Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustnoe_chudo_urok_gotov.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные проблемы в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо».

    Деятельностная цель урока: познакомиться с именем современной писательницы Л. Улицкой, учить детей комплексному анализу художественного произведения.

Содержательная цель урока: развивать умение творческого чтения, умение интерпретировать художественный текст и прогнозировать его содержание.

Задачи урока:

  1. Общеобразовательные:
  • учить навыкам анализа художественного произведения;
  • вспомнить понятия: рассказ, олицетворение, метафора.
  1. Развивающие:
  • развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать предположения, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать позицию активного читателя;
  • воспитывать гуманное отношение к человеку, чувство сострадания и сопереживания.

Ход урока:

  1. Организационный момент (Приветствие).

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Антоновна, сегодня я буду вести у вас урок литературы.

- Я надеюсь, на вашу поддержку и активность. Вы готовы? Тогда начнём.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

ВЫЗОВ

- Ребята, скажите, вы любите сказки? А фантастику? Почему? ( Добро побеждает зло, совершается чудо, волшебство)

- В названии рассказа, с которым мы будем сегодня работать, тоже есть слово «ЧУДО». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

«Ассоциативный круг»: волшебство, фантастика, чудо-юдо, сказка, необычное и др.

- Второе слово, вынесенное в заглавие рассказа, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Сто одежек, и все без застежек». «КАПУСТА" 

- Предположите, как может называться рассказ? (Чудо в капусте, чудо из капусты, чудо с капустой и др.)

- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся с рассказом Людмилы Улицкой «Капустное чудо». (Слайд 2)

-Ребята, какая цель нашего урока? (прочитать рассказ, проанализировать). 

  • Людмила Улицкая  - известная современная писательница. Родилась Л. Улицкая в городе ДавленкАново (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей. Её произведения переведены более чем на 30 языков мира. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в основном, то, что она пережила в детские послевоенные годы. Подтверждением тому - рассказ "Капустное чудо", который входит в цикл «Детство – 49». Кроме названных рассказов в данный цикл входят ещё 5 рассказов: «Бумажная победа», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай»

- Вы удивились такому названию рассказа? (да)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе «Капустное чудо»? (Предположения детей).

- Давайте прочитаем и узнаем, кто из вас оказался прав в своих догадках.

2 стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ

Чтение 1 фрагмента Я буду читать, а вы внимательно слушать.

Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой.

Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок — для капусты.

             — Возьмите, сколько унесете,- велела она им,- и моркови с килограмм.

             Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами — легко и без принуждения.

- Куда идут девочки?

- В какое время происходит действие?

- Как вы думаете, что случится с героинями?

Чтение 2 фрагмента

            К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала — привезли, мол, на мою голову… Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.

Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.

В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезневку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:

— Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали…

А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней. Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе.

- Какое историческое время описывается? (годы перестройки, трудное, голодное время)

- Сейчас, ребята, по этому фрагменту вы поработаете в парах. Вы должны будете заполнить сравнительную таблицу в ваших рабочих листах.

Линии сравнения

Дуся и Оля ; Дуся - 6 лет, Оля - младше

Имена

Ипатьева; прозвище Слониха; баба Таня

         

Испуганно жались друг к дружке;

душевное состояние

Бормотала - привезли на мою голову;

Молчали, только шуршали. Исподлобья смотрели

особенности поведения героев

Не сдать ли в детдом

Заговорили сначала между собой, а потом и со старухой;

итог

Господь с ними, пусть живут…

- Какой вывод мы можем сделать? (Старуха к ним подобрела, уложила спать рядом, решила их оставить). «Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали».

Чтение 3 фрагмента

Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты. Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.

— Большая, а носа вытереть не можешь,- проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Ее замерзшие пальцы не расчувствовали десятирублевки и скатали поудобней в трубочку желтого японца. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.

Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами — ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.

— Надо было валенки надеть,- сказала Дуся.

— На валенках кошка спит,- отозвалась Ольга.

И они замолчали, наговорившись.

Минут через сорок пришел грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.

Наконец сгрузили. Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли. Временами шел не то дождь, не то снег. Платки их промокли, но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную. Стоявшая у прилавка тетка начала шуметь:

— Чего закрываешь, когда только открыли?

Но продавщица цыкнула на нее:

— Обед!- И ушла.

Какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Почему? (Взрослые грубые).

- А в этом отрывке есть что-то чудесное? (Десятка оживает: обиженно скользнула).

- Как называется такое средство выразительности? (Олицетворение).

- А о чём девочки разговаривают? (О том, что кошка спит на валенках).

- Как вы думаете, зачем автор вводит данный диалог, ведь он всего из 2 реплик состоит?(чтобы показать разницу, между взрослыми и детьми).

Чтение 4  фрагмента

Прошел еще час. Свет стал убывать. Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег. Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твердой даже на вид капусты. От белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее.

Вернулась продавщица. Отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее — вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.

— Тетенька! Я деньги потеряла!- закричала она -  По дороге потеряла! Я не нарочно!

Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:

— Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

— Дырка у меня! Я не нарочно!- ревела она.

Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.

— Иди, поищи, может, на дороге найдешь,- посоветовала темнолицая женщина из очереди.

— Как же, найдешь,- фыркнул одноглазый старик.

— Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! - сказал кто-то третий.

- Ребята, составим СИНКВЕЙН, характеризующий взрослых.

-Какое будет ключевое слово?

ВЗРОСЛЫЕ

грубые,     бесчувственные

оттеснили,      цыкнула,     фыркнул

Эй, девочка, отойди в сторону!

РАВНОДУШИЕ

ФИЗМИНУТКА

Чтение 5  фрагмента

Две сгорбленные девочки, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому, причитала:

— Горе ты мое! Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!

Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:

— Куда пойдем…

Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала… Украли? Или отняли? Или еще чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным. Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу. Навстречу им несся грузовик. Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз — высоко вздыбившаяся над бортом капуста. Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Они крякнули, стукнувшись о дорогу. Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.

Они посмотрели друг на дружку — два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок — он был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его…

- Ребята, а в этом эпизоде происходит чудо? (Да)

- Казалось бы, на этом рассказ должен завершиться, но Улицкая его продолжает.

Чтение 6 фрагмента

Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

— Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчоночки мои… Цыгане свели или кто…

— Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай!- утешала ее Кротова.

— Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них?- убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…

- Как вы думаете, зачем Улицкая пишет еще финал? (чудо в перемене старухи Ипатьевой, она не представляет жизни теперь без девочек, плачет).

- Скажите, случайный ли выбор автором количества кочанов? Почему 2 кочана, а 1 распался надвое? (целый кочан — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, мешок – это их связь, они теперь семья).

- А можно ли с содержанием рассказа связать выражение: ребёнка в капусте нашли? (Да, благодаря этой ситуации Ипатьева обнаружила, что она любит девочек, что она за них ответственна, только, потеряв девочек, баба Таня поняла, что она без них не сможет.

РЕФЛЕКСИЯ

-  Объясните смысл названия произведения. Какие нравственные проблемы поднимает Людмила Евгеньевна? (проблема сиротства, жестокого взрослого мира, проблема войны, проблема любви, сострадания).

- Оцените, ребята, свою работу на уроке на «Лестнице успеха». На какой вы ступени, по-вашему?

Домашнее задание:

 Придумайте и напишите финал рассказа. Как он мог бы закончиться?

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами поработать. Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Смысловое чтение на уроках литературы

Методические рекомендации по работе с текстом и план урока литературы....

Формирование смыслового чтения на уроках литературы

Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...