Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Леонтьева Ольга Эдуардовна

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_i.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).

Цели:

- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;

- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н.  Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

- ответ

- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

- ответ

- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему  не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Слайд:

Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?

Почему герой обречён на одиночество?

- Итак, тема нашего урока  - «А счастье было так возможно…» (слайд)

- Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)

- Как жил господин Н. до встречи с Асей?  (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

- Что значит «жил без оглядки»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

- Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с  «жестокосердной» вдовой).

- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)

- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2).  Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»

Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль…

Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.

- Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?

Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.

- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?

- Счастье.

- Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

Слайд: Искусство – природа – любовь.

- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

- В чём причина этой странности?

История Аси, рассказанная Гагиным.

- У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города.

Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.

Варвара Николаевна Житова.

В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей  Евстафьевич Берс.

Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства.  Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери  как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».

Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.

В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно.  Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города.

Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».

После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»

- А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

- В душе господина Н. происходит очень  сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Карточка.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.

Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.

Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.

- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Предательство, чужая тайна.

- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?

- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.

Заполнение 2 колонки таблицы.

Первое свидание

Второе свидание

Цвет и свет

Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском

Довольно темно

Интонация речи героев

Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом

Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания

В винограднике у подножия горы

Небольшая комната

Музыка

Вальс

-------------------------

Ключевой образ

Летящая птица, крылья

Испуганная птичка, рука, как мёртвая

-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.

- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?

- В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?

- Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд

- Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да  и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы с использованием ИКТ в 10 классе "Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока литературы с использованием ИКТ в 10 классе Тема урока: Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова (Слайд №1) Цель урока: Формирование умения исследовать, анализировать поэ...

Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....

Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Открытый урок литературы в 8 классе с использованием технологии критического мышления, частично-поискового метода, ИКТ-технологии...

Конспект урока литературы по повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции»

Урок знакомит с произведением современного писателя, помогает поработать над такими понятиями, как милосердие, толерантность....