Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

 Eлена Юрьевна Соколова

Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy_l.n._hadzhi-murat.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого

  2.   «Хаджи-Мурат»

Тест на знание содержания.

  1. Кто такой Хаджи-Мурат?
  2. Как  (почему) солдат Авдеев оказался в армии?
  3. Каковы внешние и внутренние  причины, приведшие Хаджи-Мурата к русским?
  4. Кому  из русских сдался Хаджи-Мурат?
  5. Что Хаджи-Мурат рассказывает о причинах своей вражды с Гамзатом и Шамилем Лорис-Меликову?
  6. Кто такой         Бутлер? Каково его отношение к Хаджи-Мурату?

                                          Толстой не пытается оправдать этого предателя и                

 вероотступника, но делает его достойным снисхождения,       скрупулёзно анализируя разрушительное воздействие на него желания властвовать. Жажда власти – болезнь,

        которая разрушает даже сильного духом…

  1. Анри Труайя

  1. Каков смысл вступительной части? Зачем Толстой так подробно описывает собранный букет? Какой приём использует ? В чём смысл этой антитезы?  Каково значение слова «татарин»? как оно связано с содержанием произведения. Обратить внимание на образ шмеля. Стихотворение Бунина «последний шмель» написано в 1916 году.

1 глава.

  1. Смысл точной даты ( 1851 год)?
  2. Как вы думаете, зачем Толстой даёт подробное описание внешности детей Садо? (С.8)
  3. Почему Хаджи-Мурат  приезжает в аул только с одним мюридом? Почем у Шамиль приказал задержать Хаджи-Мурата живого или мёртвого?  (7).
  4. Как воспринимает присутствие в своём доме Хаджи-Мурата Садо? (10).

     П глава.

  1. Как Авдеев попал в армию?(13).
  2. Как отзывается Авдеев о чеченцах, которых провожает? (14).

Ш глава.

  1. Почему одни герои Толстого говорят по-русски, а другие по-французски?  Почему Толстой подчеркивает английский акцент младшего Воронцова и его жены?  Кто говорит по-французски в романе? Почему супруги Воронцовы говорят друг с другом по-французски?
  2. Обратите внимание на то, что в романе нет описания Воронцова вообще!

      1У глава.

  1. Каков смысл подробного описания Элдара? Какую деталь во внешности этого героя постоянно подчёркивает Толстой?(19).
  2. Зачем Хаджи-Мурат хочет сдаться русским? (22-23).

       -   В чем смысл сна, приснившегося ему? (23).

У глава.

  1. Зачем русские солдаты рубят лес?
  2. Почему был ранен Авдеев? Зачем Толстому нужен в романе этот эпизод?
  3. Что Т. говорит об улыбке Хаджи-Мурата? Что в глазах Хаджи-Мурата? (27)
  4. Зачем автору нужно подробное описание свиты Хаджи-Мурата?

У1 глава.

     -     Кто такой для России Хаджи-Мурат? (29)

  1. Как характеризует Хаджи-Мурата отношение к пасынку Воронцова?
  2. Что можно сказать о Воронцовых, которые в присутствии Хаджи-Мурата  говорят между собой по-французски? Каково авторское отношение к Воронцовым?
  3. Почему так важен переход Хаджи-Мурата  на сторону русских?
  4. Как  к Хаджи-Мурату  относятся Воронцов и Меллер- Закомельский?  (с.28).

УП.

  1. Как умер Авдеев?
  2. Как описана его смерть в реляции? (36).

УШ.

Вся главка посвящена семье Авдеевых. Зачем нужна эта глава в произведении?

1Х.

  1. Обратить внимание на контраст с предыдущей главой.
  2. Что говорят за столом во время обеда у Воронцова-старшего о Хаджи-Мурате?
  3. Как отомстил Хаджи-Мурат  Ахметхану Мехтулинскому?(42).
  4. «Отпустил за выкуп» – это действительно благородно, как говорит князь?
  5. Каким предстаёт Хаджи-Мурат из разговора о нём? (43).

Х.

  1. В чем смысл первого абзаца? (См. последнее предложение на с.45: они сидят – он «отказался сесть», …)
  2. Обратите внимание : он прошел без очереди. О чём это говорит?
  3. Как принял Воронцов Хаджи-Мурата? Стоя! (46).
  4. Что говорят друг другу глаза этих людей? (46).

В главе 1У – мечты Хаджи-Мурата (с.23). Здесь – причина, по которой он пока не может служить царю. Какова истинная причина его перехода к русским? (47). Обратить внимание: в 39-м Х был во главе Аварии, какова  его версия предательства? (37)

Х1. История  Хаджи-Мурата

  1. Какова причина враждебного отношения к русским, почему Хаджи-Мурат  решил принять газават?(49).
  2. В чем причины вражды с Шамилем и Гамзатом?

ХП глава.

  1. Найдите описания мюридов  Хаджи-Мурата.  На какие детали внешности обращает внимание Толстой?(55).

ХШ глава.

  1. Как Хаджи-Мурат отомстил Гамзату?  (57).
  2. Почему Хаджи-Мурата пошел служить русским?  (58).
  3. Почему  Хаджи-Мурат перешел к Шамилю? (60).

Вся Х1У глава – письмо Воронцова  военному министру Чернышова ( написано по-фр.)

ХУ глава. Николай.

  1. какие государственные проблемы занимают мысли царя?
  2. Какой план для ускорения окончания войны был составлен Н.? (72).
  3. Найдите описание Николая, его глаза. (75). См. 75 – 76 – Николай, уставший от целого мира.
  4. Проследите по разговору за столом во время обеда, действительно ли Н волнуют события кавказской войны? (76-77).

ХУ1 глава. Набег.

  1. Что делают русские войска, войдя в аул? (79)
  2. Что чувствует Бутлер, возвращаясь из похода? (80).

ХУП глава. Итоги набега.

  1. Сравните описание аула в начале романа (гл.1) с этим.
  2. Что произошло с  семьей Садо?
  3. Каково отношение чеченцев после набега? (82).

ХУШ глава.

  1. Зачем понадобилась Толстому встреча Бутлера и Хаджи-Мурата? Обратите внимание, что она происходит сразу после набега.

Х1Х глава. Шамиль.

  1. Обратите внимание, что пишет Толстой об отношении к итогам сражения русских и Шамиля. С. 86.
  2. Сравните описание Шамиля с описание Николая (87)
  3. Каково отношение Шамиля к Хаджи-Мурату ? (90).

ХХ глава.

  1. Каково отношение Хаджи-Мурата к Бутлеру?(92)
  2. Каким выглядит  Хаджи-Мурат на фоне русских офицеров? Что говорит о нём Марья Дмитриевна? 97

ХХ1 глава.

В этой главе рассказывается о ничтожности интересов и образе жизни основной массы русских офицеров.

ХХП глава.

  1. Почему Хаджи-Мурат  не может вернуться назад, к Шамилю? Как Толстой передаёт его размышления?
  2. Что мешает Хаджи-Мурату  принять предложение русского царя? (104).

ХХШ глава.

  1. Какое решение принимает Хаджи-Мурат? (104).
  2. Каково отношение к русским Гамзало? (105).
  3. Что поётся в песне Ханефи?106). В чём её смысл?
  4. Какие звуки слышатся после звучания этой песни?
  5. Почему Хаджи-Мурат вспоминает песню матери? Как вы думаете, с чем связаны воспоминания Хаджи-Мурата ? (106-108).

ХХ1У глава.

  1. По-вашему права Марья Дмитриевна, называющая офицеров живорезами? Как вы думаете, какова в этом эпизоде авторская позиция?  (Война уже проиграна если русские начинают вести себя как дикари.)
  2. Какое чувство возникает, когда читаешь описание головы Хаджи-Мурата?

ХХУ глава.

     

  1. К вы думаете, зачем Толстой так подробно описывает казаков, сопровождавших Хаджи и его нукеров в последней прогулке? (112-113).
  2. Опишите бой между казаками и чеченцами. (114)
  3. Была ли возможность у Хаджи-Мурата спастись от преследователей и во время боя?
  4. Какую роль в разгроме отряда Хаджи-Мурата  сыграли Гаджи –Ага  (кстати, кто это?) и Ахмет-Хан? (118, 119)
  5. Найдите описание гибели Хаджи-Мурата(119). Обратите внимание на сравнение с репейником.

Итоговый вопросы:

  1. Каково авторское отношение к Хаджи-Мурату?
  2. Почему произведение написано через много лет после событий, хотя Л.Н.Толстой был участником Кавказской войны?
  3. Каково отношение Толстого к войне?

Примечание: в скобках даны страницы текста по изданию:

      Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат.Повесть. - Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1978.- 128 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Поэтическая канва повести Л.Толстого Хаджи-Мурат

Тавлинская сказка и песни, использованные в повести и их роль...

Урок внеклассного чтения по повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат", 8 класс

Урок знакомит учащихся  ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Эта повесть рассказывает о событиях на Кавказе в конце XIX века....

Конспект урока «Проблема толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Анализ повести  Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Размышление над проблемой толерантности, исследование отношений между людьми разны национальностей, уклада жизни, обычаев, традиций. Поиск ответа...

Из опыта изучения повести Л.Н.Толстого "Хаджи- Мурат"

задача учителя-не только показать школьникам непреходящую ценность произведений литературы. но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них о...

Урок по повести Л. Н. Толстого "Хаджи - Мурат". Предостережение писателя.

Цель урока: показать школьникам не только непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писате...

ПОЭТИКА ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ХАДЖИ-МУРАТ»

Поэтика повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»...