"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Майорова Елена Николаевна

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnoyu_kistyu_ryabina_zazhglas.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Красною  кистью рябина зажглась».

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой.

(Подготовила Майорова Е. Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №100 им. С. Е. Цветкова»)

Оформление: портреты М. Цветаевой и С. Эфрона, свечи, плакаты: «Вся моя жизнь – роман с собственной  душой», «Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, т. е. обретать смысл и вес,- только преображённая,- т. е. в искусстве».

Чтец. «Моим стихам, написанным так рано».            

Ведущий. 26 сентября 1892года в Москве в семье Ивана Владимировича Цветаева и  Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Чтец. «Красною кистью рябина зажглась».

М. Цветаева. «Открытие музея… Белое видение музея на щедрой синеве неба. По сторонам входа двойные ряды лицеистов. Ордена, ордена, ордена… Тройная белизна: стен, седин, дам… Мой отец, как в глубоком сне,  вышел и встал. Чуть склонив набок  свою небольшую седую  круглую голову – как всегда, когда читал или слушал, явно не видя всех на него глядящих; стоял он у главного входа, один среди белых колонн, под самым фронтоном  музея, в зените своей жизни, на вершине своего дела. Это было видение  совершенного покоя… Мой отец скончался 30 августа 1913 года, год и три месяца спустя после открытия музея».

Чтец. «Мука и мука»

Ведущий. Мать Мария Александровна одарила своих детей многими радостями, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок, дала им в руки лучшие в мире книги, среди которых были книги А. С. Пушкина.

М. Цветаева. «Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили, потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил из пистолета в живот.

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность – я поделила мир на поэта и всех и выбрала  - поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта от всех, как бы эти все  ни одевались и ни назывались».

Чтец. «Нет, бил барабан перед мутным полком».

М. Цветаева. «Пушкин меня заразил любовью. Он преподал мне урок смелости. Урок гордости. Урок судьбы. Урок одиночества.

Песня «мне нравится. Что вы больны не мной».

Чтец. В один день с Мариной, но годом позже – 23 сентября 1893года – родился её будущий муж Сергей Эфрон. Из дневника С. Эфрона.

С. Эфрон. «Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди. Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Одинок я, мои самые сокровенные мысли, моё понимание жизни и людей. Мне кажется,  что никто так не понимает окружающее, как я. Кажется, все грубы, все чего-нибудь да не видят, самого главного не чувствуют. Как странно, что мы себя   не можем представить вне нас. То внешнее, то странное и смешное, то замечаем в других, не замечаем в себе».

Чтец. Одиночество это разомкнула только Марина.  Они  встретились –  семнадцатилетний и восемнадцатилетняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камушки, он

стал  помогать ей – красивый кроткой грустной красотой юноша с поразительными, огромными в пол-лица глазами. Заглянув в них и всё прочтя наперёд, Марина загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. А в приметы я  верю.

Чтец. «Чтобы помнил не часок, не годок».

Ведущий. Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Чтец. «Ждут нас пыльные дороги».

Ведущий. «Обвенчались Марина и Серёжа в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

Чтец. «Я с вызовом ношу его кольцо».

М. Цветаева. «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов».

Чтец. «Девочка – царица бала».

Ведущий. В 1914 году Серёжа, студент первого курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом. Встречи их очень редки.

Чтец. «Рябину рубили зорькою».

Ведущий. 13 апреля у Марины Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.

 М. Цветаева: «Я сначала её хотела назвать Анной (в честь Ахматовой). Но ведь судьбы не повторяются»

Чтец. «О, муза плача, прекраснейшая из муз».

Ведущий. В годы гражданской войны связь между Мариной и Сергеем почти прервалась. Сергей Эфрон был в рядах белой армии и во время отступления был унесён в Чехию, став эмигрантом.

М. Цветаева. «Если вы живы, если мне суждено ещё раз с Вами увидеться – слушайте… Когда я Вам пишу, Вы есть, раз я Вам пишу! Если бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за вами как собака. Горло сжато, точно пальцами. Всё время  растягиваю, оттягиваю ворот. Серёженька, я написала Ваше имя и не могу писать дальше».

Чтец. «Вчера ещё в глаза глядел».

Сергей Эфрон: «Мариночка, - знайте, что Ваше имя я крепко ношу в сердце. Моя последняя и самая большая просьба к вам – живите. Целую Вас, Алю и Ириночку».

Ведущий. Это письмо М. Цветаева никогда не прочитала. До марта девятнадцатого года она не знала, что муж  жив. 1919 год оказался для Марины очень сложным.

М. Цветаева. «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет. Под письменным столом фунтов 12 картофеля – весь запас.

Моя вторая дочь умерла 2 марта 1920 года – от голода».

Чтец. «Две руки, легко опущенные».

Ведущий. В декабре 1920 года в Москве проходил вечер поэтесс. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг, словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.

Чтец. «Пригвождена к позорному столбу».

Ведущий. В 1921 году Марина узнала о том, что муж жив, и стала хлопотать о заграничном паспорте.

Чтец. «Я тебя отвоюю».

Ведущий. Географическая справка о пребывании в эмиграции.

Чтец. Берлин.

М. Цветаева. Недолго. Приехали 15 мая 1922 года. Встретились с мужем.

Чтец. Прага.

М. Цветаева. 3 года.

Чтец. Париж.

М. Цветаева. За 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал.

Чтец. Вшеноры.

М. Цветаева. Не Прага, даже не деревня, душное.

Слёзы: не проливающиеся, в счёт не идущие.

Как билась в своём плену

От скрученности и скрюченности…

И к имени моему

Марина прибавьте: мученица.

Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь.

 Чтец. Из дневника: «Если бы мне пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то  тоскливою, умилённою, благодарною любовью. Алю я жалела за другое и по-другому.  Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил. Буду любить его, каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.

Мальчиков баловать надо – им, может быть, на войну придётся».

Чтец. «Генералам двенадцатого года».

М. Цветаева: «Действующие лица жизни: колодец часовней, куда чаще всего по ночам бегаю за водой, цепной пёс, скрипучая калитка. Нищету, в которой я живу, вы себе представить не можете».

Чтец. «Знаю, умру на заре».

М. Цветаева: «Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь (здесь не поймут из-за голоса), а для там – языком равных. Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, т. е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда».

Чтец. «Русской ржи от меня поклон».

Ведущий. В 1939 году Марина Цветаева восстановила своё советское   гражданство и вернулась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые в эмиграции.  

М. Цветаева: «Зола эмиграции… Я вся перед ней – так и жизнь прошла».

Ведущий. Ранее вернулись на Родину дочь и муж, но вскоре были репрессированы.

М. Цветаева: «Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничего не держится (ничего не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную игру слов)

 Чтец. «Пора снимать янтарь».

  Чтец. «Пора! Для этого огня».

Ведущий. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её «одиночества верховный час». 31 августа     1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

Чтец. «Вскрыла жилы».

Чтец: «Тело писателя – рукописи. Горят рукописи. Мы их жжём – 18-летний труд рук своих

Но чего не могу сжечь – так это белой бумаги. И я дарю эту белую бумагу так же, как иные – деньги. Точно не тетрадку дарю,  точно от этой тетрадки зависит жизнь».

Чтец. Стихотворение Б. Пастернака «Мне так же трудно до сих пор».

Ведущий. Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если «душа есть всё – всюду,  вечно»

Чтец. «Идёшь, на меня похожий».

Песня «Уж сколько их упало в эту бездну».                                                                                      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

красною_кистью_рябина_зажглась_литературно-музыкальная_композиция

красною_кистью_рябина_зажглась_литературно-музыкальная_композиция...

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

«ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой (1892-1941).)

«ЕСЛИ  ДУША  РОДИЛАСЬ  КРЫЛАТОЙ…» (Литературно-музыкальная  композиция о  жизни  и  творчестве  М. Цветаевой (1892-1941).)...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения  урока литературы по творчеству М.И.Ц...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....

"Красною кистью рябина зажглась..." (литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." может быть проведена для обучающихся 11 класса в рамках внеурочной деятельности или как самостоятельное внеклассное мер...