урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Гаврилюк Ирина Васильевна

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lednyov_pestruha.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы ( 6 класс )

Тема: « Человек и природа в творчестве писателей – вологжан»

                ( по рассказу Ю.М. Леднёва « Пеструха» )

Цели:  1. Познакомить с творчеством  Ю.М. Леднёва.

             2.Проследить, как развивается тема  «Человек и      

                природа» в творчестве писателей – вологжан.  

             3.Проследить эволюцию отношений человека и природы

                (животного) на примере рассказа «Пеструха».

Оформление доски:    Человек и природа в творчестве писате-

                                          лей – вологжан ( по рассказу Ю.М.Лед-

                                          нева «Пеструха»).

 На доске записаны фамилии писателей, затрагивающих в своём творчестве взаимоотношения человека и природы, висит  портрет Ю.М. Леднёва.

     В.Бианки                                  Ю.Леднёв

     М. Пришвин                            И.Полуянов

     А.Платонов                              В.Белов

     К. Паустовский                       В.Астафьев

                                                         А.Яшин

                                                         С.Викулов

                                                         А.Романов

                                                         О.Фокина

                                                         Н.Рубцов

   Эпиграфы:   Не верю, что звери не говорят.

                                                А.Яшин.

                          Мы в ответе за тех, кого приручили.

                                                 А. де Сент-Экзюпери.

                            Ход урока:

1.Вступительное слово.

О родной земле, о природе, о братьях наших меньших создано огромное количество произведений. Эту тему затрагивали многие поэты и писатели ( зачитываются фамилии, записанные на доске ).

-? А почему фамилии известных авторов разнесены в два столбика?

Действительно, пойдёт речь о том, как образ родины отразился в произведениях вологодских поэтов и писателей.

Все эти авторы не просто описывают красоты Вологодчины – они размышляют о любви к своей земле, о взаимоотношениях человека и природы.

В общении с природой человек заново открывает самого себя, глубже проникает в свой внутренний мир.

Но, к сожалению, в общении с природой человек подчас проявляет свои отрицательные качества : жадность, жестокость, бездушие.

А ведь природа живая!!!  Недаром наши предки наделяли душой не только зверей, но и птиц, и растения.

В двадцатом веке человек многого достиг, но никакие достижения не дают ему права забывать о земле, на которой он живёт.

Охрана природы – это ещё и охрана своего дома и дома наших ближайших соседей :  растений и животных.

2. Слово об авторе.

Проблему взаимоотношения человека и природы мы рассмотрим на примере рассказа нашего земляка. С творчеством Ю.М.Леднёва мы сталкиваемся впервые, поэтому послушайте рассказ о нём.

    ( рассказ учащегося, заранее подготовившего сообщение ).

 

Ю.М.Леднёв не просто рассказывает истории из жизни людей и животных. Он напоминает нам о гуманном, т.е. бережном, человечном  отношении ко всему живому. Для этого в рассказе «Пеструха»показан мир, каким его могло увидеть животное, наделённое своим характером и душой.

3.Анализ рассказа.

Давайте обратимся к заглавию рассказа.

 -? Кто такая Пеструха?

-? Перечислите героев рассказа и ответьте на вопрос : « Почему рассказ назван в честь коровы?» Докажите, что именно Пеструха  является главной героиней?

-? Вспомните клички ваших питомцев. Случайно ли даётся кличка?

-? Почему в рассказе корове дали такую кличку? Что означает слово «пёстрый»? Обратитесь к толковому словарю.

    / Пёстрый- всякий, разный/

-?Только ли об окраске здесь идёт речь7

Вывод : Кличка животному даётся не случайно. Она всегда отражает либо внутренний мир, качества животного, либо какую-то внешнюю характеристику.

Давайте вместе посмотрим на жизнь Пеструхи.

  (по мере анализа заполняется таблица)

Жизнь Пеструхи

Прошлое

 1.Хронология событий нарушена. Почему?

2. Покупка коровы. Для чего? /кормилица/

3 Случай с телевизором./забавный/- пересказ эпизода.

4 В один из жарких дней /печальный/-пересказ эпизода.

-? Соотносится ли жизнь Пеструхи с её кличкой?

-? Каким видит мир Пеструха? Всё ли устраивает её в жизни?

-? Кем является для неё хозяйка? /ВСЕМОГУЩАЯ/

-? Какой эпизод из прошлого соотносится с настоящим Пеструхи?

      /Не знает, где её телята. А в настоящем об этом станет известно/

Найдите границу между прошлым и настоящим

               /…А недавно /

Настоящее

-? Что произошло? / пересказ или выразит. Чтение эпизода/

-? Как ведёт себя Александра? Почему?

-? Чьё поведение в рассказе поражает?  /приёмщика/

-? Зачитайте эпизод, где показано изменение отношения коровы к хозяйке. Кем теперь стала Александра для Пеструхи? /ЧУЖАЯ/

-? Как заканчивается жизнь Пеструхи? Почему она предпочла такую смерть? А, может, она  о ней и не думала?

А теперь обратимся к эпиграфу:

                                     Не верю, что звери не говорят.

                                                                   А.Яшин.

-? Подумайте, что бы мгла сказать Пеструха людям в финале рассказа?

       / Можно предложить учащимся написать миниатюру/

-? Ребята, а вы верите в то, что звери могут говорить и могут чувствовать?

-? Какие уроки мы должны вынести после прочтения рассказа?

Итоги урока:

Главное, что писатель стремится объяснить нам, что от нашего отношения к природе зависит многое. Долг каждого человека – беречь доверенный ему мир, сохраняя в себе лучшие человеческие качества : доброту и отзывчивость, совесть и ответственность за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"

На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ....

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»

В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....

Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...

Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

В данной статье раскрываются проблемы формирования духовной личности на уроках литературы, на примере рассказа "Васюткино озеро"...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...