И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» 3 класс
план-конспект урока по литературе по теме

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vorona_i_lisica.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Нестерова Н.Н.

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ № 519

Республика/край, город/поселение

г. Москва

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.

Задачи урока

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

ЗУНы актуализируют: знание о литературных жанрах, произведений И.А. Крылова, умение слушать речь учителя, навыки чтения.

ЗУНы приобретут: знание биографии писателя и новой басни, умение и навык анализа басни и морали.

ЗУНы закрепят: навык осознанного выразительного чтения.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор (проекционное устройство)

Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)

Персональный компьютер (ноутбук)

Экран

Мультимедийная презентация,

Толковые  словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля

Учебник:  Горецкий, «Родная речь. В 2–х частях: 3 класс», М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М: Просвещение, 2002 г.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.      Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке  мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души  самыми прекрасными чувствами.

Ход и содержание урока

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

             (СЛАЙД 1)

   Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

- Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)

- Иван Андреевич Крылов был еще и очень трудолюбивым.

 Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года,  в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. И маленькому Ване пришлось идти работать. У будущего баснописца не было возможности учиться в школе. Но в нем жила жажда знаний, он был очень способным, поэтому самоучкой овладел языками математикой и стал высокообразованным человеком.

               

                (СЛАЙД 2-3)

- Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный  русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

                 (СЛАЙД 4-10)

Задание: угадайте какие иллюстрации относятся к каким басням Крылова.

- Ученики нашего класса приготовили нам сюрприз. Ребята нам покажут инсценировку басни «Стрекоза и Муравей».

3. Сообщение темы урока.

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

(Слайд  11)

 (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

- На какой жанр литературы  похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки  (запись определений в тетради).

Физкультминутка

- Мы сегодня должный найти в басне «Ворона и Лисица»  мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басне И.А. Крылов.

   

4. Первичное знакомство с басней.

                   (СЛАЙД 12)

- А теперь посмотрим басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.

(Просмотр мультфильма)

Восприятие просмотренной басни.

- Понравилась вам басня?

- Какая же история приключилась с Вороной?

- О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?

Словарная работа.

- Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.

                     (СЛАЙД 13)

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Не впрок – не на пользу.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

5. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику

Работа с текстом басни.

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)  

(слайд 14-15)

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).

(слайд 16)

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)

Работа над моралью басни.

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

       

Проверка и оценивание ЗУНов

6.Чтение произведения по ролям.

 Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

Рефлексия деятельности на уроке

7. (СЛАЙД 17)

На этом слайде изображены некоторые предметы. Посмотрите на них и вспомните басни И. Крылова к которым они относятся.

Закончите  предложения:

  «Сегодня я узнал ….»

Домашнее задание

 8. Выучить басню «Ворона и Лисица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие ОДОД. Тема "Иллюстрирование басни "Ворона и Лисица". Возраст обучающихся 8-10 лет

Интегрированное занятие (ИЗО – литература) с использованием игровых технологий.На занятии обучающиеся познакомятся с разными литературными жанрами, известными баснописцами, литературным творчест...

Басня «Ворони и Лисица» И. А. Крылов.

Данный урок - первый урок в системе изучения творчества И.А. Крылова в 5-м классе. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения...

варианты басни "Ворона и Лисица"

Подборка вариантов басни "Ворона и Лисица" разных авторов....

Темæ: «Цæстмæхъус ныхас фыдбылыз хæссы» Хетæгкаты Къостайы басня «Халон æмæ рувас» æмæ Иван Андреевич Крыловы басня «Ворона и Лисица»- мæ гæсгæ.

Сравнительный анализ произведений двух гениев русской и осетинской литературы И.А.Крылова и К.Л. Хетагурова...

Конспект урока литературы " И.А. Крылов.Знакомство с басней "Ворона и лисица"

Урок изучения новой темы содержит в себе знакомство с биографией И.А. Крылова, его басней "Ворона и Лисица"...