"Все начинается с любви"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Сафронова Светлана Викторовна

Внеклассное занятие в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_nachinaetsya_s_lyubvi.doc533.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект  мероприятия

Вступление

Своей любовью мы придаем вещам красоту.

А. Франс

Слайд 1

Учитель: 

- Так стремительно вдруг закружилась наша жизнь, такой бурной стала, такой загадочно-интересной, такой обещающей, что остановиться некогда и дух перевести некогда, мало того, как будто и не нужны остановки, несвоевременны…

- И всё-таки остановимся… Небо высоко. Земля пропитана жизнью, лаской, любовью, чьи-то голоса слышны, невнятные, но тем не менее ясные. Голоса тех, кто одухотворил землю. Кто любил и любовь свою оставил нам, растворив её в струящимся воздухе полудня.

Музыкальный фрагмент

- А современное ли это чувство – любовь? Задать этот вопрос меня побудила статья в молодежной газете. В ней автор пишет следующее: «Что такое любовь? О ней уже все сказано художниками, поэтами, писателями, даже ученые внесли свою лепту, разложив любовь на шесть психологических цветов. В наш век скоростей, атома, компьютеров, вездесущего Интернета вряд ли есть место на сентиментальные вздохи. Ведь можно «на заказ» создать модель компьютерного идеала. А все эти ваши штучки про черемуху, глаза, вздохи это не современно, это уходит вместе с веком…»

- Мы провели небольшой социологический опрос и выяснили, что с автором этой заметки согласны         человек. А современным чувством любовь считают     человек. Надеюсь, после сегодняшнего разговора кое-кто изменит свою точку зрения.

- А вот что писали о любви ребята в своих творческих работах

( учащиеся читают отрывки сочинений о любви)

Ведущий 1:

-В наше сложное время, когда столько вражды, ненависти, непонимания среди людей, нужно помнить, что есть такое прекрасное, нежное чувство, как любовь.

- Какие символы любви вы знаете? 

Слайд 2

- Покажите нам символы любви (Два человека, одетых в костюмы ангелов, вносят сердечки)

-Любовь принято изображать как сердечко. А почему?

Ответы учащихся

Слайд 3

Ведущий 2: Любовь сравнивается с огнём, который горит в сердце. Представьте себе, что любовь в вашем сердце подобна свече… Огонь свечи становится ярче… И вот это уже солнце. Мы все залиты солнцами нашей любви. Солнце светит всем. И мы, как солнышки, дарим свою любовь всем….

-  Подумайте, любовь к чему, к кому может быть зашифрована на моем рисунке?

          Ведущий 1: С одной стороны, всякий разговор о любви радостен, эмоционально окрашен возвышенными чувствами. А с другой — в дрожь бросает — разве можно хоть в малой степени высказать словами то трепетнейшее и сокровеннейшее состояние души человеческой, через которое проходят абсолютно все люди, когда-либо населявшие Землю и все могущие появиться на ней во все последующие тысячи и миллионы лет?

Рождественский «Любовь, любовь – загадочное слово…»

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Ведущий 2: Действительно, любовь похожа на круговорот. Говорят, что от любви невозможно ни сбежать, ни укрыться, она обязательно настигнет. И тогда берегись. Ты пропал. А может быть наоборот, ты – спасен?

- Почему так неоднозначно воспринимают любовь люди?

Ответы учащихся

Ведущий 1: 

-Какие чувства испытывает человек, когда влюбляется?

Ответы учащихся

Ведущий 2: 

-А вот как сказала об этом Ахматова

То змейкой, свернувшись клубком

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует.

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дремли левкоя,

Но верно и тайно ведет

От радости и покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

Слайд 4

Первая любовь

Учитель: 

-Первая любовь – самое чистое, самое дорогое чувство, как правило, носит романтический характер. Поэтому взрослые должны быть очень чутки, внимательны, мудры. Первая любовь может оставить заметный след в жизни подростка, может быть, это только мечта о любви, как чаще всего и бывает.

Музыкальный фрагмент.

Ведущий 1.

-Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Иногда она обрушивается внезапно, как лавина. А иногда людям нужны целые годы, чтобы узнать ее, рассмотреть в толпе.

Ведущий 2.

- И конечно, у каждого из нас в памяти остается тайна первой любви. Это чувство способно перевернуть мир человека и наполнить его жизнь новыми красками. Много прекрасных строчек русских поэтов посвящены именно чувству первой любви.

Ведущий 1.

- Общеизвестно, что возраст для любви не главное. Впервые это чувство может возникнуть и в 12, и в 15, и в 20 лет. Вот, к примеру, что записал М.Лермонтов 8 июля 1830 года: “Кто мне поверит, что я знал любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских…”

Учитель: 

- И еще. Человек в любви постоянно испытывает светлую радость. Восторженное состояние души становится для него привычным. Оно раздувает жар души и вдохновляет на творческие дерзания.

Ведущий 1: 

- Сколько прекрасных творений писателей и поэтов посвящено именно женщине. Во все времена женщина вдохновляла их на создание шедевров. Многие писатели пытались запечатлеть в своих произведениях облик самой ласковой, самой нежной, самой светлой женщины. А любовь к ней всегда считалась благородным и прекрасным чувством. Сколько создано литературных героев, которые навсегда остаются у нас в памяти как возлюбленные пары.

Слайд 5

Ведущий 2:

- А кого бы вы назвали идеальными возлюбленными в литературе?

Результаты соц.опроса

Учитель.

- Искренность и чистота первой любви с большим трепетом воспевались поэтами во все века. Но подлинным гимном этого чувства остается шекспировская трагедия “Ромео и Джульетта”.

Старая Италия. Два могущественных семейных клана Монтекки и Капулетти враждуют между собой уже много лет. Двое юных сердец: тринадцатилетняя Джульетта, дочь семейства Капулетти, и Ромео, наследник семейства Монтекки, - искренне влюблены друг в друга. Но из-за человеческой ненависти и злобы их хрупкие и нежные чувства заканчиваются трагически. Сам Шекспир скажет: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”.

( инсценировка отрывка под средневековую мелодию, исполняемую под гитару)

Род Монтекки и семейный клан Капулетти остались прославленными на века благодаря этой отважной и трагической любви. Алигер написала в своем стихотворении “Ромео и Джульетта”:

Высокочтимые Капулетти,

Глубокоуважаемые Монтекки,

Мальчик и девочка – ваши дети

В мире прославили нас навеки.

Не родовитость и не заслуги,

Не звонкое злато, не острые шпаги,

Не славные предки, не верные слуги,

а любовь, исполненная отваги…

Ведущий 1: 

- Скажите, а вам хотелось бы, чтобы в вашей жизни присутствовала именно такая преданная любовь, которая способна была бы преодолеть все невзгоды, поддерживая и помогая вам?

Слайд 6

Ведущий 2: 

- В социологическом опросе один из вопросов был: «Какие качества вы бы хотели видеть в своем будущем избраннике?», и вот что у нас получилось.

- Интересно, что больше внимания вы уделяете не внешним качествам, а внутренним. А что же внешняя красота, она совсем не важна?

Ответы учащихся

Слайд 7

Ведущий 1:

- Действительно, любовь творит чудеса. И я вновь обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему занятию. Как вы его понимаете?

Ответы учащихся

Слайд 8

Ведущий 2: 

- Способность поэта превозносить свою возлюбленную превращала подчас ничем не примечательную даму в существо идеальное, неземное и прекрасное.

Любовь Шекспира - Смуглая дама – далека от духовного совершенства. Более того, вопреки эстетической традиции сонетной жизни, та, в которую влюблен поэт, “как ад черна”, вероломна, жестока и порочна. Она разлучает поэта с другом, изменяет ему, заставляет ревновать,- одним словом, Шекспир оказывал внимание даме сомнительной нравственности. И весь цикл сонетов – это своего рода поэтическая исповедь, на основании которой можно восстановить перипетии пережитого любовного романа, где выстрадано каждое слово. Вот строки 130 – го сонета Шекспира. В них поэт, отказываясь от возвышенных эпитетов, создает удивительный образ возлюбленной, образ обычной земной женщины.

Чтец.

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе,
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Ведущий 1:

- «Милая ступает по земле…» Неужели это умаляет достоинства возлюбленной?

Ведущий 2:

- Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.

Ведущий 1: 

- Любовь требует от нас только одного – любви. Любви к женщине, любви к ребёнку, любви к каждой живой клеточке на земле.

(Я. Асеев):

«Я не могу без тебя жить!

Мне и в дожди без тебя - сушь,

Мне и в жару без тебя - стыть.

Мне без тебя и Москва - глушь.

Мне без тебя каждый час - с год;

Если бы время мельчить, дробя;

Мне даже синий небесный свод

Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –

Слабость друзей, силу врагов;

Я ничего не хочу ждать,

Кроме твоих драгоценных шагов.

         Ведущий 2:

- И действительно, Любовь – это стихия, не поддающаяся разуму. Она ни о чём нас не спрашивает. А если бы и спросила, то мы ничего не смогли бы ей ответить. Именно так, неожиданно ворвалась любовь в жизнь А.С.Пушкина.

Слайд 9

Учитель:

- В конце 1828 г. на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля А. Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. «В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой... Пушкин не мог оторвать от нее глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию... Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая, спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова. Через 2 года она стала его женой. Исполнилась мечта: в дом его вошла «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец». Он был счастлив своей любовью к ней, тосковал в разлуке, часто писал ей. Чувство его к жене, глубокое, нежное, бережное, - в словах писем ; и стихов, словах таких простых и таких великих.

        

Юноша (А. Пушкин):

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий 2: 

- (из писем А. Пушкина); «Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас...»

«Жена моя ангел...»

«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете - а душу твою люблю еще более твоего лица...»

«Кроме тебя, в жизни моей утешения нет...»

«Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском...»

«.. .Будь молода, потому что ты молода, и царствуй, потому что ты прекрасна...»

Слайд 10

Ведущий 1:

- Возлюбленная всегда Мадонна, Богиня. А Богиня – это прежде всего Мать. Преклонение перед матерью пришло к нам из глубин веков, из язычества, трансформировалось и переросло в чувство искренней нежности и признательности за ту боль и счастье, которые несет Материнство.

Рафаэль (со свечой у картины “Сикстинская Мадонна”): “Я побежден, прикован к великому пламени, которое мучит и обессиливает. О, как я горю! Ни море, ни реки не в состоянии потушить этот огонь, и все-таки я не могу обходиться без него; так как в своей страсти я до того счастлив, что пламенея, хочу еще больше пламенеть.”

Ведущий 2: 

- Эти строки были написаны Рафаэлем Санти для дочери булочника, очаровательной Форнарины. Описывать ее черты излишне: они известны всем. Форнарина – это Сикстинская Мадонна. Именно для нее художнику служила моделью дочь простого булочника.

Учитель:

- Внимательно вглядываясь в картину Рафаэля “Сикстинская Мадонна”. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий.

Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза Марии печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремляется пристальный взгляд Марии, в котором читаешь вопрос: “Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?”

Ведущий 1:

- Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Чтец: Я часами гляжу на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза…

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели?.

Не свожу с нее взгляда, покуда

Дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят,

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыла,

Все, как есть, я ответила:

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит,

Прорезая полночные дали.

О смешные! Наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая – бессмертие дадит…

Благодарны вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.

Ведущий 2:

- Любовь. Очень сложное, стихийное чувство, похожее на огонь. Скажите, сложно ли поддерживать огонь постоянно? Вот так же и с любовью. Она, как мы уже говорили, приходит неожиданно, а уходя оставляет после себя пепелище из разбитых сожженных сердец. Возможно ли совместить любовь и счастье? Как?

Ответы учащихся

Ведущий 2:

- Действительно, это возможно. Но это огромный труд. И этот труд называется семья. Не может быть семья счастливой, если нет взаимопонимания, тепла, любви. И вновь мы вернемся к опросу:. «Счастливые семьи в литературе». И вот, что у нас получилось.

Слайд 11

-  Почему именно эти семьи показались вам счастливыми, идеальными?

Ответы учащихся

Слайд 12

Учитель:

- Наш разговор о любви подходит к решающей стадии. Скажите, кто хотел бы в будущем создать свою семью? А счастливую семью? Конечно, я не могу, да и никто не сможет дать вам 100% гарантию счастья, но попробовать мы все-таки можем. Мы попробуем сейчас создать универсальный любовный эликсир, компоненты которого вы мне и подскажите.

Что такое любовь? (на сердечках записываем, на доске крепим в виде цветка)

На сердечках, которые есть у вас на партах, с обратной стороны напишите одним словом, что такое любовь.

(Девочки и мальчики на доске создают цветок из своих сердечек. Получается букет)

Ведущий 1:

- Как связан получившийся букет с темой и эпиграфом?

Дарите женщинам цветы

За их тепло, очарованье.

Дарите женщинам цветы

За их любовь и пониманье

Дарите женщинам цветы

И чаще им целуйте руки.

Дарите женщинам цветы

При встрече, даже при разлуке.

Дарите женщинам цветы.

Их чувства бережно храните.

Дарите женщинам цветы.

С любовью, с нежностью дарите.

Мих. Корякин

Чтец 1 :         Все начинается с любви...

Твердят: «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

        Чтец 2:          Все начинается с любви.

С любви! Я это точно знаю.

Все, даже ненависть -

Родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви:

Мечта и страх, вино и порох.

Трагедия, тоска и подвиг -    

Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи».

И ты от шепота качнешься

И выпрямится. И начнется.

Все начинается с любви!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной " Все начинается с любви...", посвященной Дню рождения поэта Р. Рождественского.

Сценарий  будет  очень  полезен  литераторам для проведения  уроков,  классных  часов,  посвященных  творчеству  Р. Рождественского....

Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.

Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....

Все начинается с любви

Сценарий отчетного концерта вокальной студии "Радуга" МБОУ СОШ № 2 п.г.т. Уренгой...

Урок-проект ИЗО в 6 классе "Все начинается с любви"

Разработка и создание проекта подарочного изделия к Дню св.Валентина способом декоративного оформления....

Сценарий литературного вечера для 9-11 классов " Все начинается с любви"

Сценарий литературного вечера для старшеклассников, на котором они представляют  "звездные" пары: Татьяна и Онегин, Наташа Ростова и Андрей Болконский, Дон Кихот и Дульсинея, Квазимодо и Эсмераль...

"Все начинается с любви"

Эссе на тему "Моя профессия - мой выбор"....

Литературная гостиная "Все начинается с любви"

Воспитание высокого чувства любви, глубокого его осозщнания на примере русской поэзии. Расширить знания любовной лирики русских поэтесс....