенная система изображения характера: в его «текучести», противоборстве и взаимодействии разных качеств в свете определенной авторской оценки.

Л.М. Мышковская в своем превосходном исследовании мастерства Л.Н. Толстого пишет: «Да и нет» одновременно – быть может, и есть самое характерное для толстовского изображения чувств героя». [4, с.27]

У Ю. Германа в романе «Дорогой мой человек» Варвара Степанова «лежала, думала, вспоминала, запрещала себе вспоминать и опять вспоминала, радуясь этим воспоминаниям и презирая себя за то, что не может не вспоминать» [4, с. 663].

В каждом чувстве героя автор видит множество оттенков. Герои радуются и плачут одновременно. Варвара в романе «Дорогой мой человек» выражает сердитую радость [4, с.27], у Цветкова на лице «то гнев, то радость, то презрение, то умиленный восторг» [4, с. 98-99].

У Ю. Германа, как и у Л. Толстого, сложные, многогранные характеры даются не в прямом, авторском изображении, а косвенно, через восприятие других персонажей. Устименко размышляет: как такая простая, казалось бы, жизнь вдруг усложнилась, а люди, которых он делили на плохих и хороших, оказались не так просты. Например, Константин Георгиевич Цветков: все было перемешано в этом человеке: высокое и низкое, дурное и хорошее, настоящее и поддельное.

При помощи передачи сложных оттенков характера и у Толстого и у его талантливого ученика Ю. Германа раскрываются скрытые, глубоко запрятанные в душе человека чувства и мысли.

Толстой был великим мастером в индивидуализации героев. Отзвуки этого мастерства мы находим у Ю. Германа. Характер каждого героя раскрывается благодаря описанию его индивидуальности. У следователя Лапшина упрямые голубые глаза: сочетание доброты, мягкости и сильной воли. У доктора Левина каркающий, крикливый голос и добродушно-виноватая улыбка – выражение сложного сочетания вспыльчивости, скромности и доброты.

В книге «Рассказы о Дзержинском» на 50 страницах 22 раза Ю. Герман говорит о глазах «железного Феликса», показывая, как меняется их  выражение, и очень пластично передавая читателю все мельчайшие изгибы, перемены, движения мысли и чувства героя. Невольно вспоминается, как Толстой через прекрасные лучистые глаза Марии Болконской передает ее переживания.

Л. Толстой не дает портрет героя в статике, а показывает его в динамике. Ю. Герман тоже создает образы персонажей в постоянном движении, в быстрой смене состояний и настроений. И на лицах героев, и в их действиях видно волнение мысли. В «Войне и мире» «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подверши руки в боки, сделала движение плечами и стала». У Ю. Германа в романе «Наши знакомые» «Аня заиграла, а Антонина вдруг коротко и резко вздернула головой, закусила губу и, зло поблёскивая глазами, пошла вокруг кухни, все время ускоряя шаг». [9, с.94] И здесь, и там в этих резких движениях–вспышках раскрывается характер человека.

Важные, решающие минуты жизни человек выражает чувство не словом, а жестом, молчанием, взглядом. Л.М. Мышковская пишет: «Герои Толстого, как известно, говорят совсем неплохо, но молчат они поистине незабываемо». [4, с. 51].

Незабываемо молчат и герои Ю. Германа. В повести «Начало» «Пирогов все молчал. Глаза его сузились, и левым он стал сильно косить, как всегда в минуты душевного смятения. По щеке вдруг пронеслась судорога». [12, с.225]

В зависимости от того, как представители самых различных общественных группировок воспринимают события войны 1812 года, Л.Н. Толстой в «Войне и мире» выявляет характер общественного развития страны, сложность этого процесса и его перспективы.

Ю. Герман в своих книгах, следуя толстовской традиции, рисует события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не через прямое авторское повествование, а с помощью передачи их в восприятии многих персонажей.

Рассмотрим, например, четвертую главу романа «Дорогой мой человек». Город оккупирован гитлеровцами. Одни и те же события даны в восприятии и оценке предателя Жовтяка и отважной подпольщицы Аглаи Петровны. Автор решает здесь сразу три задачи: дает углубленную характеристику этих двух персонажей, анализирует и определяет социальный характер фашизма, его исторические истоки и неизбежный исход.

Жовтяк и Аглая Петровна воспринимают фашистов  по-разному. Немцы-оккупанты представляются Жевтяку, как существа неземные, подавляющие своей неестественной силой, огромностью. Какие-то марсиане! «Веселые, выбритые, в начищенных до зеркального блеска сапогах, гладко причесанные, с волосами такими же блестящими от фиксатуара, как сапоги от ваксы…». [10, с. 205]. Для него немцы – огромная, непреодолимая сила, к которой надо приспособиться, чтобы тоже урвать хотя бы кусочек от этих «сверхлюдей» с «огромными, квадратными плечами». [10, с. 207].

А какими видит немцев-оккупантов Аглая Петровна? В ожидании допроса она слышит разговоры жестоких и самодовольных солдат о своих победах, о женщинах. Алая видит их непристойные жесты, слышит их хвастливую брань и «все большее и большее отвращение охватывало Аглаю Петровну, когда она думала о том, что это говорят не просто грязные люди, хулиганы, пьяная шпана, а говорит система, государственный строй, будущее с их точки зрения, говорит их «нравственность». [10, с. 176].  

Для передачи душевного состояния героя, его мыслей Ю. Герман, как и Л.Н. Толстой, употребляет внутренний монолог с чередованием прямой и косвенной речи: «Ну что ж, уважаемый Владимир Афанасьевич, хирург, имеющий опыт Великой Отечественной войны, доктор, находящийся в центре современных знаний, единственный и подлинный революционер в науке, почините себе ручку! Не можете? И мыслей даже ни каких нет? А как просто находил он слова утешения для своих раненных…». [10, с. 586].

Приведенные здесь материалы и примеры достаточно красноречиво и убедительно, на наш взгляд, говорят о роли традиций толстовского реализма в произведениях Ю. Германа.

 

       

 Список литературы:

1. Громов П. П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л., Худож. лит., 1977. – с. 488.

2. Дымшиц А. Звенья памяти.  –  М., Советский писатель, 1968. – С. 426.

3. Мастерство русских классиков. Сборник статей. – М., 1959. С. 427.

4. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого. – М., 1958. С. 435.

5. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. – М., Изд. МГУ, 1959. С. 602.

6. Толстой Л.Н. Сборник статей под ред. Благого Д. Д. – М., 1955. С. 470.

7. Толстой – художник. Сборник статей. – М., изд. Академии наук, 1961. С. 460.

8. Герман Ю.П. Рассказы о Дзержинском. – М., Детская литература, 1967. С. 304.

9. Герман Ю.П. Наши знакомые. - М., Гослитиздат, 1969.

10. Герман Ю.П. Дело которому ты служишь. – М., Рипол, 1993. С.352.

11. Герман Ю.П. Жизнь, характеры, конфликты. – М., Вопросы литературы, номер 8, 1966. С. 215.

12. Герман Ю.П. Начало. – М., Гослитиздат, 1968. С.518.

     

Гаврилова Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ровесник в современной литературе (на примере произведения А.Геласимова "Нежный возраст")

Путем подробного анализа произведения А.Геласимова рассматривается проблемный вопрос: "Какой возраст можно назвать нежным?". Представлены выдержки из произведения для подкрепления основных мыслей. Дан...

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

Тема дома и семьи в русской литературе (на примере произведений И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого)

Цель  статьи заключается в анализе произведений русской классической литературы, входящих в учебную программу преподавания литературы в учебных заведениях, в рассмотрении темы дома и семьи в них ...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....